Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения с применением компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по чтению с применением компьютерных технологий.
Тема урока: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;
- учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу;
- развивать память, внимание, речь учащихся;
- формировать навыки беглого, осознанного чтения;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- прививать любовь к живописи.
Оборудование:
- дети готовят карточки с примерами разных жанров устного народного творчества;
- учитель готовит карточки с отрывками из русских народных сказок.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Класс делится на команды. Учитель собирает подготовленные детьми скороговорки, небылицы, докучные сказки и т.д., читает по одной для каждой команды. Дети угадывают название жанра. За правильный ответ команда получает 1 балл.
- Какие виды устного народного творчества мы назвали? (Загадки, былины, потешки и т.д.)
- Какие виды сказок вы знаете? (дети называют вид сказки и приводят пример)
- Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны отрывки из русских народных сказок, а вы должны правильно назвать сказку.
Карточка №1.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. (Гуси-лебеди).
Карточка №2.
Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко. (Петушок и бобовое зёрнышко).
Карточка №3.
Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.
Бабка охает:
- Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
- Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печи пищит:
- Котище-то какой усатый! Вот я страху натерпелась! (У страха глаза велики).
Карточка №4.
Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! – хвалит солдат. – Как бы сюда да чуточку масла – было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
- Бери ложку, хозяюшка. Стал кашу есть да похваливать. (Каша из топора).
Карточка №5.
- Какое там, - отвечал Мороз-Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его ещё по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места – тут я тебя и прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже стало. Он дерево рубит, топором машет – только щепки в меня летят. А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул шапку да рукавицы и на снег бросил. (Два Мороза).
Карточка №6.
- Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают.
- Вот это хорошо, - сказал тетерев. – А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего. (Лиса и тетерев).
Карточка №7.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин. (Лиса и журавль).
3. Постановка цели урока.
- Молодцы, я убедилась, что сказки вы знаете хорошо. А сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. Откройте учебники. Как называется сказка?
4. Изучение нового материала.
1) Первичное чтение. Учитель читает сказку, дети следят по учебнику.
2) Первичная проверка понимания.
- Вам понравилась сказка?
3) Вторичное чтение. Дети читают цепочкой по 2 предложения.
4) Анализ произведения.
- Как случилось, что Иванушка стал козлёночком?
- Что ему говорила сестра?
- Что предложил Алёнушке купец?
- Согласилась ли Алёнушка выйти за него замуж?
- Что произошло, пока купца не было дома? Найдите отрывок в сказке.
- Прочитайте, что злая ведьма хотела сделать с козлёночком.
- Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?
- Стал ли козлёнок снова мальчиком? Как?
- Как поступили с ведьмой?
5. Физминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)
За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо)
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
6. Закрепление нового материала.
1) Беседа по картине и иллюстрации.
- Мы с вами прочитали сказку и узнали из неё, что произошло с Алёнушкой. Но в сказке нет описания, какая она.
- А какой она вам представляется?
- Когда и в какой момент вы особенно переживали за Алёнушку?
- А как вы представляете облик Алёнушки в момент, когда с ней случилась беда?
- Художник В.М.Васнецов поможет нам сегодня увидеть Алёнушку. (показывает картину)
- Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?
- Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?
- Правильно, это не иллюстрация, это картина, на которой В.М.Васнецов показывает нам как бы обобщённый образ русской девушки, выражает своё отношение к ней.
- Посмотрите, какое настроение у Алёнушки?
- Как вы думаете, почему она грустит?
- А при помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?
- Как отразил он своё отношение к ней?
- Художник хотел донести до нас образ простой, но милой крестьянской девушки. Картина нас трогает и волнует, заставляя переживать вместе с героиней.
- Рассмотрите иллюстрацию. Её нарисовал И.Я.Билибин. Он – художник-график, известный главным образом своими иллюстрациями к русским народным сказкам, былинам и сказкам А.С.Пушкина.
- Какой эпизод изобразил иллюстратор?
- Чем отличается изображение Алёнушки на картине Васнецова от иллюстрации Билибина?
2) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте и прочитайте, как Алёнушка уговаривала братца не пить из лужи.
- Как ведьма утопила Алёнушку?
- Как козлёнок звал сестру?
- Что отвечала ему сестра?
- Прочитайте отрывок, в котором ведьма просит купца избавиться от козлёнка.
- Прочитайте, как спасли Алёнушку.
7. Итог урока.
- С какой сказкой познакомились на уроке?
- К какому виду сказок относится эта сказка?
- Чему учит нас эта сказка?
8. Домашнее задание.
Выразительное чтение сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»
Цели: · создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки «Три сестры»;· формировать ум...

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...
Урок литературного чтения во 2 классе "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
При изучении раздела "Русские народные сказки" дети снакомятся с произведением "Сестрица Аленушка и братец иванушка". Здесь предоставлены интересные задания, разработанные в рамках ФГОС. Конспек...

Методическая разработка урока по литературному чтению" Каша из топора-русская народная сказка" 2 класс
Конкурс методических разработок...
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" по теме: "Русские народные песни. Колыбельные"
Цуканова Е.А,учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиТема: Русские народные песни. КолыбельныеЦели:сформировать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного наро...