Использование биоэнергопластики при коррекции дислалии и стертой дизартрии
методическая разработка по логопедии
В документе представлены варианты использования биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_bioenergoplastiki_pri_korrektsii_dislalii_i_stertoy_dizartrii.pptx | 632.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВВЕДЕНИЕ Как мы знаем из работ В.М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, М.С. Рузиной и др. существует взаимосвязь развития моторики рук с развитием мозга, поскольку в головном мозге отделы, отвечающие за движения пальцев рук и речь, расположены рядом. Развивая тонкую моторику и тем самым активизируя соответствующие отделы головного мозга, одновременно активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Поэтому биоэнергопластика может стать отличным дополнением на занятиях по формированию звукопроизношения. Подробнее о ней расскажу далее.
Биоэнергопластика Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Основной её принцип – сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата
Биоэнергопластика улучшает психологическую базу речи, оптимизирует моторные способности ребенка. Благодаря биоэнергопластики возможно убрать зрительную опору, чтобы ребенок опирался только на свои ощущения, ведь в жизни дети не видят свою артикуляцию. Развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции помогает ощутить контрастность положения губ, языка, челюсти, что способствует быстрому закреплению артикуляционных поз. Согласованные движения руки и артикуляционного аппарата активизируют естественное распределение в организме биоэнергии, интеллектуальную деятельность, мелкую моторику и общую координацию движений.
Биоэнергопластику часто включают в артикуляционную гимнастику. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В соответствие с методикой Р.Г. Бушляковой и Л.С. Вакуленко, проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой состоит из семи этапов. Продолжительность каждого может изменяться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. На первом этапе осуществляется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции детей общеизвестными приемами и методами. После обследования составляется комплекс упражнений с учётом количества и степени нарушения звуков. Известно, что дети с речевыми нарушениями имеют ряд неврологических особенностей. Они плохо ориентируются в пространстве, в схеме собственного тела, движения их нескоординированы . Большинство детей не могут выполнить задания на артикуляцию, им свойственна быстрая утомляемость, нарушения внимания, памяти, познавательной и коммуникативной деятельности. Поэтому на первом этапе вводят упражнения и игры биоэнергопластики , которые дети выполняют в первую половину дня.
На втором этапе проводятся артикуляционные упражнения, на которых ребёнок выполняет упражнения для языка, губ или челюсти. Работа ведется перед зеркалом. Педагог во время упражнений помогает движениями ведущей руки, а ребенок запоминает движения, своей рукой для выполнения упражнений не пользуется. Используются наглядные материалы (фонендоскоп, лягушки-квакушки). Главная задача данного этапа – это установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, развитие интереса к занятиям. На третьем этапе артикуляционная гимнастика выполняется также по традиционной методике, дети знакомятся с персонажами перчаточного театра. Логопед сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребёнка в упражнениях пока не используется.
На четвёртом этапе выполняются упражнения для языка, челюсти и губ с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Логопед сопровождает показ упражнений движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики выполняется около двух месяцев, за это время ребёнок научится одновременно выполнять артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Логопед должен следить, чтобы рука в кисти не напрягалась. На пятом этапе к артикуляционным упражнениям можно подключить другую руку ребенка с перчаткой. Логопед помогает выполнять задания движениями своей руки.
На шестом этапе ребенок выполняет артикуляционные упражнения уже двумя руками в перчатках. В процессе выполнения артикуляционного упражнения вместе с движением обеих рук ребенок повторяет движения органов речевого аппарата. Логопед также сопровождает выполнение упражнений движениями своих рук. На данном этапе рекомендовано использовать специальные методы, средства и приемы обучения: -Использование для упражнений куклы-рукавички. -Метод куклотерапии , т.е. использование логопедических кукол. -Применение ручной модели языка, которая представляет красную варежку без пальца. Ребенок, изображая различные движения такой варежкой, воспроизводит артикуляционные движения совместно с работой руки. -Использование детских перчаток для выполнения артикуляционно- пальчиковых упражнений. -Сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики стихотворными текстами. -Применение приемов музыкотерапии. Положительный эмоциональный настрой, возникающий при звучании приятной музыки концентрирует внимание, тонизирует деятельность центральной нервной системы.
Седьмой этап – заключительный. В это время ребёнок полностью осваивает артикуляционные упражнения совместно с движениями рук. На данном этапе используется метод сказкотерапии, артикуляционно-пальчиковая гимнастика.
Примерный комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, поскольку выполнение упражнений совместно языком и руками требует от ребенка максимальной концентрации слухового и зрительного внимания, достаточно развитой пространственной ориентировки, четких движений кистей и пальцев рук одновременно с движениями губ и языка, это повышает эффективность логопедических занятий по формированию правильного произношения. Использование игрового подхода для укрепления мышц артикуляционного аппарата значительно облегчает постановку и введение в речь звуков
Список использованной литературы 1 . Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой . Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. – 240 с. 2. Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар . науч. конф . (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 92-94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы коррекции стертой дизартрии
дизартрия...
«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»
Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...
Психолого-педагогические особенности детей при стертой дизартрии
Контингент детей начальной школы, страдающих речевыми нарушениями, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы.Своевременное выявл...
Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.
Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...
Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.
Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...
Использование биоэнергопластики в воспитательно-образовательном процессе
В разработке представлен материал для педагогов работающих с детьми имеющими речевые нарушения....
Статья "Развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией"
Коррекционно-логопедические технологии, направленные на развитие интонационной выразительности речи у детей со стертой дизартрией....