Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.
методическая разработка по логопедии
В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики «Панда Артик»
Подготовила: учитель-логопед Николаева Е.М.
Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии. Дефекты произношения звуков в различных вариантах и степени выраженности встречаются почти при любом нарушении речи. К тому же они наиболее слышимы, их нередко в состоянии заметить даже не специалисты. Следовательно, формирование правильного произношения – одна из важнейших целей коррекционной работы учителя-логопеда.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить пред зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему.
В психологии выделяется несколько форм мышления, большинство из которых формируются уже в более взрослом возрасте. До поступления в школу дети проходят через следующие мыслительные этапы: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядные типы мышления наиболее важны для дошкольного возраста. Именно успешное прохождение через эти этапы обеспечивает будущему взрослому способность формировать суждения и умозаключения.
Как показывает опыт, дети дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения проводятся каким-нибудь персонажем.
Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Панда Артик», которое можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики, игрового момента на занятии, индивидуальной работе, самостоятельной деятельности детей. Наглядное логопедическое пособие поможет детям в игровой форме провести упражнения более весело, интересно, тем самым повысит мотивацию детей к проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
Данное пособие предназначается для детей от 2 лет, так как с этого возраста дети способны активно подражать взрослым и смогут выполнять артикуляционные упражнения.
Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использования его практически в любой деятельности, а также может быть использовано логопедами, педагогами, родителями в работе с детьми.
Цель пособия: помочь детям в проведении артикуляционной гимнастики в игровой форме, наглядно показав правильное положение органов артикуляции.
Задачи пособия:
- Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
- Привить детям интерес к выполнению артикуляционных упражнений.
- Развитие мелкой моторики и правильной осанки детей при выполнении комплекса артикуляционных упражнений.
- Развитие речи и памяти детей, благодаря разучиванию стишков.
Описание пособия: данное пособие представляет собой мордочку панды по имени Артик и 12 накладных артикуляционных поз для выработки уклада шипящих, свистящих и сонорных звуков, которые накладываются на мордочку панды и меняются при необходимости. Имеется методические рекомендации к выполнению артикуляционных упражнений и описание выполнения каждого упражнения. Кроме того, в пособие включены небольшие стишки к каждому упражнению, которые детки с удовольствием заучивают.
Заниматься по пособию можно в разных вариантах. Логопед, педагог или родитель может заниматься как с одним ребенком, так и с группой детей. Также дети с 5 лет могут заниматься самостоятельно.
Вариант 1: логопед подбирает необходимые упражнения, в соответствии с дефектом речи ребенка. Во время проведения артикуляционной гимнастики, логопед накладывает карточку с нужным артикуляционным укладом на мордочку панды, затем показывает ребенку упражнение, ребенок повторяет движения за взрослым.
Вариант 2: взрослый показывает артикуляционное упражнение, ребенок должен найти соответствующую мордочку панды, показать ее и выполнить упражнение.
Вариант 3: определи какой гласный звук показывает панда и произнеси его.
Вариант 4: запомни последовательность гласных звуков, которые показывает панда, и произнеси их.
Таким образом, мы видим, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к познавательной деятельности. Дидактическое пособие «Панда Артик» позволит сделать процесс артикуляционной гимнастики более веселым, интересным, тем самым повысит мотивацию детей к проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Кроме того пособие способствует развитию внимания, памяти и речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"
Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях
Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики
В данной памятки указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....
Презентация для проведения артикуляционной гимнастики
Презентация с яркими красивыми картинками для проведения артикуляционной гимнастики...
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Развитая артикуляционная моторика основа правильной речи....
Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики
В материале предлагается проводить артикуляционную гимнастику в разной форме для повышения мотивации к логопедическим занятиям....