Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика.
методическая разработка

Кудряшова Анастасия Михайловна

Выступление учителя - дефектолога на заседании МО учителей начальных классов. Тема "Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат г.Вязники»

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика.

        Учитель начальных классов:Кудряшова А.М.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Т. е. цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляционной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  • Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Педагог рассказывает о  предстоящем  упражнении,  используя игровые приемы.
  • Показывает выполнение упражнения.
  • Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д.

    Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Артикуляционная гимнастика делится:

По количеству участников в ходе выполнения упражнений

По роли ребенка в процессе выполнения упражнений

Фронтальная

Пассивная

Подгрупповая

Пассивно-активная

Индивидуальная

Активная

Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям используют и  нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. 

Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики

• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики

• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

• Встречи с героями «Весёлых полянок» ;

• Использование дидактической куклы Кваки;

• Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

• Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);

• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все» ;

• Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек — помогалочек»;

• «Биоэнергопластика»;


  • Биоэнергопластика .

Включает в себя три базовых понятия:

био — человек как биологический объект;

энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей , т.к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Внимание ребенка привлекается к одновременности выполнения артикуляционных упражнений и движений кисти руки.

При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает несколько этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж, счёт, музыка, стихи.

  • Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к занятиям.
  • Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной  и пальчиковой моторики.
  • Облегчает постановку, введение звуков в речь.
  • Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

В данной памятки  указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....

Презентация для проведения артикуляционной гимнастики

Презентация с яркими красивыми картинками для проведения артикуляционной гимнастики...

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики

В материале предлагается проводить  артикуляционную гимнастику в разной форме для повышения мотивации к логопедическим занятиям....

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....