Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Гусева Елена Евгеньевна
Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с новым звуком; - учить дифференцировать заданный звук на слух; - учить соединять звуки в слоги; - усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов; - познакомить с буквой Ы; - закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам. Развивающие: - развивать фонематический слух и фонематическое представление; - развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику; - развивать память, внимание, мышление. Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; воспитывать чувство импатии (сопереживания).воспитывать интерес к учению; воспитывать настойчивость; Коррекционные:уточнить артикуляцию при произношении звука Ы; усовершенствовать речевой выдох и силу голоса; преодолеть речевой негативизм

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида»

г. Кашина Тверской области

Технологическая карта

открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе.

Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Учитель: Гусева Е.Е.

Тема

Гласный звук [ы], буква ы.

Педагогическая цель

Научить  различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить  с  буквой Ы.

Задачи

Обучающая: 

- познакомить с новым звуком;

- учить дифференцировать заданный звук на слух;

- учить соединять звуки в слоги;

- усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;

- познакомить с буквой Ы;

- закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам.

Развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое представление;

- развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику;  

- развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать умение  слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;   воспитывать чувство импатии (сопереживания).воспитывать  интерес  к учению; воспитывать  настойчивость;

Коррекционные:уточнить артикуляцию при произношении звука Ы; усовершенствовать речевой выдох и силу голоса;  преодолеть речевой негативизм

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Знают особенности произнесения звука [ы], его характеристику; различают букву ы как знак звука [ы], определяют особенности буквы ы; осуществляют наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число), за смыслоразличительной ролью звуков; сопоставляют слова, различающиеся одним звуком; видят единство звукового состава слова и его значения

Личностные результаты

Осознают, что учение – это труд; исполняют обязанности ученика

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: выразительно читают наизусть стихотворение.

Основное содержание темы, понятия и термины

Гласный звук [ы],  печатная и  буква ы

Оборудование:

 Цветовые символы звуков (у каждого ребенка), 2 провода (длинный и короткий), буква Ы, ежик ПЫХ (игрушка), презентация powerpoint.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок!

Начинается урок!

Вы, ребята, не ленитесь

И друг другу улыбнитесь!

Вот и здорово. Молодцы! С хорошим настроением отправляемся за знаниями!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие

индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

2Артикуляционная гимнастика

Фонетическая зарядка

  Вышел дым из трубы («улыбка» - «трубочка»), встал над крышей на дыбы («горка»),выше крыш взлетел («качели»), и вот он уплыл, как пароход («гудит пароход»).

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

3. Повторение

Коллективная. Словесный.

Опрос, выполнение упражнений сопровождающихся взаимопроверкой, работа с сигнальными карточками.

Сегодня к нам на урок пришел наш знакомый ежик Пых.

Пых познакомит вас с новым звуком и буквой , которой этот звук обозначается. Кроме того, у Пыха для вас много интересных заданий.

Вот и первое задание: ответьте на вопросы

- Из чего состоит наша речь?

-Из  чего состоят предложения? Слова? Слоги?

-   Какие бывают звуки?

Вспомним изученные буквы и звуки.

Показ буквы.  Дети поднимают сигнальный круг , если гласная –красный круг, согласная –синий .Один ученик произносит.

Молодцы. С первым заданием справились. Повторили изученное ранее.

Повторяют ранее изученное о предложении, слове.

Коллективный. Правильное произношение звуков

4.Проверка домашнего задания

Опрос,

работа по схемам

А сейчас давайте покажем ежику как вы подготовили дом.задание. Открываем буквари. На стр.42

Читают слоги, слова, предложения.

автоматизируется навык слогового чтения

5.Сообщение темы урока

Показ, рассказ, объяснение, выполнение заданий по алгоритму

По просьбе учителя дети еще раз вспоминают, как подавал сигнал пароход - Ы-Ы-Ы.

- А как вы думаете, на какой звук похож его сигнал ?- На звук Ы.

- А с каким звуком мы сегодня будем знакомиться.

Учитель предлагает детям подать сигнал парохода, если он плывет далеко от нас? (звук ы-ы-ы дети произносят тихо), если он проплывает рядом с нами? (звук Ы-Ы-Ы дети произносят громко). Затем учитель предлагает девочкам сказать, как сигналит маленький пароход? А мальчикам – как большой пароход.

Произносят звук ы

6.Работа по теме урока

-Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

показ

Дается установка детям на произношение звука и на запоминание работы артикуляционных органов (губы - в улыбке, зубы не смыкаются, язык напряжен и лежит на дне ротовой полости).

- Звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук?

- звук Ы   гласный, потому что он поется и воздух свободно выходит.

тренируются в правильном произношении звука ы

-Развитие фонематического восприятия

Игра» Поймай звук»

учитель произносит гласные звуки (А  О  У  Ы  У  Ы  О  А  И  Ы), а когда дети услышат звук Ы, то хлопают в ладоши.

- Мы сейчас  с вами ловили, какой звук?

- Мы ловили звук Ы

дети услышав звук Ы,  хлопают в ладоши.

учатся дифференцировать заданный звук на слух.

-Произношение звука Ы в слогах

объяснение, игровой момент

 « Звуки подружились»

учитель предлагает подружить звуки.

-  Сейчас мы с вами подружим согласные звуки с гласными.

- Приготовьте ладошки. На одну ладошку мы посадим звук Х, на другую звук Ы. Соедините ладошки и произнесите слог – ХЫ, звук М, звук Ы , слог – МЫ

дети составляют и читают слоги с гласной ы.

Учатся соединять буквы в слоги

7.Физкультминутка

Коллективная. Практический

Физкультминутка учитель начинает – дети называют слово-рифмовку и выполняют движения руками.

Дилы-дилы-дилы – появились …  крокодилы.

Моты-моты-моты – спят в болоте … бегемоты.

Афы-афы-афы – Жуют листики … жирафы.

         

Ны-ны-ны – водой брызгают … слоны

 Яны-яны-яны – по веткам скачут … обезьяны. –

-А какой звук чаще всего встречался в нашей рифмовке? ( Звук Ы).

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

8.Знакомство с буквой Ы

Объяснение с опорой на различные анализаторы, игровые моменты

Работа в тетради

Пых:

 – Ы это мой любимый звук, но есть не только звук, а ещё и буква Ы и я сегодня принёс вам её в подарок. Выставляется изображение буквы

- Из скольких элементов состоит буква Ы?

- Звук Ы состоит из 3-х элементов. Палочка с «животиком», и еще палочк

- В какую сторону повёрнут животик?

-  Вправо.

С помощью «волшебной палочки» буква прописывается в воздухе, затем пальчиком на парте, и выкладывается из проводка. (дается установка на то, куда повернут «животик» и с какой стороны от «животика» вторая палочка)

Пишут букву : в воздухе.

 мокрым пальцем у доски;

 ладошкой на спине друга;

 пальцем на ладошке;

Прописывают букву в тетради.

Формируется навык написания печатной буквы ы

9.Работа с учебником

Фронтальная индивидуальная

 Что изображено на картинке? ( дым) в левом углу?

-Сколько слогов?

Сколько букв и звуков?

-Сколько гласных? Согласных?

_Ребята к нам кто-то залетел в гости?Оса?(звуко-буквенный анализ)

Чтение слогов и слов.

(хором и индивидуально)

Читают слоги  и слова.

(хором и индивидуально).

Совершенствование навыка слогослияния,  звуко-буквенного анализа слов.

10.Работа с кассами*

Практическая работа

Составление слов оса-осы и сравнительно звуко –буквенный анализ

Составляют слова в кассе

11.Закрепление знаний и способов действий.

1. Дидактическое упражнение
«Один – много» (учебник, с. 34)

Фронтальная, индивидуальная.

 Словесный, дидактическое упражнение, беседа

проблемные вопросы, практичкская работа

Игра «Один – много»

Я сейчас вам буду называть предмет один, а вы должны назвать его так, чтобы объектов стало много. Готовы?

Кот-котЫ , мост – мостЫ, сад – садЫ, стол – столЫ, палец – пальцЫ

Кто заметил, что мы делали, чтобы получить много предметов? (Добавляли букву Ы) Значит, буква ы может увеличивать количество объектов.

В конце урока, давайте ответим на ключевые вопросы.

Итак: почему буква ы пришла на урок одна? ( с неё не начинаются слова и поэтому большой буквы ы не бывает)

Как в некоторых случаях можно сделать из одного предмета много? ( добавить к слову букву ы.)

– Одна, много.

Придумывают предложения.

Наблюдают за изменением формы слова. Устанавливают сходство и различие слов

Фронтальный, индивидуальный. Составление предложений, изменение формы слова

Практическая работа

Учитель: А теперь давайте нашему Пыху сделаем приятное. Возьмите пластилин, и давайте на память о сегодняшнем уроке, слепим букву ы и подарим её ПЫХу. Звучит фонограмма песенки.

12.Обобщение изученного.

беседа

-Ребята с какой буквой и звуком мы сегодня с вами познакомились?

-Какая она гласная или согласная?

Назовите слова со звуком «Ы».

–А теперь послушайте стихотворение:

Букву «Ы» мы очень любим.

Букву «Ы» мы не забудем.

Буква «Ы» есть в слове сыр.

Буква «Ы» есть в слове мыл.

Есть и осы и сомы.

И везде есть буква «Ы».

-О какой букве это стихотворение?

-Послушайте еще раз. Постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук «Ы».

-Назовите эти слова

13. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

Технологическая карта к уроку по обучению грамоте 1 класс "Буква Т. Звуки [т], [т’]

Цель урока: создание условий обучающимся для успешного усвоения  умений различать звуки [т], [т’] в  словах и   записывать эти звуки  буквой «Т»...

Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»

Цель урока:  "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...

Открытый урок по обучению грамоте в 1 «А» классе Тема: «Знакомство с буквой Д, д»

Урок по обучению грамоте (чтению) в 1 классеТема: «Знакомство с буквой Д, д»Тип урока: урок открытия нового знания.Базовый учебник: «Букварь»  Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова...

Технологическая карта к уроку по Обучению грамоте по теме "Буква Лл и звук л"

Технологическая карта к уроку по Обучению грамоте. Тема: "Буква Лл и звук л"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте, УМК «Школа России», 1 класс, тема: «Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г»

Цель урока: формирование представления о согласных звуках [г], [г,] и букве Г, г; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой; формирование алгоритма написания новой б...

Технологическая карта и презентация обучения грамоте УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Согласные звуки [к], [к’]. Буква К, к

Цель:формирование знания о согласном звуке [к], [к’]и букве «к», выработать умения проводить слого-звуковой анализ слова, читать слова и предложения с новой буквой.Задачи:Д...