Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: В. П. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»
Тип урока: открытие нового знания, обобщение пройденного.
Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
- учить видеть и понимать поступки героев;
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева
- научатся понимать поступки героев;
Личностные:
- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;
- ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение и мужество.
Оборудование: презентация, учебник Литературное чтение (3 класс 2 часть; УМК «Школа России»), рабочая тетрадь.
№ | Этапы, методы и приёмы | Хро-номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Практич.: хоровое чтение речевая разминка | 1 мин 3 мин | - Здравствуйте, ребята! Вот звенит для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, потянулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели и настроились на урок. -Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку. "Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". (А.Барто) - Давайте прочитаем хором - Ребята, что значит, по-вашему "прикоснуться к красоте сердцем"? (Радоваться всему живому, любоваться заходом и восходом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными, знать, что это нужно беречь и любить). | Приветствовать учителя; Настраиваться эмоционально на урок; Читать хором; | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; |
2. | Проверка домашнего задания Словесн.: пересказ | 5 мин | Учитель спрашивает учащихся пересказ по плану: Б.С.Житков. «Про обезьянку» План: 1.Знакомство с обезьянкой 2. Жизнь и проказы Яшки 3. Царь двора 4. Расставание | Пересказ произведения Б.С. Житкова «Про обезьянку» по плану | К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; |
3. | Постановка учебной задачи Видеометод: просмотр | 2 мин | Просмотр видеофрагмента «Глухарка». - Как вы думаете, сегодня о ком будет идти речь в произведении? Выслушивает мнения учащихся. - Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением. На слайде: - Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев). | Просматривать видеофрагмент Высказывать свои предположения Понимать учебную задачу | Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока |
3. | Решение частных задач. Сл.: монолог учителя, слово об авторе Физминутка Практич.: чтение учителем Практич.: чтение по цепочке Словесн: ответы на вопросы; | 2 мин | - Родился В.П.Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края, село стоит на берегу Енисея. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка Екатерина Петровна. Так сложились обстоятельства, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом - в детском доме посёлка Игарка. Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Рождественский заметил в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернётся позднее в рассказ "Васюткино озеро". После школы Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов. Осенью 1942 года - в 18 лет - ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце. - Большинство произведений посвящено отношениям между человеком и природой. - Прочитайте название рассказа. («Капалуха») - Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? (Нет). - Почему? (Непонятно слово). - Капалуха - так сибирские охотники называют глухарку. Сообщение о глухаре: Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. Большую часть года глухари ведут наземно-древесный образ жизни, т.к. кормятся на деревьях и только в период гнездования становится полностью наземной птицей. Насиживает глухарка яйца 24 дня, придерживаясь строгого распорядка: отлучается от гнезда в сутки три раза - ранним утром, днём и вечером. К концу насиживания привязанность её к гнезду возрастает, вылупившиеся птенцы едва обсохнув, свободно могут следовать за матерью. - Посмотрите на картину. Что такое тайга? (трудно проходимый лес) - В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их. Словарная работа. На слайде: - Читаем хором. Тайга – трудно проходимый лес. Просека – очищенное от деревьев место Пастьба – место, где пасут скот Валежник – сухие сучья, деревья Папоротник – растения с крупными листьями Черничник – заросли черники Покоробленные – кривые Редколапых Пошевеливали Зарождающимися Напружены – напряжены Альпийским – высокогорные - Я начну читать рассказ, вы продолжаете. - Работа над текстом по плану: 1У черничного бугорка на просеке. 2Гнездо! Гнездо! 3Тревога капалухи. 4(Снова в гнезде) Вопросы по тексту рассказа - Где происходило действие? - Что делали дети в тайге? - Где поднялся шум? - Почему сердце автора забилось от испуга? - Как выглядело гнездо? - Почему дети не взяли яйца? - Какой матерью была капалуха? - Кого она вам напоминает? Почему? - Что испытала птица? - Как об этом сказал автор? - Что испытывали ребята? - А глухарка? - Какие чувства испытали вы? Работа с иллюстрацией. - Расскажите, какой момент изображён? - Какой жанр этого произведения? - Тема? - Главное действующее лицо этого произведения? - Какая главная мысль? - Какой вывод вы сделали для себя? - Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста? - Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. | Слушать слово учителя о писателе Отвечать на вопросы Слушать учителя Читать; Слушать и следить; Отвечать на вопросы; Анализировать рассказ; | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии. |
Информация о домашнем задании | 1 мин | Пересказ по плану с.98-100. | Записывать д/з | Регулятивные, коммуникативные | |
4. | Рефлексия. Подведение итогов | 3 мин | - Как называется рассказ, который мы с вами сегодня прочитали? - Чему научил вас этот рассказ? - Что нового узнали о жизни животных, их повадках? - Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? ( Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших). - На слайде слова Пришвина. - За что вы сегодня можете себя похвалить? | Подводить итог урока; Анализировать свою деятельность на уроке | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.П.Астафьев "Капалуха"
Класс: 3 Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;- учить видеть и понимать поступки героев;Планируемые результаты:Предме...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"
Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....
Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...
Конспект урока литературного чтения на тему: "В.П. Астафьев «Капалуха" ". 3 класс
Конспект урока литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению по теме «В.П.Астафьев «Капалуха».
Знакомство с творчеством писателя В.П.Астафьева и его произведением "Капалуха".В разработке урока даны все этапы работы с текстом; речевая разминка,подготовка к восприятию нового материала, ...