Использование биоэнергопластики в воспитательно-образовательном процессе
статья по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему
В разработке представлен материал для педагогов работающих с детьми имеющими речевые нарушения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология применяемая на логопедических занятиях.
Цель: Применение здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) на логопедических занятиях в общеобразовательной школе.
Задачи:
- Познакомить педагогов с инновационной здоровьесберегающей технологией -«биоэнергопластика».
- Внедрить в воспитательно-образовательный процесс инновационную здоровьесберегающую технологию «биоэнергопластику».
- Рекомендовать воспитателям артикуляционные упражнения с применением «биоэнергопластики».
Содержание консультации:
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка!
В.А. Сухомлинский
Введение
Что такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
- «био» — человек как биологический объект;
- «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
- «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Актуальность
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Этапы работы с применением биоэнергопластики
- Диагностический ( сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).
- Эмоциональный ( создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки «Осьминог»).
- Основной ( отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).
Особенности работы с применением биоэнергопластики.
- Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
- К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
- Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
- Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
- С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например, « Волшебные перчатки», «Обезьянка»), счёт, музыка, стихи.
Преимущества биоэнергопластики:
- оптимизирует психологическую базу речи;
- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".
Заключение
Использование биоэнергопластики способствует повышению работоспособности ребёнка, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной деятельности.
В помощь воспитателю
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.
Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки и язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.
Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья». Помахать ими, «крылья» вверх- язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.
Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.
Кошечка. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.
Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт. Ворота открываются - рот широко открывается.
Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы округлить – в и. п. то же на другой руке.
Человечек. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног, одновременно двигая челюстями вправо, влево.
Пчела. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком в закрытом рту делать круговые движения.
Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.
Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык поднимается вверх-вниз.
Футбол. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно в щёки.
Улыбка. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт один-пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5сек., на счёт два – ладонь сворачивается в кулак.
Дудочка. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.
Горка. Согнутая ладонь опущена, язык упирается в нижние зубы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательно-образовательного процесса первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося с внешним миром определяются теперь...
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...
Использование здоровьесберегающей технологии сказкотерапии в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС НОО
В концепции стандартов второго поколения для обучающихся с ОВЗ в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования, совершенствование всей его...
Выступление к педагогическому совету «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно образовательном процессе»
Выступление к педагогическому совету «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно образовательном процессе»...
Участие педагогического работника в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации. Презентация Ярмарка педагогических идей: "Воспитательно – образовательный процесс в поликультурном социуме"
Презентация Ярмарка педагогических идей....
Использование биоэнергопластики при коррекции дислалии и стертой дизартрии
В документе представлены варианты использования биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения....
Цикл артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики, кинезиологии, тактильно - кинестетической стимуляции, речедвигательной гимнастики
Цикл артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики, кинезиологии, тактильно - кинестетической стимуляции, речедвигательной гимнастикиавтор сказок: Пчелина Алина Николаевнаучитель – л...