Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кручинина Светлана Викторовна

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, креативные, рефлексивные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Кручинина Светлана Викторовна

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России») Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение (Учебник, 2015)

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

Тип урока: урок - обобщение.

Цель: формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, креативные, рефлексивные) учащихся 2 «б» класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».

Учебные задачи:                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1) формировать позитивную самооценку;

2) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3) развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1) формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формировать навык форм личностной рефлексии;

2) формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1) формировать навык беглого, выразительного чтения целыми словами;

2) осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, соотносить основную мысль рассказа с пословицей.

3) формировать этические представления, понятия о добре и зле, дружбе, честности.

Средства (оборудование):

  1. учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);
  2. проектор-компьютер;
  3.  карточки с фразеологизмами, пословицами;
  4. картинки – раскраски (девочки и мальчики), фломастеры; инструкционные карты, ватман с названием проекта, иллюстрации к рассказам и стихам, портреты поэтов и писателей,

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД.

I. Орг. момент

Цель: организация контролирующей деятельности на предмет готовности к уроку.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Учащиеся встают в круг и произносят слова:  

Собрались все дети в круг,

         Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

         И друг другу улыбнемся.

Улыбнёмся мы гостям,

Пусть сияет солнце нам.

Личностные: формировать положительное отношение к процессу познания, нравственные ценности учащихся: доброжелательность, доброту, любовь.

Регулятивные: нацелить на успешную деятельность.

II. Целеполагание

Цель:

формулирование темы и задач урока.

- О чём говорится в стихотворении?

- Кто догадался, какая у нас будет тема урока?

- Какой раздел мы изучали?

Тема урока: Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

- Сегодня мы будем составлять проекты.

- Прочитайте названия своих проектов.

- Какие задачи мы поставим, чему на уроке мы должны научиться?

- С помощью наших проектов мы должны привлечь ребят прочитать книги о дружбе.

-  Как вы думаете, каким должен быть проект?

- В стихотворении говорится о друзьях.

- Дружба.

- Мы изучали раздел «Я и мои друзья»

1 группа «Стихи о дружбе и друзьях»

2 группа «Рассказы о дружбе»

3 группа «По страницам книг В.А. Осеевой»

- Выразительно читать, читать по ролям, пересказывать, составлять проект.

Проект должен быть красочным и интересным.

Коммуникативные:

формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения.

III. Актуализация знаний.

Цель: выявить знания учащихся полученные на уроках.

- Чтобы быстро и выразительно читать проведем речевую разминку, прочитаем выразительно стихотворение про щуку.

- Какие звуки повторяются в стихотворение часто?

- Может ли щука дружить с рыбами?

- Вспомним авторов и произведения, которые изучали в разделе «Я и мои друзья»

- Этот поэт окончил исторический факультет МГУ, ездил на археологические раскопки, написал сборник стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах»

- Поэтесса работала в филармонии, училась в оперно – хоровой студии. Первые стихи опубликовала в журнале «Мурзилка». Многие её стихи стали песнями.

- Писатель работала воспитателем в детских учреждениях, в свободное время сочиняла стихи, пьесы и ставила их вместе с детьми. Её книга «Васек Трубачёв и его товарищи» была отмечена сталинской премией.

- Писатель – священник, воздвиг храм Державной Иконы Божьей матери.

- Детский поэт, писатель, переводчик. Написал тексты к мультипликационному сериалу «Незнайка на Луне», стихи к фортепианному циклу П.И. Чайковского «Детский альбом».

- По профессии он был актёром, играл главные роли в спектаклях. Первые стихи прочитал на радио. Они очень понравились слушателям. Талант писателя пересилил актёра. В каждом его произведении происходит что – то необычное и интересное.

Разложите портреты писателей и биографии в нужные кармашки.

Речевая разминка:

Щука добрая была, дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей щука наварила.

Окуньков, бычков, лещей щами угостила.

- р -, - щ –

- Нет, она хищная рыба.

Валентин Берестов написал стихотворение «За игрой»

Эмма Мошковская «Я ушел в свою обиду»

Валентина Осеева «Почему», «Хорошее», «Волшебное слово»

Николай Булгаков «Анна, не грусти!»

Виктор Лунин «Я и Вовка»

Юрий Ермолаев «Два пирожных».

Выполняют проект «Литературная газета»

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

IV. Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

Анализ произведений

Работа в группах.

Работа в группах.

Упражнение на релаксацию

  1. Игра «Найди друга» (работа в парах)

Ребятам даны листы с именами, они должны вспомнить из какого произведения этот герой и найти друга из этого же произведения.

  1. Соотнесите иллюстрацию с произведением.
  2. Работа в группах

Ребятам даны карточки с заданиями.

Задание 1

1. Прочитайте стихотворение Берестова «За игрой»

2.Что помогло героям быть вместе.

3.Почему дружба не кончается?

Задание 2 Стихотворение Э. Мошковской

1.Что значит «ушёл в свою обиду»?

2.Зачитайте, что произошло пока мальчик был в обиде.

3.Каким должен быть друг?

Прусакова Влада расскажет стихотворение «Подружка Маша»

- Каким был Вовка?

- Какое волшебство использовала Маша?        

- Какой вывод мы сделаем из этих стихов? Что мы поместим в домик дружбы?

Задание 3

1.Герой какого произведения старался не помнить обиды?

2.Зачитайте строчки, когда мальчик был счастлив.

- Какое слово мы поместим в домик.

Карточка № 1 Булгаков «Анна, не грусти»

1.Что произошло на горке?

2.Зачитайте, какой Аня увидела больницу. (с. 79)

3.Кто из девочек был печальной Аня или Катя, почему, прочитайте. (с. 83)

- Какие слова поместим в домик?

Карточка № 2

 - Послушайте начало рассказа Осеевой «Волшебное слово»

- Продолжите озвучивать диафильм.

Карточка № 3

1.Перечислите действующих лиц в рассказе Валентины Осеевой «Хорошее»

2. Прочитайте рассказ по ролям.

- Как нужно читать мысли Юры?

- Как прочитаете слова, обращенные к сестре, няне, собаке?

- Вы должны выбрать лучшего артиста.

– Возьмитесь за руки, закройте глаза (пауза –слушают музыку). Почувствуйте, как тепло ваших рук переходит каждому из вас. Вам спокойно и хорошо вместе. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три».

Витька и Вовка

Анна и Катя, Лена и Павлик

Оля и Наташа

Юра и Трезор

Учащиеся взаимодействуют в парах - устанавливают соответствие автора и название произведения.

- Они после ссор мирились, играли дружно.

- Значит ни с кем не разговаривал

Вовка был вредным и плохим.

Она не стала отвечать злом на зло и Вовка изменился.

Согласие, мир, понимание.

Берестов «Гляжу с высоты на обиду», Лунин «Я и Вовка»

Верность.

Катя упала и сломала ногу.

Отзывчивость, забота.

Пересказ «цепочкой»

Юра, сестрёнка, няня, Трезор, мама.

Мысли Юры нужно читать мечтательно, а ответы – грубо.

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Уметь взаимодействовать в парах.

Познавательные:

Развивать навык чтения, умение соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией, воспроизводить по памяти информацию, ориентироваться в книге.

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения.

Личностные :

Учить выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развивать доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

Дифференцированная работа по группам

Работа над проектом.

Карточка № 1

1.Восстановить последовательность событий. Расположить иллюстрации в нужном порядке.

2.Озаглавить части рассказа.

Карточка № 2

Работа с фразеологизмами.

- Подобрать объяснение к фразеологизму. Выбрать те, которые можем отнести к дружбе.

Карточка № 3

1.Охарактеризуйте девочек, выберите слова, которые подходят к каждой из них.

Оля: трудолюбивая, злая, небрежная, добрая, внимательная, ворчливая, отзывчивая, жестокая.

Наташа: равнодушная, невезучая, ленивая, скромная, себялюбивая, беспокойная.

2.Чему хотел автор научить читателя.

- Какие еще слова мы поместим в «Дом дружбы»?

Выполняют задания в газетах.

1.Разбитая чашка.

2.Мальчик обвинил Бума.

3.Бум на улице.

4.Мальчик не мог уснуть.

5.Признание.

6.Снова вместе.

Водой не разольёшь – очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Рука об руку – вместе, дружно, помогая друг другу.

Держать себя в руках – контролировать своё поведение

Записывают характеристики героев.

Понимание, трудолюбие.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности.

Познавательные: анализировать содержание произведения, сравнивать и характеризовать персонажи, развивать мыщление.

Личностные: применять правила делового сотрудничества.

V. Работа с пословицами.

Соотнести пословицу с произведением.

«Дружбу помни, а зло забывай»

«За шутку не сердись и в обиду не вдавайся»

«Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен».

«Дружба заботой да подмогой крепка»  

«Делу время, а потехе – час»

«Вежливость ничего не стоит, но много приносит»

«Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

Выполняют работу в газетах.

Берестов «За игрой»

Мошковская «Я ушел в свою обиду»

Лунин «Я и Вовка»

Булгаков «Анна, не грусти»

Ермолаев «Два пирожных»

Осеева «Волшебное слово»

Осеева «Хорошее»

Осеева «Почему»

Познавательные:

Развивать мышление.

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

VI. Рефлексия.

- Оцените свою работу:

Работал активно, отвечал правильно, аккуратно выполнял задания.

Встретились трудности, мало работал на уроке и в группе.

У меня ничего не получилось, не смог работать в группе.

Раскрашивают одежду детей.

Зелёный цвет

Жёлтый цвет

Красный цвет

Личностные:

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

VII. Итог урока.

- Каким вы хотите видеть своего друга?

- Каких качеств у друга не должно быть?

- Получилось ли у вас создать литературную газету, интересна ли она будет для других, кому мы можем её подарить?

Ответы детей.

Мы думаем, что газета интересная, мы можем её подарить первоклассникам.

Познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

VIII. Домашнее задание.

- Написать отзыв о произведении из данного раздела по плану:

1.Название и автор произведения.

2.Главный герой.

3.Почему тебе понравилось произведение?

4.Хотел бы ты быть похожим на героя произведения?

- Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению.

Домашнее задание даётся индивидуально, но учитывается желание детей.

Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2класс. Технологическая карта урока. Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья"

Урок литературного чтения во 2 классе по  УМК "Школа Россои" . Произведения Осеевой, Лунина, Берестова, Барто и др. Работо в парах, группах, интерактивная игра, построение пирамиды критика....

Конспект урока : Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Обобщающий урок по разделу  «Я и мои друзья»              Цели урока:  Обобщи...

Технологическая карта урока «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА По предмету "Литературное чтение"На тему «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».Разработчик:Учитель начальных классовКольцова Ли...

Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Открытый урок по литературному чтению Тема урока: « Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин....

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».(УМК "Школа России",3 класс)

Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Цели деятельности учителя: формирование зна...

КОНСПЕКТ открытого УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Что посеешь, то и пожнёшь Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева &la...

Конспект урока по литературному чтению на тему Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 2". 3 класс

Обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям, изученным в поэтических тетрадях; способствовать развитию логических, творческих способностей; учить учащихся проверять себя и самостояте...