Технологическая карту урока по литературному чтению "Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы», (ПНШ, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Исаева Анастасия Станиславовна

Тема урока: Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции работы над отрывком произведения Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы», совершенствование навыков выразительного чтения, умения ставить вопросы по прочитанному тексту и отвечать на них; совершенствование умения анализировать прочитанный текст

Задачи урока:

Дидактические:

1) формировать у обучающихся умение выразительно читать текст, используя интонирование и мимику, пантомимику;

2)  формировать целостного представления о произведении «Детство Темы»;

3)формировать умение работать с текстом (выбирать нужную информацию).

Развивающие:

1) развивать навыков выразительного, правильного и осознанного чтения;

2) развивать художественно–творческие и познавательные способности, эмоциональной отзывчивости при чтении произведения;

3) развивавать интонирование при чтении произведения.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию, самостоятельности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке;

2) способствовать воспитанию любви к животным и ответственности за их жизнь;

3) воспитывать интерес к литературному чтению через приемы театрализации.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, авторы: Н.А. Чуракова (Перспективная начальная школа), презентация, справочная литература.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 22.04.2024

Школа: МАОУ «АЛ №95»

Класс: 3-8

Урок: 1

Время: 8:00 - 8:40     Кабинет: 206

Учитель: Соколова О. Н.

Методист: Кошкарова Л.С.

Руководитель ВКР: Кошкарова Л.С.

Разработчик: Исаева А. С.

Тема урока: Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции работы над отрывком произведения Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы», совершенствование навыков выразительного чтения, умения ставить вопросы по прочитанному тексту и отвечать на них; совершенствование умения анализировать прочитанный текст

Задача урока по практической части ВКР: развивать артикуляционный аппарат и умения читать выразительно после анализа произведения, развитие интонирование, мимики и пантомимики в процессе

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать у обучающихся умение выразительно читать текст, используя интонирование и мимику, пантомимику;

2)  формировать целостного представления о произведении «Детство Темы»;

3)формировать умение работать с текстом (выбирать нужную информацию).

Предметные:

1) учиться использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;

2) учиться читать произведение выразительно, передавая эмоции героя с помощью интонации, мимики и пантомимики.

Развивающие:

1) развивать навыков выразительного, правильного и осознанного чтения;

2) развивать художественно–творческие и познавательные способности, эмоциональной отзывчивости при чтении произведения;

3) развивавать интонирование при чтении произведения.

Личностные:

1) способствовать воспитанию ценностное отношение к литературному чтению;

2) развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию, самостоятельности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке;

2) способствовать воспитанию любви к животным и ответственности за их жизнь;

3) воспитывать интерес к литературному чтению через приемы театрализации.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, авторы: Н.А. Чуракова (Перспективная начальная школа), презентация, справочная литература.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. Деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой

Словесный метод

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

-  Я приветствую вас на уроке литературного чтения. Присаживайтесь!

- Сегодня на уроке литературного чтения нам предстоит интересная работа. За работу на уроке я буду помечать ваши успехи звездочками, 4 звездочки = отметка 5! Желаю вам успеха!

Приветствуют учителя.

Показывают готовность к уроку.

УУКД:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

УУРД:

Владеть способами самомотивации

Презентация

 

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

1.Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава).

- Мы начнем наш урок с речевой разминки.

1) Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как

 при артикуляции звука И.

2) Губы нейтральны, как при произношении звука А

3) Губы округлены, как при О и У.

4) Чередование движений от звука А к И, от А к У.

6) Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно.

- Отлично! Немного размяли наш речевой аппарат.

Теперь перед вами стоит такое задание:

Мед в лесу медведь нашел, -

Мало медумного пчел.

- Как вы думаете, с какой интонацией можно прочитать эту чистоговорку?

Сейчас вам нужно будет прочитать скороговорку в парах с нужными интонациями и отражением эмоций в мимике.

- Замечательно! Ребята, вспомните, какой же раздел мы сейчас изучаем?

- С каким автором мы знакомились на прошлых уроках?

- С какими произведениями мы познакомились? Чему мы научились, работая над прошлыми произведениями «Гусеница-бабочке»?

-Верно, молодцы!

Выполняют артикуляционную гимнастику

- С удивленной интонацией

Чтение чистоговорки в парах.

- Как рождается герой

- Ю. Мориц, Л. Яснов,

М. Яснов

УУПД: Выявлять причинно - следственные связи

УУКД: Выражать свою точку зрения

УУРД: Делать выбор и принимать ответственность за решение

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

2. Подводит обучающихся к теме.

- Посмотрите внимательно на выставку книг. Как вы думаете, по какому признаку они объединены?

- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, о чем может быть это стихотворение? (иллюстрация из учебника)

- Сегодня познакомимся с произведением Николая Гарина-Михайловского, а название его вы узнаете, разгадав анаграмму.

- Все они о детях

Ответы детей

- «Детство Темы»

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядный метод

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

-Сформулируйте тему урока, опираясь на предыдущие задания.

Тема урока звучит так: Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».

-Какую цель мы можем поставить?

Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:

  1. Познакомиться…
  2. Прочитать…
  3. Поработать …

 

- Хорошо, надеюсь, мы достигнем поставленных целей!

Определяют тему и цель урока

-   Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».

- познакомиться с произведением Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы».

1) Познакомиться с творчеством писателя Н. Гарина-Михайловского

2) Прочитать и проанализировать произведение «Детство Темы»

3) Поработать с творческими заданиями

УУПД: Устанавливать существенный признак классификации

УУКД: Формулировать суждения

УУРД: Выявлять и анализировать эмоции

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

П, И

Словесный: беседа

Наглядный метод

Практический: выполнение задания

1. Открытие для учеников новых сведений.

Кто –ни будь знает этого автора?

Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.

Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. Первое издание повести 1892 году (114 лет назад) вызывало единодушное одобрение читателей, писателей, критиков.

 Рассмотрите портрет Н. Гарина – Михайловского.

 Современники считали его выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.

Перед вами текст, прочитав который, вы узнаете много нового и интересного о судьбе Гарина-Михайловского.  Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое.

По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие.

- Откройте учебник на странице 114. Возьмите в руки линейку и внимательно следите! Я начну читать, а вы подхватите и будете читать по цепочке по одному предложению. Старайтесь интонациями и мимикой передать ощущения героя. Так ваше чтение станет более ярким, красивым и интересным!

Чтение учителем

- Как можно разделить на 3 части прочитанный отрывок?

В этом отрывке есть описания, которые можно было бы назвать натюрмортом и пейзажем. Вспомним, что означают эти понятия.

 - Как слова, выделенные цветом, характеризуют отношение Тёмы к Жучке? Опишите поведение Тёмы, опираясь на пропущенные слова.

- Продолжаем чтение.

От «От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось» до «Жучка ответила новым радостным визгом» читать про себя. Обсудите в парах, с какой интонацией нужно читать слова, обращенные к Жучке.

- Сейчас три ученика попробуют прочитать этот отрывок выразительно, передавая все чувства персонажа.

- Читаем дальше по цепочке.

- Что в поведении Тёмы говорит о его любви к собачке? С помощью каких слов и выражений автор передает чувство жалости Тёмы к Жучке?

Чтение учителем

Внимательно слушают ответ одного ребенка. Дополняют по желанию.

Следят за текстом

Читают по цепочке

1) Трагедия с Жучкой

2) Подготовка к спасению Жучки

3) Спуск в колодец

- Натюрморт – изображение на картине неодушевленный предметов. Например, ваза с цветами.

Пейзаж - это описание живой природы в изобразительном искусстве

- Тёма торопится, он боится, что за такое долгое время с Жучкой могло что-то случиться.

Читают по цепочке.

Ответы детей

Дети читают отрывок на отметку

- Отчаянный визг Жучки

УУПД: Устанавливать существенный признак классификации

УУКД: Формулировать суждения

УУРД: Выявлять и анализировать эмоции

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,И

Словесный метод: учебный диалог

Практический: разноуровневые задания

- С какими трудностями столкнулся Тёма?

- Что помогло ему преодолеть эти трудности?

- Как разговор с самим собой помог Тёме преодолеть страх? Какие разные чувства испытывал мальчик во время своего опасного геройства? Можно ли назвать его героем?

Закрепляют знания посредством ответов на вопросы

- Ему не хватало сил для того, чтобы взобраться.

- Стремление помочь Жучке, разделить с друзьями радость спасения собаки.

УУПД:

Устанавливать существенный признак классификации

УУКД:

Формулировать суждения

УУРД:

Выявлять и анализирован эмоции

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

г

Практический: выполнение задания, оценивание

1. Начало самостоятельной работы учащихся.

2. Оказание индивидуальной помощи.

- Итак, а сейчас вы поработаете в парах. На странице 123 найдите отрывок. Какие чувства испытывает Тёма, не имея сил взобраться, и как меняются его интонации по мере успокоения?  

- Кто хочет прочитать этот отрывок выразительно на оценку?

- Теперь в парах вполголоса прочитайте этот отрывок друг другу так, как он должен звучать.

Выполняют самостоятельную работу в группах.

Ответы детей

Читает один ребенок (два, если один не правился, выявляются плюсы и минусы)

Читают в парах

УУПД:

Устанавливать существенный признак классификации

УУКД:

Формулировать суждения

УУРД:

Выявлять и анализировать эмоции

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф,П

Словесный метод: беседа

Наглядный метод

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического обобщения.

-На что обращает внимание читателей автор, что он помогает нам понять?

- Я выбрала из сборника пословицы, вы выбираете из них. (перечень пословиц)

- Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете данное высказывание?

Ответы детей на вопросы учителя.
- ответы детей

Через помощь Жучке, оказанной Тёмой, автор хочет показать, что мы должны заботиться о своих питомцах и помогать им.

Ответы детей

 

УУПД:

Устанавливать существенный признак классификации

УУКД:

Формулировать суждения

УУРД:

Выявлять и анализировать эмоции

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный метод: беседа

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Давайте подводить итоги. Скажите, какая была тема урока?

-Какую цель мы ставили?

- Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

2. Проводит беседу по вопросам.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

- А теперь посчитаем количество звездочек, которые вы получили, и выставим отметки.

- Сегодня на уроке я научился…

- Осталось   непонятным…

- Сегодня на уроке я был (каким?) учеником…

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

- «Детство Тёмы», Н. Гарин-Михайловский

Познакомиться с творчеством Н. Гарина-Михайловского

Анализируют свою деятельность

УУКД:

Выражать свою точку зрения

УУРД:
признавать свое право на ошибку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению С. Михалков "Мой секрет" 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 Тема урока: С. И. Михалков «Мой секрет» Цели деятельности учителя: расширять читательский кругозор детей. Познако¬мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

Технологическая карта урока по литературному чтению С. А. Есенин «Черемуха» ; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемы коллеги, предлагаю ваашему вниманию конспек урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению: "Сохраним историю родного края", 3 класс.

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Сохраним историю родного края". 3 класс. Проектная технология. Создание детского журнала Хакасии. Цели: формирование у детей ответ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...