Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_skazka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
«УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»
Тема урока: УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь».
Цели: познакомить учащихся с бурятской народной сказкой «Медведь»; развивать ассоциативное мышление, умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.
Планируемые результаты:
Познавательные: умение выявлять сущность, анализировать; формулировать выводы, обосновывать свои суждения;
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в группе;
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять личностную рефлексию;
Личностные: формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Андреевна, этот урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.
II. Постановка целей и задач урока
ОДЗ: Сообщить тему и основные цели урока
- познавательную деятельность
- На уроках литературного чтения вы знакомились с русскими народными сказками, литературными сказками русских писателей.
Вспомните, какие сказочные приметы присущи русским народным сказкам? (троекратное повторение, добро всегда побеждает зло, у главного героя есть помощники, волшебные слова, три части: зачин, основная часть, концовка)
- Какие сказочные герои есть в русских сказках? (Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Иван – царевич, Иван - дурак, Василиса – прекрасная и т.д. )
Во многих сказках встречаются такие слова. Кто знает, что они обозначают? (Туесок – небольшой берестяной короб, деревянная утварь – деревянная посуда, подворье – постоялый двор для купцов, амбар – холодное складское помещение, мошна – мешок для хранения денег)
- Замечательно, вы столько всего знаете о сказках.
- Вы наверняка знаете, что у каждого народа есть свои сказки, и сегодня мы с вами окунемся в мир бурятской сказки.
В.Р.: Рассказ учителя (звучит музыка)
Перенесёмся на миг во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту, затерявшуюся в степном просторе. В ней вечерним теплом веет от очага и от дыхания людей, пришедших в юрту послушать известного в здешних краях сказочника.
Все сидящие в юрте, затаив дыхание, слушают сказку и мысленно переносятся в необыкновенную действительность... И особенно детишки.
- Сегодня, я хочу познакомить вас с одной бурятской народной сказкой, а как она называется, вы должны догадаться сами. Для этого посмотрите на слайд и скажите, что объединяет эти картинки (мед, малина, берлога) (Медведь)
- Да, мы познакомимся с бурятской народной сказкой «Медведь»
IV. Первичное восприятие нового произведения
ОДЗ: организовать работу по восприятию художественного произведения
В.Р.: Фронтальный опрос
- И так, давайте начнем читать сказку. Читать ее будем по частям. Я начну, а позже кто-то один из вас продолжит. Поэтому слушайте внимательно.
Жил-был бедный посудник.
Чтение продолжает ученик
С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.
Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок, увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:
– Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.
- Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? (Спросить 3-х человек)
- Давайте продолжим чтение.
– Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.
И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.
- Как вы думаете, с какой целью он опять пошел к красной березе? Попытайтесь предугадать ход событий.
- Вам интересно, для чего на самом деле он пошел к березе? Давайте прочитаем.
– Хочу быть царем! – говорит.
Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство, даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь.
- Как вы думаете, что подумал новоиспеченный царь? Чего он испугался? Что решил предпринять?
- А что же случилось на самом деле, мы сейчас узнаем.
А раз так, решил он срубить красную березу. Сказано– сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление.
- Ребята, скажите, что вам напоминает эта сказка? Почему, обоснуйте.
- Как закончилась сказка Пушкина?
- А как, по-вашему, закончится эта сказка? И сейчас я предлагаю вам придумать свой финал для этой сказки. Я предлагаю вам поработать в группах. Объединитесь в группы и покажите готовность. Сколько времени вам потребуется для выполнения этого задания? Каждой группе нужно придумать свой финал сказки, после того как вы будете готовы, вы поднимаете руки и в конце мы заслушаем каждую группу.
- Давайте прочитаем настоящий финал сказки.
Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:
– Оглянитесь на своего царя.
Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, так рассказывает таежный народ.
- Ребята, что общего в финале сказки и финале, который придумали вы.
- Почему в сказках разных народов общие сюжеты?
V. Обобщение.
ОДЗ: Подвести учащихся к формулированию основной мысли произведения
- Ребята, посмотрите на слайд. Сейчас я буду задавать вам тонкие и толстые вопросы. Ребята, а кто знает, чем тонкие вопросы отличаются от толстых?
- Сейчас мы ответим на эти вопросы, а вы попробуйте догадаться, чем они отличаются друг от друга.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто главный герой сказки? | В чем различие между бедным посудником и богатым купцом? |
Чем он занимался? | Предположите, как сложилась бы дальнейшая жизнь героя без чудесной встречи? |
Когда произошли изменения в его жизни? | Что было бы, если б посудник загадал другие желания? |
- Ребята, кто может объяснить, чем отличаются толстые и тонкие вопросы? (На тонкий вопрос мы можем ответить из текста, а толстый требует рассуждения)
- Рефлексия.
- Сейчас, я предлагаю вам охарактеризовать главных героев, но не просто, а с помощью синквейна.
- Кто знает, что такое синквен?
Синквейн – это пятистрочное стихотворение, в котором первая строчка – существительное, вторая – два прилагательных, третья – три глагола, четвертая – предложение из четырех слов и пятая существительное – синоним к первому.
- Давайте, попробуем составить синквейн к слову береза
(Составляем вместе с учащимися)
- А теперь, самостоятельно попробуйте составить синквейн к слову посудник.
(Несколько учащихся зачитывают свои работы)
- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
- Есть русская пословица «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А в чем урок этой сказки?
- А теперь подведем итоги нашей работы, выберите любое начало предложения и продолжите его.
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
- Домашнее задание.
Изобразите проблему текста при помощи рисунка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....
План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Сказка Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»".
Конспект урока сопровождается презентацией....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением элементов критического мышления....
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»
Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»...
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...
КОНСПЕКТ урока по литературному чтению на тему: «Народная песня « Весна, весна красная!»; А.А. Ахматова «Перед весною бывают дни такие…»»
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. УМК: "Школа XXI века"...