Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».
Цели урока: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному; развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы..
Планируемые результаты:
- Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера.
- Личностные: учащиеся должны проявлять интерес к чтению; уметь выбирать виды деятельности на уроке; использовать разные виды чтения: выразительное, выборочное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 30.71 КБ |
Презентация к уроку | 369.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Литературного чтения
Выполнила студентка 41 гр. | ||
Башмакова Ксения | ||
Проверил: | Макрута Т. И. | |
Отметка: | ||
Дата: | 14.03. 2018 г. |
Челябинск, 2018
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 Б
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».
Цели урока: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному; развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы..
Планируемые результаты:
- Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера.
- Личностные: учащиеся должны проявлять интерес к чтению; уметь выбирать виды деятельности на уроке; использовать разные виды чтения: выразительное, выборочное.
Тип урока: открытия новых знаний
Оборудование: Учебник Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвящение», 2013. – 223 с.,
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Самоопреде-ление к деятельности Словесн.: слово учителя | 1 мин | - Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики. | Слушать учителя | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. |
II. Актуализа-ция знаний и мотивация Словесн.: беседа; чтение сочинений | 2 мин | - Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе? - Соберите пословицы - На экране написаны пословицы. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания. ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО. ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ. ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ. ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА. - Что объединяет эти пословицы? | Отвечать на вопросы Читать сочинение Оценивать сочинение одноклассников | К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы; |
III. Постановка учебной задачи Словесн.: слово учителя Словесн.: беседа Прктич.: находить соответствия | 3 мин | -Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь: «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь) Оказывается, капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря. Определите тему нашего урока. Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха». | Анализировать информацию | П: определение темы и целей урока. |
IV. Решение частных задач Словесн.: словарная работа; беседа Практич.: чтение по абзацам; выборочное чтение | 25 мин | -Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой. В 19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем. -Объясните значение слов: просека, валежник, космы, черничник. ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники. Чтение с остановками 1 часть (до слов: через сучковатый валежник) - Какой лес описывает Астафьев? - Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу? 2 часть (до слов: гнали скот вместе с нами) - Что описывает автор в этой части рассказа? - Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ? 3 часть (до слов: вы поглядите на нее) - О какой находке рассказывает автор? - Как описывает автор гнездо глухарки? - С чем он его сравнивает? - Почему автор выбрал именно такие слова и выражения? - Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему? - Что решили сделать мальчики с гнездом? - Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? 4 часть (до слов: сказал подошедший учитель) Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. -Зачитайте эти слова. Металась в стороны Крылья разброшены, мела ими Закостенели от неподвижности Пыжилась и не могла взлететь -Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.) -Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.) -Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок. 5 часть Перечитайте эту часть, подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? Вытянув шею Глаза не следили Целилась на гнездо Плавно слетела Заползла в гнездо Распустила крылья Замерла -Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после? | Читать выразительно Анализировать информацию Высказывать свое мнение Отвечать на вопросы Находить информацию в тексте | П: расширение общего кругозора учащихся; Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Физминутка | 2 мин | Немного отдохнем. Повторяйте движения за мной. | Выполнять упражнение | |
V. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой Словесн.: беседа Практич.: выборочное чтение; характеристика героев | 5 мин | - Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор) Работа по рядам. Каждый ряд анализирует героев рассказа. - Выберите качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа. Испуганный Гневный Бесстрашный Тревожный Опасный Самоотверженность Безграничная, преданная любовь Восхищение Гордость Безответственность | Анализировать информацию Высказывать свое мнение Отвечать на вопросы Находить информацию в тексте Давать характеристику героям | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков К: участвовать в учебном диалоге; |
VI. Итог урока. Рефлексия Словесн.: беседа | 2 мин | - Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? - Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки. Дома приготовьте мини сочинение о капалухе как о заботливой матери. | Высказывать свое мнение Оценивать свою работу | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Р: Осуществлять итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГЛУПА ТА ПТИЦА, ВСЯКАЯ ПТИЦА ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ . СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ. СВОИМ НОСОМ СЫТА. КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО . ВСЯКАЯ ПТИЦА
Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.
Выводят птенцов глухари в конце мая - начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.
Виктор Петрович Астафьев - писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии творчества. После окончания Железнодорожной школы в 1942 г. ушел добровольцем в армию. Был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». В 1945 г. после госпиталя вместе с семьей поселился в г. Чусовой Пермской области.
Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, книги коротких новелл - «Затеей» и других. Виктор Астафьев - секретарь Союза писателей СССР (1991 г.), вице-президент ассоциации писателей «Европейский форум». Виктор Астафьев – почетный гражданин городов Игарка и Красноярск, действительный член Международной академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета. В 1999 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Словарная работа Прочитайте по слогам, затем плавно: при-бли-жа-лись к аль-пийс-ким по-ко-роб-лен-ны-е ред-ко-ла-пых е-лей по-ше-ве-ли-ва-ли блед-но-лист-ным до-цве-та-ю-щим чер-нич-ни-ком рас-пу-щен-ны-ми за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти за-рож-да-ю-щий-ся по-до-шед-ший
Испуганный Гневный Бесстрашный Тревожный Опасный Самоотверженность Безграничная, преданная любовь Восхищение Гордость Безответственность
Используемые материалы http://www.interlit2001.com/forum/showthread.php?t=7421 http://www.razym.ru/literarura/rusproza/page/13/ http://www.livelib.ru/reader/Elizaveta1992/quotes http://www.suvenirograd.ru/sights.php?id=648&lang=1 http://royallib.ru/book/astafev_viktor/kapaluha.html http://rihard.naturelight.ru/lense/nikon/nikkor_80-400mm_f_4_5-5_6_af_vr/photo/page-3.html http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200500302 http://www.galereya-divnogorsk.ru/main/6/260/261/ http://www.bylkov.ru/forum/21-619-11 http://artnow.ru/ru/gallery/8/13337/picture/1.html http://club.foto.ru/gallery/34/photos/1599987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Ещё мама",(УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А.П. Платонова «Еще мама»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируем...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Ещё мама", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А.П. Платонова «Еще мама»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируем...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "М.М. Зощенко "Золотые слова", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением М. Зощенко «Золотые слова»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируе...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "М.М. Зощенко "Великие путешественники", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением М. Зощенко «Великие путешественники»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведени...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "М.М. Зощенко "Великие путешественники", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением М. Зощенко «Великие путешественники»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произв...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "Н.Н. Носов "Федина задача", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Н. Носова «Федина задача»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируем...