Технологическая карта урока по литературному чтению С. А. Есенин «Черемуха» ; 3 класс; УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кочетова Анастасия Александровна

Уважаемы коллеги, предлагаю ваашему вниманию конспек урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл С. А. Есенин «Черемуха»32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3  

Тема урока: С. А. Есенин «Черемуха»

Цели деятельности учителя :  познакомить с творчеством С. А. Есенина; развивать воображение с помощью словесного рисования, связную речь при составлении синквейна, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

  • предметные:
  1. прогнозировать содержание произведения;
  2. читать и воспринимать на слух произведения;
  3. выбирать виды деятельности на уроке;
  4. сочинять собственный текст на основе художественного текста.  
  • личностные:
  1. проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов XX века;
  2. читать, передавая своё и авторское отношение к изображаемому.

Тип урока: открытие  новых знаний.

Оборудование: портрет С.Есенина;  мультимедийная презентации; Литературное чтение . 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 / [Л.Ф Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.] .- М.: Просвещение, 2012.-223с.:ил.-(Школа России).

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность

 ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

Словесный: слово учителя

Ребята! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте начинать урок?

 Начнём мы наш урок, как только вы сядете ровно, спинки выпрямите, глазками друг другу улыбнётесь, ведь мы все друзья!

Приветствовать учителя

Настраиваться на урок

К: настрой на урок

Мотивация к учебной деятельности

Практич.: артикуляционные упражнения

 Речевая разминка

Прочитайте пословицу про себя: «Никакое искусство не достигнет природы».

Как вы понимаете?

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной.

Прочитайте с весёлой.

Прочитайте выразительно.

 

Читать, правильно артикулируя

Объяснять  смысл пословицы.  

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Словесный: ответы на вопросы; фронтальный опрос.

Наглядный: рассматривание портрета

Словесный:слово учителя об авторе

Наглядный: рассматривание изображений на слайде.

Постановка темы и целей урока:

-Посмотрите на экран и прочитаем строки из стихотворений, вы, наверняка, их знаете и сможете продолжить.

Белая берёза

Под моим окном

………….

Еду. Тихо. Слышны звоны.

Под копытом на снегу.

…………

  Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. Назовите автора. (Есенин)

Ребята, какое время года приближается? (Весна) Когда наступает весна? Каковы её признаки в неживой природе? (Таяние снега, появление проталин, повышение температуры воздуха)

А какие душистые весенние деревья вам известны? ( Яблоня, сирень, черёмуха).

Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока, с каким произведением мы познакомимся?

 (со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»)

Какие цели мы поставим?

  • вспомнить биографию С.Есенина;
  • будем учиться понимать и чувствовать окружающую природу;
  • познакомимся со стихотворением «Черёмуха».

Сегодня на уроке мы еще раз обратимся  к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого  знакомились во 2 классе.

 Что вы помните о великом русском поэте С.А. Есенине?

Какие его стихи читали?

Обратите ваше внимание на портрет Сергея Есенина. Что можно сказать об этом человеке, глядя на портрет? (Добрый, спокойный, задумчивый, дружелюбный). Докажите свою точку зрения.  

Какой взгляд у Сергея Есенина?  (умный, серьёзный).

Как вы думаете, когда он жил, сейчас или раньше? (Раньше)

На основании чего вы пришли к такому выводу?  Ребята, сейчас я вам немного расскажу о жизни этого замечательного человека, а вы в это время меня внимательно послушаете и рассмотрите фотографии на слайде, которые будут появляться по ходу моего рассказа.

Сергей Александрович Есенин(1895-1925гг)

Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константиново. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда(отца матери будущего поэта). Вот как Есенин вспоминает детские годы : «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили  в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать.

Один дядя (дядя  Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду.. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном, и ходил всегда в царапинах».

В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано – в девять лет.

Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву нашёл место корректора (корректор – специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику(исправляющий орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки)) в типографии и слушал лекции в народном университете. В этом университет принимал всех желавших получить среднее или высшее образование (чтобы поступить в императорский университет, обязательно требовался гимназический аттестат, а Есенин окончил только сельскую школу – правда, с похвальной грамотой).

Первая книга стихов Сергея Есенина-«Радуница»

(Радуница - весенний праздник поминовения умерших у восточных славян, приходившийся в разных местностях на воскресенье, понедельник или вторник (Фоминой) Радуницкой недели) вышла в 1916 году и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота прозрачность стиха.

Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь.

А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.  

ФИЗМИНУТКА

Заканчивать строки стихотворений

Предполагать тему урока.

Определять цели и пути их достижения

Рассматривать портрет, предполагать черты характера автора по его внешности.

Слушать учителя.

Рассматривать и анализировать на соответствие услышанного с увиденным

Выполнять двигательные упражнения

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: строят речевое высказывание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы;

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Решение частных задач

Практ.: Выразительное Чтение стихотворения учителем.                        

Практический: слушание и чтение Т

 

Практический: индивидуальное чтение;

словесное рисование

Практический: работа со словарем

Практический: работа в парах

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выборочное чтение

Словесный: анализ произведения

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Практический: анализ выраз. чтения  

Практический: составление синквейна

Изучение нового материала.

Первичное знакомство с текстом.

Я прочитаю стихотворение С.А Есенина «Черёмуха», а вы его внимательно послушаете.  Сели ровненько, спинки выпряли, из рук всё убрали и приготовились слушать.

Понравилось вам это стихотворение?

К какому жанру его можно отнести? ( лирическое стихотворение)

Какие чувства охватили поэта, когда он писал эти строки?

Ребята, мы увидели, что  лирические стихи отражают душевное состояние поэта и его настроение.

Повторное чтение учащимися.

 Прочитайте  это стихотворение про себя  и представьте картину, описанную  автором  в стихотворении.

Какой вам представилась черемуха?

Какие картины возникли в вашем воображении после чтения?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Какие слова вызвали у вас затруднения? Давайте обратимся за помощью к толковому словарю.

Медвяная - ароматная, с запахом мёда.

Пряная - острая, ароматная по запаху и вкусу.

Вкрадчиво - стараясь вызвать доверие, расположить к  себе .                             

Проталинка - место, где частично растаял снег.

Поставьте в этих словах ударение и прочитайте их про себя.

Прочитаем вслух с выделением ударного слога.

Повторное чтение и углубленный анализ.

 Подготовка к выразительному чтению.

Прочитайте стихотворение ещё раз неторопливо.

Работа  в  парах:

Обсудите  в  парах  вопрос,  с  какой целью автор написал стихотворение «Черёмуха». ( Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха; чтобы передать свою радость; чтобы привлечь читателя к красоте природы)

Ещё раз обратимся  к  содержанию стихотворения,  чтобы  понять  настроение  автора   и   ощутить чувства,  возникшие в наших  сердцах.  При помощи, каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты?

Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (ЭПИТЕТЫ)

 Для чего нужны эпитеты?

Выборочное чтение:

Какие слова использует автор для описания черёмухи?

 С чем сравнивает автор ветки дерева?

Найдите эти строки и зачитайте их.

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Автор нам представляет черемуху в образе красивой девушки (которая весной принарядилась)

Для  чего  автор  использовал в  стихотворении  столько эпитетов  и  красивых  сравнений?

Продолжим  работу  в  парах:    у  вас  на  столе  в  конвертах  цветные  бумажные  полоски

Мысленно разделим наше стихотворение на четверостишия. 

Прочитайте его выразительно и  закройте его тем  цветом,  которое соответствует вашему  настроению, чувству.

Какие   цвета   у  вас  получились?

Почему в основном вы использовали яркие, сочные и светлые тона?

Ребята, это  ещё  раз  подтверждает,  что  лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Эту  особенность  лирических  стихотворений  обязательно  запомните.

Мы с вами подробно разобрали стихотворение «Черёмуха». 

Какое  время  года  описал  С.Есенин  в этом  стихотворении?

А  упоминается ли в нём о погоде, которая  стояла  в  дни  цветения Черёмухи?  

Вы правы,  но согласитесь, мы  легко  о  ней можем догадаться, попробуйте!

Зачитайте слова, которые помогают об  этом  догадаться?

Выразительное  чтение

- Постарайтесь прочитать  стихотворение  так, чтобы передать настроение автора и одновременно свои чувства.

Читают выразительно несколько учащихся.

Кто выразительно прочитает вслух?

Проанализируй чтение N по плану.

План анализа выразительного чтения.

  1. Верно ли передано настроение?
  2. Правильно ли расставлены логические ударения?
  3. Выдержан ли темп?
  4. Правильно ли использована сила голоса?

Ребята, давайте в качестве обобщения составим синквейн о черёмухе. Кто может напомнить что такое синквейн?!(Синквейн – стихотворение из пяти строк). По какому правилу строится синквейн?(1 строка - имя существительное; 2 строка – 2 имени прилагательных; 3 строка – 3глагола; 4 строка- предложение из 4 –х слов расширяющих тему; 5 строка- синоним  1 строке.) Давайте зачитаем, что же у вас получилось.

Черёмуха.

Красивая, душистая.

Расцвела, стоит, благоухает.

Украшение весенней природы.

Дерево.

Слушать чтение учителем.

Вступать в учебный диалог;

отвечать на вопросы

Читать про себя.

Представлять картину в воображении

Работать со словарем.

Участвовать в парной работе; договариваться друг с другом.

Искать слова соответствуя заданию учителя.

Читать выборочно

Анализировать прочитанное

Вступать в учебный диалог

Читать выразительно

Проводить анализ чтения.

Составлять синквейн

П: осмысленно читают текст

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П: осмысленно читают текст

П.: осознанное построение речевого высказывания;

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают текст

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П:осуществляют синтез

П: строят речевое высказывание

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Итог урока. Рефлексия.

Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

Что нового узнали?

Ребята,  я предлагаю вам провести самооценку работы на уроке.

Встаньте те, кто считает, что работал сегодня отлично и заслужил отметку «5».

 Встаньте те, кто заслужил «4»?

 Поднимите руку те, кто считает свою работ удовлетворительной и вы готовы поставить себе «3»?

Подводить итоги урока.

Записывать д/з

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению Н.Носов "Затейники" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению Н.Носов "Затейники" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Сергей Александрович Есенин "Бабушкины сказки"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема: «Сергей Александрович Есенин «Бабушкины сказки»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности посредством изучения ...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто "Верёвочка"" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения А. Л. Барто «Веревочка"Задачи урока:Дидактические:1. Продо...

Технологическая карта урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора С.Д. Дрожжина, содержанием стихотворени...

Технологическая карта урока по литературному чтению "К. Булычев "Путешествие Алисы"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающих...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...