Конспект урока "Гласный звук а. Буква А"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
1 класс "Школа России" урок обучения грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnyy_zvuk_a_bukva_a.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Гласный звук [а] и буквы Аа.
Цели:
Образовательная: - Познакомить детей со звуком [а], буквами А а,
и их употреблением в речи, учить выделять из слов
на слух гласный звук [а] , узнавать графический
образ этих букв.
Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учись читать !
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
II. Формулирование темы урока.
Начинаем урок с игры.
1.Игра называется «Подскажи словечко».
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Это доктор………….(Айболит).
-Правильно!
-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?
-Молодцы! Он лечит больных зверей.
-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)
-Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)
- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)
- С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)
- Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .
-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят:»Ай болит!»)
-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)
-Очень хорошо!
- Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).
-Правильно!
-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята и т.д.)
-Молодцы!
-Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята?
-Молодцы!
-Ребята, звук [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.
-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.
2. Чтение учителем стихотворения.
-А теперь слушайте стихотворение про букву А.
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
III. Изучение нового материала.
1.– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.
– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный)
Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.
2.Разминка.
-А теперь вместе со мной повторяем:
Астра, азбука, айва
Начинается на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
-Очень хорошо!
3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)
- С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].
- Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)
_Молодцы! А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:
4.»Доскажи словечки».
-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его….(арбуз)
-Правильно, арбуз.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявший пыль,
Побежит …(автомобиль)
-Правильно , автомобиль.
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква…
-Молодцы! С заданием справились.
-Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной.
-А теперь придумайте слова со звукам [а].
-Молодцы!
- Как вы думаете. Из чего бывают буквы?
- Буквы бывают из всего! Смотрите!
- Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)
- Попробуйте и вы сделать букву А. Что вам необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки.
- Напишите букву в воздухе, на столе;( выложить печатную букву из выбранных материалов).
- Молодцы!!! Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.
IV. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закчалось деревцо,
Ветерок все тише-тише
Деревцо все выше-выше!
V. Закрепление.
-Мы с вами отдохнули. А теперь давайте поможем аисту.
1.Помоги Аисту собрать все буквы А.
-С какого звука начинается слово «аист»? (со звука А)
-Молодцы! Вы помогли аисту собрать буквы. Она очень рада.
-А теперь аист дает вам задание. Слушайте очень внимательно.
2. Зачеркни все буквы А (а) в стихотворении.
(У каждого ученика есть это задание)
-Очень хорошо.
- –Ребята, скажите, звук может быть каким? (Ударным, безударным.)
- А сейчас определим в словах : астра, азбука, айва ударный звук.
-Звук, буква «А» могут находиться в слове по – разному: в начале, в середине и в конце. А теперь мы с вами поиграем в такую игру, игра называется:
3. Игра «Кто внимательный» . – Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.
1-й раз – арбуз- встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,
2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем,доска- хлопаем.
3-й раз-Амур, лошади, лягушка.
5.Запомните слова со звуком [а] , которые встретятся вам в сказке
-Ребята, вы любите сказки? Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием. Вы должны запомнить слова со звуком [а] , которые встретятся вам в сказке.
«Почему А первая?»
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. -Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а?- шипели шипящие. –Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали гласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи- арбуз , апельсин, абрикос, ананас-начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
-Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому, -сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово?-неунималась Я.
- Агу, -сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике . А всем известно , что адмирал должен быть всегда впереди!
-Так!-сказал твердый знак.
Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились.
-Какие слова вы запомнили?
-Молодцы! Много слов вы запомнили.
6. «Сочиним сказку».
-А теперь ребята мы с вами попробуем сочинить сказку. Поможете мне?
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)
У него был огород , в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей –зайчат. Как вы думаете , что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка , мозайка и т.д.) Зайчатки были рады!
-Спасибо ребята , вы мне очень помогли.
VI. Итог занятия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
Ножка, ножка и черта-
Получилась буква «А».
С этой буквой подружись
И скорей читать учись!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.
Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий....
Конспект Гласный звук {э}, буква Ээ
обучение граммоте...
Конспект урока "Звуки и буквы"
Урок русского языка в 1 классе по УМК "Школа 2100"....
Конспект урока.Звук [ц], буква Ц.ц
Цель: знакомство учащихся с новым звуком и буквой...
конспект урока «Звук [Щ‘] Буквы Щ щ».
В данном конспекте урока раскрываются учебные задачи по обучению грамоте младиих школьников...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Звук [о], буква О...
Конспект занятия "Звук и буква З"
Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР при дизартрии....