Образовательная программа по предшкольной подготовке детей.
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №547 Красносельского района Санкт-Петербурга
Образовательная программа предшкольной подготовки детей в условиях школы
«Школа дошколят»
Автор программы - Касаткина В.Г., учитель начальных классов высшей кв. категории
Содержание
- Введение ………………………………………………………………………..стр.3
- Паспорт программы ……………………………………………………………стр. 5
- Пояснительная записка
- Цель программы …………………………………………………..стр.6
- Основные задачи программы …………………………………….стр.7
- Содержание программы…………………………………………...стр.8
- Ожидаемые результаты……………………………………………стр10
- Работа с родителями………………………………………………стр.13
- Приложение
- Тематическое планирование курса «Математика и логика» …..стр.14
- Тематическое планирование курса «Мир вокруг»………….…..стр.18
- Тематическое планирование курса «Я читаю»………………….стр.22
- Тематическое планирование курса «Я пишу» ………………….стр.28
- Тематическое планирование курса «Ментальная арифметика» стр.32
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Данная рабочая программа является комплексной, интегрированной, обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | «Школа дошколят» |
2 | Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 | Основные разработчики программы | Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Касаткина В.Г. |
4 | Основная цель программы | Создание педагогических и социально- психологических условий для успешной адаптации детей к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, развивать творческие способности ребенка |
5 | Задачи программы |
|
6 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов |
7 | Образовательные курсы программы |
|
8 | Целевая группа | Дети 6-7 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
9 | Ожидаемые результаты
|
|
Пояснительная записка
Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.
Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Основополагающие идеи программы:
- создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
- создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему;
- формирование психологической готовности к школе.
Актуальность данной прграммы состоит в том, что на этих занятиях происходит целенаправленное формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности, а это - важнейшая задача, стоящая перед современной школой.
Программа носит практический, творческий, а также исследовательский характер. Уже на первых занятиях дети знакомятся с глобусом и пытаются нарисовать «Портрет Земли», узнают много нового о русской культуре, знакомятся с русскими сказками, учатся классифицировать, выделять свойства предметов и т.д. При этом дети выполняют задания с элементами творчества, много фантазируют, воображают, развивают речь и моторику мышц.
Программа рассчитана на 244 часа.
Цель программы:
Создание педагогических и социально- психологических условий для успешной адаптации детей к обучению в школе, способствовать воспитанию гуманной, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, развивать творческие способности ребенка
Основные задачи программы:
- формирование учебной мотивации
- развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики;
- развитие творчески активной личности;
- развитие координации движений;
- на основе краеведения (регионального компонента) воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе
формирование культуры общения и культуры поведения
Принципы организации обучения:
- Принцип деятельностного подхода (с учётом структуры деятельности, по А.Н.Леонтьеву)
- Принцип интегрированного характера занятий
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
- Вариативность содержания и форм проведения занятий
- Систематичность и последовательность занятий
- Сознательность и творческая активность
- Наглядность.
- Доступность и достаточность.
- Единство воспитания и развития ребенка.
Обязательные условия проведения занятий:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- использование технологии непрерывного образования (дошкольное-начальное)
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- отсутствие каких-либо отметок
- открытость школы для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов школы с семьей.
Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает использование технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, основанной на деятельностном подходе к обучению детей. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видов деятельности (игра, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 7 годам. Также реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.
Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Применяются развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Среди задач, стоящих перед школой, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу. На занятиях ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего его развития. В «Школе дошколят» дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.
Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий. Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.
Успешность подготовки детей к школе во многом зависит от работы педагогов с семьей. Она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех стон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:
- активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к основному виду деятельности – игре;
- развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- активная деятельность специалистов (педагога-психолога, логопеда);
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Целевая группа:
Программа рассчитана на детей 6 – 7-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Развитие элементов логического мышления и математических представлений (курс «Математика и логика»).
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
- Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
- Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
- Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Развитие речи (курс «Я читаю»).
Одним из основных разделов данного курса является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.
Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.
Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Развитие мелкой моторики ( курс «Я пишу»).
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Основной целью обучения по данной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. Основными задачами курса являются:
- Закреплять умение правильно держать карандаш, правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения, формировать умение располагать узор в полосе, создавать несложные сюжетные композиции, изображать круглую, овальную, четырехугольную, треугольную формы. Формировать умение правильно располагать изображения на листе. Развитие мелкой моторики руки.
- Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
- Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
- Обучение звуко-слоговому анализу слов.
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Курс «Ментальная арифметика»
Эффективность курса, основанной на системе устного счета с помощью математических вычислений на абакусе, объясняется:
- развитием способности к визуализации – обучение умению выстраивать мыслительную картину, увеличивая тем самым объем памяти;
- развитием концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способности включить в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;
- развитием уверенности в собственных силах через игру и соревнование.
С помощью данного курса дети приобретут практические навыки в области устного счета и научатся производить вычисления.
Формы и методы организации деятельности:
Ведущий метод работы с детьми – это игра.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Ожидаемый результат:
- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
- формирование его готовности к систематическому обучению.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- свободно считать в пределах 10;
- сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- решать простые задачи (в одно действие);
- на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
- составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
В результате занятий по программе «Школа дошколят» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты:
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- - определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- - объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
- Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
- Регулятивные УУД:
- - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- - учиться работать по предложенному учителем плану;
- - учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- - учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- - учиться оценивать результаты своей работы.
- Познавательные УУД:
- - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- - учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- - учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- - сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- - классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- - учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- - учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
- Коммуникативные УУД:
- - называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- - слушать и понимать речь других;
- - учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- - учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- - строить понятные для партнера высказывания;
- - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- - совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- - сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- - учиться выполнять различные роли при совместной работе
Мониторинг результатов:
Отслеживание результатов реализации программы проводится в несколько этапов.
В период зачисления ребенка в «Школе дошколят» проводится первичная диагностика развития ребенка. Отслеживание результатов развития детей осуществляется педагогами на протяжении всех занятий. Результаты мониторинга сообщаются родителям в ходе индивидуальных бесед и родительских собраний. Диагностика: (возможные методики) (приложение 1)
- Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти.
- Методика Джекобсона по определению объема памяти.
- Методика по определению концентрации и распределения внимания
- Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации
- Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать
- Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет
- Методика для выявления уровня развития образных представлений
Работа с родителями будущих первоклассников:
Лекторий для родителей будущих первоклассников представляет собой курс лекций:
- Психологические особенности детей 6 -7 летнего возраста.
- Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу.
- Психолого- педагогическая готовность ребёнка к школьному обучению.
- Волевая готовность ребёнка к школе.
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
- Развитие восприятия у детей 6-7 летнего возраста
- Развитие мышления детей дошкольного возраста.
День открытых дверей проводится 2 раза в год согласно плана школы в 1 и 2 полугодиях.
Приложение
к образовательной программе «Школа дошколят»
Тематическое планирование
Курс «Математика и логика».
Примерная структура занятия (25 минут):
1 этап. (3-4 мин) Разминка.
2 этап. (5 мин) Развитие психических механизмов.
3 этап. (10 мин) Решение частично-поисковых задач. Введение нового материала.
4 этап. (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач.
Пособия для занятий: альбом,набор фломастеров, набор цветных карандашей, счетный материал (палочки, мешочки с камушками), набор цифр от 1 до 10, набор геометрических фигур из картона, модель числовой прямой, абак, линейка.
Учебные пособия:
- С. Е. Гаврина. Учимся считать.
- ЦОР «Учимся писать цифры»
- С. Е. Гаврина Прописи с узорами
- С. Е. Гаврина Прописи. Цифры.
- С. Е. Гаврина Развиваем логику.
- С. Е. Гаврина Учимся решать задачи
№ занятия | Содержание программного материала | Цели занятий | Основные понятия логики. Задания на развитие логики. |
Сентябрь – 6 занятий | |||
1-2 | Свойства предметов. | Научить выделять свойства предметов (цвет, форма, размер, материал и т.д.). Развивать мыслительные операции, внимание, память, творческие способности; познакомить с понятием «порядок», с формами плоских фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | Понятие о классификации, выделение признаков и свойств предметов. Игры: «Угадай предмет», «Внимание», «Геометрическое лото» и др. |
3-4 | Сравнение | Научить сравнивать совокупности предметов с помощью знаков = и ≠; развивать мыслительные операции, внимание, память, творческие способности; логику, речь. | Классификация, выделение признаков и свойств предметов. Игры: «Угадай фигуру», «Внимание» и др. |
5-6 | Сложение | Сформировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов; развивать мыслительные операции, внимание, память. | Логика высказываний: сходство и различие, существенные и несущественные признаки. Множества. Игры: «Внимание», «Назови группы». |
Октябрь – 9 занятий | |||
7-8 | Сложение | Сформировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов; развивать мыслительные операции, внимание, память | Логика высказываний: сходство и различие, существенные и несущественные признаки. Множества. Игры: «Внимание», «Назови группы». |
9-10 | Вычитание | Сформировать представление о вычитании как удалении из совокупности предметов ее части; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь. | Множества. Игры: «Исправь ошибку», «Учимся решать задачи» |
11-12 | Вычитание | Сформировать представление о вычитании как удалении из совокупности предметов ее части; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь. | Множества. Игры: «Исправь ошибку», «Добавь недостающий предмет», «Буратино» |
13 | Сложение и вычитание | Установить взаимосвязь между сложением и вычитанием; уточнить пространственные отношения «выше» - «ниже»; рассмотреть понятия «один» - «много» | Пересечение двух множеств. Игры: «Внимание», «Потерялся предмет». |
10-11 | Число 1. Цифра 1. | Ввести число 1 и цифру 1; уточнить понятия «слева», «справа», «посередине»; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь. | Объединение двух множеств. Игры: «Потерялось число», «Внимание». |
Ноябрь – 8 занятий | |||
12-13 | Число 2. Цифра 2. Состав числа 2. | Ввести число 2 и цифру 2; закрепить пространственно-временные отношения; развивать логическое мышление | Утверждение и отрицание. Игры: «Потерялось число», «Внимание». |
14-15 | Число 3. Цифра 3. Состав числа 3. | Ввести число 3 и цифру 3; рассмотреть отношения «длиннее» - «короче»; развивать память мышление, логику. | Утверждение и отрицание. Игры: «Найди ошибку», «Внимание». |
16-17 | Число 4. Цифра 4. Состав числа 4. | Ввести число 4 и цифру 4; формировать представление о четырехугольнике; развивать речь, память, воображение. | Все и некоторые. Игры: «Что лишнее», «Заблудилось число». |
18-19 | Числовой отрезок. | Познакомить с понятием числового отрезка, научить присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу; развивать пространственные отношения. | Все и некоторые. Задачи в стихах. Игры: «Внимание», «Заблудилось число». |
Декабрь – 8 занятий | |||
20-21 | Число 5. Цифра 5. Состав числа 5. | Ввести число 5 и цифру 5; формировать представление о пятиугольнике; развивать речь, память, воображение, смекалку. | Случайность и закономерность. Задачи в стихах. Игра «День – ночь». |
22 | Столько же. | Научить сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар; развивать сообразительность, находчивость. | Случайность и закономерность. Задачи в стихах. Игра «День – ночь», «Заблудилось число». |
23-24 | Числа от 1 до5. | Систематизировать знания детей о числах 1- 5 и их составе; развивать речь, память, воображение, смекалку. | И здесь и там. Задачи в стихах. Игры: «Цепочка», «День – ночь». |
25 | Числа от 1 до5. | Систематизировать знания детей о числах 1- 5 и их составе; развивать речь, память, воображение, смекалку. | И здесь и там. Задачи в стихах. Игры: «Цепочка», «День – ночь». |
26-27 | Число 6. Цифра 6. Состав числа 6. | Ввести число 6 и цифру 6; отрабатывать взаимосвязь между целым и частью; развивать мыслительные операции, внимание, память, творческие способности. | И здесь и там. Задачи в стихах. Игры: «Найди лишний ряд», «Сравни». |
Январь – 6 занятий | |||
28-29 | Точки и линии. | Познакомить с понятиями точки и линии; закрепить счет в пределах 6; взаимосвязь между целым и частью; развивать мыслительные операции. | Истинные и ложные высказывания. Игры: «Выручи зайку!», «Смекни– ка!» |
30-31 | Число 7. Цифра 7. Состав числа 7. | Ввести число 7 и цифру 7; отрабатывать взаимосвязь между целым и частью; закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, речь, воображение. | Истинные и ложные высказывания. Игры: «Разложи на три группы», «Сравни-ка!» |
32-33 | Число 8. Цифра 8. Состав числа 8. | Ввести число 8 и цифру 8; отрабатывать взаимосвязь между целым и частью; закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, память. | Рассуждение. Задачи в стихах. Игры: «Какая дверь ведет к подруге?», «Сравни-ка!» |
Февраль – 7 занятий | |||
34-35 | Число 9. Цифра 9. Состав числа 9. | Ввести число 9 и цифру 9; закрепить навыки счета в пределах 9; взаимосвязь между целым и частью; развивать сообразительность, логическое мышление. | Рассуждение. Игры: «Найди лишний ряд», «Сравни». |
36-37 | Число 0. Цифра 0. | Ввести число 0 и цифру 0; рассмотреть свойства 0; закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать мыслительные операции, внимание, | Обратимость. Игры: «Заполни пустые клетки», «Внимание» |
38-39 | Число 10. Состав числа 10. | Ввести число 10; рассмотреть состав 10, закрепить сравнение чисел с помощью составления пар; развивать речь, память, воображение, смекалку. | Обратимость. Игры: «Чем они отличаются?», «Какая фигура лишняя?». |
40 | Волшебные цифры. | Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах» познакомить с первыми девятью римскими цифрами; развивать сообразительность, логическое мышление. | Представление о вероятности и прогнозе. Задачи в стихах. Игры: «Маски», «Сумеешь ли ты увидеть?» |
Март – 9 занятий | |||
40 | Праздник «В гостях у царицы Математика» | ||
41-42 | Сравнение чисел. | Учить сравнивать изученные числа; ввести понятия «больше», «меньше»; развивать речь, память, воображение. | Истинные и ложные суждения. Задачи в стихах. Игра: «Сумеешь ли ты различить?». |
43-47 | Сложение и вычитание на числовом отрезке. | Учить работать с числовым отрезком; показать алгоритм сложения и вычитания на числовом отрезке; развивать сообразительность, логическое мышление. | Частные и общие суждения. Игры: «Какая цифра скрыта?», «Чем они отличаются?». |
48 | Интеллектуальный марафон «Юные математики» | ||
Апрель – 8 занятий | |||
49-59 | Упражнение в чтении и записи изученных чисел. Закрепление знаний о составе чисел первого десятка. | Упражнять в чтении и записи изученных чисел, закреплять знания о составе чисел первого десятка; провести беседу «Для чего людям нужна математика?» | Утвердительные и отрицательные суждения. Игры: «Знаешь ли ты?», «Восстановите числа». |
60-61 | Диагностическая работа |
Курс «Мир вокруг».
Примерная структура занятия (25 минут):
1 этап. (3-4 мин) Разминка.
2 этап. (5 мин) Развитие психических механизмов.
3 этап. (10 мин) Решение частично-поисковых задач. Введение нового материала.
4 этап. (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач.
Учебные принадлежности: альбом, набор цветных карандашей, набор цветной бумаги и картона, клей ПВА, акварельные краски, кисточки для рисования, природный материал, ножницы, зерна, пластилин, цветной бисер, крупа, пуговицы.
№ заня-тия | Содержание программного материала | Цели занятий | Развитие моторики |
Сентябрь – 3 занятия | |||
1 | Что такое окружающий мир? | Ввести понятие «окружающий мир»; научить различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе (созданные руками человека); развивать воображение, фантазию, моторику мелких мышц кисти. | Рисунок (цветные карандаши) - аппликация плаката по представлению «Мир, который меня окружает». |
2 | Моя семья. С кем я живу. «А у нас…» | Учить составлять устный рассказ о членах семьи (профессия, любимые занятия), о животных , которые живут рядом с нами; воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи, домашним животным; развивать и обогащать речь, моторику мелких мышц кисти. | Лепка. «Мой четвероногий друг» Памятник родителям в Павловском парке Памятник Собаке |
3 | Земной шар на столе. Моя страна. Наши соседи. Китай» | Познакомить детей с историей появления и использования глобуса; материки, их названия, наша страна на глобусе, наша «соседка» - Китай, дать общие сведения о Китае; объяснить значение и роль цвета на глобусе; расширять кругозор; развивать речь, моторику мелких мышц кисти. | Аппликация из бисера «Портрет Земли». |
Октябрь – 5 занятий | |||
4 | В этом доме я живу. | Учить детей называть свой домашний адрес; учить умению составлять и вести рассказ по своему рисунку; развивать мышление, связную речь воображение, наблюдательность и творческие способности, моторику мелких мышц кисти. | Аппликация из цветной бумаги «Город» . ТБ при работе с ножницами. |
5 | Умею ли я вести себя на улицах города. | Раскрыть необходимость дисциплины на улицах для сохранения жизни и здоровья; знакомить с основными знаками, сигналами светофора; воспитывать заботу о своем здоровье, развивать речь, моторику мелких мышц кисти. | Аппликация «Светофор». Викторина по ПДД. |
6 | Времена года. Музыкальное искусство. П.И.Чайковский . | Дать понятие «Искусство». «Музыкальное искусство» «Композитор». Систематизировать знания детей о временах года, их существенные признаки; формировать знания об экологической целостности природы; показать красоту всех времен года; воспитывать любовь к родной природе; развивать речь, моторику мелких мышц кисти. | Игра «Можно – нельзя». Загадки. Рисунок (краски) «Осень на опушке краски разводила.» Фонтан «Времена года» |
7-8 | Царство животных. Животные нашего края. Большая панда как национальный символ Китая. | Подвести детей к пониманию, что в мире природы есть еще один удивительный мир – мир животных, ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком); воспитывать гуманную, социально активную личность, бережно и ответственно относящуюся к богатствам природы; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор. | Викторина «Животные нашего края». Оригами. |
Ноябрь – 4 занятия | |||
9-10 | Народно-прикладное искусство. Матрешка. Музыка моего народа. | Дать понятие «народно-прикладное искусство», его видами. Познакомить с народной игрушкой-матрешкой. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор | Рисование. Краски. Матрешка. |
11-12 | Царство растений. Растения нашего края. Музыка моего народа. «Четыре совершенных» растения Китая (благородных): слива мэйхуа,орхидея, бамбук, хризантема. | Подвести детей к пониманию, что в мире природы есть еще один удивительный мир – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикие культурные; познакомить с растениями нашего края; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор. | Викторина «Растения нашего края».Аппликация из пластилина . Орхидея. |
Декабрь – 4 занятия | |||
13-14 | Наш город – часть большой страны (памятные места) Символы нашего государства. Символы моего города. | Рассказать о значении нашего города для страны; об исторических местах и памятниках; воспитывать любовь к родному краю, городу; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор | Составление небольшого рассказа «Любимый город». Рисунок.Карандаши. |
15-16 | Наши праздники. Новогодние песни. | Расширить знания о празднике Новый год. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор | Объемная аппликация «Новогодний хоровод» |
Январь – 3 занятия | |||
17-18 | Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте. | Рассказать и познакомить с основными видами транспорта в нашем городе; с профессиями людей, работающих на транспорте, повторить правила поведения в транспорте; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор, воображение, фантазию. | Беседа «Транспорт и правила поведения в нем». Разгадывание кроссворда. |
19 | Труд людей в нашем городе. | Рассказать о том, как трудятся люди нашего города; побеседовать о предприятиях города; воспитывать осознание важности труда для жизни людей, о роли профессий; воспитывать любовь к родному краю, городу; развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор. | Сочинение небольшого рассказа «Где трудятся мои родители». Рисунок. Краски.Карандаши. «Мой папа на работе», «Моя мама на работе» (на выбор). |
Февраль – 4 занятия | |||
20-21 | Китайский Новый год. | Познакомить с особенностями встречи Нового года в Китае. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор | Объемная аппликация из крупы. Собака-символ Нового года. |
22-23 | Изобразительное искусство. Жанры изобразительного искусства. Русский музей (заочное путешествии).. | Дать понятие «искусство», «изобразительное искусство» и познакомить с основными жанрами изобразительного искусства. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор. | Аппликация из пластилина «Зимушка - зима». |
Март – 4 занятия | |||
24-25 | Наши праздники. 8 марта. Музыкальное искусство. Песни о маме. | Учить составлять устный рассказ о маме или бабушке (профессия, любимые занятия), воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи; развивать и обогащать речь, моторику мелких мышц кисти. | Рисование. Краски. Карандаши. Портрет «Самая любимая…» |
26-27 | Праздники Китая. День посадки деревьев. Музыкальное искусство Китая. | Познакомить с особенностями праздника. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти, расширять кругозор | Аппликация из пуговиц «Что мы сажаем, сажая леса?» |
Апрель – 4 занятия | |||
28-29 | Наши праздники. День космонавтики. | Дать понятия «космос», «космонавт», скафандр. Познакомить с праздником. Расширить знания о космосе, первом космонавте, космонавтах. Развивать речь, моторику мелких мышц кисти. | Рисование. Краски. «Дорога в космос» |
30-31 | Диагностическая работа |
Курс «Я читаю».
Примерная структура занятия (25 минут):
1 этап. (3-4 мин) Фонетическая зарядка. Разминка.
2 этап. (5 мин) Звуко-слоговой анализ и синтез.
3 этап. (10 мин) Решение частично-поисковых задач. Введение нового материала (демонстрация буквы, называние ее , рассматривание графических изображений буквы ; .
4 этап. (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач Речевые игры.
Учебные принадлежности: альбом, набор цветных карандашей, буквенное лото, буквы на кубиках, настенная азбука, наборное полотно
Учебные пособия:
- Г.Е.Сычева. Логопедический букварь.
- В.Р.Старинина, А.В.Гутенёва. Грамотный дошкольник
№ занятия | Содержание программного материала | Цели занятий | Региональный компонент (ЦОР) |
Сентябрь - 6 занятий | |||
1-2 | Устная и письменная речь. | Познакомить с видами речи: устной и письменной; показать роль устной и письменной речи в жизни человека; довести до сознания детей, что речь состоит из предложений; развивать речь; формировать словарь. | Русские народные сказки. «Теремок» |
3-4 | Диалог и монолог. | Рассказать детям о двух формах речи – диалоге и монологе; упражнять в различении диалога и монолога в речевом общении людей; |
|
5 | Описание и повествование. | Рассказать детям о разнообразии монологических высказываний, показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в различении повествования и описания; | Литератур-ные сказки. Е.Чарушин «Теремок»
|
Октябрь – 9 занятий | |||
6 | Описание и повествование. | Рассказать детям о разнообразии монологических высказываний, показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в различении повествования и описания; | Литературные сказки.
|
7 | Знакомство с буквой У (по плану). Запуск проекта «Моя Азбука» | Познакомить с гласным звуком [у] и буквами у,У; воспитывать звуковую культуру речи; обогащать словарь; развивать устную речь. | Музей кукол Кукольный театр сказки |
8 | Знакомство с буквой А (по плану). | Познакомить с гласным звуком [а] и буквами а, А; воспитывать звуковую культуру речи; обогащать словарь; развивать устную речь. | Александровский сад Александровская колонна |
9 | Знакомство с буквой И (по плану). | Познакомить с согласными звуками [и] и буквами и, И; учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь. | Исаакиевский собор |
10-11 | Знакомство с буквой М (по плану). Колыбельные песни, скороговорки. | Познакомить с согласными звуками [м], [м’] и буквами м, М; воспитывать звуковую культуру речи; обучать построению полных и выразительных ответов; учить различать гласные звуки от согласных. | Музей хлеба |
12-13 | Знакомство с буквой Н (по плану). | Познакомить с согласными звуками [н], [н’] и буквами н, Н; развивать логическое мышление; умение рассуждать и доказывать; показать потребность людей в красоте и архитектурном разнообразии. | Нарвские триумфальные ворота |
14 | Знакомство с буквой П (по плану). | Познакомить с согласными звуками [п], [п’] и буквами п, П. Формировать практические умения по составлению слогов и слов. | Петропавловс-кая крепость |
Ноябрь – 8 занятий | |||
15 | Знакомство с буквой П (по плану). | Познакомить с согласными звуками [п], [п’] и буквами п, П. Формировать практические умения по составлению слогов и слов. | Петропавловская крепость |
16 | Знакомство с буквой О (по плану). | Познакомить с гласным звуком [о] и буквами о, О; воспитывать звуковую культуру речи; обогащать словарь; развивать устную речь. | Океанариум |
17-18 | Знакомство с буквой К (по плану). | Познакомить с согласными звуками [к], [к’] и буквами к, К, Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь. | Каменный мост |
19-20 | Знакомство с буквой Т (по плану) Игра со словами кит и кот, в которых «перепутались» гласные буквы. | Познакомить с согласными звуками согласными звуками [т], [т’] и буквами т, Т. Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь. | Толбухин маяк |
21-22 | Знакомство с буквой Д (по плану) . | Познакомить с согласными звуками согласными звуками [д], [д’] и буквами д, Д. Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь. | Дворцовая площадь |
Декабрь – 8 занятий | |||
23 | Знакомство с буквой Ы (по плану) . | Познакомить с гласным звуком [ы] и буквой ы; воспитывать звуковую культуру речи; обогащать словарь; развивать устную речь. | Памятник И.А. Крылову |
24-35 | Знакомство с буквой Г (по плану) . | Познакомить с согласными звуками согласными звуками [г [г’] и буквами г, Г Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь. | Памятник городовому Обелиск «Городу-герою Ленинграду» |
26 | Знакомство с буквой Б (по плану) . | Познакомить с согласными звуками согласными звуками [б [б’] и буквами б, Б. Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь. | Большой Петергофский дворец |
27 | Знакомство с буквой В (по плану). Сложные слова. | Познакомить с согласными звуками [в], [в’] и буквами в, В; учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую культуру речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух. | Памятник водовозу |
28 | Знакомство с буквой Й (по плану). | Познакомить с согласным звуком [и’] и буквами й, Й; учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую культуру речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух. | Центральный музей железнодорожного транспорта РФ |
29-30 | Знакомство с буквой Я (по плану). | Познакомить с гласными звуками и буквами Я. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи. | Памятник зайчику |
Январь – 6 занятий | |||
31-32 | Знакомство с буквой Л (по плану). Повторение и закрепление пройденного материала. Составление слов. | Познакомить с согласными звуками [л], [л’] и буквами л, Л; учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь. | Летний сад |
33-34 | Знакомство с буквой Э (по плану). | Познакомить с гласными звуками и буквами Э. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи. | Эрмитаж. |
35-36 | Знакомство с буквами Х (по плану). | Познакомить с согласными звуками [х], [х’] и буквами х, Х. Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь. | Храм Дружбы в Павловском парке |
Февраль – 7 занятй | |||
37-38 | Знакомство с буквой Ю (по плану). | Познакомить с гласными звуками и буквами Ю. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи. | Юсуповский дворец |
39-40 | Знакомство с буквами Ф (по плану). | Познакомить с согласными звуками [ф], [ф’] и буквами ф, Ф, Учить элементарному анализу речи. Отрабатывать четкое и внятное произнесение отдельных звуков, слогов, слов, предложений; развивать речь. | Памятник фонарщику |
41-42 | Знакомство с буквой Ч (по плану). Составление и чтение слов. | Познакомить с согласным звуком звуком [ч’] и буквами ч, Ч. Учить составлять и читать слова, развивать звуковую культуру речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух. | Цирк. |
43 | Знакомство с буквой С (по плану. Беседа о Солнце. | Познакомить с согласными звуками [с], [с’] и буквами с, С. Учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь. | Синий мост. |
Март – 9 занятий | |||
44 | Знакомство с буквой С (по плану. Беседа о Солнце. | Познакомить с согласными звуками [с], [с’] и буквами с, С. Учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь. | Синий мост. |
45-46 | Знакомство с буквой Е (по плану). | Познакомить с гласными звуками и буквами Е. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи. | Елагин остров |
47 | Знакомство с буквой З (по плану). Повторение пройденных букв, составление слов с помощью лото. | Познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами з, З; учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую культуру речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух. | Ленинградский зоопарк. |
48-49 | Знакомство с буквой Ц (по плану). Работа со словариком (цапля, цирк, цепь, чашка, часы, чайник). Составление и чтение слов. | Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами ц, Ц, Учить составлять и читать слова, развивать звуковую культуру речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух. | Зелёный (Полицейский) мост |
50-51 | Знакомство с буквами Ш (по плану). Составление и чтение слов. | Познакомить с согласным звуком [ш] и буквами ш, Ш; учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую культуру речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух. | Фонтаны-шутихи |
52 | Знакомство с буквой Щ (по плану). Работа со словариком (шалаш, шляпа, шишка, щётка, щенок, щука). Составление и чтение слов. | Познакомить с согласным звуком [щ’] и буквами щ, Щ; учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую культуру речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух. | Щучье озеро |
Апрель – 8 занятий | |||
53 | Знакомство с буквой Щ (по плану). Работа со словариком (шалаш, шляпа, шишка, щётка, щенок, щука). Составление и чтение слов. | Познакомить с согласным звуком [щ’] и буквами щ, Щ; учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую культуру речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух. | Щучье озеро |
54-55 | Знакомство с буквой Ж (по плану). Составление слов с изученными буквами. | Познакомить с согласным звуком [ж] и буквами ж, Ж; учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую культуру речи; обогащать и активировать словарь, развивать фонематический слух. | Железнодорож-ный вокзал |
56-57 | Знакомство с буквой Ё (по плану). | Познакомить с гласными звуками и буквами Ё. Отрабатывать выразительную внятную речь, формировать и активизировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи. | Работа над краткосрочным проектом «Любимый город» |
58 | Знакомство с буквой Р (по плану). С этой буквы начинаются слова родина, Россия, Русь. | Познакомить с согласными звуками [р], [р’] и буквами р, Р; учить называть слова с данным звуком; развивать звуковую сторону речи, словарь, связную, выразительную речь. | Ростральные колонны |
59 | Знакомство с буквой ь знак (по плану). | Познакомить с буквой ь знак; совершенствовать диалогическую и монологическую формы общения; учить детей последовательно, выразительно, самостоятельно пересказывать небольшие литературные произведения; учить читать. | Дельфинарий |
60 | Знакомство с буквой ъ знак (по плану). | Познакомить с буквой ъ знак; совершенствовать диалогическую и монологическую формы общения; учить детей последовательно, выразительно, самостоятельно пересказывать небольшие литературные произведения; учить читать. | Викторина «Любимый город» |
61 | Повторение, проверка того, что помнят дети. Речевые игры, составление и чтение рассказов. | Повторить, проверить то, что помнят дети. Провести речевые игры «Доскажи слово», «Угадай, что я сказала», «Цепочка слов» и др., учить составлению и чтению слов. | Проект «Любимый город» |
Курс «Я пишу».
Примерная структура занятия (25 минут):
1 этап. (3-4 мин) Массаж кистей рук с использованием чистоговорок и скороговорок. .
2 этап. (5 мин) Пальчиковая гимнастика.
3 этап. (10 мин) Графический диктант. Решение частично-поисковых задач (копирование узоров, обведение по контуру, штриховка, раскраска, работа в прописях).
4 этап. (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач.
Физкультурная разминка или танцевальная пауза проводятся на занятии по мере необходимости.
Учебные пособия:
- С. Е. Гаврина. Готовим руку к письму.
- С. Е. Гаврина. Прописи с узорами
- С. Е. Гаврина Учимся писать.
- С. Е. Гаврина Прописи. Палочки и крючочки.
№ п/п | Тема урока
|
Цели занятий | Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики. Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта. Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений. Подготовка руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка. Формирование у учащихся предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой двигательной сферы. |
Сентябрь – 6 занятий Тетрадь «Готовим руку к письму | |
1 | Диагностическая работа. |
2-3 | История возникновения письма. Ориентировка в тетради. Гигиенические правила письма (держать карандаш,ручку, пользоваться карандашом, ручкой, столом, тетрадью) Строка и межстрочное пространство. Выполнением графических заданий по образцу |
4-5 | Прямые вертикальные линии. Штриховка. Раскрашивание. . Графические упражнения по образцу Гигиенические правила письма, правила посадки при письме . |
6 | Прямые, наклонные и вертикальные линии. Штриховка. . Раскрашивание. Графические упражнения по образцу Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
Октябрь – 9 занятий. | |
7-8. | Вертикальные и горизонтальные линии. Штриховка. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме . |
9-10 | Прямые наклонные и вертикальные линии. Обводка по контуру. Вертикальная штриховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
11-12 | Прямые наклонные и вертикальные линии. Обводка по контуру. Вертикальная штриховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
13-14 | Прямые наклонные и вертикальные линии. Обводка по точкам. Вертикальная штриховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Графические упражнения по образцу Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
15 | Прямые наклонные и вертикальные линии. Обводка по контуру. Вертикальная штриховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
Ноябрь – 8 занятий | |
16 | Прямые наклонные и вертикальные линии. Обводка по контуру. Вертикальная штриховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
17-18 | Прямые наклонные и горизонтальные линии. Обводка по контуру. Горизонтальная триховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
19-20 | Вертикальные и горизонтальные линии . Прямые наклонные линии. Обводка по контуру Штриховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
21-22 | Вертикальные и горизонтальные линии . Прямые наклонные линии. Обводка по контуру Штриховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
23 | Обводка по контуру. Горизонтальная штриховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
Декабрь – 8 занятий | |
24 | Обводка по контуру. Горизонтальная штриховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
25-26 | Обводка по контуру. Горизонтальная и вертикальная штриховки. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
27-28 | Обводка по контуру линий круга, овала. Наклонная штриховка. Раскрашивание. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
29-30 | Рисование по клеткам. Понятие «симметрия». Наклонная штриховка. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
31 | Понятие «симметрия». Наклонная штриховка. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
Январь – 6 занятий | |
32 | Понятие «симметрия». Наклонная штриховка. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
33-34 | Рисование по клеткам. Понятие «симметрия». Горизонтальная штриховка. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
35-36 | Срисовывание. Горизонтальная штриховка. Графические упражнения по образцу Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
37 | Срисовывание. Наклонная штриховка. Графические упражнения по образцу(петля). Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
Февраль – 7 занятий | |
38 | Обводка по контуру. Горизонтальная штриховка. Графические упражнения по образцу Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
39-40 | Понятие «симметрия». Рисование по образцу. Вертикальная штриховка. Графические упражнения по образцу(петля). Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
41 | Понятие «симметрия». Рисование по образцу. Горизонтальная штриховка. Графические упражнения по образцу(петля, полукруг). Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
42 | Обводка по контуру. Срисовывание. Графические упражнения по образцу(круг, овал). Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
43-44 | Обводка по контуру. Горизонтальная и вертикальная штриховки. Графические упражнения по образцу Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
Март – 9 занятий | |
45 | Обводка по контуру. Горизонтальная и вертикальная штриховки. Графические упражнения по образцу Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
Тетрадь «Учимся писать» | |
46-47 | Понятия «строка» и «межстрочное пространство», «рабочая строка». Обводка по контуру прямых и наклонных линий. Горизонтальная и вертикальная штриховки. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
48 | Обводка по контуру и письмо прямых и наклонных линий. Письмо короткой и длинной наклонных линий с закруглением внизу и вверху. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
49 | Обводка по контуру и письмо горизонтальных и вертикальных линий. Письмо короткой и длинной наклонных линий с закруглением внизу и вверху в одном элементе. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
50 | Обводка по контуру и письмо горизонтальных и вертикальных линий. Письмо короткой и длинной наклонных линий с закруглением внизу и вверху в одном элементе. Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
51 | Обводка по контуру и письмо линий круга, линии – «прямая волна». Письмо овалов , коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
52 | Обводка по контуру и письмо полуовалов. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху Графические упражнения по образцу. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
53 | Обводка по контуру и письмо полуовалов, линии «петля». Письмо коротких и длинных непрерывных наклонных линий с закруглением внизу и вверху. Графические упражнения по точкам. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
Апрель – 8 занятий | |
54 | Обводка по контуру и письмо полуовалов, линии «петля». Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху. Письмо коротких и длинных наклонных линий с петлей вверху и внизу. Графические упражнения по точкам. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
55 | Обводка по контуру и письмо полуовалов, линии «петля». Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху, слева и справа. Графические упражнения по точкам. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
56 | Обводка по контуру и письмо прямых наклонных, горизонтальных и вертикальных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий с петлями. Графические упражнения по точкам. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
57 | Обводка по контуру и письмо полуовалов, линии «петля». Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением вверху справа. Наклонная штриховка. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
58 | Обводка по контуру и письмо линий круга, овала, линии – «горизонтальная волна». Письмо линий полуовала, круга. Наклонная штриховка. Графические упражнения по точкам. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
59 | Обводка по контуру и письмо прямых наклонных, горизонтальных и вертикальных линий с петлёй в одном элементе. Обводка по контуру и письмо линий окружности. Графические упражнения по точкам. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
60 | Обводка по контуру и письмо непрерывных прямых наклонных линий с петлей в одном элементе и овалом. Графические упражнения. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
61 | Обводка по контуру и письмо прямых наклонных вертикальных линий с петлёй в одном элементе. Обводка по контуру и письмо линий окружности. Графические упражнения по точкам. Раскрашивание. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. |
Курс «Ментальная арифметика».
Примерная структура занятия (25 минут):
1 этап. (3-4 мин) Разминка.
2 этап. (5 мин) Развитие психических механизмов.
3 этап. (10 мин) Решение частично-поисковых задач. Введение нового материала.
4 этап. (10 - 11 мин) Рефлексия занятия. Решение творческих задач.
Учебные принадлежности: абакус
№ заня-тия | Содержание программного материала
|
Сентябрь – 3 занятия | |
1 | Знакомство с ментальной арифметикой |
2 | Абакус и его конструкция: братья и друзья |
3 | Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе |
Октябрь – 5 занятий | |
4 | Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе |
5 - 6 | Изучение цифр 1-4 на абакусе |
7 - 8 | Добавление и вычитание на абакусе цифр 1-4 |
Ноябрь – 4 занятия | |
9-10 | Изучение цифр 5-8 на абакусе |
11-12 | Добавление и вычитание на абакусе цифр 5-8 |
Декабрь – 4 занятия | |
13-14 | Изучение цифр 9-10 на абакусе |
15-16 | Добавление и вычитание на абакусе цифр 9-10 |
Январь – 3 занятия | |
17-18 | Повторение пройденных чисел на примере фруктов и абакуса |
19 | Определение чисел с абакуса |
Февраль – 4 занятия | |
20-21 | Простое сложение |
22-23 | Примеры простое сложение |
Март – 4 занятия | |
24-25 | Простое вычитание |
26-27 | Примеры простое вычитание |
Апрель – 3 занятия | |
28 -30 | Простое вычитание и сложение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса предшкольной подготовки для детей 6-7 лет "АБВГДейка"
Основной целью подготовительного класса является всестороннее гармоничное развитие детей, подготовка их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к у...
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)
Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....
Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»
Проблема: Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...
Рабочая учебная программа по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки" для детей 5 лет
Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе серии тетрадей для дошкольного образования "Солнечные ступеньки", обеспечивает полноценную подготовку детей 5 лет к обучению ...
Программа предшкольной подготовки детей
Программа дополнительного образования рассчитана на детей 5,5- 7 лет, непосещающих дошкольные образовательные учреждения. Программа содержит учбный план , программный материал, раскрывает подход...