Урок литературного чтения по теме "Нравственный смысл рассказа В.Драгунского "Тайное становится явным", 2 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Глуханова Наталья Сергеевна

2 класс 

Школа "России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy_po_chteniyu_2015.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

I.  Организация класса.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте их поприветствуем. Повернулись ко мне. Ребята, надеюсь, что вы будете работать дружно, активно и не подведете нас. Желаю всем нам удачи. Начнем наш урок.

II. Актуализация знаний.

1. Нестандартный вход в урок.

Сегодня урок я хочу начать с  чтения легенды. Ребята, а вы знаете. Что такое легенда? Легенда – это вымышленная древняя история, которая передается из уст в уста.

Так вот в одной легенде  один старый индеец рассказал своему внуку, что в каждом человеке есть 2 половины – светлая сторона и темная сторона. Подумайте, о каких половинах говорил старый индеец?  

Будем использовать прием «Корзина идей».

(На доске появляется значок корзины и слова светлая сторона и темная сторона)

Цель: актуализация имеющегося у обучающихся  опыта и знаний.

В корзине идей как вы помните 3 шага.

 Шаг 1: каждый работает самостоятельно! Подумай, что ты знаешь об этой фразе и запиши свои мысли на листочке.

Шаг 2: обменяйтесь информацией, выберите самую интересную на ваш взгляд идею, вслух называете только 1 вариант, не повторяя   сказанного другими группами.

Шаг3: представь свой вариант.

Какие у вас возникли идеи?

 (Учитель составляет  список, подводит итог)

Идеи у вас получились интересные.

Я продолжаю легенду.

 Вы оказались правы светлая сторона души призывает человека к доброте, миру, искренности. А темная сторона – это зло, ложь, хитрость. Старый индеец считал, что это как битва двух волков. Один волк – светлый, а другой – темный.

Конечно, внук был удивлен, он задумался, а потом спросил у своего деда:

— А какой же волк в конце побеждает?

Здесь я хочу снова сделать паузу и спросить у вас, как вы думаете, что ответил старый индеец?

В конце урока мы вернемся к нашей легенде и проверим ваши предположения.

А сейчас начинаем работу в группах. У вас на столах лежат большие карточки с фигурой человека и полоски со словами. Положите сейчас перед собой слова.

 Прочитайте друг другу в группе. Когда будете готовы, покажите мне.

Кто догадался, что это за слова?

Как вы думаете, какое задание можно выполнить, используя эти карточки?

Подумайте и расположите карточки со словами либо с темной стороны человека, либо со светлой. Когда будете уверены в своем выборе, приклейте их на карточку. Работайте в группе дружно, сообща.

Давайте проверим, что у вас получилось. Прошу группу представить свою работу.

 (ребята выходят и прикрепляют свою фигуру на доску)

Посмотрите, какие фигуры у вас получились. Где-то больше положительных качеств, а где-то отрицательных.

Какой вывод можно сделать?

Правда, не всегда эти стороны находятся в равновесии. Что можно сказать про людей, у которых больше положительных качеств? Отрицательных?

Надеюсь, вы у меня добрые и воспитанные.

III. Стадия осмысления

Цель: Формировать умение работать с текстом; давать характеристику главному герою.

Дома вы читали рассказ. Назовите автора и название. Кто главный герой рассказа?

Ребята, а вы знаете, что для создания главного героя рассказов о Дениске был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

Посмотрите на доску, как вы думаете, кто из них Дениска? И почему?

Давайте попробуем разобраться, а какой волк побеждает в Дениске?

Для этого будем использовать «Прием зигзаг»

Каждая группа получает пакет с заданиями.

Прочитайте задание. У кого есть вопросы? Кто не понял задания?

Как мы с вами и договорились сначала работаем в парах. 1 пара будет искать положительные качества героя, а 2 – отрицательные. Не забываем все доказывать текстом.

После того, как вы вернулись в свою группу вы записываете свое качество на карточку и вывешиваете его на фигуру человека с нужной стороны.

Итак, какой же у нас получился Дениска?

Как вы считаете, какой же волк победил в герое – светлый или темный?

На самом деле любой человек неоднозначен. В нас с вами присутствует как светлая сторона, так темная. У кого-то больше положительных качеств, а у кого-то и отрицательных.

А  что бы вы посоветовали главному герою Дениске, чтобы ему стать лучше?

Давайте, теперь с вами вернемся к нашей легенде. Что же мог ответить старый мудрый индеец своему внуку?

Едва заметно улыбнувшись, он сказал: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»

Как вы понимаете слова «ты кормишь»? Обсудите в группе.

Если больше делать добрых дел, то победит светлый волк, а если плохих – то темный.

Ребята, а вам понравилась легенда? Надеюсь, вы ее запомните и расскажете своим друзьям.

Приём « Найди половинку» «Жокей – лошадь»

 Ребята, а вы любите играть? Сейчас мы с вами сыграем в знакомую нам игру «Найди  половинку». У каждой группы  будет 2 половинки яблока, ваша задача прочитать часть пословицы на половинке  и найти среди других кусочков второй половинки продолжение пословицы. Ту группу, которая составит 2  половинки, прошу представить свою работу и выйти к доске

Прочитай пословицы. Найди вторую половинку.

  1. Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.
  2. Шило - в мешке не утаишь.
  3. Сначала думай, а потом делай
  4. После дождя солнце жжёт, после лжи стыд.
  5. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  6. Надо лучше прятать следы

Не показалось ли вам, что здесь есть пословица, которая нам совсем не подходит? Почему?

А какая является главной мыслью рассказа Драгунского?

Пословица – это народная мудрость. Посмотрите, даже пословицы учат нас правде и искренности.

VII. Рефлексия.

Цель: зафиксировать свои продвижения в учебе

Сегодня мне бы  очень хотелось узнать, был ли полезен вам урок?

Может быть вы узнали для себя что-то новое?

Будем использовать прием «6 шляп».                                          

Белая шляпа – факты, конкретные суждения без эмоционального оттенка

Желтая шляпа – позитивные суждения

Черная шляпа – отражение проблемы, трудностей

Красная  шляпа – эмоции, без объяснения

Зеленая шляпа – творческая, предположения

Синяя шляпа – обобщение сказанного

А синюю шляпу сегодня примерю я.

Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Ног лавное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомнится на всю жизнь. И  какой бы волк не победил, тайное всегда становится явным

И какой бы волк не победил, тайное всегда становится явным.

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал: «Юному человеку нужны все витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский». Мы с этим высказыванием конечно согласны.

VIII. Домашнее задание.

По выбору. Составить другу толстые и тонкие вопросы по тексту.

Или с.167 вопрос 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным" 2 класс

Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, ...

Презентация к урокам литературного чтения по разделу"И в шутку и всерьёз" 3 класс "Школа России" ФГОС

Данный материал содержит речевую разминку к урокам литературного чтения, познавательный материал творчества Б.Заходера...

Конспект урока литературного чтения по теме: Шарль Перро. Кот в сапогах. 2 класс. Школа России

Тема: Шарль Перро «Кот в сапогах»Задачи урока:1. В ходе организованной учителем познавательной деятельности уточнить содержание и последовательность событий в сказке.2. На основе анализа полученной ин...

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства) 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой секрет» (страна детства)Цели урока:- расширять читательский кругозор детей. Ознако­мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «Мо...

Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным"

Цель урока: познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».Задачи урока:  I.   Образовательные:    1.  Познаком...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...