Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »
методическая разработка на тему
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме функционирования образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predshkolnoy_podgotovki.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме функционирования образовательного учреждения.
Статус группы: группа кратковременного пребывания на базе общеобразовательного учреждения. Наполняемость группы - 18 человек.
Рабочая программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника» разработана для работы с детьми 6-7 лет в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе комплексной программы образования и развития детей 5 -7 лет «Школа 2100», созданной коллективом под руководством академика РАО А.А. Леонтьева.
Срок реализации программы – 7 месяцев.
Режим проведения занятий:
На базе МАОУ прогимназия «Центр детства», г. Новый Уренгой с октября по апрель, 2 раза в неделю, в течение 28 недель, по 3 занятия в день - по 30 минут каждое занятие. После 1–гои 2-го занятия проводятся динамические паузы, занятия направленные на развитие двигательной активности детей, по 15 минут каждое. Время пребывания детей на занятиях – 90 минут – 2 учебных часа.
Примерное расписание занятий на неделю:
- математика
- обучение грамоте
- окружающий мир
Цель данной адаптированной типовой программы – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.
Задача данной программы включает в себя:
- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
- обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
- развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
- развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
- формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- занятие-праздник;
- занятие-спектакль;
- занятие-конкурс;
- занятие-экскурсия;
- занятие-соревнование.
В основу программы положены следующие принципы:
- учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Программа построена по учебным предметам (как в школьных программах), в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольных процессов, ценностных отношений к окружающему миру и к себе и др.
При разработке программы использованы элементы комплексной программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» - «Детский сад 2100» (подготовительная группа/предшкольная подготовка).
ПРОГРАММА
по предшкольной подготовке
Программа предшкольного образования детей 6 – 7 лет предназначена для обеспечения базисного содержания дошкольного образования, которое направлено на достижение необходимого уровня развития каждого ребенка.
Программа представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе.
Цель программы: готовность к самореализации, поддержание в ребенке все то, что связано с личностным развитием.
Задачи:
- подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);
- подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.)
Основные технологии
- ведущая игровая деятельность
- личностно-ориентированное познавательное и социально-личностное развитие ребенка
(обеспечивать ребенку образование только по тем направлениям познавательного развития, по которым он еще не достиг уровня готовности к обучению в школе).
Результатом предшкольного образования должно стать:
- Готовность ребенка к дальнейшему развитию:
- Социально-личностному
- Когнитивному (познавательному)
- Речевому
- Сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей;
Задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка
- разъяснение и участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации;
- пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием;
- помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособиями для ребенка, методическими рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядными и раздаточными материалами).
Кроме того, для достижения поставленных целей проводится подготовительная и текущая работа с родителями (лицами их заменяющими):
Срок | Мероприятие |
сентябрь |
|
Октябрь - апрель | Индивидуальные беседы, консультации по запросу родителей с администрацией школы, психологов, логопедом, дефектологом. |
Март | Подготовка информации для ДОУ об условиях приёма в 1 класс. |
апрель | Дни открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей. |
Подготовка информационного буклета для родителей о учебно-методических комплектах реализуемых в будущем учебном году. | |
Апрель - май | Приём документов в 1 класс. Торжественное закрытие школы будущего первоклассника |
Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к азбуке»
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по учебникам Образовательной системы «Школа 2100».
Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме.
Цель курса — всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллектуальных и личностных качеств.
Задачи обучения:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
3. Формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
4. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
5. Развитие умений говорения, слушания и чтения.
6. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
7. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря, развитие грамматического строя речи.
8. Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением
9. Развитие звуковой культуры речи.
10. Расширение представлений об окружающем мире, явлениях природы с опорой на жизненный опыт ребёнка.
11. Развитие умения работать в коллективе, доводить начатое до конца, контролировать свои действия.
12. Развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками.
Содержание курса «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4)
Основным содержанием обучения является звуко-слоговой анализ слов. 1. Звуки:
• понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
• акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
• выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
• выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
• звуковой анализ состава слогов и слов;
• чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Слоги:
• понятие «слог», слоговой анализ слов;
• подбор слов на заданное количество слогов;
• выделение в словах первого и последнего слогов;
• подбор слов на заданный слог;
• составление прямых и обратных слогов.
3. Слова:
• выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
• составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
• изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
• выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
• восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
• последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
4. Буквы:
• знакомство с буквами;
• дифференциация понятий «звук» и «буква»;
• согласные и гласные буквы;
• соотнесение букв и звуков
Тематическое планирование по курсу «По дороге к Азбуке»
№ п/п | Тема занятия | Элементы развития мелкой моторики |
1. | Звуки и буквы | Правила раскрашивания. |
2. | Слова. Звуки | Знакомство с правилами штриховки Штриховка рисунков в различных направлениях. |
3. | Звук[А] | Штриховка и раскрашивание буквы А, а. Конструирование буквы А. |
4. | Звук[О] | Штриховка и раскрашивание буквы О, о. Конструирование буквы О. |
5. | Звук[Э] | Штриховка и раскрашивание буквы Э, э. Конструирование буквы Э. |
6. | Звук [И] | Штриховка и раскрашивание буквы И, и. Конструирование буквы И. |
7. | Звук[Ы] | Штриховка и раскрашивание буквы Ы. Конструирование буквы Ы. |
8. | Звук [У] | Штриховка и раскрашивание буквы У, у. Конструирование буквы. |
9. | Звук [М]. Согласные звуки. Слоги Твердые и мягкие согласные | Штриховка и раскрашивание буквы М, м. Конструирование буквы. |
10. | Звук[Н] | Штриховка и раскрашивание буквы Н, н. Конструирование буквы. |
11. | Звук[П] | Штриховка и раскрашивание буквы П, п. Конструирование буквы. |
12. | Звук[Т] | Штриховка и раскрашивание буквы Т, т. Конструирование буквы. |
13. | Звук [К] | Штриховка и раскрашивание буквы К, к. Конструирование буквы. |
14. | Звук[Х] | Штриховка и раскрашивание буквы Х, х. Конструирование буквы. |
15. | Дифференциация звуков [К] - [X], [К] - [X] | |
16. | Звук [Ф] | Штриховка и раскрашивание буквы Ф, ф. Конструирование буквы. |
17. | Звуки [Г] и [Г] | Штриховка и раскрашивание буквы Г, г. Конструирование буквы. |
18. | Звук [ЙО], [ЙУ]. Двойные звуки | Штриховка и раскрашивание букв Ё, Ю. Конструирование букв. |
19. | Звуки [ЙА], [ЙЭ] | Штриховка и раскрашивание букв Я, Е. Конструирование букв. |
20. | Звуки [Л] и [Л, ] | Штриховка и раскрашивание буквы Л, л. Конструирование буквы. |
21. | Звуки [В] и [В,] | Штриховка и раскрашивание буквы В, в. Конструирование буквы. |
22. | Звук[3] Звуки [С и [С,] | Штриховка и раскрашивание буквы С, с. Конструирование буквы. |
23. | Звуки [Б] и [Б] | Штриховка и раскрашивание буквы Б, б. Конструирование буквы. |
24. | Звуки [Д и [Д, ] | Штриховка и раскрашивание буквы Д, д. Конструирование буквы. |
25. | Звук[Р] | Штриховка и раскрашивание буквы Р, р. Конструирование буквы. |
26. | Звук [Ч] | Штриховка и раскрашивание буквы Ч, ч. Конструирование буквы. |
27. | Звук [Щ | Штриховка и раскрашивание буквы Щ, щ. Конструирование буквы. |
28. | Звук[Ц] | Штриховка и раскрашивание буквы Ц, ц. Конструирование буквы. |
29 | Встреча с «АЗБУКОЙ». | праздник |
Программа дошкольной подготовки детей по математике
Учебно-методическое пособие «Раз-ступенька, два - ступенька...» предназначено для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Оно представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы с позиций комплексного развития личности ребёнка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Основными задачами математического развития дошкольников являются:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объёма внимания и памяти.
3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому в пособии предложено большое количество игровых упражнений.
Психологи указываю на то, что игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детям, выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формирование навыков самооценки способствует также подведение е итогов занятия. Здесь же дети могут высказать своё отношение к занятию.
Поскольку все дети обладают своим уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом!
Для решения этой задачи в учебное пособие включён материал разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют той или иной операции, и нестандартные, когда ребёнок, приступая к решению, не знает заранее способа действий.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Тематическое планирование по программе « Раз-ступенька, два - ступенька»
№п/п | Тема занятия | Элементы логики |
1 -5 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. | Обобщение и классификация «Найди лишнее» |
6-8 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. Число и цифра 0. | Обобщение и классификация. |
9 | Отношение: часть- целое. Представление о действии сложения (на наглядном примере). Число 1 и цифра 1. | Обобщение и классификация «Нарисуй недостающий предмет и назови одним словом» |
10 | Пространственные отношения: на, над, под. Пространственные отношения: справа, слева. Пространственные отношения : между, посередине. Число 2 и цифра 2. | Обобщение и классификация «Рисование предмета между геометрических фигур» |
11-12 | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном примере). Число 3 и цифра 3. | Обобщение и классификация. |
13 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много. Число 4 и цифра 4. | Аналогии |
14 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число 5 и цифра 5. | Обобщение и классификация «Рисование предмета внутри геометрических фигур» |
15 | Представление о точке и линии. Число 6 и цифра 6. | Рисование внутри геометрических фигур. |
16 | Пространственные отношения: длиннее, корче. Сравнение (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Представление о числовом отрезке. Состав числа 6 | Смысловое соотнесение. Дополнение предмета рисунком по смыслу. |
17 | Пространственные отношения: впереди, сзади. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше. | Аналогии Сравнение предметов по элементам. Дополнение изображения на основе их сравнения |
18 | Временные отношения: раньше, позже Число 7 и цифра 7.. | Сравнение. Нахождение исходного предмета из нескольких предложенных. Нахождение 2 одинаковых предметов. |
19 | Пространственное отношение: тяжелее, легче. Состав числа 7 | Отрицание. Систематизация. Продолжи ряд, не нарушая последовательности |
20 | Сравнение (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Состав чисел в пределах 7 | Анализ и синтез. Соотнесение картинки и её фрагментов. |
21 | Число 8 и цифра 8 Представление об объеме (вместимости). | Анализ и синтез. Деление на группы по 1 признаку |
22 | Сравнение объема непосредственное и опосредованное с помощью мерки. Зависимость результата сравнения от величины мерки. Состав числа 8 | Анализ и синтез. Деление на группы по нескольким признакам |
23 | Состав чисел в пределах 8 Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознание. | Систематизация. Разместить фигуры на поле без повторов в столбиках и строках |
24 | Число 9 и цифра 9 Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознание. | Систематизация. Недостающее девятое. |
25 | Число 10 | Последовательность событий. |
26 | Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | Умозаключения. Подбор подходящей картинки по смыслу из предложенных. Смысловые пары |
27 | Состав чисел первого десятка | Умозаключения. Логические задачи. |
28 | Здравствуй, МАТЕМАТИКА! ( игра) | Решение логических заданий по выбору |
Раздел «Ознакомление с окружающим миром»
(28 часов)
(авторы А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова – пособие «Здравствуй, мир»)
Основная цель курса - знакомство с целостной картиной мира, которое происходит по мере решения задач по осмыслению ребенком своего опыта. Является начальным звеном непрерывного курса «Окружающий мир» (авторский коллектив под рук. А.А. Вахрушева). Для средней и старшей групп детских садов, УВК, групп подготовки к школе, для индивидуальных занятий родителей с детьми.
Задачи раздела:
- Дальнейшее приобщение к миру взрослых людей, и созданных их трудом предметов;
- Развитие возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, понимать, осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результату человеческого труда;
- Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей;
- Формирование отчётливых представлений о предметах материальной культуры;
- Расширение, уточнение и систематизация знаний о явлениях природы, формирование обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов;
- Воспитание бережного отношения к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней;
- Расширение, уточнение и систематизация представлений о растительном и животном мире в разных уголках планеты;
- Обогащение и уточнение знаний ребёнка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, формирование этических норм и правил поведения в обществе.
Предметное содержание
Мы живём в городе. Заочная экскурсия по городу – улицы, дворы, здания. Правила личной безопасности. Мой адрес.
Осень – время года. Признаки осени. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелётные птицы.
Профессии людей. Различные профессии в моей семье.
Улица. Правила поведения на улице. Транспорт. Правила поведения в транспорте.
Зима – время года. Признаки зимы. Растения зимой. Звери и птицы зимой.
Новый год и Рождество. История и традиции празднования.
Наши друзья животные. Обитатели леса. Животный мир. Лес – наше богатство.
Домашние животные – наши помощники. Животные, живущие рядом с человеком.
Растения в нашем доме. Комнатные растения – разновидности, уход за растениями.
23 февраля – день рождения Армии. Истории армии, рода войск. Воин – защитник нашей Родины.
Весна – время года. Признаки весны. Животный и растительный мир весной.
От семечка к росточку. Выращивание растений (фасоль, горох, лук).
Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.
Охрана животных и растений. Красная книга. Правила поведения в лесу.
Животные и растения готовятся к лету. Животный и растительный мир летом.
Тематическое планирование по программе
«Ознакомление с окружающим миром»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела |
1 | Мой город | 6 | Заочная экскурсия по городу – улицы, дворы, здания. Правила личной безопасности. Правила поведения на улице. Транспорт. Правила поведения в транспорте. Мой адрес. |
2 | Растения | 8 | Комнатные растения – разновидности, уход за растениями. От семечка к росточку. Выращивание растений (фасоль, горох, лук). |
3 | Дикие и домашние животные | 12 | Домашние животные – наши помощники . Животные, живущие рядом с человеком. Обитатели леса. Животный мир. Лес – наше богатство. Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке. Охрана животных и растений Красная книга. Правила поведения в лесу. |
4 | Времена года | 12 | Осень – время года. Признаки осени. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелётные птицы. Зима – время года. Признаки зимы. Растения зимой. Звери и птицы зимой. Весна – время года. Признаки весны. Животный и растительный мир весной. Животные и растения готовятся к лету. Животный и растительный мир летом |
5 | Наша Родина | 6 | Новый год и Рождество. История и традиции празднования. 23 февраля – день рождения Армии. Истории армии, рода войск. Воин – защитник нашей Родины. 9 мая - день Победы. Символы нашей страны (герб, флаг, гимн) |
6 | Труд взрослых | 5 | Профессии людей. Все профессии важны, все профессии важны. Различные профессии в моей семье. Труд людей в разное время года. |
7 | Вода - источник жизни. | 4 | Значение воды для всего живого. Охрана водных ресурсов. Круговорот воды в природе. |
8 | Итоговое занятие | 1 |
В результате работы дети должны получит знания:
- Об элементарных правилах поведения в городе и природе;
- О правилах личной безопасности;
- О своём домашнем адресе, названии страны, города;
- О сезонных изменениях в природе;
- Об основных трудовых действиях своих родителей и т.д.;
- О зимующих птицах.
Дети должны иметь представления:
- О правилах поведения в общественных местах;
- О растительном и животном мире в различных местах;
- О трёх состояниях вещества на примере воды;
- О сезонных явлениях (обобщённое представление).
Дети могут:
- Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе;
- Различать и называть деревья и кустарники по листьям и плодам;
- Соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
Методическое обеспечение для детей:
- «Раз - ступенька, два – ступенька» (маиематика для детей, ч 2,для детей 6-7 лет) – «Ювента», 2006
- Рабочая тетерадь «Изучаем математику». ОАО «Дом печати – ВЯТКА» - г. Киров
- Рабочая тетрадь «30 занятий с одаренными детьми» - г. Киров
- Рабочая тетрадь «Изучаем грамоту»» - ОАО «Дом печати – ВЯТКА» - г. Киров
- Рабочая тетрадь «Рисуем по клеточкам» - ОАО «Дом печати – ВЯТКА» - г. Киров
Методическое обеспечение для учителя:
- Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». – «Росмэн-Пресс»,2002
- Слова и звуки. Серия «Говорим правильно».
- Глицына Е.Б. 100 полезных упражнений –ЭКСМО
- Играем в слова. Серия «Говорим правильно».– ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров
- Дмитриева В.Г. Веселые лабиринты. Готовим руку к письму –изд. «Сова» 2011
- Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. - Издательский дом «Литера»: 2004.
- Волина В.В. Праздник букваря. – М.: 1999.
- Клементович Т.Ф. Я учусь писать красиво. - Издательский дом «Литера»: 2004.
- Пятак С.В. Узнаю звуки и буквы – ЭКСМО 2012.
- Сахарова Ю.М. Игры и упражнения на развитие речи и мелкой моторики. - Издательский дом «Литера»: 2004.
- Рабочая тетрадь «Умозаключения». Серия «Умный малыш». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров
- «Знакомимся с геометрией» - ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров.
Сайты в помощь учителю и родителям будущих первоклассников:
- www. методцентр.рф - Комплексная служба психолого - педагогического и социального сопровождения.
- www.defectolog.ru - сайт для дефектологов и логопедов.
- www.raskrasko.ru - обучающие раскраски на разные темы.
- www.raskraska.com – раскраски на разные темы
- www.twirpx.com – рабочие тетради для дошкольников
- www.proshkolu.ru - портал для учителей, содержащий методические материалы
- www.pedmir.ru - Сайт практической направленности, содержащий разработки уроков, презентации.
- www.defectolog.ru – сайт для логопедов и дефектологов.
- www.prozagadki.ru - Разные загадки, в том числе и математические, на одну букву, с подвохом, ребусы.
- www. korogovor.ru – Скороговорки на определённую букву
- www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и учителей.
- www.detgazeta.ru - детская газета.
- www.cofe.ru - детский сказочный журнал «Почитай-ка».
- www.skazochki.narod.ru - сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.
- www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное образование детей».
Приложение
Анкета №1
ДОСТАТОЧНО ЛИ ВНИМАНИЯ ВЫ УДЕЛЯЕТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ?
- Все ли Вам нравится в вашем ребенке?
- Слышите ли Вы, что ребенок говорит?
- Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
- Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли Вы речь малыша?
- Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
- Хвалите ли Вы малыша?
- Смеетесь ли вместе с ним?
- Отводите ли каждый день время для чтения ребенку?
- Часто ли Вы обнимаете ребенка?
- Играете ли вместе?
- Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
- Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?
- Знаете ли Вы любимую сказку, книгу, спектакль Вашего малыша?
- Ходите ли Вы в театры, в музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком?
- Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
- Беседуете ли Вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
- Стараетесь ли Вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
- Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулки?
- Есть ли у Вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?
КЛЮЧ. Варианты ответов:
«Да, почти всегда» - 4 балла
«Иногда, может быть» - 2 балла
«Нет, никогда» - 0 баллов
КОЛИЧЕСТВО ВАШИХ БАЛЛОВ.
От 80 до 60 Вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у Вас очень хорошие взаимоотношения, Вам очень хорошо вместе.
От 60 до 30 Очевидно, Вы занятой человек, но, несмотря на это, Вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша.
Меньше 30 Вам стоит задуматься и уделять немного больше внимания ребенку. Это сделает и его и Вас счастливее.
Анкета №2
«ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
(Овчарова Р. Практическая психология в начальной школе. – М: ТЦ «Сфера»», 1998 г)
- Психологическая и социальная готовность к школе (выбрать соответствующее утверждение)
А) Желание учиться в школе.
- Ребёнок хочет идти в школу.
- Особого желания идти в школу пока нет.
- Идти в школу не хочет.
Б) Учебная мотивация.
1) Ребёнок осознаёт важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.
2) Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности ит.д.)
3) Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе не видит.
В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию.
1) Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя.
2) Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны.
3) Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
Г) Организованность поведения.
1) Поведение организованное.
2) Поведение недостаточно организованное.
3) Поведение неорганизованное.
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе.
Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым уровнем.
Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
- Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
А) Фонематический слух, артикуляционный аппарат.
1) Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчётлива.
2) В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда).
3) Ребёнок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
Б) Мелкие мышцы рук.
1) Рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами.
2) Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением.
3) Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость.
1) Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.
2) отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.
3) Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
Г) Координация в системе «глаз-рука».
1) Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).
2) Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями.
3) При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.
Д) Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинка – нелепицах, в картинках со множеством контуров).
1) Соответствует средним показателям возрастной группы.
2) Ниже средних показателей.
3) намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе.
Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым уровнем.
Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
- Развитие познавательной деятельности.
А) Кругозор.
1) Представления о мире достаточно развёрнуты и конкретны, ребёнок может рассказать о стране, городе, в котором живёт, о животных и растениях, временах года.
2) Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3) Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем достаточно отрывочны, бессистемны.
Б) Развитие речи.
1) Речь содержательна, выразительна, грамматически правильная.
2) Ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.
3) Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласования, порядок слов, не закончены предложения).
В) Развитие познавательной активности, самостоятельности.
1) Ребёнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах.
2) Ребёнок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов узок.
3) Уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается , любознательность не проявляется.
Г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей).
1) Ребёнок определяет содержание, смысл ( в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и ёмко обобщает его в слове, видит и осознаёт тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2) Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.
3) Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребёнок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4) При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.
Д) Произвольность деятельности.
1) Ребёнок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.
2) Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке.
3) Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
Е) Контроль деятельности.
1) Результаты усилий ребёнка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.
2) Результаты усилий ребёнка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребёнок не может видеть это неполное соответствие.
3) Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребёнок не видит этого несоответствия.
Ж) Темп деятельности.
1) Соответствует средним показателям возрастной группы.
2) Ниже средних показателей возрастной группы.
3) Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности.
Выше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается первым уровнем.
Ниже среднего: Большинство показателей готовности оценивается вторым уровнем.
Низкий: большинство показателей оценивается третьим уровнем.
Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются четвёртым уровнем при оценке большинства показателем третьим.
Анкета №3
"ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ЧТЕНИЮ?"
Чем быстрее ребенок овладеет в школе способностью осознанно читать, тем успешнее он будет учиться. Учить читать малыша необходимо без принуждения. Способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествуют ряд других способностей. Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка читать.
За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл.
1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?
2. Способен ли их пересказать?
3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки
в книге?
5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
8. Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?
9. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
10. Он аккуратно хранит свои любимые книги?
11. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно
им пользуется?
12. Он понимает смысл большинства сложных слов?
13. Чтение для него приносит удовольствие?
14. Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно?
15. У Вашего малыша нет логопедических проблем?
16. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?
17. В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями?
18. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?
19. Ваш малыш с радостью учится читать?
20. Ваш малыш знает много стихов и песен?
Если сумма баллов составила:
15-20 баллов, то Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг.
10-14 баллов свидетельствуют о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать.
Менее 10 баллов значат, что пора бить тревогу, ведь Ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.
Анкета №4
"ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ПИСЬМУ?"
Научить ребенка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.
1. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?
а) всегда;
б) от случая к случаю;
в) никак не может запомнить.
2. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?
а) с неохотой, но приступив, увлечется;
б) с огромным удовольствием;
в) с заявлением: «у меня не получится» и категорично отказывается.
3. Рисунки Вашего ребенка отличаются:
а) наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;
б) оригинальностью, некоторой размашистостью;
в) аккуратностью и четкостью линий.
4. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:
а) держит ее, как взрослый;
б) его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
в) держит её непривычным образом, порисует уверенно.
5. Ваш ребенок, играя в школу, копирует:
а) буквы и предметы соответственно предложенному обращу, соблюдая размеры и форму;
б) изображая с небольшими неточностями;
в) со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво.
6. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?
а) часто, почти всегда;
б) иногда;
в) никогда, очень редко.
7. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:
а) замечательные поделки;
б) примитивные и очень неаккуратные поделки;
в) самые элементарные вещи с помощью взрослых.
8. Вы считаете, что Ваш ребенок:
а) рассеян, но старается быть аккуратным;
б) невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
в) расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам.
9. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:
а) его ловкости можно позавидовать;
б) у него неплохо получается;
в) постоянно путается, совершенно неуклюж.
10. Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили:
а) мозаику или конструктор;
б) книгу для раскрашивания;
в) куклу, машинку.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
А | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Б | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 |
В | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 |
Подсчитайте общее количество баллов, согласно ключу.
10-15 баллов
Вашему ребенку, к сожалению, будет трудно овладеть письмом. Поскольку мышцы его руки (кисти) не натренированы. Возможно, поэтому он избегает письменных работ либо рисования. Пока не поздно займитесь развитием ловкости мелких движений руки у ребенка.
16-25 баллов
Уровень развития графических навыков и пространственной ориентировки Вашего ребенка достаточно неплохой. Однако не лишним будет развивающие графические занятия.
26-30 баллов
Ваш малыш отлично подготовлен к овладению письмом. У него хорошая координация графических движений, уверенное владение шариковой ручкой, это обеспечит ему успех при письме.
Анкета №5
"ЗНАЕТ ЛИ РЕБЁНОК ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА?"
Проверив знания и навыки, оценив степень психологической настроенности на обучение, не лишним будет поинтересоваться у ребенка, что он знает о школе. Беседа с малышом поможет Вам определить «проблемы» и оценить его умение рассуждать.
Вашему ребенку необходимо закончить (продолжить) предложение.
1. Оценки бывают…
2. Школьники записывают домашнее задание в…
3. К учителю обращаются по…
4. На уроке поднимают руку, когда…
5. Перемена — это…
6. Урок начинается, когда…
7. Свои школьные принадлежности дети носят в…
8. У школьника есть дневник, а у учителя…
9. На каникулах ученики…
10. Стол, за которым в школе пишут называется…
11. В классе учатся дети, возраст которых…
12. Я буду учиться в школе… лет.
13. Если я хочу выйти в туалет или что-то сказать на уроке, нужно…
14. Учитель пишет мелом задание на…
15. На уроке дети…
КЛЮЧ: Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?
Если Ваш ребенок принципиально верно ответил на:
10-15 вопросов, то Ваш малыш хорошо осведомлен о школьных правилах, поэтому Вы можете быть за него спокойны, так как он без проблем сможет адаптироваться к новой обстановке.
6-9 вопросов, школьные правила малышу известны, но многие могут стать неожиданными с приходом в школу. Некоторые объяснения с Вашей стороны будут полезны.
4-5 вопросов, поиграйте с ребенком в школу, расскажите о правилах поведения, поделитесь своими школьными воспоминаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)
Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...
Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение по программе предшкольной подготовки «Путешествие в страну Знаний».
Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение по программе предшкольной подготовки «Путешествие в страну Знаний»....
Программа по математике для подготовки к обучению будущих первоклассников в «Малышкиной школе»
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при ...
Образовательная программа предшкольной подготовки «Первоклассник» на базе летнего лагеря дневного пребывания МБОУ «КСОШ №1»
Образовательная программа с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомен...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников
Предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению по ФГОС....
Рабочая программа предшкольной подготовки "Школа первоклассника".
Рабочая программа предшкольной подготовки "Школа первоклассника"...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...