Цикл артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики, кинезиологии, тактильно - кинестетической стимуляции, речедвигательной гимнастики
методическая разработка по чтению (1 класс)

Пчёлина Алина Николаевна

Цикл артикуляционных сказок

с использованием биоэнергопластики, кинезиологии, тактильно - кинестетической стимуляции, речедвигательной гимнастики

автор сказок: Пчелина Алина Николаевна

учитель – логопед МБДОУ «ДС № 8  КВ» г. Пикалево

 

 

  Сказка первая

«Прогулка с Язычком Яшей»

                                                                            image

Разрешите представить вашему вниманию одну из авторских сказок с использованием  авторской методики Архиповой Е.Ф. «Дерево», биоэнергопластики, кинезиологических упражнений, дыхательной и зрительной  гимнастики с использованием тренажера профессора Базарного, направленную на автоматизацию звука Ш.

«Жил - был Язычок Яша в своем домике за красивым забором.  (артикуляционное  упражнение «Заборчик» с биоэнергопластикой)

Открыл он утром окно («Окошко»), зевнул и потянулся (кинезиологическое упражнение «Энергетическая зевота»)

Посмотрел направо, налево («Часики» и кинезиологическое глазодвигательное упражнение «Глаза и язык»). Посмотрел вверх- вниз («Качели» » и кинезиологическое глазодвигательное упражнение «Глаза и язык»)

Хорошее утро! Язычок улыбнулся («Улыбочка») и решил испечь оладушки

( «Накажем непослушный язычок- пя пя пя и кинезиологическое упражнение «Оладушки»)

Налил чай в свою любимую чашечку («Чашка») и стал есть оладушки с вкусным вареньем («Вкусное варенье»- артикуляционное упражнение и биоэнергопластика)

Вышел Язычок на улицу. Дул теплый ласковый ветер («Теплый ветер»).

Зашагал Яша, а листва шуршала под его ногами: Ш Ш Ш (кинезиологическое упражнение «Кулак- Ладонь»)

Стал он листочки считать ША ШО ШУ ШИ  (вместе с кинезиологическим упражнением «Колечки»)

Ему стало весело, и Яша запел:

ША ША ША ША – я иду, не спеша.

ШУ ШУ ШУ ШУ– я листочками машу.

ШИ ШИ ШИ ШИ – как листочки хороши.

ШО ШО ШО  ШО– как в лесу хорошо!

(чистоговорка проговаривается синхронно с кинезиологическим упражнением «Кулак- ребро- ладонь- хлопок»)

И вдруг Яша увидел, как один листочек парил в воздухе, и стал за ним следить.

(выполняется зрительное упражнение на тренажере Базарного В.Ф.  с дыхательной гимнастикой под релаксационную классическую музыку)

Вот и сказочке конец, а кто Язычку Яше помогал - тот молодец!»

 

 

Сказка вторая

«Жил был тигренок Рык»

                                                               image

                               Проводится в логопедическом кабинете

артикуляционно- кинезиологическая сказка с элементами тактильно- кинестетической стимуляции на автоматизацию звука «Р»

Жил был тигренок рык в своей пещере за высоким забором (Упражнение «Заборчик» + биоэнергопластика). Он был очень любопытным, часто открывал двери своей пещеры («Окошко+ биоэнергопластика), смотрел направо-налево («Часики»+ биоэнергопластика+ глазодвигательные упражнения).

А еще Рык был очень трудолюбивым тигренком. Каждое утро он наводил порядок в себе и своем доме. «Чистил свои клыки», «Мыл потолочек и стены» и только потом завтракал. Пек «Блинчики» и пил чай из своей любимой «Чашечки» с «Вкусным вареньем» (все артикуляционные упражнения сопровождаются биоэнергопластикой).

Потом он выходил во двор и кормил своих «индюшат» и «Лошадок».  А когда справлялся со всеми делами любил поиграть на музыкальных  инструментах:  «Гармошке» и «Барабане». Но вспомнил, что не починил мотор у своей машины. ДДын ДДын, дддддд и «Болтушка» пальчиком. «Ура!!! Заработало!!!» Как заработал мотор у машинки? РРРРРРРРРРР.

Обрадовался Рык, а вот дворовые собаки рассердились и громко залаяли на тигренка.  Рык побежал за помощью к своим друзьям тигрятам.

(Игра-ходилка по дорожкам в домики символы гласных- Ткаченко Т.А.)

РА! РО! РУ! РЫ! РИ! РЭ!- зарычали тигрята, и собаки ринулись наутек. Ка рычали тигрята? Ребенок повторяет.

Затем тигрята все вместе стали делать зарядку. Выполняется речедвигательная гимнастика с жестовыми символами звуков Ткаченко Т.А.

-Друзья, но мы уже опаздываем в нашу музыкальную школу!

На импровизированных пианино ( колючих ковриках) дети исполняют «гаммы» - тактильно-кинестетическая стимуляция по 11 модулям на автоматизацию звука Р. (методика Архиповой Елены Филипповны)

- А теперь у нас в школе грамота для тигрят.

Дети за партами произносят чистоговорки в соответствии с кинезиологическими упражнениями.

РА РА РА РА – в школу нам пришла пора ( упражнение «Колечки»)

РЫ РЫ РЫ РЫ – много дел у детворы ( «Кулак-ладонь»)

РУ  РУ РУ РУ – я портфель с собой беру («Оладушки»)

- Молодцы тигрята, сегодня вы славно потрудились и можете выбрать себе подарок, но только тот, в названии которого есть звук Р.

(ракета, роза, арбуз, барабан)

- Давайте поиграем с вашими подарочками. Они теперь ваши.

Моя ракета, моя роза, мой арбуз, мой барабан.

- Вам они понравились? Тогда назовите их ласково.

Ракеточка, розочка, арбузик, барабанчик.

- А напоследок Рык просит выучить с вами стихотворение

«Мы тигрята- дружные ребята!

Хорошо играли, многое узнали!»

Описание: DSC_0490

 

 

Продолжение сказки о тигренке Рыке

                                             image

Проводится в физкультурном зале

Дети сидят на матах

- Ребята, а хотите услышать продолжение сказки о тигренке Рыке?

Тогда рассаживайтесь удобнее и слушайте внимательно.

Однажды утром проснулся тигренок Рык, а настроение у него было просто замечательное. Так ему было хорошо и радостно на душе, что решил он не делать сегодня зарядку, а вместе с язычком устроить пляски – тряски.

(Проводится артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика под музыку)

         И вдруг он увидел пчелку. Она жужжала вот так ДЗ ДЗ ДЗ ДЗ. Поймал тигренок ее в «чашечку» и спрятал за верхние зубки. А она и та жужжит. Стал тигренок с пчелкой играть. (Дети пальчиком делают «Болтушку»). А она вылетела- РРРРРРРРР.

         Рык всегда хотел быть умным тигренком и для этого выполнял специальные упражнения.

(кинезиологические упражнения с проговариванием слогов, на автоматизацию Р)

«Колечки»- РА РО РУ РЫ

«Оладушки»- АР ОР УР ЫР

«Кулак-Ладонь»- АРА ОРО УРУ ЫРЫ

«Кулак-ребро- ладонь- хлопок»- РЫК РЫК РЫК РЫК

            А  теперь проверим, стали ли мои тигрятки умнее . Я буду задавать вам задачки, а вы вместо ответа будете рычать.

«На цветке сидело пять пчелок, одна пчелка улетела. Сколько пчелок осталось?» - Р Р Р Р

- Молодцы! (следующие задачки по аналогии по количеству детей)

            Ребята, загрустил наш Тигренок….А все потому, что не может найти свою маму тигрицу. Поможем Рыку?

- Путь к пещере мамы не близкий. Сначала мы пойдем вот по этим дорожкам. Но не просто так, нужно не упасть с узкой дорожки, при этом проговаривать чистоговорку. Вот так (логопед идет по шнуру и говорит любую чистоговорку)

РА РА РА РА – вот высокая гора

РЫ РЫ РЫ РЫ – за горою комары

РУ РУ РУ РУ – под горою кенгуру

РО РО РО РО – потерял павлин перо

- С этим заданием вы справились.

- Дальше путь идет по кочкам.

Играет музыка- вы бегаете. Музыка остановилась- вам нужно занять кочку, и не потеряв равновесие придумать слово, в котором есть звук Р.

(играем 2-3 раза)

- Думаю мама тигрица совсем близко. На мячах кенгуру допрыгать до определенной отметки.

- Мама, закричал тигренок. Как он зарычал (тихо рррррр)

- А мама зарычала ласково, но громко РРРРРР

         Мама тигрица приготовила тигренку Рыку целый мешок игрушек. Они или деревянные или резиновые. Вы будете каждый доставать по одной и называть какая игрушка (резиновый крокодил, деревянный кирпичик, деревянная пирамидка, резиновая кукла и тд)

-  А теперь ребята, тигрица- мама, просит вас составить схему к игрушкам словам, которые вы вытащили.

(Дети из пластмассовых цветных шариков из бассейна составляют звуковую схему к словам)

- Вот и этой истории про тигренка Рыка пришел конец, а кто с нами играл- тот молодец!

                  Описание: DSC_0408

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_artikulyatsionnyh_skazok.docx996.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл артикуляционных сказок

с использованием биоэнергопластики, кинезиологии, тактильно - кинестетической стимуляции, речедвигательной гимнастики

автор сказок: Пчелина Алина Николаевна

учитель – логопед МБДОУ «ДС № 8  КВ» г. Пикалево

  Сказка первая

«Прогулка с Язычком Яшей»

                                                                      26536025

Разрешите представить вашему вниманию одну из авторских сказок с использованием  авторской методики Архиповой Е.Ф. «Дерево», биоэнергопластики, кинезиологических упражнений, дыхательной и зрительной  гимнастики с использованием тренажера профессора Базарного, направленную на автоматизацию звука Ш.

«Жил - был Язычок Яша в своем домике за красивым забором.  (артикуляционное  упражнение «Заборчик» с биоэнергопластикой)

Открыл он утром окно («Окошко»), зевнул и потянулся (кинезиологическое упражнение «Энергетическая зевота»)

Посмотрел направо, налево («Часики» и кинезиологическое глазодвигательное упражнение «Глаза и язык»). Посмотрел вверх- вниз («Качели» » и кинезиологическое глазодвигательное упражнение «Глаза и язык»)

Хорошее утро! Язычок улыбнулся («Улыбочка») и решил испечь оладушки

( «Накажем непослушный язычок- пя пя пя и кинезиологическое упражнение «Оладушки»)

Налил чай в свою любимую чашечку («Чашка») и стал есть оладушки с вкусным вареньем («Вкусное варенье»- артикуляционное упражнение и биоэнергопластика)

Вышел Язычок на улицу. Дул теплый ласковый ветер («Теплый ветер»).

Зашагал Яша, а листва шуршала под его ногами: Ш Ш Ш (кинезиологическое упражнение «Кулак- Ладонь»)

Стал он листочки считать ША ШО ШУ ШИ  (вместе с кинезиологическим упражнением «Колечки»)

Ему стало весело, и Яша запел:

ША ША ША ША – я иду, не спеша.

ШУ ШУ ШУ ШУ– я листочками машу.

ШИ ШИ ШИ ШИ – как листочки хороши.

ШО ШО ШО  ШО– как в лесу хорошо!

(чистоговорка проговаривается синхронно с кинезиологическим упражнением «Кулак- ребро- ладонь- хлопок»)

И вдруг Яша увидел, как один листочек парил в воздухе, и стал за ним следить.

(выполняется зрительное упражнение на тренажере Базарного В.Ф.  с дыхательной гимнастикой под релаксационную классическую музыку)

Вот и сказочке конец, а кто Язычку Яше помогал - тот молодец!»

Сказка вторая

«Жил был тигренок Рык»

                                                               _background

                               Проводится в логопедическом кабинете

артикуляционно- кинезиологическая сказка с элементами тактильно- кинестетической стимуляции на автоматизацию звука «Р»

Жил был тигренок рык в своей пещере за высоким забором (Упражнение «Заборчик» + биоэнергопластика). Он был очень любопытным, часто открывал двери своей пещеры («Окошко+ биоэнергопластика), смотрел направо-налево («Часики»+ биоэнергопластика+ глазодвигательные упражнения).

А еще Рык был очень трудолюбивым тигренком. Каждое утро он наводил порядок в себе и своем доме. «Чистил свои клыки», «Мыл потолочек и стены» и только потом завтракал. Пек «Блинчики» и пил чай из своей любимой «Чашечки» с «Вкусным вареньем» (все артикуляционные упражнения сопровождаются биоэнергопластикой).

Потом он выходил во двор и кормил своих «индюшат» и «Лошадок».  А когда справлялся со всеми делами любил поиграть на музыкальных  инструментах:  «Гармошке» и «Барабане». Но вспомнил, что не починил мотор у своей машины. ДДын ДДын, дддддд и «Болтушка» пальчиком. «Ура!!! Заработало!!!» Как заработал мотор у машинки? РРРРРРРРРРР.

Обрадовался Рык, а вот дворовые собаки рассердились и громко залаяли на тигренка.  Рык побежал за помощью к своим друзьям тигрятам.

(Игра-ходилка по дорожкам в домики символы гласных- Ткаченко Т.А.)

РА! РО! РУ! РЫ! РИ! РЭ!- зарычали тигрята, и собаки ринулись наутек. Ка рычали тигрята? Ребенок повторяет.

Затем тигрята все вместе стали делать зарядку. Выполняется речедвигательная гимнастика с жестовыми символами звуков Ткаченко Т.А.

-Друзья, но мы уже опаздываем в нашу музыкальную школу!

На импровизированных пианино ( колючих ковриках) дети исполняют «гаммы» - тактильно-кинестетическая стимуляция по 11 модулям на автоматизацию звука Р. (методика Архиповой Елены Филипповны)

- А теперь у нас в школе грамота для тигрят.

Дети за партами произносят чистоговорки в соответствии с кинезиологическими упражнениями.

РА РА РА РА – в школу нам пришла пора ( упражнение «Колечки»)

РЫ РЫ РЫ РЫ – много дел у детворы ( «Кулак-ладонь»)

РУ  РУ РУ РУ – я портфель с собой беру («Оладушки»)

- Молодцы тигрята, сегодня вы славно потрудились и можете выбрать себе подарок, но только тот, в названии которого есть звук Р.

(ракета, роза, арбуз, барабан)

- Давайте поиграем с вашими подарочками. Они теперь ваши.

Моя ракета, моя роза, мой арбуз, мой барабан.

- Вам они понравились? Тогда назовите их ласково.

Ракеточка, розочка, арбузик, барабанчик.

- А напоследок Рык просит выучить с вами стихотворение

«Мы тигрята- дружные ребята!

Хорошо играли, многое узнали!»

Описание: DSC_0490

Продолжение сказки о тигренке Рыке

                                             _background

Проводится в физкультурном зале

Дети сидят на матах

- Ребята, а хотите услышать продолжение сказки о тигренке Рыке?

Тогда рассаживайтесь удобнее и слушайте внимательно.

Однажды утром проснулся тигренок Рык, а настроение у него было просто замечательное. Так ему было хорошо и радостно на душе, что решил он не делать сегодня зарядку, а вместе с язычком устроить пляски – тряски.

(Проводится артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика под музыку)

        И вдруг он увидел пчелку. Она жужжала вот так ДЗ ДЗ ДЗ ДЗ. Поймал тигренок ее в «чашечку» и спрятал за верхние зубки. А она и та жужжит. Стал тигренок с пчелкой играть. (Дети пальчиком делают «Болтушку»). А она вылетела- РРРРРРРРР.

        Рык всегда хотел быть умным тигренком и для этого выполнял специальные упражнения.

(кинезиологические упражнения с проговариванием слогов, на автоматизацию Р)

«Колечки»- РА РО РУ РЫ

«Оладушки»- АР ОР УР ЫР

«Кулак-Ладонь»- АРА ОРО УРУ ЫРЫ

«Кулак-ребро- ладонь- хлопок»- РЫК РЫК РЫК РЫК

        А  теперь проверим, стали ли мои тигрятки умнее . Я буду задавать вам задачки, а вы вместо ответа будете рычать.

«На цветке сидело пять пчелок, одна пчелка улетела. Сколько пчелок осталось?» - Р Р Р Р

- Молодцы! (следующие задачки по аналогии по количеству детей)

        Ребята, загрустил наш Тигренок….А все потому, что не может найти свою маму тигрицу. Поможем Рыку?

- Путь к пещере мамы не близкий. Сначала мы пойдем вот по этим дорожкам. Но не просто так, нужно не упасть с узкой дорожки, при этом проговаривать чистоговорку. Вот так (логопед идет по шнуру и говорит любую чистоговорку)

РА РА РА РА – вот высокая гора

РЫ РЫ РЫ РЫ – за горою комары

РУ РУ РУ РУ – под горою кенгуру

РО РО РО РО – потерял павлин перо

- С этим заданием вы справились.

- Дальше путь идет по кочкам.

Играет музыка- вы бегаете. Музыка остановилась- вам нужно занять кочку, и не потеряв равновесие придумать слово, в котором есть звук Р.

(играем 2-3 раза)

- Думаю мама тигрица совсем близко. На мячах кенгуру допрыгать до определенной отметки.

- Мама, закричал тигренок. Как он зарычал (тихо рррррр)

- А мама зарычала ласково, но громко РРРРРР

        Мама тигрица приготовила тигренку Рыку целый мешок игрушек. Они или деревянные или резиновые. Вы будете каждый доставать по одной и называть какая игрушка (резиновый крокодил, деревянный кирпичик, деревянная пирамидка, резиновая кукла и тд)

-  А теперь ребята, тигрица- мама, просит вас составить схему к игрушкам словам, которые вы вытащили.

(Дети из пластмассовых цветных шариков из бассейна составляют звуковую схему к словам)

- Вот и этой истории про тигренка Рыка пришел конец, а кто с нами играл- тот молодец!

                  Описание: DSC_0408


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование биоэнергопластики в воспитательно-образовательном процессе

В разработке представлен материал для педагогов работающих с детьми имеющими речевые нарушения....

Возможности использования методов кинезиологии в образовательном процессе

Возможности использования методов кинезиологии в образовательном процессе...

Конспект урока по адаптивной физической культуре с использованием информационно-коммуникационных технологий «Составление комплекса утренней гимнастики»

Цель разработки урока – информатизация процесса обучения с  использованием информационно-коммуникационных технологий на уроке физической культуры. Задача – дать детям знания на матери...

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика.

Выступление учителя - дефектолога на заседании МО учителей начальных классов. Тема "Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика."...

Использование биоэнергопластики при коррекции дислалии и стертой дизартрии

В документе представлены варианты использования биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения....

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....