Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kroshka_enot_9_marta_2016.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

(2 класс, система Занкова)

Тема: Уроки этики в авторском произведении.  Л. Муур «Крошка Енот»

Цель: раскрыть нравственное содержание сказки; помочь обучающимся понимать особенность понятий «доброта», «смелость», «дружба»; развивать умение осмысливать художественную идею произведения, навыки выразительного чтения, умение анализировать и обобщать информацию, связную речь, внимание.

Формируемые УУД:

Метапредметные умения: 

познавательные:

-научатся определять тему и идею текста , находить в тексте ответы на поставленные вопросы, формулировать несложные выводы;

регулятивные:

-научатся менять позиции слушателя и читателя, принимать алгоритм выполнения учебной задачи,

 -выполнять учебные действия в устной и письменной речи и оценивать их,

-участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

коммуникативные:

-научатся высказывать оценочные суждения, рассуждать, следить за действиями других учеников в процессе коллективной творческой деятельности, уважать мнение собеседника;

 личностные:

-научатся выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, осознавать нравственные понятия и моральные нормы (поддержка, понимание, взаимопомощь, дружба).

Оборудование: учебник В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), интерактивная доска, ноутбук, карточки с заданиями, цветные иллюстрации моментов из мультфильма «Крошка Енот», наглядный материал для самооценивания, рефлексии.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Проверка готовности.

- Нахмурьте брови и посмотрите на своего соседа по парте.

-  А теперь улыбнитесь друг другу.

 -Скажите, когда вам было приятнее смотреть друг на друга, когда вы сердито смотрели, или когда улыбались друг другу?

-Давайте с улыбки начнем наш урок! Подарите, пожалуйста, улыбки нашим гостям, своим товарищам и мне. Спасибо!                   

- Когда мы улыбались

Личностные УУД: формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

  1. Актуализация знаний

-Мы работаем со 2 частью учебника «Литературное чтение», за это время мы познакомились со многими интересными произведениями, разных жанров. Давайте вспомним их.

2 человека будут работать у доски. Кто желает? Вам нужно будет соединить название произведения с его автором. СЛАЙД 2

  1. Виталий Валентинович Бианки  «Как Муравьишка домой спешил»
  2. Лев Николаевич Толстой  «Акула»
  3. Даниил Иванович Хармс «Как Володя быстро под гору летел»
  4. Иван Захарович Суриков  «Детство»                                                                                                                    

Остальные возьмите карточки с заданием. Вам нужно соединить название произведения с жанром, к которому оно относится.

  1. стихотворение «Дедушка Дерево»                                  
  2. рассказ  «Передышка»                                                                                                              
  3. сказк «Мороз Иванович»СЛАЙД 3                                                 

-Кто все  сделал, давайте проверим работу учеников, выполнявших задание у доски? Все ли у них правильно? Оценивание.

-А теперь давайте сверим ваши ответы с образцом. У кого все совпало, ставит  на карточке ! ,если были ошибки , поставьте ?

-У кого все правильно? Молодцы!                                                                                                                                                                                                                          

стихотворение «Дедушка Дерево»                                  

рассказ  «Передышка»                                                                                                              

сказка  «Мороз Иванович»

Познавательные УУД: формировать умение выделять существенную информацию, выдвигать предположения, формулировать выводы наблюдений, доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД: формировать умение строить понятные для собеседника высказывания, адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; формировать интерес к общению при работе в парах.

Регулятивные УУД: формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

  1. Определение темы урока

А сейчас послушайте песню Владимира Шаинского «Улыбка». Кто знает, можете подпевать.  СЛАЙД 4

- Многие из вас не просто  слушали, а  подпевали и улыбались.

- А может ли человек прожить  на свете без улыбки?

-А у каких людей улыбка чаще на лице: у злых или добрых?

- А что означает выражение «поделись улыбкою своей»?

Давайте, мы с вами тоже будем чаще улыбаться, и делится хорошим настроением друг с другом!

- А как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

А кто из вас узнал, из какого мультфильма эта песня?

 А кто такие еноты? СЛАЙД 5

- Вот о таком еноте рассказывалось в  этом мультфильме. А снят мультфильм  по мотивам произведения Лилиан Муур, которое называется «Крошка Енот».

-Лилиан Муур СЛАЙД 6  американская писательница. Родилась в 1909 году. Автор весёлых сказочных произведений для малышей. Одно из которых «Крошка Енот». В нашем учебнике сказка дана в сокращении. Полную версию сказки можно найти в библиотеке.

-Как вы думаете, к какому жанру оно относиться? (К сказкам).

-А какая это сказка? (Авторская, о животных).

–Какие цели поставим перед собой на уроке?                                                                                                                                                                                  

- Нет, не может. Мы все улыбаемся.

- Чаще улыбка на лице появляется у добрых людей.

- Это значит, сделать все, чтобы человек улыбнулся. Мы как бы делимся своей улыбкой.

- Мы будем говорить об улыбке.

- Эта песня из мультфильма «Крошка Енот»

–Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока.

1. Познакомиться с произведением «Крошка Енот».

2. Определить тему и главную мысль сказки.

Познавательные УУД: формировать умение выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению.

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

  1. Усвоение новых знаний

Знакомство со сказкой.

- Сядьте все как слушатели, сейчас мы с вами познакомимся со сказкой. Когда вы будете слушать попробуйте догадаться, кто же сидел в пруду.

Первичный анализ прочитанного.

- Так КТО же на самом деле сидел в пруду?

-Кто главный герой сказки?

-А почему сказка называется «Крошка Енот»?

-Какое событие произошло в его жизни?

-А какие угощения вы предлагаете своим гостям?

-А что приготовил Крошка Енот?  

- Кто знает, что такое «осока»? СЛАЙД 7

-Какой момент в тексте вас больше всего рассмешил?

- Это было отражение.

- Главный герой Крошка Енот

- Т.к. он был ещё маленький

- День рождения

- Ответы детей

- Сладкую осоку

- ОСОКА -  многолетняя (обычно болотная) трава с твердыми узкими и длинными листьями.

- Ответы детей

Познавательные УУД: понимать фактическое содержание текста, понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.

Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать результаты работы, организовывать самопроверку, менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи.

ФИЗМИНУТКА

электронная физминутка для глаз

  1. Закрепление новых знаний

Повторное чтение сказки и определение главной мысли текста.

- Давайте прочитаем текст ещё раз «по цепочке» и постараемся ответить на вопрос: С чего начинается дружба? Подсказка находится в самом тексте, поэтому читайте  и слушайте друг друга очень внимательно.

-Так с чего начинается дружба?

 

- Какова тема сказки? О чем эта сказка? 

-А чему она нас учит? Как подружиться с человеком ? Как  надо относиться к другим людям,   чтобы они относились к тебе по-доброму? 

 -Что мы сейчас с вами определили?

Работа в парах.

- Назовите всех героев сказки. СЛАЙД 8

-Почему Обезьянка и Крошка Енот написаны с большой буквы?

- Чтобы описать  их черты характера, предлагаю поработать в парах. Вам необходимое определить какие черты характера характерны для героев.

1 ряд –Крошка Енот.

2 ряд –Обезьянка.      

                                 

3 ряд –мама

- Находит друзей тот, кто сам встречает их с улыбкой

- О дружбе

- Главную мысль сказки

- Это имена собственные

 

- Крошка Енот: маленький, жестокий, храбрый, смешной.

- Обезьянка: глупая, доброжелательная, злая,

трусливая.

- Мама: добрая, мудрая, милая.

Познавательные УУД: формировать умение выразительно читать текст, подбирать слова-определения для характеристики героев.

Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать результаты работы, организовывать самопроверку, менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи.

  1. Итог урока

-Какой способ общения с тем, КТО сидит в пруду предложила Обезьянка?СЛАЙД 9

-Что произошло после этого?

-Какой способ общения с тем, КТО сидит в пруду предложила мама? СЛАЙД 10

-Какой способ оказался более верным? Почему?

-Какой главный урок дает нам всем эта сказка о Крошке Еноте?

-А вы знаете, для того, чтобы нахмуриться, нужно напрячь 72 мускула, а для того, чтобы улыбнуться всего 14. Так выходит улыбаться гораздо легче!

- Взять палку и погрозить ему

- Крошка Енот очень напугался того, кто сидит в пруду.

- Улыбнуться

- Мамин способ оказался более верным

-  Нужно быть приветливыми, добрыми, почаще улыбаться, тогда и к вам другие будут также относиться.

Познавательные УУД: формировать умение обобщать и классифицировать учебный материал, формулировать несложные выводы.

Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать конечные результаты работы на уроке, контролировать правильность и полноту ответа.

  1. Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке:

-Если все получилось, поднимите желтый цветок, если были ошибки, трудности, то синий цветок.                        

-Покажите свои цветочки.

-Кому сегодня можно подарить эти цветы?  СЛАЙД 11

-Доброта это тоже сказочный цветок, который расцветает в душе каждого из нас, стоит только захотеть, а для этого нужно быть приветливыми и почаще улыбаться!                                              

- Крошке Еноту, т.к.  у него сегодня День рождения

Личностные УУД: формировать умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ своего настроения, анализ своих успехов, анализ работы одноклассников.

  1. Домашнее задание

стр. 72 – 73, подготовить чтение по ролям.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ (на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)

Урок проводился во втором классе, УМК " Система Занкова Л.В.".Цели урока: раскрыть нравственное содержание сказки;развивать умение осмысливать художественную идею произведения,умение раскрыть основную...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Олицетворение в произведении"

УМК ПНШ 3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему "Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом»: А. Герасимов «После дождя»"...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщение знаний об авторской и народной сказке"

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщение знаний об авторской и народной сказке"...

Разработка урока по литературному чтению во втором классе по произведению П. Бажова "Серебряное копытце"

Разработка урока по литературному чтению во втором классе по произведению П. Бажова "Серебряное копытце"...