Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
рабочая программа по окружающему миру

Александрина Ольга Игоревна

Рабочая программа

 

Предмет: «Развитие речи и окружающий мир»

 

Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР

 

 

 

Класс: 9 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_rechi_i_om_9_ns.odt40.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цель учебного курса:

Основной целью обучения  является организация речевой среды, развитие речевой активности, а также формирование представлений о себе и об окружающем мире, развитие речи решается на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.

Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

  1. Задачи:

−  формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в школе»);

−  вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлению природы;

− учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

− создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

− обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

− воспитывать отношение к сверстнику как к объекту взаимодействия, развивать объективно-субъективные отношения;

− формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

− учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

− развивать фразовую речь;

− формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчет о выполненных действиях;

− формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза – я умею смотреть», «это мои руки – я умею…» и т. д.);

− привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;

− развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;

− формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;

− формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;

− знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

− формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

− формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные, строение тела, способ передвижения, питание);

− развивать сенсорно-перцептивные способности детей: учить выделять знакомые объекты из фона зрительного, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

− закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

− использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;

− знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.

  1. Информация о программе и  внесенных коррективах

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной                      отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.

В 9 классе на изучение предмета «Развитие речи и окружающий мир» отводится       102      часа, 3 ч в неделю, 34 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.

  1. Информация об используемой литературе для методического обеспечения учебного курса

1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: СОЮЗ, 2004.

2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок  и явления природы: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.

3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок  и  мир растений: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.

4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок  и его игрушки: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами:  Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами:  Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

7. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.

8. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и  его дом: 8 Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.

9. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами:  Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

10. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.

11. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Природные явления и объекты/ Худ. Е.Резниченко. – М.: ООО «Книголюб», 2004.

Ковалец И.В.Азбука эмоций:  Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.

12. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2009.

  13. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СОЮЗ, 2004

5.Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой.

- Пробуждение речевой активности учащегося, интереса к предметному миру и человеку

(прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);

- формирование предметных и предметно-игровых действий, способности к коллективной деятельности;

- понимание соотносящихся и указательных жестов

Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализации.

6. Содержание разделов

Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы:

 Развитие общих речевых навыков

Упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук по образцу и по словесной инструкции.

Упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.

        Упражнения на объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени двигатетельный стереотип: шнуровка, штриховка, складывание фигурок из палочек и.т.д.

 Специальные комплексы артикуляционной гимнастики.

Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи

Тематические занятия на расширение экспрессивного словаря обучающихся. Упражнения с использованием реальных предметов, их аналогов, картинок и пиктограмм для формирования умения называть объекты и их изображения. Введение в лексикон слов, выражающих видовые, родовые и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, вежливость и.т.п.) Закрепление в экспрессивной речи числительных. Составление вместе с учащимися коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены, транспорте, одежде, продуктах питания. Дифференциация их в соответствии с гендерным принципом, пищевыми свойствами и назначением продуктов питания, назначением транспортных средств

Окружающий предметный мир и профессии людей

Экскурсии для уточнения ориентировки обучающихся в микрорайоне, знакомство с элементарным планом-схемой района. Расширение представлений о медицинских профессиях. Игры и упражнения для отработки алгоритма поведения для предотвращения болезни, поведения во время болезни и.т.д. Тематические уроки-занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире. Отображающие и сюжетно-ролевые игры, в которых дети проигрывают знакомые им ситуации, отражающие действия продавца, кассира, покупателя.

Знакомство со свойствами некоторых продуктов и использовании их в питании. Расширение представлений обучающихся о театре, профессиях людей, работающих в театре. Повторение и расширение содержания проекта «Цирк»

 Окружающий природный и социальный мир

Упражнения по расширению и уточнению действий учащихся по расширению и уточнению действий учащихся по элементарному экспериментированию и трудовых действий в парке, на пришкольном участке и.т.д. Знакомство с темой «Грибы: съедобные и ядовитые».

 Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток. Упражнения на определение цвета времени года, частей суток. Игры, упражнения, предметно-практические действия по уточнению представлений о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года. Систематические экскурсии и прогулки для наблюдения погодных явлений и выполнения учащимися посильных трудовых поручений в природе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Дата

план.

Коррек.

дата

Наименование темы урока

Кол-во часов

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат

Развитие навыков общения,  связной речи.

03.09

05.09

Тематические занятия по расширению словаря экспрессивной речи.

Уточнению значений слов, называющих предмет.

1

1

Соотносят слова с предметами и расширяют свой словарный запас.

07.09.18

Упражнение расширение словаря.

1

Рассматривают картинки с изображениями осенних пейзажей. Погода за окном.

Формирование желания выполнять учебные действия;

Развитие элементов диалогической связной речи путём создания образовательных ситуаций, составление коротких рассказов

10.09

12.09

Признаки осени. Пиктограмма

Признаки осени.  Загадки.

1

1

14.09.18

17.09

Рассматривание картин и пейзажей осени.

Погода осенью за окном.

1

1

19.09

Составление рассказа о  осени.

1

21.09.18

Стихи о приметах осени.

1

24.09.18

Чтение пиктограмм. Игра.

1

Соотносят слова с пиктограммами; раскладывают карточки с изображением  одежды по группам (по родовым и видовым признакам);     по средствам альтернативных средств общения

Формирование навыков построения своих взаимоотношений с другими людьми с учетом эмоционального состояния окружающих, соблюдением общепринятых норм и правил коммуникации

26.09.18

Чтение пиктограмм. Обобщение.

1

28.09

01.10

03.10

Окружающий предметный мир. Одежда. Фильм

Настольные-печатные игры по теме одежда.

1

1

1

05.10

08.10

10.10

12.10

Размер одежды .Определение размера.

Определение  одежды согласно погоде.

Настольные-печатные игры по теме одежда.

Игра на тему «Одень куклу»

1

1

1

1

15.10.18

17.10

19.10

Упражнение  по расширению словаря.

Настольные-печатные игры.

Проигрывание сюжетных диалогов.

1

1

1

22.10

24.10

26.10

Составление рассказа о приметах осени.

Размер обуви. Выбор обуви.

Работа с пиктограммами.

1

1

1

Распределяют роли в ходе сюжетно-ролевых игр и действуют в соответствии со своей ролью и правилами игры; отвечают на вопросы учителя (используя все доступные средства коммуникации) типа: «Какую обувь носят зимой » и.т.п.

Совершенствование навыков самообслуживания (умения одеваться); следование определенным алгоритмам при решении проблем бытового характера; умение обращаться за помощью с использованием всех доступных средств коммуникации

07.11

Выбор обуви согласно погоде.

Работа с пиктограммами.

1

1

Повторение пройденного.

1

Упражнение  по расширению словаря. Настольные-печатные игры.

1

Окружающий предметный мир и профессии людей.

23.11

 Проигрывание сюжетных диалогов.

Проигрывание сюжетных диалогов. Ателье по пошиву кукол.

Ателье по пошиву. Театр

1

1

1

1

Урок экскурсия. Посещение парка Знакомство с реальными бытовыми приборами и игровыми аналогами.

отдыха.

Знакомство с реальными бытовыми приборами и игровыми аналогами.

 Флаг и гимн России.

Экскурсия по микрорайону школы. Рассматривание плана-схемы безопасного подхода к школе.

1

1

1

1

1

Экскурсия по Куракиной даче. Изучение деревьев и их плодов.

Уточнение и расширение представлений о деревьях. Формирование экологически грамотного отношения к природе; уточнение и расширение представлений о жизни природного и социального мира в разное время года.

Элементарные представления об структуре компьютера

Клавиатура,мышь монитор

1

1

Рассматривание картинок и иллюстраций по теме.

Формирование экологически грамотного отношения к природе;

Принтер. Напечатать страницу.

1

Повторение пройденного.

1

Окружающий природный  животный мир.

21.12

        

Просмотр фильма по уходу за деревьями на улице.

Просмотр фильма по уходу за комнатными цветами. Полив.

Просмотр фильма «путешествие по морю «Что такое вода»

Чтение о том Что такое вода.

1

1

1

1

Просмотр фильма Жизнь окружающего природного и социального мира.

Просмотр кинофильма «В мире животных»

Животные птицы растения.

1

1

1

Зимующие и перелетные птицы.


1

Повторение пройденного.

1

Рассматривают картины и картинки с изображением природы в разное время суток; прослушивают стихотворения, отрывки из рассказов, сказок ( в которых описывается ночь; смешивают краски и рисуют по образцу и собственному представлению природу ночью; наблюдают за погодой во время экскурсии; работают с календарем погоды

Совершенствование координации движений, преодолении моторной неловкости, скованности движений, развитие мелкой моторики рук

Упражнения с иллюстрированным материалом. Назови , разложи.

1

Показ символов разных частей суток.

 Солнце всходит солнце днем.

1

1

Определение цвета времён года: лето, осень.

1

Определение погоды времён года:  зима, весна

1

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.

Упражнения с иллюстрированным материалом. Назови , разложи.

Название предметов, действий и признаков. Соотнесение их с пиктограммами

1

1

Составление описательных рассказов о предметах личной гигиены

Название предметов по теме: «Класс».

Название предметов по теме: «Столовая».

1

1

1

Формирование желания выполнять учебные действия;

Развитие элементов диалогической связной речи путём создания образовательных ситуаций, составление коротких рассказов

Развитие навыков общения диалоговой речи.

Обучение диалога с одноклассниками.

Обучение ведению диалога с учителем.

1

1

Обучение ведению диалога с домашними близкими.

1

Составление рассказов по серии картинок о труде людей.

Профессии людей.

 Окружающий предметный мир и профессии людей.

 Знакомство с цветами флага России, слушание гимна.

Экскурсия в школьную столярную мастерскую.

1

1

1

1

1

Экскурсия для ориентировки в микрорайоне школы, беседы.

1

Рассматривание элементарных планов-схем района, прохода к школе.

1

Рассматривание плана-схемы безопасного подхода к школе.

Для формирование самостоятельности.

Чтение рассказов о животных Диалог Работа с пиктограммами.

1

Чтение рассказов о птицах Диалог Работа с пиктограммами.

1

Прослушивание аудиокассет. животные.

1

Окружающий природный и животный мир.

  Прослушивание голосов птиц.

1

Рассматривают картинки с изображениями животных и птиц.

Формирование на основе произведений искусства чувства любви к природе, эмоциональной отзывчивости; стремления к собственной творческой активности на доступном уровне

Просмотр видеофильмов  «В мире животных».

1

Развитие общих речевых навыков:

Упражнения на развитие произвольных движений

Упражнение для развития артикуляционных органов.

Упражнения на закрепление правильного дыхания

Воспроизведение слоговой структуры и ударного слога

1

1

1

1

Развитие навыков общения, диалоговой и связной речи

 Продукты питания. Покупка продуктов питания.

 «Я собираюсь в магазин»

 «Покупка хлебобулочных изделий»

1

1

1

Составление рассказа «Режим питания»

1

Развитие общих речевых навыков

Упражнения на дыхание

Развитие навыков общения, диалоговой и связной речи

Чтение стихов о зиме

1

1

1

Рассматривание картинок и иллюстраций по теме.

Формирование экологически грамотного отношения к природе;

Рассказ «Зимние приметы»

Рассказ «Февральский мороз»

1

1

Диалог «Праздничный салют»

1

Беседа о растениях

1

Чтение стихотворения «Мамин праздник»

1

Беседа «Весенние приметы»

1

Составление рассказа о природе

1

Развитие общих речевых навыков.

Дидактическая игра «Выбери карточку»

1

Дидактическая игра «Правильно расставь слова»

1

Рассказ о  профессиях  родителей

1

Игра «Все профессии важны»

1

Чтение стихов о празднике

1

Беседа «Что такое хорошее настроение?»

1

Рассматривание картинок и иллюстраций по те

Формирование экологически грамотного отношения к природе;

Беседа «Как я отдыхаю»

1

Итоговое повторение.

Определение  одежды согласно погоде.

1

Профессии людей.

1

 Продукты питания. Покупка продуктов питания.

1

Составление рассказа «Режим питания»

1

Беседа «Как я отдыхаю»

1

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс

Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо»9 класс Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...

Презентация к уроку по развитию речи и окружающему миру в младшей школе (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья).

Коллеги, представляю Вашему вниманию презентацию к уроку по развитию речи и окружающему миру на тему "Домашние животные". Материал предназначен для обучающихся с огр...

Календарно-тематическое планирование программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 1 класс

Тематическое планирование в 1 классе включает 66 занятий, 8 из них диагностика на начало и конец учебного года...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 2класс

Календарное планирование во 2 классе включает 68 занятий, 8 из которых диагностика на начало и конец учебного года...