Технологическая карта урока по обучению грамоте. Тема "Калейдоскоп профессий"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Олейник  Оксана Вячеславовна

Данный  урок предполагает  изучение звуков  [п] и [п’], а также  знакомство с видами профессий и их значимостью в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1

Тема урока: Звуки [п], [п‘]. Буква Пп. Калейдоскоп профессий.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся со звуками [п] и [п’], его характеристиками и способом его обозначения на письме с помощью букв П, п; познакомить учащихся с видами профессий и их значимостью в обществе.

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о звуках [п], [п‘] и букве Пп.
  2. Формировать умение выделять и характеризовать звуки [п], [п‘].
  3. Формировать умение читать слоги и слова, предложения с изучаемой буквой.
  4. Формировать умение читать текст  вслух, отвечать на вопросы, определять основную мысль текста

 

Предметные:

  1. Выделять новые звуки из слов.
  2. Характеризовать новые звуки.
  3. Обозначать новые звуки буквой.
  4. Распознавать в словах новые звуки.
  5. Читать текст вслух, находить в тексте ответы на вопросы, определять основную мысль текста.

Развивающие:

  1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.
  2. Формировать умения анализировать, планировать свои достижения.
  3. Формировать умение моделирования.
  4. Формировать умение читать слоги, слова.
  5. Формировать умение владеть диалогической формой речи.

Метапредметные:
Регулятивные:

-принимать и сохранять  учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез, как составление целого из частей;

- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
-проводить сравнение и классификацию.
Коммуникативные:

-владеть диалогической формой речи.

Воспитательные:
1. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2. Формировать представление о профессиях и их значимости  в обществе.

3.Воспитывать любовь к своей стране, народу, истории.

Личностные:
-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

-Проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, народ, историю.

- Проявлять интерес к выбору профессии.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: учебник, электронное приложение к азбуке, раздаточный материал, счетные палочки.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный

(стихотворе-ние)

Приветствие

-Здравствуйте, ребята.
Чтение стихотворения

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
 

- К нам в гости заехали герои известного мультфильма. Назовите их.  Они сегодня хотят учиться вместе с нами.  Но Печкин решил поверить, что вы уже знаете и приготовил для вас задания. Покажем ему, чему мы уже научились?

Приветствуют

Проверяют готовность к уроку

  1. Актуализация и фик-сирование  индивидуа-льного за-труднения в пробном действии

Словесный

(стихотворе-ние, беседа)

Организует повторение изученного

А) - Всё что вы говорите, читаете,  слушаете и пишите –это одним словом наша ….

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит речь? предложения? слова?

- Какие бывают звуки?

- Печкин приготовил конверты. Найдите на каждом конверте  лишнюю букву и обоснуйте, почему она лишняя. (Слайд № 2)

Б) А вот еще задание от Печкина.

(Слайд № 3)

- На слайде люди разных профессий и инструменты. Определите, какой инструмент в какой профессии нужен? Соедините стрелками.

-Проверьте на доске. Кто определил верно? (Слайд № 4)

Отвечают

 Речь

Устная и письменная

 Из предложений

Из слов

Из звуков)(букв)

Гласные и согласные

Соединяют профессию с инструментом

Самопроверка

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)
Владеть диалогической формой речи (К)

Проводить классификацию (П)

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

  1. Выявление места и причины затрудне
    ния

Словесный

(беседа)

На доске:  

нкПвнРлОймФскЕадСкотСлИкуИп

- Третье задание от Печкина. Кто справится и прочтет зашифрованное письмо?

Сегодня мы говорим о профессиях людей. Они помогут нам познакомиться с новой буквой.

(Слайд № 6)

- Ребята, определите, что объединяет все эти слова? (пилот, пила, повар, капитан, поварёшка, плотник).

- Можно ли к этим словам отнести и Печкина. Какая у него профессия?

-Как вы думаете, какие новые звуки мы будем сегодня изучать?

Профессии















Буква П

Да, почтальон

-Звуки [п], [п‘].

Распознавать в словах новые звуки.

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  1. Постановка учебной задачи

Планирование
- Как вы думаете,  какая тема нашего урока?

- Ребята, чему сегодня мы с вами на уроке научимся:

-Мы будем изучать звуки [п], [п‘].

1. Находить новые звуки в словах.
2. Давать характеристику новым звукам.
3. Знакомиться с написанием новой буквы.
4. Читать слоги, слова и предложения с изучаемой буквой.

Планировать свои действия в соответ-ствиии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане(Р)

  1. Открытие новых знаний.

Дает задания для реализация построенного проекта

-Произнесите звук [п].

-Это согласный или гласный звук?

-Где воздушная струя встречает препятствие?

-Как воздушная струя преодолевает преграду, на что это похоже?

Организует работу с предметными картинками(стр.79)

-Откройте учебник на странице 79, что изображено на картинке?
-Для чего нужен этот инструмен?


На доске не заполненная слого-звуковая схема.

-Давайте составим схему к слову пила.

-Произнесите слово, сколько в нем слогов?

-На какой слог падает ударение?

Звуко-буквенный анализ слова ПИЛА

- Человек какой профессии готовит еду? (ПОВАР)

Звуко-буквенный анализ слова ПОВАР

-Дадим характеристику (этот звук согласный, бывает твёрдый или мягкий,  глухой)

 -Что объединяет эти два звука? – (Оба звука согласные, потому что воздух встречает преграду . Оба звука глухие.)

- В чём отличие? /Звук [п ] – твёрдый, а [п’]- мягкий/.

«Звуковичок». Лента букв. (Слайд № 8)

Произносят новый звук, отвечают на вопросы

-Согласный.


-В губах.

-Воздушная струя взрывается.

Анализируют предметную картинку

-Пила

-Она служит для того чтобы пилить дерево.

Составляют схему в тетради

-Два слога.

-На второй слог.

- Звук [п`] мягкий.

-Человек. Он пилит, рубит, строгает.

-Плотник.

-Два слога.

-На первый слог.

-Повар.

- Звук [п] твердый.

Раскрашивают звуковичка. Лента букв

Характеризовать новые звуки.

Осуществлять анализ объектов с выделением существен-ных и несу-щественных признаков (П)

Владеть диалогичес-кой формой речи.(К)

Использовать схемы для решения задач (П)

Физкультминутка

Игра «Твёрдый - мягкий»

(твёрдый – потягиваемся вверх, мягкий – поклонились букве- хозяйке, если в слове нет изучаемых звуков  - приседаем).

Пылесос, пончик, папа, петух, мама, петрушка, пингвин, пять, повар, шахтёр, пирог, поросёнок, персик, пчёлка, вилка, птицы, полка, пилка.

  1. Включение в систему знаний

Проведение игры

-Ребята, назовите слова со звуком [п],[п‘].Слайд №

Знакомит с буквой Пп

акой буквой обозначаются звуки [п] и [п’] на письме? 

- На что похожа буква П?

- Ребята, а теперь послушайте стихотворения.

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(А. Шибаев)

На хоккее, на футболе
Буква П — ворота в поле.
(В. Степанов)

Дома букву П найдем,
Заглянув в дверной проем.
(Г. Ванюхина)

Работа с карточкой.

Закрасьте буквы П, п. Штрихи. Пропечатаем буквы П п.

Называют слова

Отвечают, слушают

-На ворота, дверь.

Раскрашивают.

Печатают

Обозначать новые звуки буквой

Использовать модели для решения задач.(П)

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Чтение столбиков слогов

-Прочтите столбик слогов (Слайд № 10,11)

-Ребята, распределите слоги на мягкий диванчик и на табуретку. Объясните свой выбор.

-Дополните их до слова.

Чтение столбиков слов

-Прочитайте слова в верху страницы.

-Прочитайте слова, в которых есть мягкий звук [п’].

-Прочитайте слова, в которых есть твёрдый звук [п].

-Прочитайте только слова, которые обозначают профессию.

Проводит игру

- А теперь с вами сыграем в «доскажи словечко».

Поезд водит…

Пашет в поле…

В школе учит нас…

Строит здания…

Песни нам поёт…

Торговлей занят…

Организует работу с пословицами (Слайд № 12)

-А сейчас прочитаем пословицы.

-Как вы их понимаете?

-Найдите слова с буквой П.

-Твердый или мягкий звук обозначает в этих словах буква П?

Читают столбики слогов

- па, пы, пу, по.

 пи.

- пила.

Читают слова

-Пила, пилит, плотник, повар, пилот, капитан.

-пила, пилит, пилот, капитан.

- плотник, повар.

-плотник, повар, пилот, капитан.

Играют

-Машинист

-Тракторист

-Учитель

-Строитель

-Певец

-Продавец

Читают пословицы

Высказывают свои предположения.

-Плотник, поле, при,  плохого, топор, пример.

-Твёрдый.

Читать слоги и слова с изученной буквой.

Распознавать в словах новые звуки.

Читать текст в слух, определять основную мысль текста.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей.(П)

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Игра «Буква потерялась» (фронтальная работа)

…ИЛОТ

…ЛОТНИК

…ИЛА

…ОВАР

- Какое слово «лишнее» в этом ряду?  Почему?

-Какие профессии на букву П вы можете назвать ещё?

2. Составьте предложения из слов.

Пилот  работает   самолётом

Плотник  варит   топором

Повар  управляет   кашу

Буква П

Пила

Какую работу выполняет пилот? Плотник? Повар?

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный

(беседа, рассказ)

Организует работу с сюжетной картинкой

-Рассмотрите сюжетную картинку.  Кто на ней изображены?

-Что делают?

-Какие здесь профессии?

-А что они строят?

-Посмотрите, как одеты? Какое время?

-А кто такой ПетрI?

-Его еще называют царь-плотник. Он жил более 300 лет назад. Много путешествовал по разным странам. Всю свою жизнь учился. Хорошо умел работать топором и пилой и сам строил корабли, хотел иметь в России крепкий морской флот. Он основал русский военный флот, одержал много военных побед.

-Посмотрите на картинку, а знаете ли вы какой город изображен?

-Раньше Санкт-Петербург был столицей России и сейчас считается второй столицей.

-Были ли вы в Санкт-Петербурге?

- А сейчас давайте рассмотрим с вами достопримечательности Петербурга.(слайд)

-Город Санкт- Петербург - это визитная карточка нашей страны и всегда им восхищался А.С. Пушкин.

-А какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

-Ребята послушайте отрывок стихотворения, которое написал А.С. Пушкин.

-Сейчас вы услышали словосочетание «стой непоколебимо, как Россия» что это означает?

-А что подразумевается, под «побеждённой стихией»

Работают с сюжетной картинкой. Отвечают на вопросы

-Рабочие.

-Рубят, пилят.
- Плотники.
-Причал, корабль, мост.
-На них надета старая одежда, из прошлого.

-Это русский царь.

-Санкт-Петербург.

-Сказка о рыбаке и рыбке.

-Это значит, как у нас стоит Россия твердо, стойко.

-Побежденная стихия- это водная.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
Осуществлять синтез как составление целого из частей.(П

Проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, народ, историю.

  1. Рефлексия учебной деятельности

-С каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

-А с какой буквой?
Оценивание работы на занятии

-Оцените работу с помощью смайлика.

-[п], [п‘]


Выполняют




Оценка деятельности (Р)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03d3/001316a2-cc1d10ea/hello_html_6b262c48.png

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03d3/001316a2-cc1d10ea/hello_html_6b262c48.png

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03d3/001316a2-cc1d10ea/hello_html_6b262c48.png

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03d3/001316a2-cc1d10ea/hello_html_6b262c48.png

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03d3/001316a2-cc1d10ea/hello_html_6b262c48.png

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03d3/001316a2-cc1d10ea/hello_html_6b262c48.png

Приложение 1

http://4.bp.blogspot.com/--Cw9nz1b1Wc/UIGJmorcGlI/AAAAAAAAAok/kD6bV5Gouoo/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+1+030.1jpg.jpghttp://4.bp.blogspot.com/--Cw9nz1b1Wc/UIGJmorcGlI/AAAAAAAAAok/kD6bV5Gouoo/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+1+030.1jpg.jpghttp://4.bp.blogspot.com/--Cw9nz1b1Wc/UIGJmorcGlI/AAAAAAAAAok/kD6bV5Gouoo/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+1+030.1jpg.jpghttp://4.bp.blogspot.com/--Cw9nz1b1Wc/UIGJmorcGlI/AAAAAAAAAok/kD6bV5Gouoo/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+1+030.1jpg.jpghttp://4.bp.blogspot.com/--Cw9nz1b1Wc/UIGJmorcGlI/AAAAAAAAAok/kD6bV5Gouoo/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+1+030.1jpg.jpghttp://4.bp.blogspot.com/--Cw9nz1b1Wc/UIGJmorcGlI/AAAAAAAAAok/kD6bV5Gouoo/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+1+030.1jpg.jpghttp://4.bp.blogspot.com/--Cw9nz1b1Wc/UIGJmorcGlI/AAAAAAAAAok/kD6bV5Gouoo/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+1+030.1jpg.jpghttp://4.bp.blogspot.com/--Cw9nz1b1Wc/UIGJmorcGlI/AAAAAAAAAok/kD6bV5Gouoo/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+1+030.1jpg.jpghttp://4.bp.blogspot.com/--Cw9nz1b1Wc/UIGJmorcGlI/AAAAAAAAAok/kD6bV5Gouoo/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+1+030.1jpg.jpghttp://4.bp.blogspot.com/--Cw9nz1b1Wc/UIGJmorcGlI/AAAAAAAAAok/kD6bV5Gouoo/s1600/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+1+030.1jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте

конспект урока в 1 классе по теме "Гласная буква Е,е"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: «Деление слов на слоги»

Предмет: Обучение грамоте 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»Тип урока: урок –изучение нового материалаЦель урока: Познакомить с делением слов на слоги, с ролью звука и буквы в русском языке.Задачи...

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...