Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, креативные, рефлексивные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья" | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Кручинина Светлана Викторовна
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 2 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России») Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение (Учебник, 2015)
Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
Тип урока: урок - обобщение.
Цель: формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, креативные, рефлексивные) учащихся 2 «б» класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1) формировать позитивную самооценку;
2) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3) развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1) формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формировать навык форм личностной рефлексии;
2) формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1) формировать навык беглого, выразительного чтения целыми словами;
2) осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, соотносить основную мысль рассказа с пословицей.
3) формировать этические представления, понятия о добре и зле, дружбе, честности.
Средства (оборудование):
- учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);
- проектор-компьютер;
- карточки с фразеологизмами, пословицами;
- картинки – раскраски (девочки и мальчики), фломастеры; инструкционные карты, ватман с названием проекта, иллюстрации к рассказам и стихам, портреты поэтов и писателей,
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД. |
I. Орг. момент Цель: организация контролирующей деятельности на предмет готовности к уроку. | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. | Учащиеся встают в круг и произносят слова: Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Улыбнёмся мы гостям, Пусть сияет солнце нам. | Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания, нравственные ценности учащихся: доброжелательность, доброту, любовь. Регулятивные: нацелить на успешную деятельность. |
II. Целеполагание Цель: формулирование темы и задач урока. | - О чём говорится в стихотворении? - Кто догадался, какая у нас будет тема урока? - Какой раздел мы изучали? Тема урока: Обобщение по разделу «Я и мои друзья» - Сегодня мы будем составлять проекты. - Прочитайте названия своих проектов. - Какие задачи мы поставим, чему на уроке мы должны научиться? - С помощью наших проектов мы должны привлечь ребят прочитать книги о дружбе. - Как вы думаете, каким должен быть проект? | - В стихотворении говорится о друзьях. - Дружба. - Мы изучали раздел «Я и мои друзья» 1 группа «Стихи о дружбе и друзьях» 2 группа «Рассказы о дружбе» 3 группа «По страницам книг В.А. Осеевой» - Выразительно читать, читать по ролям, пересказывать, составлять проект. Проект должен быть красочным и интересным. | Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения. |
III. Актуализация знаний. Цель: выявить знания учащихся полученные на уроках. | - Чтобы быстро и выразительно читать проведем речевую разминку, прочитаем выразительно стихотворение про щуку. - Какие звуки повторяются в стихотворение часто? - Может ли щука дружить с рыбами? - Вспомним авторов и произведения, которые изучали в разделе «Я и мои друзья» - Этот поэт окончил исторический факультет МГУ, ездил на археологические раскопки, написал сборник стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах» - Поэтесса работала в филармонии, училась в оперно – хоровой студии. Первые стихи опубликовала в журнале «Мурзилка». Многие её стихи стали песнями. - Писатель работала воспитателем в детских учреждениях, в свободное время сочиняла стихи, пьесы и ставила их вместе с детьми. Её книга «Васек Трубачёв и его товарищи» была отмечена сталинской премией. - Писатель – священник, воздвиг храм Державной Иконы Божьей матери. - Детский поэт, писатель, переводчик. Написал тексты к мультипликационному сериалу «Незнайка на Луне», стихи к фортепианному циклу П.И. Чайковского «Детский альбом». - По профессии он был актёром, играл главные роли в спектаклях. Первые стихи прочитал на радио. Они очень понравились слушателям. Талант писателя пересилил актёра. В каждом его произведении происходит что – то необычное и интересное. Разложите портреты писателей и биографии в нужные кармашки. | Речевая разминка: Щука добрая была, дружбу с рыбами вела. Из морской капусты щей щука наварила. Окуньков, бычков, лещей щами угостила. - р -, - щ – - Нет, она хищная рыба. Валентин Берестов написал стихотворение «За игрой» Эмма Мошковская «Я ушел в свою обиду» Валентина Осеева «Почему», «Хорошее», «Волшебное слово» Николай Булгаков «Анна, не грусти!» Виктор Лунин «Я и Вовка» Юрий Ермолаев «Два пирожных». Выполняют проект «Литературная газета» | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию. Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
IV. Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Анализ произведений Работа в группах. Работа в группах. Упражнение на релаксацию |
Ребятам даны листы с именами, они должны вспомнить из какого произведения этот герой и найти друга из этого же произведения.
Ребятам даны карточки с заданиями. Задание 1 1. Прочитайте стихотворение Берестова «За игрой» 2.Что помогло героям быть вместе. 3.Почему дружба не кончается? Задание 2 Стихотворение Э. Мошковской 1.Что значит «ушёл в свою обиду»? 2.Зачитайте, что произошло пока мальчик был в обиде. 3.Каким должен быть друг? Прусакова Влада расскажет стихотворение «Подружка Маша» - Каким был Вовка? - Какое волшебство использовала Маша? - Какой вывод мы сделаем из этих стихов? Что мы поместим в домик дружбы? Задание 3 1.Герой какого произведения старался не помнить обиды? 2.Зачитайте строчки, когда мальчик был счастлив. - Какое слово мы поместим в домик. Карточка № 1 Булгаков «Анна, не грусти» 1.Что произошло на горке? 2.Зачитайте, какой Аня увидела больницу. (с. 79) 3.Кто из девочек был печальной Аня или Катя, почему, прочитайте. (с. 83) - Какие слова поместим в домик? Карточка № 2 - Послушайте начало рассказа Осеевой «Волшебное слово» - Продолжите озвучивать диафильм. Карточка № 3 1.Перечислите действующих лиц в рассказе Валентины Осеевой «Хорошее» 2. Прочитайте рассказ по ролям. - Как нужно читать мысли Юры? - Как прочитаете слова, обращенные к сестре, няне, собаке? - Вы должны выбрать лучшего артиста. – Возьмитесь за руки, закройте глаза (пауза –слушают музыку). Почувствуйте, как тепло ваших рук переходит каждому из вас. Вам спокойно и хорошо вместе. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». | Витька и Вовка Анна и Катя, Лена и Павлик Оля и Наташа Юра и Трезор Учащиеся взаимодействуют в парах - устанавливают соответствие автора и название произведения. - Они после ссор мирились, играли дружно. - Значит ни с кем не разговаривал Вовка был вредным и плохим. Она не стала отвечать злом на зло и Вовка изменился. Согласие, мир, понимание. Берестов «Гляжу с высоты на обиду», Лунин «Я и Вовка» Верность. Катя упала и сломала ногу. Отзывчивость, забота. Пересказ «цепочкой» Юра, сестрёнка, няня, Трезор, мама. Мысли Юры нужно читать мечтательно, а ответы – грубо. | Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Уметь взаимодействовать в парах. Познавательные: Развивать навык чтения, умение соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией, воспроизводить по памяти информацию, ориентироваться в книге. Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения. Личностные : Учить выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. |
Дифференцированная работа по группам | Работа над проектом. Карточка № 1 1.Восстановить последовательность событий. Расположить иллюстрации в нужном порядке. 2.Озаглавить части рассказа. Карточка № 2 Работа с фразеологизмами. - Подобрать объяснение к фразеологизму. Выбрать те, которые можем отнести к дружбе. Карточка № 3 1.Охарактеризуйте девочек, выберите слова, которые подходят к каждой из них. Оля: трудолюбивая, злая, небрежная, добрая, внимательная, ворчливая, отзывчивая, жестокая. Наташа: равнодушная, невезучая, ленивая, скромная, себялюбивая, беспокойная. 2.Чему хотел автор научить читателя. - Какие еще слова мы поместим в «Дом дружбы»? | Выполняют задания в газетах. 1.Разбитая чашка. 2.Мальчик обвинил Бума. 3.Бум на улице. 4.Мальчик не мог уснуть. 5.Признание. 6.Снова вместе. Водой не разольёшь – очень дружны, неразлучны, всегда вместе. Рука об руку – вместе, дружно, помогая друг другу. Держать себя в руках – контролировать своё поведение Записывают характеристики героев. Понимание, трудолюбие. | Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. Познавательные: анализировать содержание произведения, сравнивать и характеризовать персонажи, развивать мыщление. Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
V. Работа с пословицами. | Соотнести пословицу с произведением. «Дружбу помни, а зло забывай» «За шутку не сердись и в обиду не вдавайся» «Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен». «Дружба заботой да подмогой крепка» «Делу время, а потехе – час» «Вежливость ничего не стоит, но много приносит» «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить» «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» | Выполняют работу в газетах. Берестов «За игрой» Мошковская «Я ушел в свою обиду» Лунин «Я и Вовка» Булгаков «Анна, не грусти» Ермолаев «Два пирожных» Осеева «Волшебное слово» Осеева «Хорошее» Осеева «Почему» | Познавательные: Развивать мышление. Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
VI. Рефлексия. | - Оцените свою работу: Работал активно, отвечал правильно, аккуратно выполнял задания. Встретились трудности, мало работал на уроке и в группе. У меня ничего не получилось, не смог работать в группе. | Раскрашивают одежду детей. Зелёный цвет Жёлтый цвет Красный цвет | Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки. |
VII. Итог урока. | - Каким вы хотите видеть своего друга? - Каких качеств у друга не должно быть? - Получилось ли у вас создать литературную газету, интересна ли она будет для других, кому мы можем её подарить? | Ответы детей. Мы думаем, что газета интересная, мы можем её подарить первоклассникам. | Познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
VIII. Домашнее задание. | - Написать отзыв о произведении из данного раздела по плану: 1.Название и автор произведения. 2.Главный герой. 3.Почему тебе понравилось произведение? 4.Хотел бы ты быть похожим на героя произведения? - Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению. | Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей. | Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2класс. Технологическая карта урока. Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья"
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа Россои" . Произведения Осеевой, Лунина, Берестова, Барто и др. Работо в парах, группах, интерактивная игра, построение пирамиды критика....
Конспект урока : Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья» Цели урока: Обобщи...
Технологическая карта урока «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА По предмету "Литературное чтение"На тему «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».Разработчик:Учитель начальных классовКольцова Ли...
Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин....
Конспект урока по литературному чтению.Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».(УМК "Школа России",3 класс)
Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Цели деятельности учителя: формирование зна...
КОНСПЕКТ открытого УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Что посеешь, то и пожнёшь Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева &la...
Конспект урока по литературному чтению на тему Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 2". 3 класс
Обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям, изученным в поэтических тетрадях; способствовать развитию логических, творческих способностей; учить учащихся проверять себя и самостояте...