Конспект урока по литературному чтению:"Великие русские писатели" 3 класс. Программа "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок по литературному чтению для 3 класса с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_liter.chteniya_3_kl.doc | 66.5 КБ |
literatur._chtenie.ppt | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти
Конспект открытого урока по литературному чтению.
Тема. Великие русские писатели
(обобщающий урок).
Составитель. Учитель начальных классов-
Лопатина Екатерина Николаевна
Класс. 3 «А»
Дата проведения. 10.12.09
2009/2010 учебный год
Тема урока: «Великие русские писатели»
Цели и задачи урока:
- обобщить знания детей по разделу;
- развивать речь учащихся и навыки выразительного чтения;
- прививать интерес и любовь к чтению, к книгам.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных ранее.
Демонстрация 1 слайда. (Приложение 1)
1). Ученики читают стихи:
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок
Былин и преданий.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
2).Слово учителя: - Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. Но прежде давайте разгадаем кроссворд и вспомним их имена.
3).Разгадывание кроссворда.
Демонстрация 2-9 слайдов с кроссвордом. (Приложение 1)
По вертикали:
- Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю. Лермонтова. (Печаль)
- В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а … (Иносказательно).
- Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин. (Французский)
По горизонтали:
- Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов)
- У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
- Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов)
- Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)
- Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздничный урок.
(Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой)
4). Конкурс чтецов стихов М.Ю.Лермонтова.
Демонстрация 10 слайда. (Приложение 1)
- Ребята, а сейчас у вас есть возможность поучаствовать в конкурсе и рассказать стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое вам больше всего понравилось. (Прослушивают 4-5 человек. Затем обсуждают и называют лучшего чтеца)
5). Восстановление стихотворения детьми.
Демонстрация 11 слайда. (Приложение 1)
- Вы хорошо выучили стихотворения, а сейчас попробуйте вспомнить и восстановить стихотворение, переделав данный текст.
А с рассветом на село;
На поля, на пустынный сад;
Ночью бушевала буря;
Понесло первым снегом.
Дети восстанавливают текст.
Демонстрация 12 слайда. (Приложение 1)
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
- Давайте вспомним биографию очень интересного человека и великого русского писателя с творчеством, которого мы знакомились на уроках.
6). Рассказ детей о Льве Николаевиче Толстом.
Демонстрация 13 слайда. (Приложение 1)
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо – неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходят на праздники в церковь …
И вот теперь оказалось, что граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
«Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он – меня зовут … (Львом Николаевичем), так и зовите меня.
- Вы правильно догадались, о ком идет речь. Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились. («Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и т.д.)
- Знаете ли вы, как играл Л.Н.Толстой со своими учениками? Сейчас мы поиграем в эту игру.
7). Физминутка. Игра «Метелица».
Демонстрация 14 слайда. (Приложение 1)
Дети встают в круг и начинают размахивать руками и качаться в разные стороны. Они поют:
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет.
Ай, жги, ай, жги, говори.
Скоро все она дорожки заметет.
Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, как будто что-то пристегивают.
Запряжем мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, ай, жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей.
Дети в припрыжку бегают все скорее и скорее.
Рысью друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Ай, жги, ай, жги, говори.
И скорехонько до леса докатим.
Внезапно останавливаются, идут медленнее – приехали в лес.
Топорами мы ударим дружно враз,
Только щепочки по лесу полетят.
Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов, все устали от работы.
А из леса мы тихонечко пойдем
И в ладоши так пришлепывать начнем.
А ногами-то притопывать все враз.
Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.
8). Викторина по басням И.А.Крылова.
Демонстрация 15 слайда. (Приложение 1)
Учитель: …Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари!
- Четыре вопроса – четыре ответа. Какой ответ соответствует вопросу?
Демонстрация 16 слайда. (Приложение 1)
Да работала ль ты в лето?» (Стрекоза и Муравей)
Тебе ль с слоном возиться?» (Слон и Моська)
молву? Ведь кошка, говорят попалась в когти льву?» (Мышь и Крыса)
|
И не надейся по-пустому»
В мягких муравах у нас – Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило».
Что я совсем без драки, Могу попасть в большие забияки».
|
- В какой басне была такая мораль?
Демонстрация 17-19 слайда. (Приложение 1)
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»)
«Беда, коль сапоги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)
«Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться». («Ларчик»)
9). Викторина по творчеству А.С.Пушкина.
Демонстрация 20 слайда. (Приложение 1)
Учитель:
- Где родился А.С.Пушкин? ( В Москве.)
- Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
- Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
- Кто сказал (ну, без подсказки): « Что за прелесть эти сказки?»
Ну что ж, отправляемся смело вперед,
Нас пушкинских сказок ждет городок.
Демонстрация 21 слайда. (Приложение 1)
- Узнайте сказку по картинке.
Бочка. («Сказка о царе Салтане»)
Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Зайчонок (может быть черт). («Сказка о попе и работнике его Балде»).
Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Петушок. («Сказка о золотом петушке»).
- Какие отрывки из сказок вы можете вспомнить?
3. Подведение итогов.
Демонстрация 22 слайда. (Приложение 1)
- Что вам особенно запомнилось?
-Что произвело большое впечатление?
Демонстрация 23 слайда. (Приложение 1)
5. Домашнее задание.
- Ребята, сегодня будет необычное задание. Давайте попробуем написать письмо в прошлое писателям, о которых сегодня говорили. Подумайте, что хотелось бы вам сказать, за что поблагодарить их.
4. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России
В.И. Белов "Малька провинилась"...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России
Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...
3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России
Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик», развивать навыки беглого, выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...
Конспект урока по литературному чтению "Разлука в театре"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по литературному чтению...
Урок по литературному чтению «Великие русские писатели»
Урок-соревнование в 3 классе...
Конспект по литературному чтению "Великие путешественники" 3 класс Школа России
Конспект по литературному чтению "Великие путешественники" 3 класс Школа России...