Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Астафьев «Капалуха»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Этапы, методы и приёмы | Хро- Номе- траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Долгожданный дан звонок – Урок литературного чтения. | Готовность к уроку | Р:формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; |
Мотивационный момент Практический: чтение пословицы | 5 мин | Речевая разминка -Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
-Прочитайте орфографически три-четыре. -Прочитайте шепотом. -Прочитайте громко. | Читать пословицы. Объяснять их смысл. Читать с разной интонацией. | К.: донести свою позицию до др: оформлять свои мысли в устной и с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Постановка учебных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: чтение слов Словесный: слово учителя Словесный: слово учителя | 10 мин | -Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его.) -Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха». Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь в рассказе? Словарная работа -Прочитайте по слогам, затем плавно. При-бли-жа-лись К аль-пий-ским По-ко-роб-лен-ные Ред-ко-ла-пых е-лей По-ше-ве-ли-ва-ли Блед-но-лист-ным До-цве-та-ю-щим Чер-нич-ни-ком За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти За-рож-да-ю-щий-ся По-до-шед-ший -Объясните значение слов. Просека-полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев. Валежник-сухие сучья, деревья, упавшие на землю. Космы-взлохмаченные пряди волос. -Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будет читать. SLВИWGKТSVIОLРS ПGIЕSТРSWVОВLИЧLI WАVСSТLIАФLЬGЕВSL -Узнайте, какое слово здесь написано. (Глухарь.) Ьулхарг Рассказ учителя о глухаре. -Ребята, а что вы знаете о глухаре? Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище-вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза. Выводят птенцов глухари в конце мая-начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности. Глухарка, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. Зато и прозван глухарем. | Рассказывать о правилах поведения в лесу. Читать слова по слогам. Объяснять лексическое значение слов. Разгадывать слова Слушать учителя | П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; К: участвовать в учебном диалоге; К: Находить нужную информацию через беседу со взрослыми П: извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах |
Физминутка | 3 мин | - А сейчас настало время отдохнуть. Я иду, и ты идёшь – раз, два, три. Я пою, и ты поёшь – раз, два, три. Мы идём, и мы поём – раз, два, три. Очень дружно мы живём – раз, два, три. | Выполнять разминку; | |
Решение частных задач Практический: выборочное чтение | 20 мин | Чтение рассказа учителем и учащимися -Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название. -Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? -Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»? -Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»? -Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их. -Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рассказ «Еще про Мальку» Белова.) -Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? -Как вы думаете, изменится ли отношение к природе после этого случая или нет? -Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? | Отвечать на вопросы Анализировать Читать отрывки | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; |
Рефлексия Итог урока | 5 мин | -Что вы узнали на сегодняшнем уроке? -За что вы похвалили бы себя? -Что вам захотелось сделать после этого урока? -Как вы думаете, какова основная мысль произведения? -Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? | Подводить итог урока; | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Р: Осуществлять итоговый контроль |
Домашнее задание | 1 мин | Подготовить пересказ текста от имени глухарки. | Записывать д/з. |
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 «А»
Тема урока: В.Астафьев «Капалуха»
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
Планируемые результаты
- Предметные: научатся прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев; придумывать свои рассказы о животных.
Тип урока: открытие новых знаний
- Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.
Оборудование: учебник, Литературное чтение, 3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, учебная презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"
Класс: 3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: В. П. Астафьев «Капалуха»
Тема: В. П. Астафьев «Капалуха»...
план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха
план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха с использованием интерактивной доски...
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха" 3 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха"....
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса с использованием приёма «Чтение с остановками» по теме: «В.П. Астафьев. «Капалуха».
Данный конспект урока содержит один из приёмов технологии критического мышеления "Чтение с остановками"...