Конспект урока по литературному чтению по теме «В.П.Астафьев «Капалуха».
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Знакомство с творчеством писателя В.П.Астафьева и его произведением "Капалуха".В разработке урока даны все этапы работы с текстом; речевая разминка,подготовка к восприятию нового материала, составление плана и деление текста на законченные смысловые части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_kapaluha.docx | 26.8 КБ |
kapaluha.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
по теме «В.П.Астафьев «Капалуха».
Класс: 3Б.
Учитель: Бондаренко О.Г.
Дата проведения: 21.03.2018 г.
Цель урока: знакомство и анализ рассказа В.П.Астафьева «Капалуха».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева и его произведением «Капалуха»;
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения;
- формировать умение определять идейно-смысловое и художественное содержание произведения;
Развивающие:
- развивать образное и логическое мышление;
- развивать устную речь учащихся,
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
Воспитательные:
- воспитывать нормы морали и нравственности, воспитывать взаимоуважение, умение работать дружно.
Формируемые УУД:
- Предметные:
а) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественного текста с использованием элементарных литературоведческих понятий;
б) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
в) умение использовать простейшие виды анализа произведения: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности.
- Познавательные:
а) использование различных способов поиска информации в тексте и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;
б) активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
в) овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с целями и задачами урока;
г) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
3. Коммуникативные:
а) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
б) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
4. Регулятивные.
а) учиться принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
в) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. Личностные:
а) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;
б) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
в) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
г) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературного произведения со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, интерактивная доска , презентация, карточки для учащихся.
Ход урока:
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Установка на работу.
| Проверяет готовность к уроку Для урока нам понадобится: учебник, ручка, карандаш, ваши знания и хорошее настроение! Все готовы? Прочитайте и скажите, что мы делаем на уроках чтения? ( слайд 1) | Готовятся к уроку Читают. |
| Какую тему мы проходим сейчас на уроках чтения? Что вы видите на доске? Слайд 2. | Мы проходим тему «Люби живое». Это авторы и произведения, которые мы изучали. |
Что надо сделать? | Распределить названия произведений и иллюстрации по фамилиям авторов. | |
Кто может это сделать? | Дети выходят к доске и выполняют задание. | |
| - Какое произведение и какого автора мы еще рассматривали на уроке?
- Но сначала немного познакомимся с автором (слайд 3). | В.П. Астафьев «Капалуха».
Читают биографию автора. |
| - Сейчас вы будете читать текст. Проведем речевую разминку. Для чего она нужна? (слайд 4). Откуда эти слова? Хоровое чтение в умеренном темпе. Прочитать медленно, затем с ускорением. | Ответы детей. Это слова из рассказа «Капалуха». Читают хором. |
| Откройте учебники на с.101, прочитайте название рассказа (слайд 5). Кто такая капалуха? Что вы знаете об этих птицах? Давайте еще что-нибудь узнаем о них (слайд 6-7). Что нового узнали? | Читают. Глухарка. Ответы. Читают. Ответы. |
| Плакат на доске. «Зоркие глазки» | Выполняют движения. |
| Чтение 1 части учителем. - Читаем вместе со мной, представляем себе то, о чем говорится в тексте. Поднимите руки там, где закончится 1 часть. - Где происходит действие? Что такое тайга? (слайд 9 ). - Что делали дети в тайге? - Что такое валежник? (слайд 10) - Где поднялся шум?(слайд 10 ) - Что такое просека? Черничник? Как озаглавим эту часть рассказа? (на доске) | Читают про себя, слушают учителя, определяют окончание 1 части. Ответы детей. Тайга – густой хвойный лес. Гнали скот на пастьбу. Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю. На просеке, у черничного бугорка. Просека – полоса в лесу, в лесопарке, очищенная от деревьев. Черничник – место, где растет черника. Предлагают названия, обсуждают, выбирают лучшее. « У черничного бугорка на просеке» |
Чтение 2 части про себя. -Где заканчивается 2 часть? -О какой находке говорит автор? (слайд 11). - Что почувствовал автор, когда увидел гнездо? Прочитайте. -Как описывает его автор? Прочитайте. -Что такое « космы»? -Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего? -Какое правило поведения в лесу они забыли? -Озаглавим 2 часть рассказа словами из текста (на доске). | Читают 1-2 абзац. До слов: «Вы поглядите на нее!» О гнезде. Выборочное чтение.
Космы – взлохмаченные пряди волос. Забрать. Просто так. -Не трогать гнезда, яйца, не приносить птиц из леса. «Гнездо! Гнездо!» | |
Физминутка. | Стихотворение. | Выполняют движения. |
Чтение 3 части вслух «по цепочке». Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент она изображает? (слайд 12). - Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. -Почему автор выбрал именно эти слова и выражения? - Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы? - Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали? - Какой матерью была капалуха? - Кого она вам напоминает? - Как озаглавим 3 часть текста? (на доске.) | Как капалуха мечется, пытается спасти свои яйца. -Металась в стороны, крылья разброшены, мела ими закостенели от неподвижности пыталась и не могла взлететь. - Чтобы показать состояние птицы. -Испуг, гнев, бесстрашие. Выщипывают перья, голым животом греет яйца. -Заботливой, бесстрашной, отважной. - В.И. Белов. Малька. «Тревога капалухи». | |
Самостоятельная работа в парах. Самопроверка. | Индивидуальное чтение 4 части. - Прочитайте последнюю часть рассказа. - Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. Работа в парах. Самопроверка (слайд 13). Что вы можете сказать с состоянии капалухи? Озаглавим 4 часть (на доске). |
- сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, плавно слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла, глаза ее начали затмеваться дремной пленкой, была насторожена, вся напруженасердце билось сильными толчками. Успокоилась, но была настороже. «Снова в гнезде». |
| Почему автор написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить?
Давайте вспомним слова из другого произведения этой темы (слайд 14). Кто автор и как называется произведение? Как вы думаете, эти слова являются главной мыслью произведения? | Он хочет научить людей любить животных. Показать, что у животных тоже могут быть чувства. Автор хотел нас научить быть добрыми к животным. Читают. М.М.Пришвин «Моя Родина» Да! |
Вам понравился рассказ Астафьева? Хотите прочитать другие его произведения? Запомните их названия (слайд 15) | Читают. | |
| с.101-103, пересказ. (на доске) | Записывают. |
| Закончите предложения. Слайд 16. Сегодня на уроке: Я познакомился… Я понял… У меня получилось… | Ответы детей. |
| Вы прекрасно поработали. Особенно активно работали …, они получают …. Урок закончен. Большое спасибо. |
Карточки.
4 часть.
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
______________________________________________________________
4 часть.
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
_________________________________________________________________
4 часть.
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
__________________________________________________________________
4 часть.
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
сидела на сучке,
вытянув шею,
целились на гнездо,
плавно слетела,
заползла в гнездо,
распустила крылья,
замерла,
глаза ее начали затмеваться дремной пленкой,
была насторожена,
вся напружена.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виктор Петрович Астафьев – русский писатель современник. (1924 – 2001)
Виктор Петрович Астафьев 1924 - 2001 В.П. Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой. В 19 лет Виктор Астафьев попал на фронт, был тяжело ранен. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем.
В 1942 году ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен. С 1951 года начал печататься на страницах пермских газет.
Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена» . Это автобиографичный рассказ, который оформился из школьного сочинения «Жив». Автор вспоминает о нескольких днях, проведенных им в тайге. Первая ночь в тайге Васютка увидел кедровку
Словарная работа Альпийские (луга) - растущие в горах, высокогорные Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю Космами – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха Зарождающимся – начинающим жить, существовать
Альпийские уральские луга
Валежник
Просека
Черничник
Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена» . Это автобиографичный рассказ, который оформился из школьного сочинения «Жив». Автор вспоминает о нескольких днях, проведенных им в тайге. Первая ночь в тайге Васютка увидел кедровку
Глухарь - одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.
Капалуха- глухарка, птица семейства тетеревиных.
Гнездо глухарки
Речевая разминка. Прочитайте по слогам, затем плавно: при-бли-жа-лись к аль-пийс-ким по-ко-роб-лен-ны-е ред-ко-ла-пых е-лей по-ше-ве-ли-ва-ли блед-но-лист-ным до-цве-та-ю-щим чер-нич-ни-ком рас-пу-щен-ны-ми за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти за-рож-да-ю-щий-ся по-до-шед-ший
Правила поведения в лесу Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя. Не разводить костёр без взрослых. А если разводили костёр, то обязательно его потушить. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нём лежат. Птица может бросить гнездо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: «Мы по-разному видим одно и то же. Почему?»
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А. Усачева «Эх!» и Г. Сапгира «У прохожих на виду....»; формировать умение анализировать стихотворение и видеть ...
Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...
Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс Виктор Драгунский "Тайное вскгда становится явным"...
Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...
Литературное чтение Тема: В. П Астафьев « Капалуха». Люби живое.
Цели урока: познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха»; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определени...