Конспект урока по литературному чтению на тему "В.Астафьев «Капалуха»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Попова Екатерина Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В.Астафьев «Капалуха»20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы, методы и приёмы

Хро-

Номе-

траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Урок литературного чтения.

Готовность к уроку

Р:формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;

Мотивационный момент

Практический: чтение пословицы

5 мин

Речевая разминка

-Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

  • Вороненку гнездо-родимая хата.
  • Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.

-Прочитайте орфографически три-четыре.

-Прочитайте шепотом.

-Прочитайте громко.

Читать пословицы.

Объяснять их смысл.

Читать с разной интонацией.

К.: донести свою позицию до др: оформлять свои мысли в устной и с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Постановка учебных задач

Словесный: ответы на вопросы

Практический:

чтение слов

Словесный: слово

учителя

Словесный: слово

учителя

10 мин

-Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его.)

-Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха».

Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь в рассказе?

Словарная работа

-Прочитайте по слогам, затем плавно.

При-бли-жа-лись

К аль-пий-ским

По-ко-роб-лен-ные

Ред-ко-ла-пых е-лей

По-ше-ве-ли-ва-ли

Блед-но-лист-ным

До-цве-та-ю-щим

Чер-нич-ни-ком

За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

За-рож-да-ю-щий-ся

По-до-шед-ший

-Объясните значение слов.

Просека-полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Валежник-сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Космы-взлохмаченные пряди волос.

-Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будет читать.

SLВИWGKТSVIОLРS      ПGIЕSТРSWVОВLИЧLI  

WАVСSТLIАФLЬGЕВSL

-Узнайте, какое слово здесь написано. (Глухарь.)

Ьулхарг

Рассказ учителя о глухаре.

-Ребята, а что вы знаете о глухаре?

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище-вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая-начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. Зато и прозван глухарем.

Рассказывать о правилах  поведения в лесу.

Читать слова по слогам.

Объяснять лексическое значение слов.

Разгадывать слова

Слушать учителя

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

К: участвовать в учебном диалоге;

К: Находить нужную информацию через беседу со взрослыми

П: извлекать необходимую  информацию, представленную в разных формах
сплошной текст; 

Физминутка

3 мин

- А сейчас настало время отдохнуть.

Я иду, и ты идёшь – раз, два, три.

Я пою, и ты поёшь – раз, два, три.

Мы идём, и мы поём – раз, два, три.

Очень дружно мы живём – раз, два, три.

Выполнять разминку;

Решение частных задач

Практический: выборочное   чтение      

20 мин

Чтение рассказа учителем и учащимися

-Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

-Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

-Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»?

-Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха.

Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

-Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

-Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рассказ «Еще про Мальку» Белова.)

-Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

-Как вы думаете, изменится ли отношение к природе после этого случая или нет?

-Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

Отвечать на вопросы

Анализировать

Читать отрывки

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Рефлексия

Итог урока

5 мин

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что вам захотелось сделать после этого урока?                

-Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

-Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль

Домашнее задание

1 мин

Подготовить пересказ текста от имени глухарки.

Записывать д/з.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «А»

Тема урока: В.Астафьев «Капалуха»

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.

Планируемые результаты

  • Предметные: научатся прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; определять жанр произведения, видеть и понимать поступки героев; придумывать свои рассказы о животных.

Тип урока: открытие новых знаний

  • Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.

Оборудование: учебник, Литературное чтение, 3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, учебная презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"

Класс:  3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...

план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха

план конспект урока по литературному чтению В.П.Астафьев Капалуха с использованием интерактивной доски...

Конспект урока по литературному чтению по теме «В.П.Астафьев «Капалуха».

Знакомство с творчеством писателя В.П.Астафьева и его произведением "Капалуха".В разработке урока даны все этапы работы с текстом; речевая разминка,подготовка к восприятию нового материала, ...

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха" 3 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев "Капалуха"....