Технологическая карту урока по литературному чтению "Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы», (ПНШ, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока: Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции работы над отрывком произведения Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы», совершенствование навыков выразительного чтения, умения ставить вопросы по прочитанному тексту и отвечать на них; совершенствование умения анализировать прочитанный текст
Задачи урока:
Дидактические:
1) формировать у обучающихся умение выразительно читать текст, используя интонирование и мимику, пантомимику;
2) формировать целостного представления о произведении «Детство Темы»;
3)формировать умение работать с текстом (выбирать нужную информацию).
Развивающие:
1) развивать навыков выразительного, правильного и осознанного чтения;
2) развивать художественно–творческие и познавательные способности, эмоциональной отзывчивости при чтении произведения;
3) развивавать интонирование при чтении произведения.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию, самостоятельности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке;
2) способствовать воспитанию любви к животным и ответственности за их жизнь;
3) воспитывать интерес к литературному чтению через приемы театрализации.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, авторы: Н.А. Чуракова (Перспективная начальная школа), презентация, справочная литература.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 22.04.2024 Школа: МАОУ «АЛ №95» Класс: 3-8 Урок: 1 Время: 8:00 - 8:40 Кабинет: 206 | Учитель: Соколова О. Н. Методист: Кошкарова Л.С. Руководитель ВКР: Кошкарова Л.С. Разработчик: Исаева А. С. |
Тема урока: Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетенции работы над отрывком произведения Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы», совершенствование навыков выразительного чтения, умения ставить вопросы по прочитанному тексту и отвечать на них; совершенствование умения анализировать прочитанный текст
Задача урока по практической части ВКР: развивать артикуляционный аппарат и умения читать выразительно после анализа произведения, развитие интонирование, мимики и пантомимики в процессе
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать у обучающихся умение выразительно читать текст, используя интонирование и мимику, пантомимику; 2) формировать целостного представления о произведении «Детство Темы»; 3)формировать умение работать с текстом (выбирать нужную информацию). | Предметные: 1) учиться использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей; 2) учиться читать произведение выразительно, передавая эмоции героя с помощью интонации, мимики и пантомимики. |
Развивающие: 1) развивать навыков выразительного, правильного и осознанного чтения; 2) развивать художественно–творческие и познавательные способности, эмоциональной отзывчивости при чтении произведения; 3) развивавать интонирование при чтении произведения. | Личностные: 1) способствовать воспитанию ценностное отношение к литературному чтению; 2) развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию, самостоятельности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке; 2) способствовать воспитанию любви к животным и ответственности за их жизнь; 3) воспитывать интерес к литературному чтению через приемы театрализации. |
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, авторы: Н.А. Чуракова (Перспективная начальная школа), презентация, справочная литература.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. Деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Психологический настрой Словесный метод | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. 3. Налаживание контакта с классом. - Я приветствую вас на уроке литературного чтения. Присаживайтесь! - Сегодня на уроке литературного чтения нам предстоит интересная работа. За работу на уроке я буду помечать ваши успехи звездочками, 4 звездочки = отметка 5! Желаю вам успеха! | Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку. | УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. УУРД: Владеть способами самомотивации | Презентация
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа | 1.Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава). - Мы начнем наш урок с речевой разминки. 1) Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как при артикуляции звука И. 2) Губы нейтральны, как при произношении звука А 3) Губы округлены, как при О и У. 4) Чередование движений от звука А к И, от А к У. 6) Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно. - Отлично! Немного размяли наш речевой аппарат. Теперь перед вами стоит такое задание: Мед в лесу медведь нашел, - Мало меду, много пчел. - Как вы думаете, с какой интонацией можно прочитать эту чистоговорку? Сейчас вам нужно будет прочитать скороговорку в парах с нужными интонациями и отражением эмоций в мимике. - Замечательно! Ребята, вспомните, какой же раздел мы сейчас изучаем? - С каким автором мы знакомились на прошлых уроках? - С какими произведениями мы познакомились? Чему мы научились, работая над прошлыми произведениями «Гусеница-бабочке»? -Верно, молодцы! | Выполняют артикуляционную гимнастику - С удивленной интонацией Чтение чистоговорки в парах. - Как рождается герой - Ю. Мориц, Л. Яснов, М. Яснов | УУПД: Выявлять причинно - следственные связи УУКД: Выражать свою точку зрения УУРД: Делать выбор и принимать ответственность за решение | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа Наглядный метод | 2. Подводит обучающихся к теме. - Посмотрите внимательно на выставку книг. Как вы думаете, по какому признаку они объединены? - Посмотрите на слайд. Как вы думаете, о чем может быть это стихотворение? (иллюстрация из учебника) - Сегодня познакомимся с произведением Николая Гарина-Михайловского, а название его вы узнаете, разгадав анаграмму. | - Все они о детях Ответы детей - «Детство Темы» | ||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа Наглядный метод | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. 2. Подведение к формулировке темы и целей. -Сформулируйте тему урока, опираясь на предыдущие задания. Тема урока звучит так: Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». -Какую цель мы можем поставить? Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке - Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:
- Хорошо, надеюсь, мы достигнем поставленных целей! | Определяют тему и цель урока - Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». - познакомиться с произведением Н. Гарина-Михайловского «Детство Темы». 1) Познакомиться с творчеством писателя Н. Гарина-Михайловского 2) Прочитать и проанализировать произведение «Детство Темы» 3) Поработать с творческими заданиями | УУПД: Устанавливать существенный признак классификации УУКД: Формулировать суждения УУРД: Выявлять и анализировать эмоции | |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | П, И Словесный: беседа Наглядный метод Практический: выполнение задания | 1. Открытие для учеников новых сведений. Кто –ни будь знает этого автора? Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари. Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. Первое издание повести 1892 году (114 лет назад) вызывало единодушное одобрение читателей, писателей, критиков. Рассмотрите портрет Н. Гарина – Михайловского. Современники считали его выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом. Перед вами текст, прочитав который, вы узнаете много нового и интересного о судьбе Гарина-Михайловского. Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие. - Откройте учебник на странице 114. Возьмите в руки линейку и внимательно следите! Я начну читать, а вы подхватите и будете читать по цепочке по одному предложению. Старайтесь интонациями и мимикой передать ощущения героя. Так ваше чтение станет более ярким, красивым и интересным! Чтение учителем - Как можно разделить на 3 части прочитанный отрывок? В этом отрывке есть описания, которые можно было бы назвать натюрмортом и пейзажем. Вспомним, что означают эти понятия. - Как слова, выделенные цветом, характеризуют отношение Тёмы к Жучке? Опишите поведение Тёмы, опираясь на пропущенные слова. - Продолжаем чтение. От «От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось» до «Жучка ответила новым радостным визгом» читать про себя. Обсудите в парах, с какой интонацией нужно читать слова, обращенные к Жучке. - Сейчас три ученика попробуют прочитать этот отрывок выразительно, передавая все чувства персонажа. - Читаем дальше по цепочке. - Что в поведении Тёмы говорит о его любви к собачке? С помощью каких слов и выражений автор передает чувство жалости Тёмы к Жучке? Чтение учителем | Внимательно слушают ответ одного ребенка. Дополняют по желанию. Следят за текстом Читают по цепочке 1) Трагедия с Жучкой 2) Подготовка к спасению Жучки 3) Спуск в колодец - Натюрморт – изображение на картине неодушевленный предметов. Например, ваза с цветами. Пейзаж - это описание живой природы в изобразительном искусстве - Тёма торопится, он боится, что за такое долгое время с Жучкой могло что-то случиться. Читают по цепочке. Ответы детей Дети читают отрывок на отметку - Отчаянный визг Жучки | УУПД: Устанавливать существенный признак классификации УУКД: Формулировать суждения УУРД: Выявлять и анализировать эмоции | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф,И Словесный метод: учебный диалог Практический: разноуровневые задания | - С какими трудностями столкнулся Тёма? - Что помогло ему преодолеть эти трудности? - Как разговор с самим собой помог Тёме преодолеть страх? Какие разные чувства испытывал мальчик во время своего опасного геройства? Можно ли назвать его героем? | Закрепляют знания посредством ответов на вопросы - Ему не хватало сил для того, чтобы взобраться. - Стремление помочь Жучке, разделить с друзьями радость спасения собаки. | УУПД: Устанавливать существенный признак классификации УУКД: Формулировать суждения УУРД: Выявлять и анализирован эмоции | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | г Практический: выполнение задания, оценивание | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи. - Итак, а сейчас вы поработаете в парах. На странице 123 найдите отрывок. Какие чувства испытывает Тёма, не имея сил взобраться, и как меняются его интонации по мере успокоения? - Кто хочет прочитать этот отрывок выразительно на оценку? - Теперь в парах вполголоса прочитайте этот отрывок друг другу так, как он должен звучать. | Выполняют самостоятельную работу в группах. Ответы детей Читает один ребенок (два, если один не правился, выявляются плюсы и минусы) Читают в парах | УУПД: Устанавливать существенный признак классификации УУКД: Формулировать суждения УУРД: Выявлять и анализировать эмоции | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф,П Словесный метод: беседа Наглядный метод | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического обобщения. -На что обращает внимание читателей автор, что он помогает нам понять? - Я выбрала из сборника пословицы, вы выбираете из них. (перечень пословиц) - Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете данное высказывание? | Ответы детей на вопросы учителя. Через помощь Жучке, оказанной Тёмой, автор хочет показать, что мы должны заботиться о своих питомцах и помогать им. Ответы детей
| УУПД: Устанавливать существенный признак классификации УУКД: Формулировать суждения УУРД: Выявлять и анализировать эмоции | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный метод: беседа | 1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями. -Давайте подводить итоги. Скажите, какая была тема урока? -Какую цель мы ставили? - Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? 2. Проводит беседу по вопросам. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. 3. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. - А теперь посчитаем количество звездочек, которые вы получили, и выставим отметки. - Сегодня на уроке я научился… - Осталось непонятным… - Сегодня на уроке я был (каким?) учеником… - Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч! | - «Детство Тёмы», Н. Гарин-Михайловский Познакомиться с творчеством Н. Гарина-Михайловского Анализируют свою деятельность | УУКД: Выражать свою точку зрения УУРД: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению С. Михалков "Мой секрет" 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 Тема урока: С. И. Михалков «Мой секрет» Цели деятельности учителя: расширять читательский кругозор детей. Познако¬мить учащихся со стихотворением С.В. Михалкова «...
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...
Технологическая карта урока по литературному чтению С. А. Есенин «Черемуха» ; 3 класс; УМК "Школа России"
Уважаемы коллеги, предлагаю ваашему вниманию конспек урока по литературному чтению....
Технологическая карта урока по литературному чтению: "Сохраним историю родного края", 3 класс.
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Сохраним историю родного края". 3 класс. Проектная технология. Создание детского журнала Хакасии. Цели: формирование у детей ответ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК: «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель: осветить некоторые м...
Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».
Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...