Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока по обучению грамоте в 1-ом классе.
Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».
Учитель: Гайсина Любовь Михайловна
Тема | Гласный звук [ы], буква ы. |
Педагогическая цель | Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. |
Задачи | Обучающая: - познакомить с новым звуком; - учить дифференцировать заданный звук на слух; - учить соединять звуки в слоги; - усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов; - познакомить с буквой Ы; - закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам. Развивающие: - развивать фонематический слух и фонематическое представление; - развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику; - развивать память, внимание, мышление. Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; воспитывать чувство импатии (сопереживания).воспитывать интерес к учению; воспитывать настойчивость; |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Знают особенности произнесения звука [ы], его характеристику; различают букву ы как знак звука [ы], определяют особенности буквы ы; осуществляют наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число), за смыслоразличительной ролью звуков; сопоставляют слова, различающиеся одним звуком; видят единство звукового состава слова и его значения |
Личностные результаты | Осознают, что учение – это труд; исполняют обязанности ученика |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение, делают выводы. Коммуникативные: выразительно читают наизусть стихотворение. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Гласный звук [ы], печатная и буква ы |
Оборудование: | Цветовые символы звуков (у каждого ребенка), 2 провода (длинный и короткий), буква Ы, ежик ПЫХ (игрушка), презентация powerpoint. |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Долгожданный дан звонок! Начинается урок! Вы, ребята, не ленитесь И друг другу улыбнитесь! Вот и здорово. Молодцы! С хорошим настроением отправляемся за знаниями! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
2Артикуляционная гимнастика | Фонетическая зарядка | Вышел дым из трубы («улыбка» - «трубочка»), встал над крышей на дыбы («горка»),выше крыш взлетел («качели»), и вот он уплыл, как пароход («гудит пароход»). | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | ||||||||||||
3. Повторение | Коллективная. Словесный. Опрос, выполнение упражнений сопровождающихся взаимопроверкой, работа с сигнальными карточками. | Сегодня к нам на урок пришел наш знакомый ежик Пых. Пых познакомит вас с новым звуком и буквой , которой этот звук обозначается. Кроме того, у Пыха для вас много интересных заданий. Вот и первое задание: ответьте на вопросы - Из чего состоит наша речь? -Из чего состоят предложения? Слова? Слоги? - Какие бывают звуки? Вспомним изученные буквы и звуки. Показ буквы. Дети поднимают сигнальный круг , если гласная –красный круг, согласная –синий .Один ученик произносит. Молодцы. С первым заданием справились. Повторили изученное ранее. | Повторяют ранее изученное о предложении, слове. | Коллективный. Правильное произношение звуков | |||||||||||
4.Проверка домашнего задания | Опрос, работа по схемам | А сейчас давайте покажем ежику как вы подготовили дом.задание. Открываем буквари. На стр.42 | Читают слоги, слова, предложения. | автоматизируется навык слогового чтения | |||||||||||
5.Сообщение темы урока | Показ, рассказ, объяснение, выполнение заданий по алгоритму | По просьбе учителя дети еще раз вспоминают, как подавал сигнал пароход - Ы-Ы-Ы. - А как вы думаете, на какой звук похож его сигнал ?- На звук Ы. - А с каким звуком мы сегодня будем знакомиться. Учитель предлагает детям подать сигнал парохода, если он плывет далеко от нас? (звук ы-ы-ы дети произносят тихо), если он проплывает рядом с нами? (звук Ы-Ы-Ы дети произносят громко). Затем учитель предлагает девочкам сказать, как сигналит маленький пароход? А мальчикам – как большой пароход. | Произносят звук ы | ||||||||||||
6.Работа по теме урока -Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам | показ | Дается установка детям на произношение звука и на запоминание работы артикуляционных органов (губы - в улыбке, зубы не смыкаются, язык напряжен и лежит на дне ротовой полости). - Звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук? - звук Ы гласный, потому что он поется и воздух свободно выходит. | тренируются в правильном произношении звука ы | ||||||||||||
-Развитие фонематического восприятия | Игра» Поймай звук» | учитель произносит гласные звуки (А О У Ы У Ы О А И Ы), а когда дети услышат звук Ы, то хлопают в ладоши. - Мы сейчас с вами ловили, какой звук? - Мы ловили звук Ы | дети услышав звук Ы, хлопают в ладоши. | учатся дифференцировать заданный звук на слух. | |||||||||||
-Произношение звука Ы в слогах | объяснение, игровой момент « Звуки подружились» | учитель предлагает подружить звуки. - Сейчас мы с вами подружим согласные звуки с гласными. - Приготовьте ладошки. На одну ладошку мы посадим звук Х, на другую звук Ы. Соедините ладошки и произнесите слог – ХЫ, звук М, звук Ы , слог – МЫ | дети составляют и читают слоги с гласной ы. | Учатся соединять буквы в слоги | |||||||||||
7.Физкультминутка | Коллективная. Практический | Физкультминутка учитель начинает – дети называют слово-рифмовку и выполняют движения руками.
| Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
8.Знакомство с буквой Ы | Объяснение с опорой на различные анализаторы, игровые моменты Работа в тетради | Пых: – Ы это мой любимый звук, но есть не только звук, а ещё и буква Ы и я сегодня принёс вам её в подарок. Выставляется изображение буквы - Из скольких элементов состоит буква Ы? - Звук Ы состоит из 3-х элементов. Палочка с «животиком», и еще палочк - В какую сторону повёрнут животик? - Вправо. С помощью «волшебной палочки» буква прописывается в воздухе, затем пальчиком на парте, и выкладывается из проводка. (дается установка на то, куда повернут «животик» и с какой стороны от «животика» вторая палочка) | Пишут букву : в воздухе. мокрым пальцем у доски; ладошкой на спине друга; пальцем на ладошке; Прописывают букву в тетради. | Формируется навык написания печатной буквы ы | |
9.Работа с учебником | Фронтальная индивидуальная | Что изображено на картинке? ( дым) в левом углу? -Сколько слогов? Сколько букв и звуков? -Сколько гласных? Согласных? _Ребята к нам кто-то залетел в гости?Оса?(звуко-буквенный анализ) Чтение слогов и слов. (хором и индивидуально) | Читают слоги и слова. (хором и индивидуально). | Совершенствование навыка слогослияния, звуко-буквенного анализа слов. | |
10.Работа с кассами* | Практическая работа | Составление слов оса-осы и сравнительно звуко –буквенный анализ | Составляют слова в кассе | ||
11.Закрепление знаний и способов действий. 1. Дидактическое упражнение | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, дидактическое упражнение, беседа проблемные вопросы, практичкская работа | Игра «Один – много» Я сейчас вам буду называть предмет один, а вы должны назвать его так, чтобы объектов стало много. Готовы? Кот-котЫ , мост – мостЫ, сад – садЫ, стол – столЫ, палец – пальцЫ Кто заметил, что мы делали, чтобы получить много предметов? (Добавляли букву Ы) Значит, буква ы может увеличивать количество объектов. В конце урока, давайте ответим на ключевые вопросы. Итак: почему буква ы пришла на урок одна? ( с неё не начинаются слова и поэтому большой буквы ы не бывает) Как в некоторых случаях можно сделать из одного предмета много? ( добавить к слову букву ы.) | – Одна, много. Придумывают предложения. | Наблюдают за изменением формы слова. Устанавливают сходство и различие слов | Фронтальный, индивидуальный. Составление предложений, изменение формы слова |
Практическая работа | Учитель: А теперь давайте нашему Пыху сделаем приятное. Возьмите пластилин, и давайте на память о сегодняшнем уроке, слепим букву ы и подарим её ПЫХу. Звучит фонограмма песенки. | ||||
12.Обобщение изученного. | беседа | -Ребята с какой буквой и звуком мы сегодня с вами познакомились? -Какая она гласная или согласная? Назовите слова со звуком «Ы». –А теперь послушайте стихотворение: Букву «Ы» мы очень любим. Букву «Ы» мы не забудем. Буква «Ы» есть в слове сыр. Буква «Ы» есть в слове мыл. Есть и осы и сомы. И везде есть буква «Ы». -О какой букве это стихотворение? -Послушайте еще раз. Постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук «Ы». -Назовите эти слова | |||
13. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Гласные звуки и буквы
Урок разработан на основе стандартов второго поколения....
Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...
Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».
Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...
Конспект урока "Гласный звук а. Буква А"
1 класс "Школа России" урок обучения грамоте...
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) Класс -1 УМК «Школа России» Тема урока: «Гласный звук (а), буквы А, а.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Открытый урок Гласные звуки и буквы
Тема: Гласные звуки и буквы.Цели: формировать умение определять гласные звуки; Формировать каллиграфические навыки...
Технологическая карта урока по теме "Обозначение гласных звуков после букв Ж, Ш, Ч, Щ. Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу (систематизация)"
Систематизация знаний по теме "Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу"...