Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" по теме: "Русские народные песни. Колыбельные"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Цуканова Е.А,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
Тема: Русские народные песни. Колыбельные
Цели: | сформировать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества: русскими народными песнями; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые | Предметные:научатся: передавать эмоциональное настроение, определять понятие «действующее лицо»; получат возможностьнаучиться: слушать и анализировать музыкальные произведения. Метапредметные: познавательные: владеют умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках. Личностные: принимают образ «хорошего ученика»; имеют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур средствами литературных произведений; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков |
Ход УРОКА
Этапы | Методы, | Деятельность учителя | Деятельность |
---|---|---|---|
I. Мотивация (само- определение) к учебной деятельности | Словесный метод. Методические приемы: слово учителя | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
II. Подготовка к основному этапу занятия | Словесный метод, аудирование. Методические приемы: беседа | – Прослушайте песню. – Что вы можете сказать о её исполнении? – О чем там поётся? – Когда её можно петь? – Как её исполняют? – Какие слова подчеркивают её выразительность? – Вспомните, какие песни вам пела мама? | Прослушивают песню. Отвечают на вопросы.
Работают в группах |
III. Постановка учебной задачи | Словесный метод. Методический прием: сообщение учителя, диалог | – Вспомните, что такое устное народное творчество? Дополняет ответы учащихся (см. ресурсный материал). – Каким ещё словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.) – Какие жанры устного народного творчества вам уже знакомы? Включает запись русской народной песни. – Можно ли прослушанную песню отнести – Как вы думаете, о чём могли петь наши предки? – С каким видом фольклора мы будем знакомиться на уроке?
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы, сохраняя логическую последовательность, объясняют.
Слушают аудиозапись |
IV. Усво- Работа по учебнику (с. 16– 19).
Знакомство с прикладным искусством | Словесный метод, аудирование. Методические приемы: чтение, беседа | Сообщение учителя об устном народном творчестве Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. В каждом виде искусства используют свои материалы: художник – краски, скульптор – мрамор, камень, дерево, а писатель и создатели произведений устного творчества – слово. Поэтому при чтении каждого произведения фольклора надо обращать особое внимание на его поэтичность и выразительность. Народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Так возникло безымянное творчество, живущее в народе. Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сообщение учителя о создании народных песен Люди с давних времен любили и умели работать. Женщины собирались в большие группы и работали вместе. Сидели они за большим столом и, чтобы не было скучно, пели песни. Песни сочиняли о временах года, деревьях, погодных условиях, любви, неудачной и счастливой. Песни, как правило, были мелодичные, протяжные. В них вкладывали любовь и нежность. Народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью. В давние времена народные песни заменяли многим детям, особенно крестьянским, школу и книги. Сама колыбель (люлька, зыбка) передавалась из поколения в поколение. Ребенок из колыбели скоро вырастал, а песни будто оставались в ней, накапливались и тоже передавались из поколения в поколение. Колыбель подвешивали на шесте, чтобы было удобно качать. Такой шест называли очеп. Говорят, что латыши рубили очеп на вершине холма в самой красивой березовой роще. Тогда, считали люди, ребенок вырастет красивым и будет правильно говорить. Вешали колыбель возле материнской постели. Прежде чем положить ребенка в колыбель, клали подарки: хлеб, «разумные советы», написанные на бумажках. Колыбельные песни пела не только мама. Бабушка, дедушка, старший брат или сестра с давних пор «выговаривали» в песни добрые пожелания самому младшему в семье, любовь к нему, свои заботы. У каждого народа свои колыбельные песни. Когда ребенку поют на родном языке, то он слышит и усваивает прежде всего национальные мелодии и понятия, родившиеся в народе вместе со словами этого языка. Пели колыбельные песни обычно в конце трудового дня, каким бы он ни оказался – легким или трудным. Простые люди всегда находили нужное слово, нужную песню. О чем же пели в колыбельных песнях? Среди колыбельных много песен о коте. Его зовут качать колыбель, ему обещают разные награды за заботу: и «кусок пирога», и «кувшин молока». Упоминание кота в песнях связано с разными бытовыми поверьями: думали, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай: прежде чем положить в люльку ребенка, в нее клали кота, чтобы малыш лучше спал. Но не только кота звали убаюкивать детей. Очень часто в колыбельных песнях есть упоминание о «гуленьках», так называют голубей. Слово «голубить» означало «ласкать, нежить, миловать».
– Прочитайте текст песни на с. 16. – Что вы почувствовали, прочитав эту песню, какие ощущения возникли? – Понравилась ли вам эта песня? – Когда её могли исполнять? – Можете ли вы сказать, что эта песня относится к фольклору? Почему? – Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам доказать? Какие слова можно выделить? Показывает изделия из бересты, глины, дерева. – Рассмотрите поделки мастеров народного творчества. В чём их особенность? – Предположите, как они создаются? (См. ресурсный материал.) Аналогичная работа ведётся с колыбельной песней | Рассматривают рисунки, высказывают свои впечатления. Читают текст песни, отвечают на вопросы учителя. Находят слова, которые можно сравнить. Дают им характеристику. Объясняют смысл назначения песни |
Физкультминутка | Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Словно пух в руках – не гири. Пять руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | |
V. Закрепление знаний и способов действий.
| Словесный метод. Методические приемы: диалог | Работа по вопросам учебника. Слушает. Следит за работой в группах. Направляет диалог в группах | Читают вопросы |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Словесный метод. Методический прием: беседа. Работа в парах | – Какую учебную задачу решали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? Почему? – О чём хотели бы узнать подробнее? Почему? – Составьте синквейн на тему «Русская народная песня» | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают |
VII. Закре-пление знаний и способов действий | Практический метод | Раздает карточки с различными песнями. Предлагает найти русскую народную песню, доказать это, по возможности спеть, показать инсценировку, предположить, когда она исполнялась | Выполняют задания |
Домашнее задание | Методический прием: объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи: выучить наизусть любую русскую народную песню | Слушают объяснение учителя. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Цуканова Е.А,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
Цели: | сформировать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества: русскими народными песнями; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые | Предметные:научатся: передавать эмоциональное настроение, определять понятие «действующее лицо»; получат возможностьнаучиться: слушать и анализировать музыкальные произведения. Метапредметные: познавательные: владеют умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках. Личностные: принимают образ «хорошего ученика»; имеют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур средствами литературных произведений; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков |
ХОД УРОКА
Этапы | Методы, | Деятельность учителя | Деятельность |
I. Мотивация (само- определение) к учебной деятельности | Словесный метод. Методические приемы: слово учителя | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
II. Подготовка к основному этапу занятия | Словесный метод, аудирование. Методические приемы: беседа | – Прослушайте песню. – Что вы можете сказать о её исполнении? – О чем там поётся? – Когда её можно петь? – Как её исполняют? – Какие слова подчеркивают её выразительность? – Вспомните, какие песни вам пела мама? | Прослушивают песню. Отвечают на вопросы. Работают в группах |
III. Постановка учебной задачи | Словесный метод. Методический прием: сообщение учителя, диалог | – Вспомните, что такое устное народное творчество? Дополняет ответы учащихся (см. ресурсный материал). – Каким ещё словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.) – Какие жанры устного народного творчества вам уже знакомы? Включает запись русской народной песни. – Можно ли прослушанную песню отнести – Как вы думаете, о чём могли петь наши предки? – С каким видом фольклора мы будем знакомиться на уроке? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, сохраняя логическую последовательность, объясняют. Слушают аудиозапись |
IV. Усво- Работа по учебнику (с. 16– 19). Знакомство с прикладным искусством | Словесный метод, аудирование. Методические приемы: чтение, беседа | Сообщение учителя об устном народном творчестве Народ собирает и бережно хранит произведения устного народного творчества, которые совершенствовались и оттачивались замечательными мастерами слова. В каждом виде искусства используют свои материалы: художник – краски, скульптор – мрамор, камень, дерево, а писатель и создатели произведений устного творчества – слово. Поэтому при чтении каждого произведения фольклора надо обращать особое внимание на его поэтичность и выразительность. Народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Так возникло безымянное творчество, живущее в народе. Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сообщение учителя о создании народных песен Люди с давних времен любили и умели работать. Женщины собирались в большие группы и работали вместе. Сидели они за большим столом и, чтобы не было скучно, пели песни. Песни сочиняли о временах года, деревьях, погодных условиях, любви, неудачной и счастливой. Песни, как правило, были мелодичные, протяжные. В них вкладывали любовь и нежность. Народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью. В давние времена народные песни заменяли многим детям, особенно крестьянским, школу и книги. Сама колыбель (люлька, зыбка) передавалась из поколения в поколение. Ребенок из колыбели скоро вырастал, а песни будто оставались в ней, накапливались и тоже передавались из поколения в поколение. Колыбель подвешивали на шесте, чтобы было удобно качать. Такой шест называли очеп. Говорят, что латыши рубили очеп на вершине холма в самой красивой березовой роще. Тогда, считали люди, ребенок вырастет красивым и будет правильно говорить. Вешали колыбель возле материнской постели. Прежде чем положить ребенка в колыбель, клали подарки: хлеб, «разумные советы», написанные на бумажках. Колыбельные песни пела не только мама. Бабушка, дедушка, старший брат или сестра с давних пор «выговаривали» в песни добрые пожелания самому младшему в семье, любовь к нему, свои заботы. У каждого народа свои колыбельные песни. Когда ребенку поют на родном языке, то он слышит и усваивает прежде всего национальные мелодии и понятия, родившиеся в народе вместе со словами этого языка. Пели колыбельные песни обычно в конце трудового дня, каким бы он ни оказался – легким или трудным. Простые люди всегда находили нужное слово, нужную песню. О чем же пели в колыбельных песнях? Среди колыбельных много песен о коте. Его зовут качать колыбель, ему обещают разные награды за заботу: и «кусок пирога», и «кувшин молока». Упоминание кота в песнях связано с разными бытовыми поверьями: думали, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай: прежде чем положить в люльку ребенка, в нее клали кота, чтобы малыш лучше спал. Но не только кота звали убаюкивать детей. Очень часто в колыбельных песнях есть упоминание о «гуленьках», так называют голубей. Слово «голубить» означало «ласкать, нежить, миловать». – Прочитайте текст песни на с. 16. – Что вы почувствовали, прочитав эту песню, какие ощущения возникли? – Понравилась ли вам эта песня? – Когда её могли исполнять? – Можете ли вы сказать, что эта песня относится к фольклору? Почему? – Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам доказать? Какие слова можно выделить? Показывает изделия из бересты, глины, дерева. – Рассмотрите поделки мастеров народного творчества. В чём их особенность? – Предположите, как они создаются? (См. ресурсный материал.) Аналогичная работа ведётся с колыбельной песней | Рассматривают рисунки, высказывают свои впечатления. Читают текст песни, отвечают на вопросы учителя. Находят слова, которые можно сравнить. Дают им характеристику. Объясняют смысл назначения песни |
Физкультминутка | Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Словно пух в руках – не гири. Пять руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | |
V. Закрепление знаний и способов действий. | Словесный метод. Методические приемы: диалог | Работа по вопросам учебника. Слушает. Следит за работой в группах. Направляет диалог в группах | Читают вопросы |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Словесный метод. Методический прием: беседа. Работа в парах | – Какую учебную задачу решали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? Почему? – О чём хотели бы узнать подробнее? Почему? – Составьте синквейн на тему «Русская народная песня» | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают |
VII. Закре-пление знаний и способов действий | Практический метод | Раздает карточки с различными песнями. Предлагает найти русскую народную песню, доказать это, по возможности спеть, показать инсценировку, предположить, когда она исполнялась | Выполняют задания |
Домашнее задание | Методический прием: объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи: выучить наизусть любую русскую народную песню | Слушают объяснение учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»
Цели: · создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки «Три сестры»;· формировать ум...
Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"
Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...
Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Урок литературного чтения с применением компьютерных технологий....
Методическая разработка урока по литературному чтению" Каша из топора-русская народная сказка" 2 класс
Конкурс методических разработок...