Конспект урока по литературному чтению 2 класс - Русская народная сказка "Снегурочка" в обработке Л.Н. Толстого.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Образовательные задачи: научиться понимать смысл пословиц, учиться соотносить их с текстом; продолжить учиться восстанавливать последовательность событий сказки по рисункам; продолжить работу по формированию читательских умений, анализировать художественное произведение; содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся, приобщить к работе с дидактическим материалом, научиться сравнивать сказки на одну тему.
Развивающие задачи: развить познавательный интерес к литературному чтению, мыслительные процессы, совершенствовать устную монологическую речь, формировать речевую культуру, развить творческие способности, речь, память, мышление; внимание к знакам препинания, память, умение выражать свои мысли убедительно, ориентацию в ранее полученных знаниях.
Воспитательные задачи: воспитать ценностное отношение к культурному наследию русского народа, любовь к Родине, привить интерес к русскому народному творчеству, к предмету литературное чтение, чувство этических и моральных норм поведения на уроке.
Личностные: сформировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, сформировать желание и потребность приобретать новые знания, умения; сформировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональную отзывчивость на прочитанное; развить умение высказывать свою точку зрения и уважение к мнению собеседника.
Здоровье сберегающие задачи: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к ЗОЖ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
По теме «Русская народная сказка «Снегурочка» в обработке Л.Н. Толстого»
Выполнил:
Учитель начальных классов
Кольцов Кирилл Дмитриевич
Москва, 2024
Тема: Русская народная сказка «Снегурочка» в обработке Л.Н. Толстого | |||
Тип урока: урок получения новых знаний | |||
Цель урока: научиться сравнивать сказки на одну тему | |||
Образовательные задачи: научиться сравнивать сказки на одну тему, научиться понимать смысл пословиц, учиться соотносить их с текстом; продолжить учиться восстанавливать последовательность событий сказки по рисункам; продолжить работу по формированию читательских умений, анализировать художественное произведение; содействовать развитию навыка правильного, выразительного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся, приобщить к работе с дидактическим материалом. Развивающие задачи: развить познавательный интерес к литературному чтению, мыслительные процессы, совершенствовать устную монологическую речь, формировать речевую культуру, развить творческие способности, речь, память, мышление; внимание к знакам препинания, память, умение выражать свои мысли убедительно, ориентацию в ранее полученных знаниях. Воспитательные задачи: воспитать ценностное отношение к культурному наследию русского народа, любовь к Родине, привить интерес к русскому народному творчеству, к предмету литературное чтение, чувство этических и моральных норм поведения на уроке. Личностные: сформировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, сформировать желание и потребность приобретать новые знания, умения; сформировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональную отзывчивость на прочитанное; развить умение высказывать свою точку зрения и уважение к мнению собеседника. Здоровье сберегающие задачи: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к ЗОЖ | |||
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: | |
- научиться понимать смысл пословиц, соотносить их с текстом - научиться сравнивать сказки на одну тему - научиться определять и называть героев сказки, - научиться определять последовательность происходящих действий в сказке, - научиться восстанавливать последовательность событий сказки по рисункам; - научиться сравнивать авторскую и народную сказки; - продолжить формировать читательские умения; - отработать навык выразительного, эмоционального чтения; - продолжить учиться работать с дидактическим материалом - научиться выделять знаки препинания в тексте, обращать на них внимание
| Регулятивные:- уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы и изменения в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанной ошибки. Познавательные: уметь выстраивать цепочку логических рассуждений при работе со сказкой, понимать вопрос и в соответствии с этим строить ответ, ориентироваться в системе знаний, уметь сравнивать, находить ответы на вопросы, используя учебник, свои знания, опыт, выделять из предложенного текста информацию по заданному условию. - развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию при работе с дидактическим материалом. Коммуникативные: совершенствование устной монологической и диалогической речи, уметь слушать и слышать другого ученика и учителя — партнера по коммуникации, договариваться и приходить к общему решению в ходе совместной деятельности, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | -проявлять мотивацию учебно- познавательной деятельности, личностного смысла учения - сформировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному труду, -научиться действовать в сотрудничестве с учителем и другими учениками -соблюдать основные моральные и этические нормы поведения во время учебной деятельности -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, -понимать смысл самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности | |
Межпредметные связи: Технология — организация и планирование собственной трудовой деятельности, осуществление контроля за ее ходом и результатами; Окружающий мир - животный мир; Математика – сначала, потом, счет, лабиринты; Русский язык – пунктуация, знаки препинания, словарная работа, работа с толковым словарем | |||
Образовательные ресурсы урока: Рабочая программа, учебник «Литературное чтение» 2 класс , презентация к уроку, слайды компьютер, планшет, дидактический материал – светофорики, картинки, дидактический материал - книжечки, дидактическое пособие «Снегурочка», карточки с загадками. | |||
Используемые источники учебник «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть. Автор: Л. А. Ефросинина, УМК “Начальная школа XXI века”. | |||
Ход урока. | |||
1 Этап урока. Организация начала урока. Мотивация познавательной деятельности. | |||
Цель: подготовить учащихся к работе, создать положительный настрой, замотивировать на урок. | |||
Содержание деятельности | Формируемые УУД | ||
учителя | ученика | ||
Проверяет готовность класса, настраивает на урок: -Здравствуйте, ребята. -Проверьте, всё ли готово у вас к началу урока (учебник, рабочая тетрадь, ручка ) (Психологический настрой) Отгадайте загадку: Дед и баба вместе жили, дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар превратил девчушку в крепкий пар. Как девчушку величали? (Снегурочка) | Сидят ,внимательно слушают. Организуют рабочее место. Проверяют наличие индивидуальных рабочих принадлежностей на столах. Сообщают о готовности Дети отгадывают | Регулятивные УУД: настраивание на активную работу, осознание этапов урока, умение организовывать свое рабочее место, Личностные : проявляют интерес к процессу познания, положительно относятся к уроку Коммуникативные: формирование умений слушать, понимать речь других | |
2 Этап. Актуализация знаний | |||
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся. Актуализировать опорные знания и умения. | |||
Подумайте, возможно такое в жизни? (Нет) А в книжках? В каких? - Как вы думаете, к какому разделу в литературе относятся сказки? (Устное народное творчество) - Как по - другому называется устное народное творчество? (фольклор) - Какие ещё произведения устного народного творчества или фольклорного жанра вы знаете? (Составляется фольклорный цветок) Проверьте себя на стр. 16 нашего учебника. - На какие две группы можно разделить сказки? (Народные и авторские, т.е. литературные) - Народные сказки бывают ... (бытовые, волшебные, о животных) - Какими словами начинаются сказки? 1. Жили-были старик со старухой 2. Жили-были дед да баба 3. В некотором царстве, в некотором государстве 4. В некотором королевстве 5. Как слышал сказку, так и рассказываю 6. В тридесятом царстве, в тридевятом государстве 7. В стародавние времена (или годы) 8. В некоем царстве, не в нашем государстве 9. В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил себе, да был... Это начало сказки или “зачин”, от слова “зачинать”, т.е. “начинать” - А какими словами заканчиваются сказки? 1. Я там был мёд, пиво пил… 2. Вот и сказке конец, кто слушал молодец 3. Стали жить - поживать, да добра наживать 4. На той свадьбе я был, вино, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало 5. Зажили припеваючи 6. Стали жить – поживать в любви и согласии 8. Стали жить поживать, да добра наживать, и медок попивать 9. Устроили пир на весь мир 11. Тут ждать да рассуждать не стали - весёлым пирком да за свадебку Начало сказки – зачин, а конец сказки (концовка) | Коммуникативные: формирование умений формулировать свои мысли в устной форме, слушать, понимать речь других Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний, умения фиксировать возникшие затруднения Регулятивные: способность выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, оценивать степень успешности своей деятельности | ||
3. Этап. Сообщение темы урока. Определение целей урока. | |||
Цель: организовать и направить к цели деятельность учащихся, создать условия возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность | |||
- Значит, у сказки есть зачин и ... (концовка) - Сказки бывают народные и ... (авторские, т.е. литературные) Как вы понимаете, что мы будем читать русскую народную сказку «Снегурочка» в обработке Л.Н. Толстого»? Дети рассуждают, выдвигают версии. С какими произведениями Л.Н. Толстого вы уже знакомы? Что вы знаете о писателе? Дополнительный материал: ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828–1910 гг.) Выдающийся русский писатель, мыслитель, один из великих романистов в мировой литературе. Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей- «Азбука» и «Книга для чтения». Родился в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна. Был четвертым ребенком дворянской семье. После смерти родителей детям пришлось переехать к тётке в Казань. Воспоминания об этих годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство». Сначала Лев учится дома у немецких и французских преподавателей, увлекается музыкой. В 1844 году поступает в Казанский Императорский Университет на факультет восточных языков. В 1847 году бросает учебу и решает развивать фермерство, а также заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи». В связи с этим возвращается в родительский дом в Ясную Поляну. После поступления на службу в армию 1851 году он уезжает на Кавказ и принимает участие в боевых действиях. Ход военных событий, оказал немалое влияние на творчество будущего писателя. После службы в армии, устав от войн Толстой женится и тех пор он живет в родовом имении и занимается литературным творчеством. Л. Толстой больше пятнадцати лет работал над созданием «Азбуки» для детей. К этому труду он относился как к наиважнейшему в своей жизни. Истоки «Азбуки» ведут к тому периоду в жизни Толстого, когда он разочаровался в своем литературном творчестве. Ему казалось, что тратить короткую жизнь на писание повестей «приятных для чтения» дурно и ему должно заниматься делом. Этим делом стало для него создание школы в Ясной Поляне для крестьянских ребят, где он работал как учитель с 1859 по 1862 годы. Дети казались ему единственными людьми, которые здраво смотрят на жизнь и знают то, что должен любить человек, и что дает ему счастье. Главную задачу он увидел в том, чтобы выучить детей «хоть немножко из того, что он сам знал и понимал». Встречи с детьми вызывали в нем обостренное чувство ответственности. Работая в школе он понял какую книгу надо создать. Материал брал в русском народном творчестве. Он много учился, хотел создать книгу, которая ответила бы ученику на то бесчисленное количество вопросов из явлений окружающей жизни: источник для обучения родному языку и приобретения знаний из самых различных областей- ставились задачи художественного и нравственного воспитания ребенка, высшую красоту обретает нравственный поступок. Конечный вариант Азбуки видные педагоги рассматривали, как лучшую из существовавших книг для образования детей «и по форме и по содержанию». Так Толстой осуществляет свою давнишнюю мечту: «воспитывая, образовывая, развивая достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты, добра». | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее, различия, делать выводы. Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний | ||
4. Физкультминутка Цель: снять мышечное напряжение, усталость, восстановить силы, переключить внимание, расширение зрительно- двигательной активности Упражнение «Стужа» | |||
5. Этап. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. | |||
Цель: активно использовать новое освоенное знание | |||
Как вы поняли, Л.Н. Толстой писал и сказки. Беседа с учениками: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. - Объясните, как вы понимаете это выражение? Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо. - Какова задача жанра «сказка»? Задача жанра «сказка» - рассказать читателям, что хорошо, а что плохо. - Какие типы сказок вы знаете? Назовите задачи каждого типа. Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра. О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному. Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью. - Молодцы, прежде чем мы узнаем тему урока прослушайте стихотворение. У наших зим – особенная прелесть: Под вечер успокоится пурга И хлынет свет, как будто загорелись Закатом подожженные снега! Сидит ворона на дубу жар-птицей, Стоят оградой терема-леса, И кажется: вот-вот начнут твориться, Как в мудрой русской сказке, чудеса. - Сегодня на уроке мы будем изучать русскую народную сказку «Снегурочка».
- Сейчас я предлагаю, прослушать русскую народную сказку «Снегурочка». Чтение и рассказ наизусть сказки учителем.
- Какую сказку вы сейчас прослушали? (Снегурочка) - Как вы думаете почему она имеет такое название? (Девочке была слеплена из снега). - Почему эта сказка появилась у русского народа? - Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии или странах Африки? - Докажите, что это сказка. Выберете и прочитайте отрывки, указывающие на это. (Жили-были дед да баба); (Использование слов с уменьшительно-ласкательным значением - Растет Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день Снегурка всё краше); - О ком говорится в начале произведения? (о Деде с Бабой) - Какое горе у них было? (детей не было) - Какой замысел предложил старик старухе? - Опишите как старик со старухой дочку себе лепили. - Какими словами описывается Снегурочка в сказке - Какая радость случилась у стариков? (девочка ожила) - Какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? - Что по вашему мнению означает выражение «не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится»? (растет очень быстро и становится красивее) - Что означает «Не нарадуются»? (счастью нет предела) Что значит выражение «души в ней не чают»? (очень сильно любят) - Что случилось с Снегурочкой с приходим весны? Из-за чего печалилась? - Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки? - Какой стала Снегурочка с приходом лета? -Что случилось с Снегурочкой в лесу? - Как исчезла Снегурочка? - Во что, превратилась Снегурочка? - Когда стало жалко деда с бабой? - Хорошо, а теперь найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много? - Есть ли в этой сказке признаки народной сказки? (Встречается разговорная лексика - Жили-были дед да баба; Сказано- сделано;) - Ребята, подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка? - Может ли она появится снова? Выстраиваем схему: Снег - вода - пар - облако - дождь - снег Дайте определение каждому слову? - Как вы думаете, сможет ли ожить Снегурочка?
Выразительное чтение русской народной сказки, пересказ по плану. | Читают по слогам и целыми словами хором Читают сказку по ролям Отвечают на вопросы Объясняют значение слов Вспоминают как называют мышку в других сказках – мышка- норушка | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: проявляют интерес к процессу познания, развивают чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости Познавательные: отличают новое от уже известного | |
6. Этап. Закрепление | |||
Практическая работа | |||
- К какому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»? (Волшебная, так как, произошло чудо, из снега появилась живая девочка) - Кто автор сказки «Снегурочка»? (народ) - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор). -Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное) - Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства? Почему? Какая это сказка? - Справедливо ли закончилась русская народная сказка? - Какой вывод вы можете сделать, после прочтения данного произведения? ВИКТОРИНА: - Сейчас я вам буду читать вопросы и ответы к ним, а вам необходимо будет выбрать правильные ответы к ним. #1048;з чего старики сделали Снегурочку? а) Из теста; б)из снега; в) Из соломы; 2. От чего пряталась снегурочка? а) От дождя; б)От ветра; в) От солнца; 3. Чему была рада Снегурочка? а) Дождю б)Граду; в) Снегу; 4. Куда подружки звали гулять Снегурочку? а) На полянку; б)В рощу; в) На луг; 5. Во что превратилась Снегурочка? а) В облачко; б)В росу; в) В туман. Домашнее задание: Прочитать или послушать сказку еще раз. Нарисуйте любимый момент сказки | |||
7 Этап. Рефлексия | |||
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке | |||
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. - Вот наш урок подходит к концу.- Чему вы научились на уроке? - Как вы считаете, добились ли мы сегодня решения поставленных задач? Оцените себя сами: У вас на столе лежат светофорики! -Если на уроке вам все понравилось, все было интересно и вам легко было решать задания, поднимите зеленый свет . - Если вам все понравилось, но было трудно чуть-чуть — желтый. -А если тяжело и не интересно —красный. Молодцы! - Всем спасибо. Урок окончен. Сейчас вас ждет веселая переменка!!! Перечисляют поставленные задачи, отвечают на вопрос, оценивают урок. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развивают чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....
Конспект урока по литературному чтению:"Великие русские писатели" 3 класс. Программа "Школа России"
Урок по литературному чтению для 3 класса с презентацией....
Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа XXI века". Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Прыжок", былина "Как боролся русский богатырь".
Материал содержит развернутый конспект урока.Цели: продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого; продолжить работу с разножанровыми произведениями Л. Н. Толстого ( сказка, басня, былина, расс...
Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»
Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»
Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»...
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...
КОНСПЕКТ урока по литературному чтению на тему: «Народная песня « Весна, весна красная!»; А.А. Ахматова «Перед весною бывают дни такие…»»
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. УМК: "Школа XXI века"...