Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор на примере жизни и творчества П.П. Бажова; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой и рассказом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработала:  учитель  начальных классов ГБОУ  СОШ 152 г. Санкт-Петербурга Шульгина Татьяна Владимировна

Класс: 4

Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»)

Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Тип урока: освоение нового материала

Цель урока: расширить читательский кругозор на примере жизни и творчества П.П. Бажова; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой и рассказом.

Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие, необыкновенность, красоту его сказов; создать условия для формирования нравственных позиций на основе чтения высокохудожественных текстов; способствовать развитию умений работать с прозаическим текстом (определять основные сюжетные линии, главную мысль произведения, характеризовать героя); отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся: с понятием «сказ», с биографией и творчеством П. П. Бажова, с содержанием произведения «Серебряное копытце»;

научатся: воспринимать на слух художественное произведение, понимать содержание литературного произведения, выделять в нем основную мысль; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Метапредметные:

Познавательные: работать с текстом: осмысливать структурные особенности рассказа, характеризовать героев, понимать главную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в книге; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределять обязанности, составлять план совместных действий, уметь договариваться о совместных действиях)

Личностные: осмысливать базовые ценности: благородство, забота, понимание, сочувствие; проявление интереса к чтению и изучению творчества Бажова.

Образовательные технология (формы работы)

Фронтальная, групповая, самостоятельная работа; элементы ИКТ-технологии.

Образовательные ресурсы

Учебник «Литературное чтение 4 класс. Часть 1», выставка книг по теме урока, портрет П.П. Бажова.

Средства ИКТ

Проектор, компьютер, экран, презентация к уроку.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

I. Организационное начало урока.

Мотивация к деятельности

Здравствуйте ребята! Я рада всех вас приветствовать на уроке.

Проверьте свою готовность к уроку.  

-Начинаем наш урок с речевой разминки.

Речевая разминка.

Сказка по свету идёт –

Всех нас за руку ведёт.

Сказка – умница и прелесть,

С нами рядышком живёт…

- Прочитайте громко, (медленно, скороговоркой. весело, грустно).

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Читают с разными интонациями, в разном ритме.

II. Целеполагание

- Как речевая разминка связана с темой изучаемого нами раздела в учебнике?

- Как называется наш раздел?

 – Какие сказки называют литературными?

-Книги какого автора вы принесли сегодня на урок?

-Какое произведение Бажова мы будем читать на уроке?

- И, значит, тема нашего урока…(познакомится с произведением П.П. Бажова «Серебряное копытце»).

-Какие  еще произведения Бажова вы знаете?

-А к какому жанру относятся произведения Бажова?

-А чем сказы отличаются от сказки?

-И, значит, перед нами стоит задача: …(выяснить особенности литературного жанра «сказ»)

-Мы с вами неоднократно убеждались, что познакомившись с биографией автора, начинаешь лучше понимать его произведение. Следовательно, еще одной задачей нашего урока будет…(познакомиться с биографией Бажова)

Учащиеся отвечают на вопросы, определяют цель урока (познакомиться со сказом Бажова «Серебряное копытце», определяют задачи урока (выяснить особенности литературного жанра «сказ» познакомиться с биографией Бажова ).

III. Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания.

-У вас было домашнее задание найти информацию о жизни и творчестве П.П. Бажова. Что интересного вы узнали?

- Давайте соберем воедино всю информацию.

2.Просмотр презентации

3.Вопросы на восприятие информации

-Где жил Бажов?

-Зачем в течении всей жизни Павел Петрович собирал и записывал рассказы, сказания, побывальщины уральских рабочих?

-О чем хотел рассказать своим читателям автор сказов?

- Действительно, Бажов очень хотел, чтобы его читатели узнали и полюбили его родной Урал, с его красотой и богатством. А главным богатством Урала писатель считал людей, которые добывают подземные богатства, умеют видеть красоту и ценят доброту, дружбу, любовь выше всякого богатства.

- Известно людям с давних пор,

Так нужно ль сомневаться?

Что в глубине Уральских гор Сокровища таятся.

Но самоцветных всех камней,

Как радуга горящих,

Сказанья древние ценней

О людях настоящих.

Ученики рассказывают о том, что они узнали о жизни автора.

 Смотрят презентацию.

 

Отвечают на вопросы.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Дети выполняют: прыжки на двух ногах, затем на правой, на левой ноге, затем кружатся.

IV.

Работа по теме урока

-  Давайте начнем читать сказ Бажова «Серебряное копытце», а группа «экспертов» сегодняшнего урока будет помогать нам, поясняя незнакомые слова.

1.Первичное восприятие первой половины текста.  (Учитель и хорошо читающие учащиеся читают часть сказа до слов: «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться». (стр186)

2.Первичная проверка усвоения текста.

– Где происходят события?
– Кто главные герои сказа?
– Как жилось сиротке в чужом доме?
– Какое чувство вызывает у вас такое житьё?
– Чем занимался Кокованя?
– Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? 

-Верно. Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.
– А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? 

-Верно. После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому
то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)
– Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
Как они относились друг к другу?
Подтвердите ваше мнение словами произведения. 

3.Продолжение работы с текстом.

 (Чтение учителем и детьми текста от стр.  186 и до конца).

4.Первичная проверка усвоения второй части текста.

– Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой в лес?
– Чем Кокованя занимался в лесу?
– Зачем Кокованя ушел в село?

 – Какое чудо увидела Даренка?

– Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце?

-Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?  

 -Верно. Герои были вознаграждены
за любовь и доброту, за душевность и ласку.

-Сформулируйте главную мысль сказки. (Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

 - Действительно, герои сказки заслужили чудо. Я думаю, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, в которой мы живем.

5.Работа с понятием «сказ»

Итак,  мы с вами познакомились с одним из сказов Бажова.

-«Серебряное копытце» - это сказ.  Подберите однокоренные слова.  (сказ — рассказ – сказка –рассказывать, сказывать)

- Что такое сказка? (Сказка — это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.)

- Что такое рассказ? (Рассказ — это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, где происходят реальные события.)

-Что же такое сказ? В нем сочетаются элементы сказки и рассказа.

 -Сказ – это     произведение, в котором присутствуют и реальные события, и вымысел. (учитель записывает определение на доске, а ученики в своих рабочих тетрадях)

- Докажите, что «Серебряное копытце» - это сказ.

-Все верно. «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

-Как вы думаете, почему П.П. Бажов выбрал именно этот жанр для своей книги «Малахитовая шкатулка»

Читают произведение.

Отвечают на вопросы учителя.

Группа учеников («экспертов»), получивших к уроку групповое задание: выяснить значение слов и словосочетаний, объясняет значение слов:

Барская рукодельня – ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье).

Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

Голбчик – приступка для выхода на печь.

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.

Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

Несподручно – неудобно, неловко.

Пособник – помощник в делах.

Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.

Статочное ли дело (устар.) – хорошее ли дело.

Приказчик – управляющий имением помещика
(хозяйством).

Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня.

Горюн – горевать.

Балаган – временная легкая деревянная
постройка.

Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет.

Душной – запах, идущий от животного.

Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег.

Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы, записывают определение в рабочую тетрадь.

V.

  Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Вспомните цель и задачи нашего урока. Удалось ли их достичь?

– Чем вам запомнился урок?

– Что было непонятно, сложно?

– Какие открытия сделали?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?

-С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

Оценивают степень достижения цели и реализации задач, оценивают результат деятельности. Высказывают впечатления об уроке.

VI.

Домашнее задание

Рекомендую вам ребята рассмотреть книги нашей выставки. Возможно, вы захотите самостоятельно прочесть другие, еще незнакомые вам, сказы.

Домашнее задание:

Перечитать сказ. Выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю (в 2 столбика). Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

Записывают задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Технологическая карта урока разработана в рамках ФГОС.Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; разви...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказа,...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема:А.П. Платонов «Цветок на земле»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением А.П. Платонова «Цветок на земле».Дидактические:1.Формировать понимание жизни и творчества А.П. Пл...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактические:1.Формировать навыки беглого чтения и правил...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»

Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урока Дидактические:1.Углубление представлений о жизни и творчестве М.М. Зощенко;2.Расширен...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: А.П. Платонов «Ещё мама»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением А.П. Платонова «Ещё мама».Задачи урокаДидактические:1.Формировать умение находить слова и выражен...

Технологическая карта урока по литературному чтению, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "М.Зощенко "Золотые слова" "

Цель урока: формирование читательской компетенции обучающихся в процессе изучения литературного произведения М.Зощенко "Золотые слова"Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться с жизнь...