технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Как учить детей вести диалог с автором?
К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – всё зависит от особенностей текста.
Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке… (В скрытой форме автор задаёт вопрос: а что
там может быть?)
И вот в первой же трубочке я нашёл орех, так плохо прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора).
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свёрнутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, всё произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. На наш взгляд, это возможно сделать уже в конце 1- го класса. Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) | 53.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Телекоммуникационный практико-ориентированный проект для педагогов
Реализация междисциплинарной программы
«Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
в условиях введения ФГОС
Методическая разработка урока литературного чтения
во втором классе по теме:
"Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".
Выполнила:
Аминова Гульсина Фазылгалиевна,
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №7» Менделеевского района г.Менделеевска РТ
2015-2016 учебный год
Описание методической разработки
- Технологическая карта урока
- Урок во 2а классе по ОС «Школа 2100»
- «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, Москва БАЛАСС, Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, Москва БАЛАСС 2011г
- Уровень обученности школьников: обычный класс средней школы
- Классно-урочная форма работы
- Полное описание разработки, включая:
1. Ф.И.О. учителя: Аминова Гульсина Фазылгалиевна.
2. Класс: 2. Дата: 29.10.2015г. Предмет Литературное чтение. № урока по расписанию: 2.
3. Тип урока: знакомство с новым произведением.
4.Тема урока: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".
5. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.
Задачи:
1. Совершенствовать предметные умения:
Аудирование (слушание)
- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;
- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;
- определять жанр произведения;
Чтение
- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;
- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.
- объяснять выбор автором заглавия;
- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;
- формулировать главную мысль;
- находить в тексте материал для характеристики героя.
Культура речевого общения
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
Культура письменной речи
- создавать письменный текст (рассуждение).
2. Формировать УУД:
- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
- оценивать поступки героев и выказывать свое отношение к ним с точки зрения общепринятых норм и ценностей. (Личностные УУД).
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение. 1-й класс» 2-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.\
6. Цель урока : Формирование ценностного отношения к семье, чувства уважения и благодарности к близким через изучение народных сказок в совместной учебно-познавательной деятельности под руководством учителя.
7. Ресурсы: «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева Москва БАЛАСС, толковые словари, компьютер (Интернет), раздаточный материал, сигнальные карточки.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Содержание учебного материала | УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки. | АМО | Р, К | Приветствует обучающихся. - С чем вы пришли на урок? - Что еще понадобиться для успешного усвоения материала? - У кого сейчас хорошее настроение - Покажите сигнальную карточку. | Приветствуют учителя. - Учебник, тетрадь, пенал, дневник, цв. карандаши. - Внимание, дисциплина и хорошее настроение. (дети показывают сигнальную карточку нужного цвета) | |
Актуализация знаний. Постановка проблемы. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Постановка проблемы | Р, П, Л | Прочитайте слова. Как понимаете эти слова? Почему у разных народов есть сказки о мудрости? Что можно узнать о жизни народа из сказки? Прочтите тему урока Сопоставив тему и пословицу, попробуйте определить цель урока На сколько вы поняли тему и цель урока, поднимите сигнальную карточку. Как нам решить эту проблему? На сколько вы поняли план урока, поднимите сигнальную карточку. | «Сказка мудростью богата» Учит мудрости, смекалке. Все народы уважают мудрых и умных людей. Как они жили, что ели, что носили. Как мудрость в жизни помогает Доказать, что народ ценит умных и мудрых людей. (дети показывают сигнальную карточку нужного цвета) 1. Прочитать сказку 2. Найти объяснения непонятных слов 3. Задать вопросы и ответить на них 4. Сравнить свои предположения с итогом сказки. (дети показывают сигнальную карточку нужного цвета) | |
Чтение сказки Цель: формирование правильного и выразительного чтения, умения составлять и отвечать на вопросы
| Работа с текстом до чтения | Беседа Работа с иллюстрацией Словарная работа | К П Р | На с 5 прочитайте название сказки. Кто автор сказки? Можно определить героев сказки? Как? Расскажите об особенностях. Что подсказывает нам, что мы будем читать о мудром человеке? Кто из героев мудрый? Почему? В сказке встретятся слова: падишах, визирь, джигит. Что они обозначают? В какой сказке вы уже встречали эти слова? Понятно, о ком мы будем читать? Оцените свои знания. | «Мудрый старик» Татарский народ Можно по иллюстрации. Другие традиции: одежда, природа, диванные подушки, позы героев. Книги. Старик, он много знает. (дети показывают сигнальную карточку нужного цвета) Объяснение слов. В дагестанской сказке «Богатырь Назнай» (дети показывают сигнальную карточку нужного цвета) |
Чтение с остановками | Жужжащее чтение Чтение вслух Чтение по ролям Слушание Постановка вопросов Ответы на вопросы | П К Л | 1 часть. -Прочтите 1 абзац. -Как можно назвать эту часть сказки? - Почему автор называет падишаха жестоким? -Прочтите, что он говорил о старших. Прочтите 2 абзац. -Почему же юноша прятал своего отца? Что еще говорит о том, что он его любит и уважает? Прочитаем диалог отца и сына по ролям. (повторение критериев оценивания чтения) -Где же был драгоценный камень? А вы бы смогли догадаться об этом сами? Почему? Учитель дочитывает 1 главу. -Почему на вопрос падишаха: «Кто тебе рассказал об этом»,- юноша не сказал правду? Почему же только старик мог разгадать местонахождение камня? Как вы думаете, на этом испытания для юноши закончились? Оцените свою работу по 1 части произведения. 2 часть Почему визири решили сжить юношу со свету? - Сколько загадок разгадал юноша? -Почему юноша смог разгадать эти загадки? -Почему падишах не поверил, что юноша сам догадался? Чем закончилась сказка? Оцените свою работу по 2 части произведения. | Жужжащее чтение. Зачин. Чтение детей 2 абзаца. Он любил своего отца. Он беседует с ним и рассказывает ему все. Чтение по ролям. На дереве. Нет. Мало жизненного опыта. Слушают. Боялся за отца. Был мудрым. Нет, есть продолжение сказки. (дети показывают сигнальную карточку нужного цвета) Чтение 2 части по цепочке. Самооценка и взаимооценка. Зависть. 3 Помог отец. Он молод, а загадки сложные, нужен жизненный опыт. Падишах отменил свой жестокий приказ. (дети показывают сигнальную карточку нужного цвета) | |
Работа с текстом после чтения | Отвечают на вопросы | К П | - Сколько загадок юноше надо было отгадать? Какие? - Как юноша смог их разгадать? - Почему падишах не поверил, что юноша сам догадался? - Кто является положительным персонажем, отрицательным, нейтральными героями? | 3: про камень, про коней, про бревна Отец помог. Он был не настолько опытным. Старик и юноша Падишах и визири | |
Проверка понимания текста Цель: формирование умений работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, находить ответы на поставленные вопросы, оценивать свою работу и работу товарищей. | Работа в группах Высказывание мнений Аргументация мнений | Р К П | Работать дальше будем по группам. (Приложение 1) Какие правила работы в группе вы должны соблюдать? С чего начнете? Контроль за работой в группах В каждой группе выбирается выступающий и представляет результаты работы. Вы справились с заданиями? Оцените свою работу на данном этапе. | 1 группа Сказка мудростью богата. Какой мудростью богата эта сказка? Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый? Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней? 2 группа Главные герои сказки. Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. опытный добрый спокойный терпеливый заботливый Падишах любящий Старик жестокий Юноша мудрый Злой молодой глупый находчивый веселый 3 группа Работа с текстом. Найдите в тексте и прочитайте: В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки? В чем убеждает вас сказка? Что для себя вы взяли из этой сказки? 4 группа Работа над жанром Согласны ли вы с тем, что произведение – сказка? Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки). (составление кластера)
(дети показывают сигнальную карточку нужного цвета) | |
Рефлексия. Цель: обобщить знания, полученные на уроке и подвести итог, оценить свою работу по теме. | Ответы на вопросы Обобщение Анализ Самооценка | Р К | -Мы достигли поставленной цели? Что для этого вы делали? -Что понравилось? Что было трудно? -Оцените свою работу на всем уроке. (оценочный лист Приложение 2) | (дети показывают сигнальную карточку нужного цвета) | |
д\з | Р | Подготовиться к чтению по ролям, по желанию проиллюстрировать любой отрывок из сказки. | Записывают в дневник |
Приложение 1
1 группа
Сказка мудростью богата.
Какой мудростью богата эта сказка?
Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?
Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?
2 группа
Главные герои сказки.
Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев.
опытный
добрый
спокойный
терпеливый
заботливый
Падишах любящий
Старик жестокий
Юноша мудрый
Злой
молодой
глупый
находчивый
веселый
3 группа
Работа с текстом.
Найдите в тексте и прочитайте:
В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?
В чем убеждает вас сказка?
Что для себя вы взяли из этой сказки?
4 группа
Работа над жанром
Согласны ли вы с тем, что произведение – сказка?
Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).
Приложение 2
Оценочный лист ученика 2а класса __________________
Литературное чтение «Мудрый старик» (татарская сказка)
+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю
№п\п | Критерии | Сам | Учитель |
1 | Знаю тему урока | ||
2 | Знаю цель урока | ||
3 | Знаю план достижения цели | ||
4 | Могу работать по плану | ||
5 | Могу хорошо читать текст | ||
6 | Умею отвечать на вопросы по тексту | ||
7 | Сам могу составить вопрос к тексту | ||
8 | Умею работать в группе | ||
9 | Могу доказать свои высказывания | ||
10 | Могу оценить свою работу на уроке | ||
11 | Могу оценить работу своих товарищей | ||
12 | Могу сказать что урок прошел с пользой |
Мудрый старик.
( татарская сказка)
Eщё в давние времена жил один падишах. Был он жестокий, особенно не любил стариков и приказывал убивать всех, кому исполнилось семьдесят лет. «Всё равно от них нет никакой пользы», - говорил при этом безжалостный падишах.
В столице падишаха жил в это время один юноша. У него был семидесятилетний отец. Юноша очень любил отца и спасал его от казни. Он следил, чтобы старик никому на глаза не попадался. Каждый вечер юноша приходил к отцу и рассказывал обо всём, что видел и слышал за день.
Вот однажды пришёл юноша к отцу, и отец спросил его:
- Что нового на свете, сынок?
- Сегодня днём, — начал свой рассказ юноша, - падишах со своими визирями пришёл на берег реки. Увидел он
на дне реки сверкающий драгоценный камень и приказал достать его.. Пловцы нырнули в воду, но не нашли там никакого камня, а когда вынырнули - увидели, что драгоценный камень по-прежнему сверкает на дне реки. Ни падишах, ни его визири не могут узнать, где же находится камень.
- Скажи, сынок, нет ли на берегу дерева? - спросил старик.
- Есть. Ветви его свисают над водой в том месте, где падишах увидел драгоценный .камень, - сказал юноша.
- А нет ли на том дереве гнезда?-снова спросил старик.
- Есть.
- Ну, так слушай, что я тебе скажу. Драгоценный камень лежит не на дне реки, а в птичьем гнезде. В воде же блестит только его отражение, - уверенно сказал старик.
Наутро собрались падишах с визирями на берегу реки,смотрят - камень по-прежнему сверкает на дне. Нырнули -нет ничего! Стоят визири, ничего понять не могут. Тут подошёл к падишаху юноша, поклонился и говорит:
- Позволь, великий падишах, слово молвить: не ищите камень в воде. Видите дерево? На том дереве есть гнездо, а в гнезде лежит камень. Там его и ищите.
Падишах только бровью повёл : - кинулись к дереву визири и через минуту принесли ему драгоценный камень величиной с гусиное яйцо. Удивился падишах. осказках.ру - oskazkax.ru
- Считаетесь вы людьми учёными, а оказались глупее этого юноши! - упрекнул он своих визирей. А у юноши он спросил:
- Кто тебе рассказал об этом?
- Я сам догадался, - ответил юноша.
Визири затаили против юноши злобу. И то сказать - опозорил он их перед падишахом! И решили визири сжить юношу со свету. Пришли они к падишаху и сказали:
- Джигит-то хвастается - говорит: «Я всё на свете могу отгадать». Позволь, падишах, показать ему двух жеребцов, одинаковых по виду, и пусть он, не подходя близко к ним, отгадает, который жеребец молодой, который - старый.
- Хорошо, - согласился падишах.
Призвал он юношу и говорит:
- Приди сюда завтра, мы тебе покажем двух жеребцов, а ты должен будешь отгадать, который из них молодой, который - старый.
Поклонился юноша и, печальный, вернулся домой. Дома он опять пришёл к отцу и молча сел около него.
- О чём думаешь, сын мой? - спрашивает старик.
- Ты, отец, правду сказал о драгоценном камне: его нашли в птичьем гнезде! Теперь падишах задал мне другую задачу. - И юноша рассказал отцу, какую задачу придётся ему завтра разгадывать.
- Не горюй, сынок! Эта загадка очень простая, - успокоил его отец. - Ты пойдёшь завтра к падишаху и, когда выведут жеребцов, внимательно посмотри на их повадки: молодой жеребец шагу спокойно не сделает - издали начнёт приплясывать, а старый только головой поведёт и молодому дорогу уступит.
На другое утро пришёл юноша на падишахский двор. Через некоторое время и падишах со своими визирями туда же вышел. Махнул падишах рукой - вывели двух одинаковых жеребцов. Один жеребец идёт, всё приплясывает, а другой идёт и только головой мотает.
- Вот этот жеребец молодой, а тот старый, - уверенно сказал юноша.
Не успел юноша отгадать эту загадку, как визири приготовили ему новую. Они велели обтесать два одинаковых бревна, и юноша должен был отгадать, какое бревно отпилено от верхней половины дерева, какое - от нижней.
Печальный вернулся юноша домой. Пришёл к отцу и рассказал про новую загадку.
- Не горюй, сынок, - успокоил его отец, - разгадать эту загадку нетрудно. Ты вели опустить оба бревна в воду и посмотри: бревно от верхней половины дерева всплывёт всё целиком, а бревно, отпиленное от нижней половины, одним концом опустится в воду.
Наступило утро. Пришёл юноша в назначенное место, а там лежат два одинаковых бревна. Падишах сказал юноше:
- Вот тебе два бревна. Ты к ним не прикасайся, но отгадай, какое отпилено от верхней половины дерева, какое -от нижней.
- Опустите оба бревна в воду, - сказал юноша.
Опустили брёвна в воду, и сразу одно всплыло наверх, а другое наполовину погрузилось в воду.
- Вот это - верхняя часть дерева, это - нижняя, уверенно сказал юноша.
Удивился падишах и спрашивает: Кто тебя научил этому?
- Я сам догадался, - отвечает юноша.
- Нет, ты ещё слишком молод и неопытен и не можешь всё знать, - сказал падишах. Говори правду: кто тебя научил? Если не скажешь, прикажу тебя казнить!
«Что будет, то и будет - скажу правду», подумал юноша и признался:
- Меня научил отец, которому исполнилось семьдесят лет. Я прячу его, чтобы уберечь от смерти.
- Видно, и старики бывают полезны. Без них тоже не обойдёшься!- сказал падишах и отменил свой жестокий приказ.
Я понял, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
«Сказка мудростью богата»
Как мудрость в жизни помогает
1 группа
Сказка мудростью богата.
Какой мудростью богата эта сказка?
Как вы думаете, какой человек сочинил эту сказку: молодой или старый?
Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?
2 группа
Главные герои сказки.
Из перечисленных качеств выбери подходящие для героев.
опытный
добрый
спокойный
терпеливый
заботливый
Падишах любящий
Старик жестокий
Юноша мудрый
Злой
молодой
глупый
находчивый
веселый
3 группа
Работа с текстом.
Найдите в тексте и прочитайте:
В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?
В чем убеждает вас сказка?
Что для себя вы взяли из этой сказки?
4 группа
Работа над жанром
Согласны ли вы с тем, что произведение – сказка?
Докажите свое мнение (какая сказка, приметы сказки).
(составление кластера)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".
Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...
«Как мудрость в жизни помогает».
совершенствование навыка чтения, обучение приемам понимания текста, совершенствование умения вести диалог; воспитание уважительного отношения к старшим....
Литературное чтение. 2 класс. Школа2100 Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема урока: Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).
Литературное чтение. 2 класс. Школа2100Тема раздела: «Сказка мудростью богата»....
"Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".
Предмет: литературное чтение. Тема урока: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)"....
Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"
1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...
технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»
Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»
Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...