Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика.
методическая разработка
Выступление учителя - дефектолога на заседании МО учителей начальных классов. Тема "Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат г.Вязники»
Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика.
Учитель начальных классов:Кудряшова А.М.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Т. е. цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляционной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
- Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает выполнение упражнения.
- Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д.
Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Артикуляционная гимнастика делится:
По количеству участников в ходе выполнения упражнений | По роли ребенка в процессе выполнения упражнений |
Фронтальная | Пассивная |
Подгрупповая | Пассивно-активная |
Индивидуальная | Активная |
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям используют и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.
Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики
• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики
• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);
• Встречи с героями «Весёлых полянок» ;
• Использование дидактической куклы Кваки;
• Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;
• Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);
• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все» ;
• Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек — помогалочек»;
• «Биоэнергопластика»;
- Биоэнергопластика .
Включает в себя три базовых понятия:
био — человек как биологический объект;
энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей , т.к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Внимание ребенка привлекается к одновременности выполнения артикуляционных упражнений и движений кисти руки.
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает несколько этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Особенности работы с применением биоэнергопластики.
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж, счёт, музыка, стихи.
- Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к занятиям.
- Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Облегчает постановку, введение звуков в речь.
- Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"
Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
В данной памятки указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....
Презентация для проведения артикуляционной гимнастики
Презентация с яркими красивыми картинками для проведения артикуляционной гимнастики...
Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики
В материале предлагается проводить артикуляционную гимнастику в разной форме для повышения мотивации к логопедическим занятиям....
Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.
В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....