Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: "В. Драгунский “Тайное становится явным”", УМК “Школа России”, 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Нехорошкина Мария Денисовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным».

 

Задачи урока:

Дидактические:

1.  Ознакомить обучающихся с содержанием произведения

2. Формировать навык литературного осознанного чтения, выделять главную мысль произведения

3. Формировать навык определять жанр юмористического рассказа

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, умение сравнивать и обобщать через работу в парах

2. Развивать устную связную речь через специальный подбор упражнений

Воспитательные:

  1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим и честность. через анализ произведения

2. Воспитывать толерантное отношение через работу в парах;

3. Воспитывать аккуратность и прилежность через самооценивание деятельности;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_v._dragunskiy_taynoe_stanovitsya_yavnym.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 27.04.2022

Школа: 148

Класс:

Урок: 3

Время: 15:10-15:50 Кабинет: 211

Студент:  Нехорошкина Мария

Группа: 34

Учитель: Ашмарина Вера Николаевна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

 

Тема урока: В. Драгунский “Тайное становится явным”

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся способности к осмыслению главной идеи рассказа В. Драгунского  «Тайное становится явным».

 

Задачи урока:

Дидактические:

1.  Ознакомить обучающихся с содержанием произведения

2. Формировать навык литературного осознанного чтения, выделять главную мысль произведения

3. Формировать навык определять жанр юмористического рассказа

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, умение сравнивать и обобщать через работу в парах

2. Развивать устную связную речь через специальный подбор упражнений

Воспитательные:

  1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим и честность. через анализ произведения

2. Воспитывать толерантное отношение через работу в парах;

3. Воспитывать аккуратность и прилежность через самооценивание деятельности;

 

Оборудование: УМК “Школа России”, 2 класс; презентация; раздаточный материал; .

Характеристика этапов урока  

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

Дидактические средства

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод:

слово учителя

1.Приветствует учащихся.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада  вас видеть, садитесь.

-Меня зовут Мария Денисовна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2.Психологически настраивает учащихся класса на урок.

-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

3.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Давайте, проверим, что у вас на партах лежат учебники, тетрадь,  пенал, дневник и конверт.  Все остальное уберите с парты в рюкзак. 

- Ребята, вы уже заметили, что на ваших столах лежат номера. У каждого из вас на сегодняшнем уроке будет свой номер. Когда нам нужно будет ответить или прочитать что-то, я буду называть номер, например,11 и тот, у кого написано это число -  будет отвечать.

Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Слайд №1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

СловесныйЯзыковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

Практический: пересказ, списывание

Словес.: подводящий диалог

1.Организует погружение в тему урока.

- Ребята, любите ли вы тайны?
- подберите слова, близкие по значению, к слову «тайна»
- как называются слова, близкие по значению?
- иметь тайны хорошо или плохо?
- а для чего тайны нужны человеку?
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку литературного чтения будут слова испанского писателя Мигеля Сервантеса. Прочитайте их:
“Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой”.
-Что значит это высказывание?

-Ребята, посмотрите на слайд, это коллаж из произведений.

- Кто автор этих произведений?

-  Вспомните, пожалуйста, ребята,  знакомы ли вы с именем этого писателя? что вы знаете о В. Драгунском?

-Виктор Драгунский написал серию рассказов о мальчике Денисе Кораблёве, который буквально растет на глазах у читателя. Прототипом главного героя рассказов был сын писателя. Отец наблюдал за его интересным детством, его переживаниями создал эти прекрасные произведения в юмористическом жанре..

- Какие его произведения мы уже читали?

-А что такое юмористический жанр?

-Обратите внимание на слайд
Это признаки юмористического жанра
Признаки юмористического рассказа:

  • включает в себя комичные, смешные ситуации, в которые попадают герои,
  • сами герои, их поведение, привычки, речь или внешность комичны,
  • небольшое количество героев,
  • охвачен короткий промежуток времени,
  • небольшое по объему литературное произведение.

-А что такое комичный?

В рассказе, который мы сегодня прочитаем,  нам встретятся слова:

- тайна

- мама

- Кремль

- явное

- нечестно

- милиционер

- окно

- становится

- каша на шляпе

- дядя.

- Как вы думаете, о чем может идти речь в этом произведении?

секрет
синонимы

-В. Драгунский

Смешной, забавный

П.: осуществляют для решения учебной задачи операции анализа.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4-5

Постановка учебной задачи

 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Практический: анализ текстов, сравнение

Словесн.: Сравнение  на уровне содержания и уровне орфографии

Частично-поисковый

Языковой анализ: ответы на вопросы

Словес.: анализ, ответы на вопросы.

1.Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока.

-Ребята, предположите какова тема нашего урока? . .

 

-А как вы думаете, какую цель мы можем с вами поставить на урок?

Для этого вам помогут опорные слова на слайде.

Познакомиться…

-Ребята, для достижения поставленных целей нам нужен план работы, но он перепутался. Давайте попробуем его поставить в правильном порядке.

1. Поближе познакомимся с автором.

2. Познакомимся с произведением и прочитаем его..

3. Поведем итоги.

-Кто согласен с планом, поднимите большой палец вверх.

-Отлично, молодцы.

Формулируют тему урока.
Ставят цели.
Составляют план.

-Тема урока: “В. Драгунский “Тайное становится явным”

-Познакомиться с произведением “Тайное становится явным”,

1. Поближе познакомимся с автором.

2. Познакомимся с произведением и прочитаем его..

3. Поведем итоги.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

К: Строят речевые высказывания.

П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Слайд № 7-8

Слайд №9-10

Слайд №11

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практич: проговаривание.

Практич:  анализ

Совесн.: беседа.

Языковой анализ: формулирование определения

1.Работа над понятием

 Прежде, чем знакомиться с новым произведением,  давайте разберём некоторые слова, которые нам встретятся.

- Прочитайте выражение “Грановитая палата”

- Кто знает – что это такое?(показ на слайде)

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы

Следующее выражение …..

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным . Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно обозначает?

Посмотрим значение этого слова из толкового словаря.

- Вспомните, как быстро найти нужное слово в словаре?

-Подберите синонимы к этому слову.

-Вспомним еще раз, какие слова мы называем синонимами?  

-И последнее слово Язвительный – что это значит?

- Подберем синонимы:  

Организует работу с учебником

 - Откройте учебники на стр. 159. и следите за мной глазками. ( до слов - …. Как же так получается, что тайное всегда становится явным?)

- Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?)

 2) (до слов: И мама ушла на кухню.) Дискуссия

- из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?

ДЕВОЧКИ – объяснят позицию мамы

МАЛЬЧИКИ – позицию Дениски - кто прав?

- как вообще можно разрешить конфликт

- как решили конфликт мам и Дениска

- Подумайте, что может произойти дальше?

Работают с учебником.
Выполняют упражнения.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

ложь, вранье, выдумка, наговор

лобно-насмешливый, стремящийся досадить, обидеть

злой, обидный, резкий, ядовитый, резкий, колкий

полезно, надо утром кушать каши

не любит, невкусно

уступить, договориться

договорились

К.: умение выражать

свои мысли с

достаточной полнотой и

точностью.

П: поиск и выделение

информации

П.: построение речевого

высказывания

К.: умение выражать

свои мысли с

достаточной полнотой и

точностью.

слайд №12

Динамическая пауза

(1-2)

Организует динамическую паузу

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: выполнение грамматического упражнения в парах

Организует чтение друг за другом

А сейчас, ребята, мы будем читать по абзацам друг за другом.

Начинай…

- Что Дениска сделал с кашей?

- Чем, по-вашему, закончится рассказ?

Чтение по цепочке

П: использование имеющихся знаний.

К: развивать учебные умения для решения различных коммуникативных задач.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Организует самостоятельную работу
-Теперь, ребята, попробуйте доказать, что рассказ - юмористический.

-Посмотрите на слайд. Это признаки, к которым мы обращались в начале урока,

-А теперь давайте определим главную мысль этого рассказа.

-Каковы ваши предположения?

-Главная мысль рассказа «Тайное становится явным» заключается в том, что не стоит совершать поступки, за которые потом может быть стыдно. Сохранить в тайне неблаговидные действия не получится – рано или поздно правда выплывет наружу.

Выполняют задание на самостоятельную работу.

Р:осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Слайд №15-16

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический:

выполнение заданий по

карточкам

 Связь сюжета рассказа с жизненным опытом детей.

-Ребята, вспомните, не было ли в вашей жизни таких случаев, когда тайное становилось явным? Расскажите об этом.

-А сейчас,  вас ждем небольшая тестовая работа. У вас есть 3 минуты.

1) Кто написал рассказ «Тайное становится явным?»

              а)  Н.Н. Носов

              б) В. Ю. Драгунский

              в) А. С. Пушкин

          2) Куда собирались пойти Дениска с мамой?

              а) В Кремль

              б) В цирк

              в) в Эрмитаж

 

          3) подбери синоним к слову «раскромсал»

              а) разломал на мелкие кусочки

              б) разрезал на мелкие кусочки

              в) разломил пополам

          4) Какая пословица наиболее точно отражает содержание текста?

              а) Шило в мешке не утаишь.

             б) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

             в)Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

 -Теперь обменяйтесь в парах, давайте проверим.

-Ребята, какой урок вы извлекли из этого произведения?

 б) В. Ю. Драгунский

а) В Кремль

 б) разрезал на мелкие кусочки

а) Шило в мешке не утаишь.

Л:положительное отношение к языковой деятельности; уважительное отношение к литературному чтению

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный:

обобщающая беседа

Подведение итогов

-Ребята, какая была тема урока?

-- Как звучала наша сегодняшняя тема?

- Какие цели мы поставили?

- Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели?

-Выполнили ли мы все пункты плана?

  -Ребята, давайте еще раз вернемся к тому высказыванию М. Сервантеса, с которого мы начали наш урок. Правильным ли оказалось наше первоначальное предположение или теперь вы понимаете эти слова по-другому? Кто хочет высказаться?

-На партах у вас лежат карточки.

-Оцените свою работу на уроке. Допишите предложения.

-Я узнал….

-Сдайте, пожалуйста свои карточки. Спасибо за урок, до новых встреч!

Подводят итоги.
Оценивают свою деятельность.

В.Драгунский “Тайное становится явным”

Познакомиться с произведением

Л: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Слайд №17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения Тема В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Конспект урока литературного чтенияТема: В. Ю. Драгунский  «Тайное становится явным»...

Конспект урока литературного чтения Тема: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Конспект урока литературного чтенияТема: В. Ю. Драгунский  «Тайное становится явным»...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »    Цели деятельности учителя: формирование  представлений о В.Драгунском, к...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты: Предметные: знать п...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; развитие умения ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них.Планируемые результаты:     ...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В. Драгунский "Тайное становится явным". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве В. Драгунского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением В. Драгунский «Тайное становится явным».Планиру...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В. Драгунский "Тайное становится явным" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе изучения произведений В. Драгунского.Задачи урокаДидактические:познаком...