Конспект урока по литературному чтению для 3 класса с использованием приёма «Чтение с остановками» по теме: «В.П. Астафьев. «Капалуха».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Данный конспект урока содержит один из приёмов технологии критического мышеления "Чтение с остановками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v.astafev_kapaluha.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ждановская средняя школа

имени Героя Советского Союза В.П. Мухина»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

с использованием приёма «Чтение с остановками»

по теме: «В.П. Астафьев. «Капалуха».

(УМК «ШКОЛА РОССИИ)

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.

ОАО «Просвещение», Москва 2023г.

Учитель начальных классов :

Цветкова Наталия Владиславовна

п. Ждановский

2024 г.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: знакомство и анализ рассказа В.П.Астафьева «Капалуха».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева и его произведением «Капалуха»;

- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;

- формировать умение определять идейно-смысловое и художественное содержание произведения;

Развивающие:

- развивать образное и логическое мышление;

- развивать устную речь учащихся,

- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Воспитательные:

- воспитывать нормы морали и нравственности, воспитывать взаимоуважение, умение работать дружно.

Формируемые УУД:

  1. Предметные:

а) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественного текста с использованием элементарных литературоведческих понятий;

б) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

в) умение использовать простейшие виды анализа произведения: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности.

  1. Познавательные:

а) использование различных способов поиска информации в тексте и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;

б) активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

в) овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с целями и задачами урока;

г) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

3. Коммуникативные:

а) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

б) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

4. Регулятивные.

а) учиться принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

в) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5. Личностные:

а) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;

б) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

в) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

г) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, презентация, карточки для учащихся, медиапроектор, выставка книг В.П. Астафьева.

Ход урока:

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Установка на работу.

( слайд 2)

Проверяет готовность к уроку

Для урока нам понадобится: учебник, ручка, карандаш, ваши знания и хорошее настроение! Все готовы?

Прочитайте и скажите, что мы делаем на уроках чтения?

Готовятся к уроку

Читают.

  1. Повторение пройденного.

(слайд 3)

Какую тему мы проходим сейчас на уроках чтения?

Что вы видите на доске?

Мы проходим тему «Люби живое».

Это авторы и произведения, которых мы изучали.

Что надо сделать?

Распределить названия произведений и иллюстрации по фамилиям авторов.

Кто может это сделать?

Дети выходят к доске и выполняют задание.

  1. Подготовка к восприятию нового материала

(слайд 4)

(Стадия «Вызов»)

- Какое произведение и какого автора мы еще не рассматривали на уроке?

-По названию предположите, о чем будет рассказ?

- Но сначала немного познакомимся с автором

В.П. Астафьев «Капалуха».

Высказывают предположения.

Читают биографию автора.

  1. Речевая разминка.

(слайд 5)

- Сейчас вы будете читать текст.

Проведем речевую разминку.

Для чего она нужна?

Откуда эти слова?

Хоровое чтение в умеренном темпе.

Прочитать медленно, затем с ускорением.

Ответы детей.

Это слова из рассказа «Капалуха».

Читают хором.

  1. Работа с названием текста.

(слайд 6)

(слайд 7)

Откройте учебники на с.101, прочитайте название рассказа

Кто такая «капалуха»?

Что вы знаете об этих птицах?

Давайте еще что-нибудь узнаем о них (слайд 7-8).

Что нового узнали?

Читают.

Глухарка.

Ответы.

Читают.

Ответы.

  1. Физминутка

Плакат на доске.

«Зоркие глазки»

Выполняют движения.

  1. Чтение текста по частям и работа по его содержанию. Составление плана.

(слайд 9 )

(слайд 10)

Чтение 1 части учителем.

- Читаем вместе со мной, представляем себе то, о чем говорится в тексте. Поднимите руки там, где закончится 1 часть.

- Где происходит действие?

- Какой лес описывает Астафьев? Что такое тайга?

- Какие события могут произойти в описанной обстановке?

- Что делали дети в тайге?

- Что такое валежник?

- Где поднялся шум?

- Что такое просека?

Черничник?

-Как озаглавим эту часть рассказа? (на доске)

  • -Как на ваш взгляд, будет развиваться сюжет дальше?

Читают про себя, слушают учителя, определяют окончание 1 части.

Ответы детей.

Тайга – густой хвойный лес.

Предположения детей.

Гнали скот на пастьбу.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

На просеке, у черничного бугорка.

Просека – полоса в лесу, в лесопарке, очищенная от деревьев.

Черничник – место, где растет черника.

Предлагают названия, обсуждают, выбирают лучшее.

«У черничного бугорка на просеке»

(слайд 11)

Чтение 2 части про себя.

-Где заканчивается 2 часть?

-О какой находке говорит автор?

- Что почувствовал автор, когда увидел гнездо? Прочитайте.

-Как описывает его автор? Прочитайте.

-Что такое « космы»?

-Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего?

-Какое правило поведения в лесу они забыли?

-Озаглавим 2 часть рассказа словами из текста (на доске).

Читают 1-2 абзац.

До слов: «Вы поглядите на нее!»

О гнезде.

Выборочное чтение.

Космы – взлохмаченные пряди волос.

Забрать.

Просто так.

-Не трогать гнезда, яйца, не приносить птиц из леса.

«Гнездо! Гнездо!»

(слайд 12)

Чтение 3 части вслух «по цепочке».

Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент она изображает?

- Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

  • -Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие

ощущения у вас возникли?

-Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?

- Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы?

- Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?

- Какой матерью была капалуха?

  • -Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы

закончили его?

- Кого она вам напоминает?

- Как озаглавим 3 часть текста? (на доске.)

Как капалуха мечется, пытается спасти свои яйца.

-Металась в стороны,

крылья разброшены, мела ими

закостенели от неподвижности

пыталась и не могла взлететь.

Озвучивают свои ощущения.

- Чтобы показать состояние птицы.

-Испуг, гнев, бесстрашие.

-Выщипывают перья, голым животом греет яйца.

-Заботливой, бесстрашной, отважной.

- В.И. Белов. Малька.

«Тревога капалухи».

Самостоятельная работа в парах. Самопроверка.

Индивидуальное чтение 4 части.

- Прочитайте последнюю часть рассказа.

- Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

Что вы можете сказать с состоянии капалухи?

Озаглавим 4 часть (на доске).

- сидела на сучке,

вытянув шею,

целилась на гнездо,

плавно слетела,

заползла в гнездо,

распустила крылья,

замерла,

глаза ее начали затмеваться дремной пленкой, была насторожена,

вся напруженасердце билось сильными толчками.

Успокоилась, но была настороже.

«Снова в гнезде».

  1. Обобщение. Вывод.

Почему автор написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить?

Давайте вспомним слова из другого произведения этой темы. Кто автор и как называется произведение?

Как вы думаете, эти слова являются главной мыслью произведения?

Он хочет научить людей любить животных. Показать, что у животных тоже могут быть чувства.

Автор хотел нас научить быть добрыми к животным.

Читают.

М.М.Пришвин «Моя Родина»

Да!

Вам понравился рассказ Астафьева? Хотите прочитать другие его произведения? Запомните их названия

Читают.

  1. Домашнее задание

с.101-103, пересказ. (на доске)

Записывают.

  1. Рефлексия.

Закончите предложения.

Сегодня на уроке:

Я познакомился…

Я понял…

У меня получилось…

Ответы детей.

  1. Итог урока.

Вы прекрасно поработали. Особенно активно работали …, они получают ….

Урок закончен. Большое спасибо.


Карточки.

4 часть.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

______________________________________________________________

4 часть.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

_________________________________________________________________

4 часть.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

__________________________________________________________________

4 часть.

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

сидела на сучке,

вытянув шею,

целились на гнездо,

плавно слетела,

заползла в гнездо,

распустила крылья,

замерла,

глаза ее начали затмеваться дремной пленкой,

была насторожена,

вся напружена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"

Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. П. Астафьев "Капалуха""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу.Планируе...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...

Конспект урока по литературному чтению по теме «В.П.Астафьев «Капалуха».

Знакомство с творчеством писателя В.П.Астафьева и его произведением "Капалуха".В разработке урока даны все этапы работы с текстом; речевая разминка,подготовка к восприятию нового материала, ...