Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
|
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
|
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1-2 мин
| Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Тихо девочки за парты сели, Тихо мальчики за парты сели.
|
Настраиваются на работу.
| Л: самоопределение к деятельности
|
II. Актуализация знаний и мотивация Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | 4-5 мин | - Какая тема прошлого урока? - Какое было домашнее задание? - Давайте посмотрим и послушаем, что же вы сочинили. Конкурс на лучшую загадку (из прошлой темы)
- Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием, но на месте мы не стоим и нужно идти дальше. | - Загадки, русские народные песенки. - Придумать загадки к словам. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: анализ П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
III. Постановка учебной задачи
Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог | 4-5 мин | Видеофрагмент из английской песенки «Рифмы Матушки Гусыни», «Дом, который построил Джек» Предположите, какая тема сегодняшнего урока? Тема урока: «Английские народные песенки. Потешки. Небылицы» - Какие цели вы поставите перед собой? Цели: 1) познакомиться с английскими народными песенками; 2) научиться читать выразительно, выделяя рифмующиеся слова. | Затрудняются ответить.
Формулируют тему и цели урока. | П: подведение под понятие К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Р: целеполагание
|
IV. Открытие нового знания
Словесный: учебный диалог
Словесный: слово учителя
| 7-8 мин | - Установи соответствия.
Ответ:
Загадка, пословица, поговорка, песенка – это жанры фольклора. Фольклор – это устное народное творчество. - Давайте разберем каждое слово. - Одним из жанров устного народного творчества является небылица. Она складывается путём перемены соседних слов местами, перемены слов в строчках, замены, отклонений от норм.
Прочитай небылицу Михаила Пляцковского. Есть сладкое слово — ракета, Есть быстрое слово — конфета. Есть кислое слово — вагон, Есть слово с окошком — лимон. Есть слово колючее — дождик, Есть слово промокшее — ежик. Есть слово упрямое — ель, Есть слово зеленое — цель. Есть книжное слово — синица, Есть слово лесное — страница. Есть слово веселое — снег, Есть слово пушистое — смех. Стоп! Стоп! Извините, ребята. Машинка моя виновата. Ошибка в стихах не пустяк, Надо печатать вот так… - О каких чудесах вы прочли? Что вам показалось странным? - Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось? Есть сладкое слово — конфета, Есть быстрое слово — ракета. Есть кислое слово — лимон, Есть слово с окошком — вагон.
Есть слово колючее — ежик, Есть слово промокшее — дождик. Есть слово упрямое — цель, Есть слово зеленое — ель. Есть книжное слово — страница, Есть слово лесное — синица. Есть слово веселое — смех, Есть слово пушистое — снег. - Для сохранения и передачи наследия устного народного творчества каждый народ создаёт неповторимые формы фольклора | Устанавливают соответствия в группах
«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось. «Народное» - создано народом. «Творчество» - создание новых по замыслу произведений.
Читают небылицу М. Пляцковского.
- Все слова перепутаны, неправильный смысл.
| П: поиск и выделение необходимой информации К: учет разных мнений К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: осознание познавательной задачи
|
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: анализ сказки. | 4-5 мин | - На уроке вы познакомитесь с английскими песенками из знаменитой книги «Рифмы Матушки Гусыни». «Матушка Гусыня» - это воображаемый автор детских стихов и песен, первый сборник которых был выпущен в Лондоне не позднее 1780 года. Никому из англичан не надо пояснять, кто такие Robin-the-Bobbin, Шалтай-Болтай, три Мудреца, Человек - Скрюченные Ножки. Эти герои знакомы с детства всем. - В Англии считают, что Матушка-Гусыня была симпатичной женщиной, продававшей цветы на улицах Оксфорда, распевавшей между делом смешные песенки. Вот почему в эти стишках корова взлетает выше облака, люди живут в башмаках, а плавают в дырявом тазике. - В нашей стране английские детские песенки стали известны прежде всего благодаря переводам С.Я.Маршака и К.И.Чуковского. Прочитай некоторые из них. – Когда автор встретил двух свинок? – Зачитайте строчки, в которых говорится, как выглядели свинки. – Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни? – Какое настроение передает это стихотворение: веселое или грустное? – Что необычного в этом стихотворении? – Прочтите слова, которые рифмуются: – Прочтите, из чего сделаны стены дворца. – Из чего сделана крыша? – Из чего сложили печь?
– О каких чудесах вы прочитали? - Что же такое небылица? НЕБЫЛИЦА – малый жанр детского фольклора, рассказывающий необычную, выдуманную, «перевёрнутую» историю. Небольшое по объёму произведение, часто смешная, комичная песенка. Весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение.
| Слушают учителя, анализируют информацию.
- В половине шестого - Без шляп и ботинок - Нет, это вымысел - Весёлое -Маленький человечек и маленький дворец из сладостей - мал-заказал, дворец-леденец, печь-стеречь, готов-котов - Из торта - Из леденца - Из пастилы
Формулируют понятие «небылица». | Р: выполнение пробного учебного действия К: согласованно выполнять совместную деятельность. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практ: чтение | 4-5 мин | - Прочтите самостоятельно отрывок из стихотворения «Дом, который построил Джек».
| Самостоятельное чтение. | Р: выполнение пробного учебного действия К: согласованно выполнять совместную деятельность. |
VII. Включение в систему знаний Практический: чтение по цепочке. | 7-8 мин | – Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения? –Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими. –Как построено стихотворение? – Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?
Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме. – Сравните выражения: построить дом; построить стихотворение. Назовите малые жанры фольклора. Фольклор – энциклопедия народной жизни. - В произведениях устного народного творчества отразилась вера народа в лучшее, в силу добра и справедливости.
- Автором произведений фольклора является народ.
- В устном народном творчестве – мудрость народная.
- Многие сюжеты и мотивы фольклора легли в основу литературных сочинений известных писателей и поэтов.
- Итак, я предлагаю закрепить пройденное. Работать вы будете в группах, по карточкам. Разбор типового тренировочного задания Задание: заполни таблицу. Жанры детского фольклора | Авторские жанры литературы |
|
|
- скороговорка
- небылица
- басня
- пестушка
- поэма
- пословица
- потешка
- загадка
- поговорка
- колыбельная песня
- повесть
- считалка
- роман
- рассказ
- очерк
| Отвечают на вопросы учителя.
- Потому что это главная мысль произведения.
Работа в группах, по карточкам Ответ: Жанры детского фольклора | Авторские жанры литературы | небылица пестушка пословица скороговорка потешка загадка поговорка колыбельная песня считалка | басня поэма повесть роман рассказ очерк |
| К: согласованно выполнять совместную деятельность. |
VIII. Рефлексия по продукту деятельности
Словесный: учебный диалог | 2-3 мин | - Давайте подведём итог урока. - Что нового вы узнали?: - Чему вы научились: - Какая из песенок вам понравилась больше всего? - Почему? - Расскажите ли вы какую-нибудь песенку дома младшим братьям и сестрам? - Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха. - Молодцы, вы отлично справились с заданием!
| Отвечают на вопросы и анализируют работу на уроке. - Некоторые английские песенки-небылицы. - читать выразительно, выделяя рифмующиеся слова. Находить нужную информацию в тексте.
| П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Л: самооценка
Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности |