РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
рабочая программа по чтению на тему
Рабочая программа расчитана на два раза в недею с октября по апрель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abvgd-ka.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
Срок реализации: 7 месяцев
Составитель: Кадурина Наталия Александровна
Москва
2018/2019 учебный год
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы общеобразовательного учреждения в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А Васильевой, В, В. Гербовой, Т. С. Комаровой, пособия «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада» В.В. Гербовой (М.: Мозаика – Синтез, 2011), авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», дополненной и переработанной в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ((Ювента, Москва, 2010)
Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. В эту общую задачу входит:
Развивающая речевая среда.
Ее основная цель –определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.
Приучать детей - будущих школьников – проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие сказки хотели бы слушать, а мультфильмы смотреть.
Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение)s`````````````
Продолжать содержательно , эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о поучительных случаях из своего детства.
Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.
Формирование словаря.
Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Продолжать вводить в речь детей эмоционально – оценочную лексику.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать усваивать выразительные средства языка
Звуковая культура речи.
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию.
Совершенствовать фонематический слух
Грамматический строй речи.
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Формировать элементарное представление о предложении.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове. (начало, середина, конец)
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Связная речь.
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формулировать умение вести координированный диалог: учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.
Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Учить составлять короткие сказки, простые небылички и загадки.
Подготовка к обучению грамоте.
Программа Е.В. Колесниковой является развивающей, т.к. в процессе ее реализации у ребенка формируются:
- Способности и интерес к чтению.
- Универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учетом предметного содержания, а именно: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка, а не дублируют школу.
Основные задачи этого этапа обучения:
1.Развитие звуко – буквенного анализа.
2. Развитие фонематического восприятия.
3.Формирование первоначальных навыков чтения.
4.Подготовка руки ребенка к письму.
В процессе реализации данной программы необходимо:
Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки.
Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
Закреплять умение делить слова на слоги.
Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков (фонем).
Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Учить определять место заданного звука в слове ( в начале, в середине, в конце).
Продолжить знакомить с графическим изображением слова- прямоугольником. (моделирование)
Познакомить с условным обозначением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат. (моделирование)
Учить на схеме обозначать место звука в слове, используя графическое изображение звуков.
Учить писать слова с помощью графических изображений.
Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
Учить соотносить звук и букву.
Учить писать слова, предложения печатными буквами.
Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
Способствовать развитию фонематического восприятия.
Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
Познакомить с термином «предложение»
Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
Учить записывать предложение условными обозначениями.
Способствовать развитию графических навыков.
Формировать умение понимать уебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года ребенок может:
- Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
- Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
- В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
- Употреблять синонимы и антонимы, сложные предложения разных видов.
- Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
- Знать буквы русского алфавита.
- Писать буквы алфавита в клетке.
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
- Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки.
- Пользоваться графическим изображением звуков, слов, предложений.
- Соотносить звук и букву.
- Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком.
- Проводить звуковой анализ слова.
- Читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты.
- Составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
- Овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности.
На реализацию программы по развитию речи и подготовки к обучению грамоте отводится 1 час в неделю
Тематическое планирование по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Подготовишки. Звук и буква А | 1 ОКТЯБРЬ |
2. | Летние истории. Звук и буква О | 1 |
3. | Звуковая культура речи (проверочное). Звук и буква У | 1 |
4. | Лексико – грамматические упражнения. Звук и буква ы | 1 |
5. | Для чего нужны стихи? Звук и буква Э | 1 НОЯБРЬ |
6. | Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал». Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материала. | 1 |
7. | Работа с сюжетной картинкой. Звук и буква Л, чтение слогов. | 1 |
8. | Беседа о А.Пушкине. Звук и буква М, чтение слогов, слов, ударение. | 1 |
9. | Лексико-грамматические упражнения. Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов. | 1ДЕКАБРЬ |
10. | Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» Звук и буква Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. | 1 |
11. | Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Закрепление пройденного материала, гласные и согласные звуки и буквы, чтение слогов и слов. | 1 |
12. | Русские народные сказки. Буква Я, чтение слогов и предложений. | 1 ЯНВАРЬ |
13. | Вот такая история! Буква Ю, чтение слогов и предложений | 1 |
14. | Чтение сказки А.Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне». Буква Е, чтение слогов и предложений. | 1 |
15. | Чтение сказки «Слепая лошадь».Буква Ё, чтение слогов и слов. | 1 |
16. | Новогодние встречи. Звук и буква И, чтение слогов и слов. | 1 ФЕВРАЛЬ |
17. | Здравствуй, гостья – зима! Закрепление пройденного материала. | 1 |
18. | Лексические игры и упражнения.Звуки Г-К, ГЬ-КЬ, буквы Г, К, чтение слогов, составление и условная запись предложения. | 1 |
19. | Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»Работа над предложением. Звуки Д-Т, ДЬ-ТЬ, буквы Д, Т, чтение слогов, предложений. | 1 МАРТ |
20. | Работа по сюжетной картинке. Звуки В-Ф, ВЬ-ФЬ, буквы В, Ф, чтение слогов и предложений. | 1 |
21. | Лексические игры и упражнения. Звуки З-ЗЬ, С-СЬ, буквы З, С., чтение слогов, слов. | 1 |
22. | Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант». Звуки Б-БЬ, П-ПЬ, буквы Б, П, чтение слогов, слов, предложений. | 1 |
23. | Чтение сказки В.Даля «Старик – годовик». Звуки Х-ХЬ, буква Х, чтение слогов, слов. | 1 АПРЕЛЬ |
24. | Заучивание стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день». Звуки и буквы Ж-Ш, чтение слогов, слов. | 1 |
25. | Лексические игры и упражнения. Звуки и буквы Ч-Щ, Чтение слогов, слов, стихотворных текстов. | 1 |
26. | Чтение сказки «Снегурочка». Звук и буква Ц, чтение слогов, слов, стихотворных текстов. | 1 МАЙ |
27. | Лексико- грамматические упражнения. Звук и буква Й, чтение слогов, слов , стихотворных текстов. | 1 |
28 | Сочиняем сказку про Золушку. Буква Ь, чтение слов, стихотворных текстов. | 1 |
29. | Рассказы по картинкам. Буква Ъ, чтение слов, стихотворных текстов. | 1 |
Всего: 29 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.Задачи: Расширять словарный запас, уточнять знания об окружающем. Развивать интонационную выразительность речи. Закреплять...
Программа по развитию речи для подготовки к обучению будущих первоклассников в «Малышкиной школе»
подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает ...
Рабочая программа УМК "Предшкола нового поколения" Подготовка к обучению грамоте
Рабочая программа УМК "Предшкола нового поколения" Подготовка к обучению грамоте...
Рабочая программа УМК "Предшкола нового поколения" Подготовка к обучению грамоте (Кронтик осваивает звуки)
Рабочая программа УМК "Предшкола нового поколения" Подготовка к обучению грамоте (Кронтик осваивает звуки)...
Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников
Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников по УМК "Планета знаний"...
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте
Дополнительная общеобразовательная программапо развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамотедля группы детей предшкольной подготовкиСрок реализации программы: 2017-2018 учебный год....
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки
Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...