Технологическая карта урока по теме: Выделение главной мысли (идеи) рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
методическая разработка по чтению (2 класс)

Щучкина Ирина Николаевна

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: создать условия для формирования умения выделять главную мысль (идею) художественного произведения.

Задачи:

- познакомить обучающихся с краткой биографией В.Ю. Драгунского;

- прогнозировать текст по заголовку и иллюстрациям;

- познакомить обучающихся с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»;

-  совершенствовать навыки приемов понимания текста;

- обогащать активный словарный запас;

- развивать умение анализировать поступки героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _tehnologicheskaya_karta_uroka.docx81.62 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku2.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

  Технологическая карта урока

ФИО учителя: Щучкина И.Н.

ОУ: ГБОУ гимназия № 399

Класс 2

УМК: «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Выделение главной мысли (идеи) рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: создать условия для формирования умения выделять главную мысль (идею) художественного произведения.

Задачи:

- познакомить обучающихся с краткой биографией В.Ю. Драгунского;

- прогнозировать текст по заголовку и иллюстрациям;

- познакомить обучающихся с произведением В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»;

-  совершенствовать навыки приемов понимания текста;

- обогащать активный словарный запас;

- развивать умение анализировать поступки героев;

Планируемые результаты

Предметные

- формировать умение размышлять о характере и поступках героя, давать оценку поступкам героев;

- развивать умение читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- развивать память, мышление, воображение, речь учащихся;

Метапредметные

Познавательные:

- уметь делать выводы после изучения произведения;

- уметь грамотно строить речевые высказывания в ходе ответов на вопросы по тексту.

Регулятивные:

- контролировать свою деятельность в ходе творческой работы;

- оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь одноклассников и учителя;

- уметь высказывать свое мнение.

- уважать мнение одноклассников и учителя;

Личностные

- развивать этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание к чувствам других людей;

- развивать мотивацию учебной деятельности;

- формировать личностные качества обучающегося;

Ресурсы урока: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки для работы в группе, учебник «Литературное чтение» 2 кл., Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, толковый словарь С.И. Ожегова, старый будильник.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

 Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения. А чтобы урок пошёл каждому впрок - активно включайся в работу, дружок!

Проверьте свою готовность к уроку: учебник, дневник. 

Настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку.

Мотивация к деятельности

- Сегодня утром меня разбудил вот этот будильник. (показываю)

- Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Они состоят из деталей.

- Как вы думаете, а что произойдет, если убрать хоть одну деталь?  

   

- Совершенно, верно. Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. С каждым новым уроком вы узнаёте всё больше и больше, и процесс ваших познаний не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться.

Они перестанут идти. Неверно будут показывать время, остановятся, сломаются и т.д.

Актуализация необходимых знаний

Проверка домашнего задания

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-Кто автор?

- Назовите главных героев.

- Перескажем кратко сказку по цепочке.

Создание проблемной ситуации

-Однажды я услышала разговор двух учеников, они шли из школы. Один говорит: «Двойку сегодня получил по русскому языку. Дневник учителю не дал, сказал, что дома забыл».

А друг ему рассказал, что он тоже однажды попытался скрыть свою двойку от родителей. И через некоторое время позвонила учительница и обман раскрылся.

- Ребята, и я подумала, зачем друг рассказал эту историю своему товарищу?

- А вы как думаете?

Эпиграфом к уроку нам послужит китайская пословица, а вот чтобы её прочитать, нужно постараться восстановить порядок слов.

ЛОЖЬ ДОЛГО ПРЯТАТЬСЯ НЕ МОЖЕТ, ОБЯЗАТЕЛЬНО НАРУЖУ ВЫЙДЕТ.

-Как вы понимаете эти слова?  

-Вспомните название раздела, который мы изучаем?

- Откройте страницу, на которой содержание учебника. Найдите название этого раздела.

-Найдите произведение, которое соответствует собранной вами пословице.

- А кто автор этого произведения?

-Предположите по заголовку, о чем главном мы будем говорить сегодня на уроке.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр.120, предположите, о чем будет рассказ?

-А какую цель мы поставим перед собой?

- Работая над текстом, проверим наше предположения.

Открытие новых знаний

- Посмотрите внимательно на выставку книг.

- Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский?

Биографию рассказывает учитель.

Виктор Драгунский - автор популярных рассказов для детей. Сейчас бы ему исполнилось 111 лет.

Будущий писатель работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы», где героем всех историй является мальчуган по имени Дениска. В своих рассказах Драгунский учит маленьких читателей быть добрыми, отзывчивыми, честными, поэтому его рассказы не стареют.

Физкультминутка

-В классе дружно можно не только работать, но и отдыхать. Встанем и отдохнем, будьте осторожны, не ударьтесь, не мешайте друг другу. 

Раз- подняться, потянуться

Два- согнуться, разогнуться

Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре – руки шири

Пять – руками помахать

А на шесть – всем тихо сесть! 

- Мы познакомились со сказкой «Будем знакомы».

- Г. Остер

- Слоненок, попугай, удав и мартышка.

Кратко пересказывают сказку по цепочке.

Ученики высказывают свое мнение.

2 ученика собирают карточки слов пословицы на доске, остальные парами расставляют порядок слов на листе.

Проверяют, что получилось. Самооценка.

Обман не скроешь, он обязательно рано или поздно выйдет на поверхность (раскроется).

Ответы учеников.

Ученики находят на стр.158

«И в шутку и всерьёз».

«Тайное становится явным»

В. Драгунский

Ответы учеников.

слайд 1

Ответы учеников.

слайд 2

Ребята повторяют движения за учителем.

Организация познавательной деятельности

- При чтении рассказа вам встретятся слова с малопонятным или совсем непонятным лексическим значением. Проведем словарную работу.

Словарная работа: 

-Посмотрите на экран «Кремль»

-Как вы поняли, изучая карту, что такое Кремль?

 «Грановитая палата. Иван Грозный.»

- Прочитайте информацию.

(Памятник архитектуры в Москве. В давние времена это был самый большой парадный зал Москвы. В ней заседал царь Иван Грозный.)

- Найдите следующее слово. 

«Оружейная палата»

-Как вы думаете, что, судя по названию, хранится в Оружейной палате?

- Найдите следующее слово. 

«Царь- пушка»

-Что вас удивило?

(Самая большая в мире пушка)

Интеллигентный

-Как вы понимаете значение этого слова?

- Где можно найти точное лексическое значение?

- Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

- Прочитайте следующее слово Клевета 

- Из предложенного ряда слов выберите синоним к данному слову. (Ложь, враньё, выдумка, наговор.)

- Найдите следующее слово Язвительный 

- Из предложенного ряда слов выберите синоним к данному слову.

(Злой, обидный, резкий, колкий.)

-Познакомимся с рассказом. (Аудиокнига)

Проверка первичного восприятия.

- Понравился вам рассказ?

 - Вспомните ваши предположения о содержании рассказа по заголовку и иллюстрации.

-Оцените правильность наших предположений.

        Физкультминутка 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

(Повторяйте за мной)

А теперь все дружно сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 Работа с текстом.  

Повторное чтение рассказа вслух по частям, беседа после чтения каждой части.      

1 часть

Чтение по цепочке

- От чьего имени написан рассказ?

- Как мама объяснила смысл пословицы «Тайное становится явным»?

-Куда пообещала мама сводить Дениску, если он съест всю кашу?

-Что находится на территории Кремля?

- Кто вам об этом рассказал?

2 часть

Чтение – разведка     

- Ребята, сейчас вы будете «разведчиками».  Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, как Дениска улучшал вкус каши?

- Как Дениска объяснил, почему он выплеснул кашу на улицу?

3 часть

Выборочное чтение

- За что мама похвалила Дениску? 

- Найдите предложение со словом интеллигентный. Кого милиционер назвал интеллигентным?

- За что милиционер стыдил маму?

- Кого милиционер назвал пострадавшим?

– Найдите описание внешнего вида пострадавшего мужчины?

- Как пострадавший объяснил причину своего внешнего вида?

-  По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?

- Какой вывод для себя сделал Денис из всего случившегося с ним?

Включение нового в систему знаний

Работа в группах

(Класс делится на 6 групп, каждая группа получает вопрос для обсуждения. Вырабатывается и озвучивается общий ответ.)

  1. Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа и почему?
  2. Как данный поступок может характеризовать Дениску? Ваше отношение к нему?
  3. Чему учит автор читателя своим рассказом?
  4. Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в заголовок на всю жизнь?
  5. О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ В.  Драгунского «Тайное становится явным»?
  6. Была ли у вас похожая ситуация, когда «Тайное становится явным»?  

слайд 3

Это территория с достопримечательностями.

слайд 4

слайд 5

слайд 6

Ответы детей.

слайд 7

слайд 8

слайд 9

Проверка ответов, уточнение учителя.

       

        

Ребята слушают чтение аудиокниги, следят за развитием событий по тексту учебника.

Ответы детей.

 

От имени Дениса.

В Кремль.

Ответы ребят.

Дениска.

Посолил, посыпал сахар, долил кипяток, вылил всю баночку хрена.

Ответы ребят.

Зачитывают предложения из текста.

(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).

(Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная…)

(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).

Отвечают на вопрос.

Зачитывают вопрос вслух, отвечает один из группы.

 

 

Рефлексия деятельности

- Ребята, оказывается слова «Тайное становится явным» известны очень давно. Ещё древнегреческий мыслитель Сократ, который жил почти 2,5 тыс. лет назад, высказал эту мудрую мысль:

«ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ».

- И в наше время эти слова надо помнить каждому человеку, воспитывая в себе честность.

- Какой урок вы извлекли для себя сегодня?

- Что больше всего понравилось?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Выполнили ли?

 

Закончите одно из предложений:

•        Было интересно…

•        Я понял(а), что…

•        Меня удивило…

•        Я сделал(а) вывод, что…

•        После урока мне захотелось…

Домашнее задание по выбору:

-стр.121 задание № 3

- чтение 3 части рассказа по ролям

- нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку, подписать его, используя слова текста.

Благодарю всех за работу на уроке!

слайд 10

Отвечают на вопросы.

слайд 11

слайд 12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выставка книг для детей

Слайд 2

Виктор Юзефович Драгунский (191 3 – 1972)

Слайд 4

Грановитая палата Иван Грозный

Слайд 5

Оружейная палата

Слайд 6

Царь-пушка Одна из самых больших пушек в мире

Слайд 7

Более 50 000 слов Более 200 000 слов

Слайд 10

Сократ древнегреческий мыслитель «Тайное становится явным»

Слайд 11

Рефлексия Было интересно… Я понял(а), что… Меня удивило… Я сделал(а) вывод, что… После урока мне захотелось…

Слайд 12

Домашнее задание по выбору: стр.121 задание № 3 чтение 3 части рассказа по ролям нарисовать иллюстрацию к любому отрывку, подписать его, используя слова текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе  технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...

Урок по литературному чтению "Основная мысль рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все ...

Технологическая карта по литературному чтению на тему: "«В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»" 2 класс

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них. Планируемые результаты: Предметные: знать прои...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе ОС "Школа России" В. Драгунский "Тайное становится явным"

Настоящая разработка урока составлена с применением технологии продуктивного чтения. Соответствует требованиям ФГОС НОО....

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: В. Драгунский «Тайное становится явным». УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексииЦель урока: закрепление знаний о рассказе В. Драгунского  «Тайное становится явным»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать прочитанн...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В. Драгунский "Тайное становится явным" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе изучения произведений В. Драгунского.Задачи урокаДидактические:познаком...