Методическая разработка урока по литературному чтению" Каша из топора-русская народная сказка" 2 класс
учебно-методический материал

Оськина Татьяна Валентиновна

Конкурс методических разработок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_kasha_iz_topora.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя   школа №1 имени Героя Советского Союза Николая Алексеевича Кузнецова города Чаплыгина  Липецкой области

Методическая разработка на конкурс.

Урок литературного чтения во 2 классе.

Русская народная сказка «Каша из топора».

Составитель/Разработчик урока – Оськина Татьяна Валентиновна

Квалификация – учитель начальных классов первой квалификационной категории

Педагогический стаж: 33 года

         

Директор школы                             Алехина Т.В.

2021 г

Тема: Русская народная сказка «Каша из топора».                                                       

Цель:   Сформировать представление о бытовых сказках.

 Задачи: 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.

                   2 Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной  компетентности.

                   3. Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.

Планируемый результат:

 Предметные умения:

-познакомиться с русской народной сказкой «Каша из топора»;

-расширить словарный запас младших школьников посредством проведения словарной работы по теме урока;

- закрепить знания о таких понятиях как «фразеологизмы» через проведение словарной работы;

-актуализировать знания о сказках, их видах, ее особенностях посредством организации беседы на уроке.

Личностные УУД:

-устанавливать связь между целью деятельности и её содержанием;

-высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

Регулятивные УУД:

- мотивация совместной деятельности учащихся и учителя по достижению результата;

 -планировать учебную деятельность на уроке;

- планировать дальнейшую читательскую деятельность.

Познавательные УУД:

 -пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

 -устанавливать причинно-следственные связи;

 -осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные УУД:

 - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

 - формировать умение уважительно относиться к позиции товарищей;

 - учиться работать в парах и группе.

Тип урока: комбинированный урок 

Методы и приемы. Проблемный, диалоговый , опорных знаков, словесные, наглядные, работа с текстом.

                                                         Ход урока.

Этап урока

Время

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

УДД

1.Организа -ционный момент

2 мин.

Слышишь, прозвенел звонок?

Начинается урок.

Потянули руки шире

Раз, два, три, четыре.

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Поработаем мы дружно,

Много нам освоить нужно.

А для этого нужна -

Тишина. (слайд 2)

-Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались, чтобы новое узнать и себя показать.

Дети заходят в класс  и рассаживаются по местам.

регулятивные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 2. Проверка домашнего задания

3 мин.

Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.

Ребята, оцените работы друг друга.

-Какие работы вам понравились и почему?

Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.

Дети анализируют и оценивают друг друга.

коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения

3.Речевая разминка.

2 мин.

 -Прочитайте текст на доске и определите его жанр.(слайд 4)

Кланяется, кланяется,

Придет  домой – растянется.

-Отгадайте её.

-Научитесь читать её скороговоркой.

 -Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке?

- Это загадка.

- Это топор.

 

Дети читают.

- Это была сказка.

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

4.Создание проблемной ситуации

1-2 мин

Какие вы знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке? Давайте вспомним, какие сказки по жанру бывают. А потом определим жанр новой сказки?

Познавательные: нахождение ответов на вопросы; осуществление анализа и синтеза;

коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

5.Введение в тему.

4 мин.

- Сегодня мы на нашем уроке продолжим знакомиться  с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения.

 - А что вы знаете о сказках? (слайд 5)

А сейчас поработаем со словарем.

- Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»

- Давайте вспомним, с каким  бытовым, деревенским предметом  вы уже сегодня встречались?  

- По предложенным картинкам определите, как называется сказка. 

-  Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора? (рисунки топора и чугунка с кашей)

- Ну что ж, ребята, вы высказали много версий.

- Посмотрите, это тот самый чугунок для каши, вот топор (кладу туда топор)

- Странно, никакой каши тут нет!

- Ребята, а для чего нужен топор в повседневной жизни?

- В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы, поработав в группах, объяснить значение этих слов.

Служивый

Побывка

Вдоволь 

Варево

Чулан

Сдобрить

Котел

Коли

Этакую

Сметка

 - Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их. ( слайд 6,7,8)

- Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной,  покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно.

- Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные.

Обучающие работают со словарем и находят значение  понятия «бытовая сказка»

- Это был топор.

«Каша из топора»

- Это не реально, но в сказках такое возможно.

Высказывания детей.

Ребята работают в группах, а  за тем каждая группа дает пояснение  по трем словам.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к   кому–нибудь на короткое время.

Вдоволь  - достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.  

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

6. Первичное чтение текста

3 мин.

   -Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать – сказку надо нам читать,

- А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?

- Физкультминутка.

Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях.

Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку.

Ребята слушают и отвечают на вопрос.

Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…»

познавательные: нахождение ответов на вопросы; осуществление анализа и синтеза;

коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

7.Вторичное чтение текста

4 мин.

- Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята, где происходили события этой сказки?

 - Кто является главным героем сказки?

 -Вы без труда дадите правильные ответы, если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения.

 Ответы детей.

Ребята читают сказку жужжащим чтением.

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

8. Первичная ступень анализа сказки.

2 мин.

 Хорошо мы пожужжали и, конечно, всё узнали.

 - Где происходили события сказки?

 - А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу  последовательность действий и событий в сказке.

-Все действия сказки происходят в деревне, в крайней избе.

- Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– работа по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

9. Вторичная ступень анализа сказки.

5мин.

-Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.

-Почему он постучался именно в эту избу?

-Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?

- Как обратился он к старухе?

-С какой  интонацией надо это прочитать? ( Прочитайте)

- Как старуха откликнулась на просьбу? Почему?

(прочитайте) (слайд 9)

- Как вы понимаете слово сирота?

- Что придумал солдат?

 - Как он это сделал? (слайд 10,11)

-Какой был солдат, что вы можете про него сказать?

- Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?

- А сейчас поработав в парах,  определите черты характера старухи и черты характера  солдата.

 -Шёл солдат на побывку. (  Выборочное чтение.)

-Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

-Он назвал её хозяюшкой.

-С уважением, почитанием.

- У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

-  Человека, который живёт один  и никто ему не помогает, называют сиротой.

- Он решил сам сварить кашу.

-Он видел, что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора.

-Он внимательный, сообразительный.

-Она жадная, скупая.

Работая в парах, находят черты характера главных героев. ( по карточке)

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

10.Обобще-

ние. Анализ произведе-

ния.

3 мин.

- Подведите итог: назовите основные черты характера героев.

- Кто вам больше нравится и почему?

-Как вы относитесь к старухе, к солдату?

- Что бы вы посоветовали героям сказки?

- Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым , а на столе еду для дорожных людей.

- А сейчас прочитайте пословицу.(слайд 12)

Как понимаете слово «сметка»?

Как вы ее понимаете?

Вы у меня молодцы. Оцените свою деятельность.

-Мне нравиться  неунывающий солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он  не обижает человека.

 Старуха мне не нравиться. Она жадная, умеет притворяться и очень глупая, кашу из топора не сваришь.

- Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку, а завтра помогут тебе.

Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражений. Все остались довольными.

Дают свои ответы.

Сметка дороже богатства.

Сметка – это смекалка.

Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.

познавательные: нахождение ответов на вопросы; осуществление анализа и синтеза;

коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

11. Вырази-

тельное чтение

10 мин.

- А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией, жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44. Каким  способом удобно читать сказку?

Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами  текст каждого героя и автора.

 - Сколько человек для этого нужно?

- С какой интонацией читает каждый герой  сказки?

 Аналогично ведётся работа по странице 45.

- Чтение по ролям.

 - Три. Здесь слова автора, слова старухи, и слова солдата.

 - Слова автора читаются спокойно. Он вводит слушателей в сюжет сказки.

- Слова солдата приветливо, с просьбой?

- Слова старухи спокойно, без эмоции.

- Дети читают, затем анализируют чтение.

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;

12. Рефлексия

Домашнее задание.

2 мин.

Скажите, чему учит сказка. (слайд 13    )

 Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?

- Чему учились на уроке?

- Чему научились?

- Что у вас получились? А что нет?

- С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке?

- А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.( слайд 14 )

Дома  чтение по ролям. Стр.44-46.

-Спасибо вам за работу и помощь на уроке.

Ответы детей.

Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»

- Это бытовая сказка. Главные герои люди, действия происходят в обычных домах.

В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка

Ребята показывают карточки.

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению К.Чуковский"Федорино горе".1-класс.

Работа над 1-4 частью К.Чуковский"Федорино горе". Учиться читать выразительно.Развивать внимание, речь.Воспитывать уважение к труду....

Методическая разработка урока по литературному чтению А. Введенский "Ученый Петя" 2 класс

В данном материале помещаю личностные, метапредметные, предметные планируемые результаты; ход урока, включающий в себя все этапы работы над стихотворным произведением....

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

Методическая разработка урока по литературному чтению "Л.Н.Толстой Детство", 4 класс

Данный урок разработан с целью расширить представления учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, познакомить с произведением "Детство"...

Методическая разработка урока по литературному чтению "Н.А.Некрасов Стихотворения" 4 класс

Данный урок разработан с целью расширить знания учащихся о Н.А.Некрасове, его жизни и творчестве, учить выразительно читать и анализировать стихотворения "Школьник", "В зимние сумерки..."...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" по теме: "Русские народные песни. Колыбельные"

Цуканова Е.А,учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиТема: Русские народные песни. КолыбельныеЦели:сформировать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного наро...