Урок литературного чтения по теме "Нравственный смысл рассказа В.Драгунского "Тайное становится явным", 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Ход урока.
I. Организация класса.
Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте их поприветствуем. Повернулись ко мне. Ребята, надеюсь, что вы будете работать дружно, активно и не подведете нас. Желаю всем нам удачи. Начнем наш урок.
II. Актуализация знаний.
1. Нестандартный вход в урок.
Сегодня урок я хочу начать с чтения легенды. Ребята, а вы знаете. Что такое легенда? Легенда – это вымышленная древняя история, которая передается из уст в уста.
Так вот в одной легенде один старый индеец рассказал своему внуку, что в каждом человеке есть 2 половины – светлая сторона и темная сторона. Подумайте, о каких половинах говорил старый индеец?
Будем использовать прием «Корзина идей».
(На доске появляется значок корзины и слова светлая сторона и темная сторона)
Цель: актуализация имеющегося у обучающихся опыта и знаний.
В корзине идей как вы помните 3 шага.
Шаг 1: каждый работает самостоятельно! Подумай, что ты знаешь об этой фразе и запиши свои мысли на листочке.
Шаг 2: обменяйтесь информацией, выберите самую интересную на ваш взгляд идею, вслух называете только 1 вариант, не повторяя сказанного другими группами.
Шаг3: представь свой вариант.
Какие у вас возникли идеи?
(Учитель составляет список, подводит итог)
Идеи у вас получились интересные.
Я продолжаю легенду.
Вы оказались правы светлая сторона души призывает человека к доброте, миру, искренности. А темная сторона – это зло, ложь, хитрость. Старый индеец считал, что это как битва двух волков. Один волк – светлый, а другой – темный.
Конечно, внук был удивлен, он задумался, а потом спросил у своего деда:
— А какой же волк в конце побеждает?
Здесь я хочу снова сделать паузу и спросить у вас, как вы думаете, что ответил старый индеец?
В конце урока мы вернемся к нашей легенде и проверим ваши предположения.
А сейчас начинаем работу в группах. У вас на столах лежат большие карточки с фигурой человека и полоски со словами. Положите сейчас перед собой слова.
Прочитайте друг другу в группе. Когда будете готовы, покажите мне.
Кто догадался, что это за слова?
Как вы думаете, какое задание можно выполнить, используя эти карточки?
Подумайте и расположите карточки со словами либо с темной стороны человека, либо со светлой. Когда будете уверены в своем выборе, приклейте их на карточку. Работайте в группе дружно, сообща.
Давайте проверим, что у вас получилось. Прошу группу представить свою работу.
(ребята выходят и прикрепляют свою фигуру на доску)
Посмотрите, какие фигуры у вас получились. Где-то больше положительных качеств, а где-то отрицательных.
Какой вывод можно сделать?
Правда, не всегда эти стороны находятся в равновесии. Что можно сказать про людей, у которых больше положительных качеств? Отрицательных?
Надеюсь, вы у меня добрые и воспитанные.
III. Стадия осмысления
Цель: Формировать умение работать с текстом; давать характеристику главному герою.
Дома вы читали рассказ. Назовите автора и название. Кто главный герой рассказа?
Ребята, а вы знаете, что для создания главного героя рассказов о Дениске был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.
Посмотрите на доску, как вы думаете, кто из них Дениска? И почему?
Давайте попробуем разобраться, а какой волк побеждает в Дениске?
Для этого будем использовать «Прием зигзаг»
Каждая группа получает пакет с заданиями.
Прочитайте задание. У кого есть вопросы? Кто не понял задания?
Как мы с вами и договорились сначала работаем в парах. 1 пара будет искать положительные качества героя, а 2 – отрицательные. Не забываем все доказывать текстом.
После того, как вы вернулись в свою группу вы записываете свое качество на карточку и вывешиваете его на фигуру человека с нужной стороны.
Итак, какой же у нас получился Дениска?
Как вы считаете, какой же волк победил в герое – светлый или темный?
На самом деле любой человек неоднозначен. В нас с вами присутствует как светлая сторона, так темная. У кого-то больше положительных качеств, а у кого-то и отрицательных.
А что бы вы посоветовали главному герою Дениске, чтобы ему стать лучше?
Давайте, теперь с вами вернемся к нашей легенде. Что же мог ответить старый мудрый индеец своему внуку?
Едва заметно улыбнувшись, он сказал: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»
Как вы понимаете слова «ты кормишь»? Обсудите в группе.
Если больше делать добрых дел, то победит светлый волк, а если плохих – то темный.
Ребята, а вам понравилась легенда? Надеюсь, вы ее запомните и расскажете своим друзьям.
Приём « Найди половинку» «Жокей – лошадь»
Ребята, а вы любите играть? Сейчас мы с вами сыграем в знакомую нам игру «Найди половинку». У каждой группы будет 2 половинки яблока, ваша задача прочитать часть пословицы на половинке и найти среди других кусочков второй половинки продолжение пословицы. Ту группу, которая составит 2 половинки, прошу представить свою работу и выйти к доске
Прочитай пословицы. Найди вторую половинку.
- Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.
- Шило - в мешке не утаишь.
- Сначала думай, а потом делай
- После дождя солнце жжёт, после лжи стыд.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Надо лучше прятать следы
Не показалось ли вам, что здесь есть пословица, которая нам совсем не подходит? Почему?
А какая является главной мыслью рассказа Драгунского?
Пословица – это народная мудрость. Посмотрите, даже пословицы учат нас правде и искренности.
VII. Рефлексия.
Цель: зафиксировать свои продвижения в учебе
Сегодня мне бы очень хотелось узнать, был ли полезен вам урок?
Может быть вы узнали для себя что-то новое?
Будем использовать прием «6 шляп».
Белая шляпа – факты, конкретные суждения без эмоционального оттенка
Желтая шляпа – позитивные суждения
Черная шляпа – отражение проблемы, трудностей
Красная шляпа – эмоции, без объяснения
Зеленая шляпа – творческая, предположения
Синяя шляпа – обобщение сказанного
А синюю шляпу сегодня примерю я.
Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Ног лавное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомнится на всю жизнь. И какой бы волк не победил, тайное всегда становится явным
И какой бы волк не победил, тайное всегда становится явным.
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал: «Юному человеку нужны все витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Мы с этим высказыванием конечно согласны.
VIII. Домашнее задание.
По выбору. Составить другу толстые и тонкие вопросы по тексту.
Или с.167 вопрос 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным" 2 класс
Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, ...
Презентация к урокам литературного чтения по разделу"И в шутку и всерьёз" 3 класс "Школа России" ФГОС
Данный материал содержит речевую разминку к урокам литературного чтения, познавательный материал творчества Б.Заходера...
Конспект урока литературного чтения по теме: Шарль Перро. Кот в сапогах. 2 класс. Школа России
Тема: Шарль Перро «Кот в сапогах»Задачи урока:1. В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке.2. На основе анализа полученной ин...
Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознакомить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...
Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным"
Цель урока: познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».Задачи урока: I. Образовательные: 1. Познаком...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДи...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)
Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...