Литературное чтение Тема урока: «Л. Мезинов «Соседи» сочинение-ответ на письмо»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сламихина Елизавета Александровна

Тема урока: «Л. Мезинов «Соседи» сочинение-ответ на письмо»

 

Тип урока: открытие «нового» знания

 

Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей жанра послания, создание послания по открытой модели.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

1.     Знакомство с особенностями жанра послания;

2.     Открытие словесной модели жанра;

3.     Создание собственного текста в жанре послания по открытой модели;

Развивающие:

1.    развивать внимание при выполнении учебных задач;

2.    развивать речь;

3.    развивать умение работать в коллективе.

Воспитательные:

1.     воспитывать уважение друг к другу в процессе выполнения заданий;

2.     воспитывать аккуратность;

3.     воспитывать бережное отношение к учебнику и рабочей тетради

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._mezinov_sosedi_sochinenie-otvet_na_pismo.docx271.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Дата: 11.05.2021

Школа: №148

Класс: 3 «Б»

Урок: 4

Время: 10:40    Кабинет: 221

Учитель: Сламихина Елизавета Александровна

Тема урока: «Л. Мезинов «Соседи» сочинение-ответ на письмо»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей жанра послания, создание послания по открытой модели.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знакомство с особенностями жанра послания;
  2. Открытие словесной модели жанра;
  3. Создание собственного текста в жанре послания по открытой модели;

Развивающие:

  1. развивать внимание при выполнении учебных задач;
  2. развивать речь;
  3. развивать умение работать в коллективе.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе выполнения заданий;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику и рабочей тетради

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Беседа

1. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку

 2. Создает эмоциональный настрой.

Учитель говорит:

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения
  • Давайте с вами настроимся на работу. Для этого поднимите руки вверх и хорошо потянитесь. Отлично, а сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.
  • Замечательно!
  • Занимайте свои места

1. Дети показывают готовность к уроку.

2. Выполняют то, что им сказал учитель

Л: самоопределение К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа,

Проводит подводящую беседу

«Когда рождается желанье рассказать….

КОГДА РОЖДАЕТСЯ ЖЕЛАНЬЕ РАССКАЗАТЬ

О ТОМ, КАК ТЫ ЖИВЁШЬ НА БЕЛОМ СВЕТЕ,

О ТОМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ О РАДОСТИ МЕЧТАТЬ

И УДИВЛЯТЬСЯ КРОХОТНОЙ ПРИМЕТЕ,

ДЕЛИТЬСЯ С ДРУГОМ ТЕМ, ЧТО МИР ОТКРЫЛ

В ПРОЧИТАННОЙ ТОБОЮ СЛАВНОЙ КНИЖКЕ,

ТЕМ, ЧТО ВЧЕРА ТАК ДОЛГО ГОВОРИЛ

ВИХРАСТОМУ СОСЕДСКОМУ МАЛЬЧИШКЕ,

ТОГДА ТЫ ВДРУГ САДИШЬСЯ ЗА ПЕРО,

БЕРЁШЬ БУМАГУ И СТРОЧИШЬ ОБ ЭТОМ…

И ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СВЕТ ТВОЁ ПИСЬМО!

ОНО ТЕПЛОМ ДУШИ ТВОЕЙ СОГРЕТО…

- Знаете ли вы, как давно люди пишут письма?

- Зачем они это делают?

Отвечают на вопросы

-Нет

-Чтобы связаться с людьми, которые далеко, передать им информацию

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Р: выполнение пробного учебного действия

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог, формулирующий диалог, Практический: составление игры, работа в группах

Формулирует совместно с учениками тему урока

- Как вы думаете можно ли утверждать, что письмо- это литературный жанр? Почему?

- Почему письмо считается одним из самых удивительных литературных жанров. Попробуем мы с вами ответить на этот вопрос.

- Как же это здорово! Мы же будем не только знакомиться с другими посланиями, но составлять свои.

- Вспомним нашу литературную игру «Продолжи строку.» Сейчас мы с вами напишем письмо. (Игра по рядам, у всех одна и та же строка) «Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?»

(дети парами продолжают в рифму дописать следующую строку, затем загибают самую верхнюю и передают данный листочек последующей парте) (Чтение писем)

- Получилось ли у нас письмо?

-А почему?

- Давайте исправим свои ошибки.

 Для этого познакомимся со стихотворением Леонида Мезинова «Соседи»

Какую цель мы поставим на этот урок?

Давайте составим план:

ПЛАН:

1.Узнаем об авторе

2. Прочитаем произведение, поговорим о нем

3. Создадим модель ответного письма, критерии ответного письма

4. Напишем ответное письмо

Отвечают на вопросы

-Да

Играют в игру, составляют свои стихи

Полученный результат:

1 ряд.

«Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?

Всё у нас хорошо,

И здоровье ничего.

Всего хорошего!»

2 ряд:

«Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?

Как прошли уроки?

Это прекрасные строки.

Погуляли в саду?

Погуляли в игру?»

3 ряд:

«Здравствуйте, детишки! Как у вас делишки?

Хорошо и отлично,

Вот какие у нас делишки.

Мы читаем замечательные книжки.

И пишем интересные рассказы,

И все мы песенки поём.»

-Нет

-Каждый писал свое

-Прочитать произведение Л. Мезинова «Соседи», написать сочинение по этому произведению

П: постановка и определение проблемы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: целеполагание П: анализ, синтез

Презентация

Раздаточный материал

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа, Объяснение, беседа, чтение текста

Знакомство с автором. Знакомство с произведением, написанным в жанре послания

-К сожалению, о биографии этого автора мало сведений.

Леонид Антонович Мезинов -Детский писатель и поэт.

Автор нескольких десятков детских книг, в том числе – «Кукла Фекла», «Соседи», «Про слона», «Весенний рыболов», «Лучшая собака в мире» 

Послушайте стихотворение. Учитель читает стихотворение

20140218_13031420140218_130349

-Вам понравилось стихотворение?

-С каким настроением написано письмо?

- Кто его написал? Кому?

- О чем это письмо?

-Вы знаете, что такое письмо?

-Получается, что я могу положить любой текст в конверт, отправить его кому-то и это и будет письмом? Так?

Физминутка:

У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем тихо, как лисята,
А вот если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес!

Слушают без опоры на текст.

-Да

- С хорошим

-Волчонок поросенку

-Как волчонок хотел позвать к себе в гости соседа

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии;

П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации

Л: осознание ответственности за общее дело

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная работа

Словесный: беседа, Практическая: разработка модели ответного письма , Работа в группах

Составление с детьми общей модели ответного письма. Составление критерий

Давайте рассмотрим письмо волчонка к поросенку. Из каких этапов он состоит?

Поработайте в группах и составьте модель письма (или план) на примере письма волчонка

Модель:

-Обращение к тому, кому пишешь письмо

-Информация о том, кто пишет письмо

-Информация, которую хотел передать адресант

Как вы думаете, какой ответ может написать поросенок своему соседу волку?
-Хотите попробовать?
-Каковы критерии написания и оценки ответного письма?
Создание критериев оценки письма:
-Грамотность в изложении мыслей;
-Соответствие модели письма;
-Достоверность информации;
-Отношение адресанта к написанному письму (должны быть выражены чувства)

Составляют модель ответного письма, составляют критерии письма

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения;

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Р: принимают и

сохраняют         

учебную задачу.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа

Словесный: беседа, Практическая: сочинение

Проводит самостоятельную работу.

Итак, сейчас вы должны написать ответное письмо, в соответствии с моделью и критериями, которые мы выделили. Вы также можете отвечать не от имени поросенка, а от имени, какого-либо другого животного.

У вас есть 10 минут.

Оценка сочинений

Кто хочет прочитать свои письма на оценку?

Ребята оценят ваше сочинение по критериям, которые мы выделили на уроке

Создание критериев оценки письма:
-Грамотность в изложении мыслей;
-Соответствие модели письма;
-Достоверность информации;
-Отношение адресанта к написанному письму (должны быть выражены чувства)

Пишут ответное письмо

Проверка сочинений классом

П: устанавливать причинно-следственные связи;

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный метод:Беседа

Задает обобщающие вопросы

-Мы учимся писать письма, исследуем жанр послания.

Тогда ответьте на вопросы:

  1. -Когда у человека (или героя произведения) возникает необходимость в написании письма?
  2. -Каким требованиям должно отвечать письмо. 
  3. -Следует ли учиться писать письма?
  4. -Что такое письмо? Что такое послание?

Отвечают на вопросы

- Когда он хочет связаться с кем- либо, чтобы передать ему информацию

-Да

Письмо —передача информации на расстоянии и закрепление её во времени.

Послание – литературное произведение, написанное в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо лицу, группе лиц.

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения;

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод: рефлексивные вопросы.

Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание.

- Наш урок подходит к концу.

- Какая тема урока была? О ком мы сегодня говорили о каком авторе, о каком произведении?

- Мы выполнили цель? Чему научились на уроке?

- Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите?

- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

- Запишите домашнюю работу.

Отвечают на вопросы

- Леонид Мезинов «Соседи»

-Писать ответное письмо

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...