Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России» Тип урока: открытие новых знаний.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Курьянова Нина Николаевна

конспект открытого урока по литературному чтению 1 класс.  По программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

Метапредметные:

формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

формирование навыка чтения;

формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;

формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;

формирование умения формулирования собственного мнения и позиции

развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Личностные: воспитание самостоятельности, организованности.

Предметные:

формирование представлений об особенности жанра сказки;

формирование представлений учащихся о народной сказке;

формирование умений характеризовать сказочный персонаж;

формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.

                                              Ход урока.

1.Организационный момент.( 1 слайд)

Учитель:

Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.

Занимайте все места, 
Да послушайте меня:

Слушайте внимательно, 
Это обязательно! 
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться, 
Поиграть и потрудиться.

Сегодня у нас  урок литературного чтения и мы с вами опять  отправимся в путешествие по нашему учебнику. А куда отправимся, сейчас прослушаем песню.

Песня про сказку «Приходите в гости к нам»

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.  

-Кто же нас позвал к себе  в гости? (сказка)

-Сегодня мы ребята, отправимся опять в путешествие в одну из сказок.

3.Работа с выставкой книг.( 3 -4слайд)

-Посмотрите на слайд и скажите, как можно назвать одним словом все эти книги, которые присутствуют на слайде.( книги,сказки,)

- На какие две группы можно разделить эти сказки ? ( Народные и авторские)

Покажите ,русские народные сказки?

Покажите мне пожалуйста сказки авторские?

 - Почему первую группу сказок называют народными?

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой рассказчик пересказывал, добавляя что – то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась  и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными.

- Приведите примеры таких сказок. ( Ответы детей)

 - Почему другую группу сказок называют авторскими?

Эти сказки называют авторскими, потому что у каждой из них есть  автор. На обложке книги обязательно написано его имя.

 -Правильно мы  с вами определили? Да

4. Мотивация учебной деятельности.(слайд5)

Вам надо прочитать название сказки в порядке убывания чисел (начиная с большой цифры до самой маленькой)

5.Словарная работа(слайд6-7)

-Рукавичка.( Что такое рукавичка)

-Давайте прочитаем значение этого слова?

6.Прослушивание аудиосказки «Рукавичка»

-Сейчас вы внимательно послушаем эту сказку и какие вам слова покажутся непонятными.

-Понравилась сказка?

7.Работа с трудными словами.(слайд8)

-Давайте разберём слова, которые вам при  слушании встретились .

-Сейчас мы узнаем значение этих слов

Словарная работа

Слайд (дети читают)

Бредёт – идет  медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные страны.

Обронил – уронил.

-Прочитаем сложные слова, которые есть в сказке. (Читает один, потом один ученик)

8.Работа с учебником

Все теперь готовы прочитать сами эту сказку? Да

-открываем стр.37 в учебнике?

-скажите пожалуйста, есть автор этой сказки? Нет

-Значит сказка какая? (Русская народная сказка)

-Ставим пальчик и следим за чтением

- К чему учит эта сказка?(Быть добрым,дружелюбным, вежливым,гостеприимным,заботитливым))

- Все внимательно слушали?-

9.Физминутка-

 Вот я сейчас проверю, кто как слушали понял эту сказку?

10.Игра «Да», «нет»

-У вас на парте лежат сигнальные карточки зеленого и красного цвета

 Красный цвет –нет, зелёный –да

- Я говорю вам высказывания, а поднимаете карточку с ответом,да- согласен,нет –не согласен

вопросы

- Оборонил рукавичку дед?да

-Первая стала жить в рукавичке  лягушка-попрыгушка? Нет

-Кабана звали клыкан?да

- Рукавичку оборонила бабушка? Нет

-Рукавичку оборонил дед летом?нет

11.Работа в парах

-Ребята, мы прочитали эту сказку, познакомились с её содержанием. И  сейчас поработаем. ( карточки)

-Какие прозвища у этих персонажей сказки? Поставьте стрелки, соответствующей картинке.

12. Игра « Загадки» в группе

- А сейчас мы поиграем, у вас на столе лежат тексты-загадки о животных.

-Давайте по очереди прочитаем и назовём животное,есть ли это животное в сказке?

-По каким признакам вы определили,что это животное…..

13. Пословицы.

-С какой сказкой познакомились? Рукавичка

- На доске вы видете пословицы, какая из этих пословиц подходит к сказке. И объясните смысл пословицы.

  1.  «Не учись разрушать, а учись строить»: чтоб что−то разрушить много ума не требуется, а вот создать – может не каждый. Этому и нужно учиться.)
  2. Сила  сломит  всё, а  ум – силу. Эта пословица очень мудрая. В ней такой кроется смысл, что физическая сила может сломить все на свете, но иногда ум бывает сильнее физической силы. Иногда даже так и говорят в народе: "Сила есть — ума не надо". Но не всегда это выражение оказывается правдивым. Да, сильный человек может многое, но если у него нет ума, то он может и погибнуть.
  3.  «В тесноте да не в обиде», это означает, что людям хорошо находиться рядом, несмотря на скромные жилищные условия. Самое ценное в такой ситуации – дружба, любовь, душевная теплота.)

-Чему  учит  сказка  «Рукавичка»? (Сказка учит быть гостеприимным,

дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства.

14 . Раскрась сказочного героя.

15.Рефлексия.

- сегодня все хорошо работали(читали, отгадывали, отвечали на вопросы и тд.) Молодцы (учитель раздаёт солнышко-закладку)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Урок литературного чтения "Два Мороза" 2 класс "УМК Школа России"

«Два Мороза» русская народная сказка 2 класс...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Презентация + конспект урока литературного чтения " Мышонок Пик" (3 класс УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: познакомить с произведением; формировать умение анализировать художественный текст; учить соотносить текст и иллюстрацию; формировать навык осознанного и выразительного чтен...

Конспект урока литературного чтения в 1«Б» классе (УМК «Школа России») Тема: К.И.Чуковский «Мойдодыр»

Тип урока: комбинированныйУчебник: Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе.  2 ч./Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.-М.:...