Конспект урока по литературному чтению:"Великие русские писатели" 3 класс. Программа "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Лопатина Екатерина Николаевна

Урок по литературному чтению для 3 класса с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_liter.chteniya_3_kl.doc66.5 КБ
Office presentation icon literatur._chtenie.ppt1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти

                   Конспект открытого урока по литературному чтению.

                   

              Тема.  Великие русские писатели

                         (обобщающий урок).

                   Составитель. Учитель начальных классов-

Лопатина Екатерина Николаевна

                       Класс. 3 «А»

                       Дата проведения. 10.12.09

                                          2009/2010 учебный год

                                   Тема урока: «Великие русские писатели»

Цели и задачи урока:

  1. обобщить знания детей по разделу;
  2. развивать речь учащихся и навыки выразительного чтения;
  3. прививать интерес и любовь к чтению, к книгам.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

                                               Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных ранее.

Демонстрация 1 слайда. (Приложение 1)

1). Ученики читают стихи:

    Встреча с книгой, что с другом,

    Для всех словно праздник,

    А для детской души

    Это нить Ариадны,

    Что ведет их от сказок
   Былин и преданий.

    Книги учат детей

    Всем премудростям жизни –

    Как быть человеком,

    И быть нужным Отчизне,

    И как правду от лжи

    Все должны отличать,

    Как бороться с врагом

    И как зло побеждать.

2).Слово учителя: - Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. Но прежде давайте разгадаем кроссворд и вспомним их имена.

3).Разгадывание кроссворда.

Демонстрация 2-9 слайдов с кроссвордом. (Приложение 1)

       По вертикали:

  1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю. Лермонтова. (Печаль)
  2. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а … (Иносказательно).
  3. Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин. (Французский)

По горизонтали:

  1. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов)
  2. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
  3. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался  театром. (Крылов)
  4. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)

           - Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздничный урок.

             (Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой)

        4). Конкурс чтецов стихов М.Ю.Лермонтова.

Демонстрация 10 слайда. (Приложение 1)

           -  Ребята, а сейчас у вас есть возможность поучаствовать в конкурсе и рассказать стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое вам больше всего понравилось. (Прослушивают 4-5 человек. Затем обсуждают и называют лучшего чтеца)

       

         5). Восстановление стихотворения детьми.

Демонстрация 11 слайда. (Приложение 1)

           - Вы хорошо выучили стихотворения, а сейчас попробуйте вспомнить и восстановить стихотворение, переделав данный текст.

            А с рассветом на село;

            На поля, на пустынный сад;

            Ночью бушевала буря;

            Понесло первым снегом.

Дети восстанавливают текст.

 Демонстрация 12 слайда. (Приложение 1)

           

             Ночью буря бушевала,

             А с рассветом на село,

             На поля, на сад пустынный

             Первым снегом понесло.

   

            - Давайте вспомним биографию очень интересного человека и великого русского писателя  с творчеством, которого мы знакомились на уроках.

         6). Рассказ детей о Льве Николаевиче Толстом.

Демонстрация 13 слайда. (Приложение 1)

   

             Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.

           И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

           В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо – неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходят на праздники в церковь …

            И вот теперь оказалось, что граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

             Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным,  ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.

            Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.

           Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

         «Не называйте меня «ваше сиятельство», - сказал он – меня зовут … (Львом Николаевичем), так и зовите меня.

          - Вы правильно догадались, о ком идет речь. Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились. («Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и т.д.)

         - Знаете ли вы, как играл Л.Н.Толстой со своими учениками? Сейчас мы поиграем в эту игру.

         7). Физминутка.   Игра «Метелица».

Демонстрация 14 слайда. (Приложение 1)

          Дети встают в круг и начинают размахивать руками и качаться в разные стороны. Они поют:

             Вдоль по улице метелица метет,

             Скоро все она дорожки заметет.

             Ай, жги, ай, жги, говори.

             Скоро все она дорожки заметет.

          Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, как будто что-то пристегивают.

             

             Запряжем мы в сани лошадей,

             В лес поедем за дровами поскорей.

             Ай, жги, ай, жги, говори.

             В лес поедем за дровами поскорей.

Дети в припрыжку бегают все скорее и скорее.

             Рысью друг за другом поспешим

             И скорехонько до леса докатим.

             Ай, жги, ай, жги, говори.

             И скорехонько до леса докатим.

Внезапно останавливаются, идут медленнее – приехали в лес.

              Топорами мы ударим дружно враз,

              Только щепочки по лесу полетят.

        Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов, все устали от работы.

 

               А из леса мы тихонечко пойдем

               И в ладоши так пришлепывать начнем.

               А ногами-то притопывать все враз.

               Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

   

            8). Викторина по басням И.А.Крылова.

Демонстрация 15 слайда. (Приложение 1)

                Учитель:          …Ох! Басни смерть моя!

                                         Насмешки вечные над львами! Над орлами!

                                         Кто что ни говори:

                                         Хотя животные, а все-таки цари!

           - Четыре вопроса – четыре ответа. Какой ответ соответствует вопросу?

Демонстрация 16 слайда. (Приложение 1)

   

  • «Кумушка мне странно это

       Да работала ль ты в лето?»

         (Стрекоза и Муравей)

  • «Соседка перестань срамиться

Тебе ль с слоном возиться?»

      (Слон и Моська)

  •  «Соседка, слышала ль ты добрую

        молву? Ведь кошка, говорят

        попалась в когти льву?»

          (Мышь и Крыса)

  • «Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» (Свинья)
  • «Не радуйся, мой свет…

И не  надейся по-пустому»

  • «До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас –

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило».

  • «Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки».

  •  «Я не приметила богатства никакого».

- В какой басне была такая мораль?

   Демонстрация 17-19 слайда. (Приложение 1)

       

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»)

«Беда, коль сапоги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот»)

«Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться». («Ларчик»)

9). Викторина  по творчеству А.С.Пушкина.

Демонстрация 20 слайда. (Приложение 1)

 Учитель:

- Где родился А.С.Пушкин? ( В Москве.)

- Когда он родился? (6 июня 1799 г.)

- Как ласково называла его няня?  (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

- Кто сказал (ну, без подсказки): « Что за прелесть  эти сказки?»

                                                         Ну что ж, отправляемся смело вперед,

                                                         Нас пушкинских сказок ждет городок.

Демонстрация  21 слайда. (Приложение 1)

- Узнайте сказку по картинке.

            Бочка. («Сказка о царе Салтане»)

            Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

            Зайчонок (может быть черт). («Сказка о попе и работнике его Балде»).

            Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

            Петушок. («Сказка о золотом петушке»).

- Какие отрывки из сказок  вы можете вспомнить?

3. Подведение итогов.

Демонстрация  22 слайда. (Приложение 1)

- Что вам особенно запомнилось?

-Что произвело большое впечатление?

Демонстрация  23 слайда. (Приложение 1)

5. Домашнее задание.

- Ребята, сегодня будет необычное задание. Давайте попробуем написать письмо в прошлое писателям, о которых сегодня говорили. Подумайте, что хотелось бы вам сказать, за что поблагодарить их.

4. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России

Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России

Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик»,  развивать навыки беглого,  выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...

Конспект по литературному чтению "Великие путешественники" 3 класс Школа России

Конспект по литературному чтению "Великие путешественники"  3 класс Школа России...