Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа
Предмет: «Развитие речи и окружающий мир»
Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР
Класс: 9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_rechi_i_om_9_ns.odt | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Цель учебного курса:
Основной целью обучения является организация речевой среды, развитие речевой активности, а также формирование представлений о себе и об окружающем мире, развитие речи решается на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.
Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
- Задачи:
− формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в школе»);
− вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлению природы;
− учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
− создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
− обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
− воспитывать отношение к сверстнику как к объекту взаимодействия, развивать объективно-субъективные отношения;
− формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
− учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
− развивать фразовую речь;
− формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчет о выполненных действиях;
− формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза – я умею смотреть», «это мои руки – я умею…» и т. д.);
− привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
− развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
− формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
− формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;
− знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
− формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
− формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные, строение тела, способ передвижения, питание);
− развивать сенсорно-перцептивные способности детей: учить выделять знакомые объекты из фона зрительного, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
− закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
− использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;
− знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.
- Информация о программе и внесенных коррективах
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.
В 9 классе на изучение предмета «Развитие речи и окружающий мир» отводится 102 часа, 3 ч в неделю, 34 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.
- Информация об используемой литературе для методического обеспечения учебного курса
1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: СОЮЗ, 2004.
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и явления природы: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и мир растений: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и его игрушки: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок в семье: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
7. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок в школе: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.
8. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и его дом: 8 Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2008.
9. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я- говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
10. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2007.
11. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Природные явления и объекты/ Худ. Е.Резниченко. – М.: ООО «Книголюб», 2004.
Ковалец И.В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.
12. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2009.
13. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СОЮЗ, 2004
5.Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой.
- Пробуждение речевой активности учащегося, интереса к предметному миру и человеку
(прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия);
- формирование предметных и предметно-игровых действий, способности к коллективной деятельности;
- понимание соотносящихся и указательных жестов
Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализации.
6. Содержание разделов
Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы:
Развитие общих речевых навыков
Упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук по образцу и по словесной инструкции.
Упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
Упражнения на объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени двигатетельный стереотип: шнуровка, штриховка, складывание фигурок из палочек и.т.д.
Специальные комплексы артикуляционной гимнастики.
Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи
Тематические занятия на расширение экспрессивного словаря обучающихся. Упражнения с использованием реальных предметов, их аналогов, картинок и пиктограмм для формирования умения называть объекты и их изображения. Введение в лексикон слов, выражающих видовые, родовые и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, вежливость и.т.п.) Закрепление в экспрессивной речи числительных. Составление вместе с учащимися коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены, транспорте, одежде, продуктах питания. Дифференциация их в соответствии с гендерным принципом, пищевыми свойствами и назначением продуктов питания, назначением транспортных средств
Окружающий предметный мир и профессии людей
Экскурсии для уточнения ориентировки обучающихся в микрорайоне, знакомство с элементарным планом-схемой района. Расширение представлений о медицинских профессиях. Игры и упражнения для отработки алгоритма поведения для предотвращения болезни, поведения во время болезни и.т.д. Тематические уроки-занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки в окружающем предметном мире. Отображающие и сюжетно-ролевые игры, в которых дети проигрывают знакомые им ситуации, отражающие действия продавца, кассира, покупателя.
Знакомство со свойствами некоторых продуктов и использовании их в питании. Расширение представлений обучающихся о театре, профессиях людей, работающих в театре. Повторение и расширение содержания проекта «Цирк»
Окружающий природный и социальный мир
Упражнения по расширению и уточнению действий учащихся по расширению и уточнению действий учащихся по элементарному экспериментированию и трудовых действий в парке, на пришкольном участке и.т.д. Знакомство с темой «Грибы: съедобные и ядовитые».
Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток. Упражнения на определение цвета времени года, частей суток. Игры, упражнения, предметно-практические действия по уточнению представлений о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года. Систематические экскурсии и прогулки для наблюдения погодных явлений и выполнения учащимися посильных трудовых поручений в природе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема раздела | Дата план. | Коррек. дата | Наименование темы урока | Кол-во часов | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат | |
Развитие навыков общения, связной речи. | 03.09 05.09 | Тематические занятия по расширению словаря экспрессивной речи. Уточнению значений слов, называющих предмет. | 1 1 | Соотносят слова с предметами и расширяют свой словарный запас. | |||
07.09.18 | Упражнение расширение словаря. | 1 | Рассматривают картинки с изображениями осенних пейзажей. Погода за окном. | Формирование желания выполнять учебные действия; Развитие элементов диалогической связной речи путём создания образовательных ситуаций, составление коротких рассказов | |||
10.09 12.09 | Признаки осени. Пиктограмма Признаки осени. Загадки. | 1 1 | |||||
14.09.18 17.09 | Рассматривание картин и пейзажей осени. Погода осенью за окном. | 1 1 | |||||
19.09 | Составление рассказа о осени. | 1 | |||||
21.09.18 | Стихи о приметах осени. | 1 | |||||
24.09.18 | Чтение пиктограмм. Игра. | 1 | Соотносят слова с пиктограммами; раскладывают карточки с изображением одежды по группам (по родовым и видовым признакам); по средствам альтернативных средств общения | Формирование навыков построения своих взаимоотношений с другими людьми с учетом эмоционального состояния окружающих, соблюдением общепринятых норм и правил коммуникации | |||
26.09.18 | Чтение пиктограмм. Обобщение. | 1 | |||||
28.09 01.10 03.10 | Окружающий предметный мир. Одежда. Фильм Настольные-печатные игры по теме одежда. | 1 1 1 | |||||
05.10 08.10 10.10 12.10 | Размер одежды .Определение размера. Определение одежды согласно погоде. Настольные-печатные игры по теме одежда. Игра на тему «Одень куклу» | 1 1 1 1 | |||||
15.10.18 17.10 19.10 | Упражнение по расширению словаря. Настольные-печатные игры. Проигрывание сюжетных диалогов. | 1 1 1 | |||||
22.10 24.10 26.10 | Составление рассказа о приметах осени. Размер обуви. Выбор обуви. Работа с пиктограммами. | 1 1 1 | Распределяют роли в ходе сюжетно-ролевых игр и действуют в соответствии со своей ролью и правилами игры; отвечают на вопросы учителя (используя все доступные средства коммуникации) типа: «Какую обувь носят зимой » и.т.п. | Совершенствование навыков самообслуживания (умения одеваться); следование определенным алгоритмам при решении проблем бытового характера; умение обращаться за помощью с использованием всех доступных средств коммуникации | |||
07.11 | Выбор обуви согласно погоде. Работа с пиктограммами. | 1 1 | |||||
Повторение пройденного. | 1 | ||||||
Упражнение по расширению словаря. Настольные-печатные игры. | 1 | ||||||
Окружающий предметный мир и профессии людей. | 23.11 | Проигрывание сюжетных диалогов. Проигрывание сюжетных диалогов. Ателье по пошиву кукол. Ателье по пошиву. Театр | 1 1 1 1 | ||||
Урок экскурсия. Посещение парка Знакомство с реальными бытовыми приборами и игровыми аналогами. отдыха. Знакомство с реальными бытовыми приборами и игровыми аналогами. Флаг и гимн России. Экскурсия по микрорайону школы. Рассматривание плана-схемы безопасного подхода к школе. | 1 1 1 1 1 | Экскурсия по Куракиной даче. Изучение деревьев и их плодов. | Уточнение и расширение представлений о деревьях. Формирование экологически грамотного отношения к природе; уточнение и расширение представлений о жизни природного и социального мира в разное время года. | ||||
Элементарные представления об структуре компьютера Клавиатура,мышь монитор | 1 1 | Рассматривание картинок и иллюстраций по теме. | Формирование экологически грамотного отношения к природе; | ||||
Принтер. Напечатать страницу. | 1 | ||||||
Повторение пройденного. | 1 | ||||||
Окружающий природный животный мир. | 21.12
| Просмотр фильма по уходу за деревьями на улице. Просмотр фильма по уходу за комнатными цветами. Полив. Просмотр фильма «путешествие по морю «Что такое вода» Чтение о том Что такое вода. | 1 1 1 1 | ||||
Просмотр фильма Жизнь окружающего природного и социального мира. Просмотр кинофильма «В мире животных» Животные птицы растения. | 1 1 1 | ||||||
Зимующие и перелетные птицы. | 1 | ||||||
Повторение пройденного. | 1 | Рассматривают картины и картинки с изображением природы в разное время суток; прослушивают стихотворения, отрывки из рассказов, сказок ( в которых описывается ночь; смешивают краски и рисуют по образцу и собственному представлению природу ночью; наблюдают за погодой во время экскурсии; работают с календарем погоды | Совершенствование координации движений, преодолении моторной неловкости, скованности движений, развитие мелкой моторики рук | ||||
Упражнения с иллюстрированным материалом. Назови , разложи. | 1 | ||||||
Показ символов разных частей суток. Солнце всходит солнце днем. | 1 1 | ||||||
Определение цвета времён года: лето, осень. | 1 | ||||||
Определение погоды времён года: зима, весна | 1 | ||||||
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. | Упражнения с иллюстрированным материалом. Назови , разложи. Название предметов, действий и признаков. Соотнесение их с пиктограммами | 1 1 | |||||
Составление описательных рассказов о предметах личной гигиены Название предметов по теме: «Класс». Название предметов по теме: «Столовая». | 1 1 1 | Формирование желания выполнять учебные действия; Развитие элементов диалогической связной речи путём создания образовательных ситуаций, составление коротких рассказов | |||||
Развитие навыков общения диалоговой речи. | Обучение диалога с одноклассниками. Обучение ведению диалога с учителем. | 1 1 | |||||
Обучение ведению диалога с домашними близкими. | 1 | ||||||
Составление рассказов по серии картинок о труде людей. Профессии людей. Окружающий предметный мир и профессии людей. Знакомство с цветами флага России, слушание гимна. Экскурсия в школьную столярную мастерскую. | 1 1 1 1 1 | ||||||
Экскурсия для ориентировки в микрорайоне школы, беседы. | 1 | ||||||
Рассматривание элементарных планов-схем района, прохода к школе. | 1 | Рассматривание плана-схемы безопасного подхода к школе. | Для формирование самостоятельности. | ||||
Чтение рассказов о животных Диалог Работа с пиктограммами. | 1 | ||||||
Чтение рассказов о птицах Диалог Работа с пиктограммами. | 1 | ||||||
Прослушивание аудиокассет. животные. | 1 | ||||||
Окружающий природный и животный мир. | Прослушивание голосов птиц. | 1 | Рассматривают картинки с изображениями животных и птиц. | Формирование на основе произведений искусства чувства любви к природе, эмоциональной отзывчивости; стремления к собственной творческой активности на доступном уровне | |||
Просмотр видеофильмов «В мире животных». | 1 | ||||||
Развитие общих речевых навыков: | Упражнения на развитие произвольных движений Упражнение для развития артикуляционных органов. Упражнения на закрепление правильного дыхания Воспроизведение слоговой структуры и ударного слога | 1 1 1 1 | |||||
Развитие навыков общения, диалоговой и связной речи | Продукты питания. Покупка продуктов питания. «Я собираюсь в магазин» «Покупка хлебобулочных изделий» | 1 1 1 | |||||
Составление рассказа «Режим питания» | 1 | ||||||
Развитие общих речевых навыков | Упражнения на дыхание Развитие навыков общения, диалоговой и связной речи Чтение стихов о зиме | 1 1 1 | Рассматривание картинок и иллюстраций по теме. | Формирование экологически грамотного отношения к природе; | |||
Рассказ «Зимние приметы» Рассказ «Февральский мороз» | 1 1 | ||||||
Диалог «Праздничный салют» | 1 | ||||||
Беседа о растениях | 1 | ||||||
Чтение стихотворения «Мамин праздник» | 1 | ||||||
Беседа «Весенние приметы» | 1 | ||||||
Составление рассказа о природе | 1 | ||||||
Развитие общих речевых навыков. | Дидактическая игра «Выбери карточку» | 1 | |||||
Дидактическая игра «Правильно расставь слова» | 1 | ||||||
Рассказ о профессиях родителей | 1 | ||||||
Игра «Все профессии важны» | 1 | ||||||
Чтение стихов о празднике | 1 | ||||||
Беседа «Что такое хорошее настроение?» | 1 | Рассматривание картинок и иллюстраций по те | Формирование экологически грамотного отношения к природе; | ||||
Беседа «Как я отдыхаю» | 1 | ||||||
Итоговое повторение. | Определение одежды согласно погоде. | 1 | |||||
Профессии людей. | 1 | ||||||
Продукты питания. Покупка продуктов питания. | 1 | ||||||
Составление рассказа «Режим питания» | 1 | ||||||
Беседа «Как я отдыхаю» | 1 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: физкультура Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: русский язык Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР 9 класс
Рабочая программа Предмет: «Графика и письмо»9 класс Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...
Презентация к уроку по развитию речи и окружающему миру в младшей школе (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья).
Коллеги, представляю Вашему вниманию презентацию к уроку по развитию речи и окружающему миру на тему "Домашние животные". Материал предназначен для обучающихся с огр...
Календарно-тематическое планирование программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 1 класс
Тематическое планирование в 1 классе включает 66 занятий, 8 из них диагностика на начало и конец учебного года...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ программа коррекционного курса «Развитие речи» для обучающихся с ОВЗ по АООП НОО (вариант 5.2) – 2класс
Календарное планирование во 2 классе включает 68 занятий, 8 из которых диагностика на начало и конец учебного года...