Конспект урока по литературному чтению 2 класс - Русская народная сказка "Снегурочка" в обработке Л.Н. Толстого.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кольцов Кирилл Дмитриевич
Тема: Русская народная сказка «Снегурочка» в обработке Л.Н. Толстого.
Цель урока:  научиться сравнивать сказки на одну тему.

Образовательные задачи:  научиться понимать смысл  пословиц, учиться соотносить их с текстом;  продолжить учиться восстанавливать последовательность событий сказки по рисункам; продолжить работу по формированию читательских умений, анализировать художественное произведение; содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами;  способствовать обогащению словаря учащихся, приобщить к работе с дидактическим материалом, научиться сравнивать сказки на одну тему.

Развивающие задачи: развить познавательный интерес к литературному чтению,  мыслительные процессы, совершенствовать устную монологическую речь, формировать речевую культуру,  развить творческие способности, речь, память, мышление; внимание к знакам препинания, память, умение выражать свои мысли убедительно, ориентацию в  ранее полученных знаниях.

Воспитательные задачи:  воспитать  ценностное отношение к культурному наследию русского народа, любовь к Родине,  привить интерес к  русскому народному творчеству, к предмету литературное чтение, чувство  этических и моральных норм поведения на уроке.

Личностные: сформировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, сформировать желание и потребность приобретать новые знания,  умения; сформировать потребность  в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональную  отзывчивость на прочитанное; развить умение высказывать свою  точку зрения и уважение  к мнению  собеседника.

Здоровье сберегающие задачи: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к ЗОЖ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

По теме «Русская народная сказка «Снегурочка» в обработке Л.Н. Толстого»

Выполнил:

Учитель начальных классов

Кольцов Кирилл Дмитриевич

Москва, 2024

Тема: Русская народная сказка «Снегурочка» в обработке Л.Н. Толстого

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: научиться сравнивать сказки на одну тему

Образовательные задачи: научиться сравнивать сказки на одну тему, научиться понимать смысл пословиц, учиться соотносить их с текстом; продолжить учиться восстанавливать последовательность событий сказки по рисункам; продолжить работу по формированию читательских умений, анализировать художественное произведение; содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся, приобщить к работе с дидактическим материалом.

Развивающие задачи: развить познавательный интерес к литературному чтению, мыслительные процессы, совершенствовать устную монологическую речь, формировать речевую культуру, развить творческие способности, речь, память, мышление; внимание к знакам препинания, память, умение выражать свои мысли убедительно, ориентацию в ранее полученных знаниях.

Воспитательные задачи: воспитать ценностное отношение к культурному наследию русского народа, любовь к Родине, привить интерес к русскому народному творчеству, к предмету литературное чтение, чувство этических и моральных норм поведения на уроке.

Личностные: сформировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, сформировать желание и потребность приобретать новые знания, умения; сформировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональную отзывчивость на прочитанное; развить умение высказывать свою точку зрения и уважение к мнению собеседника.

Здоровье сберегающие задачи: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к ЗОЖ

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- научиться понимать смысл пословиц, соотносить их с текстом

- научиться сравнивать сказки на одну тему

- научиться определять и называть героев сказки,

- научиться определять последовательность происходящих действий в сказке,

- научиться восстанавливать последовательность событий сказки по рисункам;

- научиться сравнивать авторскую и народную сказки;

- продолжить формировать читательские умения;

- отработать навык выразительного, эмоционального чтения;

- продолжить учиться работать с дидактическим материалом

- научиться выделять знаки препинания в тексте, обращать на них внимание

Регулятивные:- уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы и изменения в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанной ошибки.

Познавательные: уметь выстраивать цепочку логических рассуждений при работе со сказкой, понимать вопрос и в соответствии с этим строить ответ, ориентироваться в системе знаний, уметь сравнивать, находить ответы на вопросы, используя учебник, свои знания, опыт, выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.

- развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию при работе с дидактическим материалом.

Коммуникативные: совершенствование устной монологической и диалогической речи, уметь слушать и слышать другого ученика и учителя — партнера по коммуникации, договариваться и приходить к общему решению в ходе совместной деятельности, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

-проявлять мотивацию учебно- познавательной деятельности, личностного смысла учения

- сформировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному труду,

-научиться действовать в сотрудничестве с учителем и другими учениками

-соблюдать основные моральные и этические нормы поведения во время учебной деятельности

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,

-понимать смысл самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности

Межпредметные связи: Технология — организация и планирование собственной трудовой деятельности, осуществление контроля за ее ходом и результатами; Окружающий мир - животный мир; Математика – сначала, потом, счет, лабиринты; Русский язык – пунктуация, знаки препинания, словарная работа, работа с толковым словарем

Образовательные ресурсы урока: Рабочая программа, учебник «Литературное чтение» 2 класс , презентация к уроку, слайды компьютер, планшет, дидактический материал – светофорики, картинки, дидактический материал - книжечки, дидактическое пособие «Снегурочка», карточки с загадками.

Используемые источники учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть. Автор: Л. А. Ефросинина, УМК “Начальная школа XXI века”.

Ход урока.

1 Этап урока. Организация начала урока. Мотивация познавательной деятельности.

Цель: подготовить учащихся к работе, создать положительный настрой, замотивировать на урок.

Содержание деятельности

Формируемые

УУД

учителя

ученика

Проверяет готовность класса, настраивает на урок:

-Здравствуйте, ребята.

-Проверьте, всё ли готово у вас к началу урока (учебник, рабочая тетрадь, ручка )

(Психологический настрой)

Отгадайте загадку:

Дед и баба вместе жили, дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар превратил девчушку в крепкий пар.

Как девчушку величали?

(Снегурочка)

Сидят ,внимательно слушают. Организуют рабочее место. Проверяют наличие индивидуальных рабочих принадлежностей на столах.

Сообщают о готовности

Дети отгадывают

Регулятивные УУД: настраивание на активную работу, осознание этапов урока, умение организовывать свое рабочее место,

Личностные : проявляют интерес к процессу познания, положительно относятся к уроку

Коммуникативные:

формирование умений слушать, понимать речь других

2 Этап. Актуализация знаний

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся. Актуализировать опорные знания и умения.

Подумайте, возможно такое в жизни? (Нет)

А в книжках? В каких?

- Как вы думаете, к какому разделу в литературе относятся сказки? (Устное народное творчество)

- Как по - другому называется устное народное творчество? (фольклор)

- Какие ещё произведения устного народного творчества или фольклорного жанра вы знаете?

(Составляется фольклорный цветок)

Проверьте себя на стр. 16 нашего учебника.

- На какие две группы можно разделить сказки? (Народные и авторские, т.е. литературные)

- Народные сказки бывают ... (бытовые, волшебные, о животных)

- Какими словами начинаются сказки?

1. Жили-были старик со старухой

2. Жили-были дед да баба

3. В некотором царстве, в некотором государстве

4. В некотором королевстве

5. Как слышал сказку, так и рассказываю

6. В тридесятом царстве, в тридевятом государстве

7. В стародавние времена (или годы)

8. В некоем царстве, не в нашем государстве

9. В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил себе, да был...

Это начало сказки или “зачин”, от слова “зачинать”, т.е. “начинать”

- А какими словами заканчиваются сказки?

1. Я там был мёд, пиво пил…

2. Вот и сказке конец, кто слушал молодец

3. Стали жить - поживать, да добра наживать

4. На той свадьбе я был, вино, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

5. Зажили припеваючи

6. Стали жить – поживать в любви и согласии

8. Стали жить поживать, да добра наживать, и медок попивать

9. Устроили пир на весь мир

11. Тут ждать да рассуждать не стали - весёлым пирком да за свадебку

Начало сказки – зачин, а конец сказки (концовка)

Коммуникативные: формирование умений формулировать свои мысли в устной форме, слушать, понимать речь других

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, умения фиксировать возникшие затруднения

Регулятивные: способность выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, оценивать степень успешности своей деятельности

3. Этап. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Цель: организовать и направить к цели деятельность учащихся, создать условия возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность

- Значит, у сказки есть зачин и ... (концовка)

- Сказки бывают народные и ... (авторские, т.е. литературные)

Как вы понимаете, что мы будем читать русскую народную сказку «Снегурочка» в обработке Л.Н. Толстого»?

Дети рассуждают, выдвигают версии.

С какими произведениями Л.Н. Толстого вы уже знакомы?

Что вы знаете о писателе?

Дополнительный материал:

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

(1828–1910 гг.)

Выдающийся русский писатель, мыслитель, один из великих романистов в мировой литературе.

Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей- «Азбука» и «Книга для чтения».

Родился в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна.

Был четвертым ребенком дворянской семье. После смерти родителей детям пришлось переехать к тётке в Казань.

Воспоминания об этих годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство».

Сначала Лев учится дома у немецких и французских преподавателей, увлекается музыкой. В 1844 году поступает в Казанский Императорский Университет на факультет восточных языков. В 1847 году бросает учебу и решает развивать фермерство, а также заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи». В связи с этим возвращается в родительский дом в Ясную Поляну.

После поступления на службу в армию 1851 году он уезжает на Кавказ и принимает участие в боевых действиях. Ход военных событий, оказал немалое влияние на творчество будущего писателя.

После службы в армии, устав от войн Толстой женится и тех пор он живет в родовом имении и занимается литературным творчеством.

Л. Толстой больше пятнадцати лет работал над созданием «Азбуки» для детей. К этому труду он относился как к наиважнейшему в своей жизни.

Истоки «Азбуки» ведут к тому периоду в жизни Толстого, когда он разочаровался в своем литературном творчестве. Ему казалось, что тратить короткую жизнь на писание повестей «приятных для чтения» дурно и ему должно заниматься делом. Этим делом стало для него создание школы в Ясной Поляне для крестьянских ребят, где он работал как учитель с 1859 по 1862 годы. Дети казались ему единственными людьми, которые здраво смотрят на жизнь и знают то, что должен любить человек, и что дает ему счастье. Главную задачу он увидел в том, чтобы выучить детей «хоть немножко из того, что он сам знал и понимал». Встречи с детьми вызывали в нем обостренное чувство ответственности. Работая в школе он понял какую книгу надо создать. Материал брал в русском народном творчестве. Он много учился, хотел создать книгу, которая ответила бы ученику на то бесчисленное количество вопросов из явлений окружающей жизни: источник для обучения родному языку и приобретения знаний из самых различных областей- ставились задачи художественного и нравственного воспитания ребенка, высшую красоту обретает нравственный поступок.

Конечный вариант Азбуки видные педагоги рассматривали, как лучшую из существовавших книг для образования детей «и по форме и по содержанию».

Так Толстой осуществляет свою давнишнюю мечту: «воспитывая, образовывая, развивая достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты, добра».

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее, различия, делать выводы.

Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний

4. Физкультминутка

Цель: снять мышечное напряжение, усталость, восстановить силы, переключить внимание, расширение зрительно- двигательной активности

Упражнение «Стужа»

5. Этап. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Цель: активно использовать новое освоенное знание

Как вы поняли, Л.Н. Толстой писал и сказки.

Беседа с учениками:

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.

- Объясните, как вы понимаете это выражение?

Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.

- Какова задача жанра «сказка»?

Задача жанра «сказка» - рассказать читателям, что хорошо, а что плохо.

- Какие типы сказок вы знаете? Назовите задачи каждого типа.

Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.

О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

- Молодцы, прежде чем мы узнаем тему урока прослушайте стихотворение.

У наших зим – особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега!

Сидит ворона на дубу жар-птицей,

Стоят оградой терема-леса,

И кажется: вот-вот начнут твориться,

Как в мудрой русской сказке, чудеса.

- Сегодня на уроке мы будем изучать русскую народную сказку «Снегурочка».

  1. Первичное знакомство с произведением

- Сейчас я предлагаю, прослушать русскую народную сказку «Снегурочка».

Чтение и рассказ наизусть сказки учителем.

  1. Анализ произведения

- Какую сказку вы сейчас прослушали? (Снегурочка)

- Как вы думаете почему она имеет такое название? (Девочке была слеплена из снега).

- Почему эта сказка появилась у русского народа?

- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии или странах Африки?

- Докажите, что это сказка. Выберете и прочитайте отрывки, указывающие на это.

(Жили-были дед да баба);

(Использование слов с уменьшительно-ласкательным значением - Растет Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день Снегурка всё краше);

- О ком говорится в начале произведения? (о Деде с Бабой)

- Какое горе у них было? (детей не было)

- Какой замысел предложил старик старухе?

- Опишите как старик со старухой дочку себе лепили.

- Какими словами описывается Снегурочка в сказке

- Какая радость случилась у стариков? (девочка ожила)

- Какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?

- Что по вашему мнению означает выражение «не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится»? (растет очень быстро и становится красивее)

- Что означает «Не нарадуются»? (счастью нет предела)

Что значит выражение «души в ней не чают»? (очень сильно любят)

- Что случилось с Снегурочкой с приходим весны? Из-за чего печалилась?

- Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки?

- Какой стала Снегурочка с приходом лета?

-Что случилось с Снегурочкой в лесу?

- Как исчезла Снегурочка?

- Во что, превратилась Снегурочка?

- Когда стало жалко деда с бабой?

- Хорошо, а теперь найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много?

- Есть ли в этой сказке признаки народной сказки?

(Встречается разговорная лексика - Жили-были дед да баба; Сказано- сделано;)

- Ребята, подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка?

- Может ли она появится снова?

Выстраиваем схему:

Снег - вода - пар - облако - дождь - снег

Дайте определение каждому слову?

- Как вы думаете, сможет ли ожить Снегурочка?

  1. Домашнее задание

Выразительное чтение русской народной сказки, пересказ по плану.

Читают по слогам и целыми словами хором

Читают сказку по ролям

Отвечают на вопросы

Объясняют значение слов

Вспоминают как называют мышку в других сказках –

мышка- норушка

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: проявляют интерес к процессу познания, развивают чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости

Познавательные: отличают новое от уже известного

6. Этап. Закрепление

Практическая работа

  1. Закрепление изученного материала

- К какому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?

(Волшебная, так как, произошло чудо, из снега появилась живая девочка)

- Кто автор сказки «Снегурочка»? (народ)

- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

-Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное)

- Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства?

Почему? Какая это сказка?

- Справедливо ли закончилась русская народная сказка?

- Какой вывод вы можете сделать, после прочтения данного произведения?

ВИКТОРИНА:

- Сейчас я вам буду читать вопросы и ответы к ним, а вам необходимо будет выбрать правильные ответы к ним.

#1048;з чего старики сделали Снегурочку?

а) Из теста;

б)из снега;

в) Из соломы;

2. От чего пряталась снегурочка?

а) От дождя;

б)От ветра;

в) От солнца;

3. Чему была рада Снегурочка?

а) Дождю

б)Граду;

в) Снегу;

4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?

а) На полянку;

б)В рощу;

в) На луг;

5. Во что превратилась Снегурочка?

а) В облачко;

б)В росу;

в) В туман.

Домашнее задание: Прочитать или послушать сказку еще раз.

Нарисуйте любимый момент сказки

7 Этап. Рефлексия

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

- Вот наш урок подходит к концу.- Чему вы научились на уроке? - Как вы считаете, добились ли мы сегодня решения поставленных задач?

Оцените себя сами: У вас на столе лежат светофорики!

-Если на уроке вам все понравилось, все было интересно и вам легко было решать задания, поднимите зеленый свет .

- Если вам все понравилось, но было трудно чуть-чуть — желтый.

-А если тяжело и не интересно —красный. Молодцы!

- Всем спасибо. Урок окончен. Сейчас вас ждет веселая переменка!!!

Перечисляют поставленные задачи, отвечают на вопрос, оценивают урок.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развивают чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа XXI века". Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Прыжок", былина "Как боролся русский богатырь".

Материал содержит развернутый конспект урока.Цели: продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н. Толстого ( сказка, басня, былина, расс...

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...