Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор на примере жизни и творчества П.П. Бажова; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой и рассказом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Разработала: учитель начальных классов ГБОУ СОШ 152 г. Санкт-Петербурга Шульгина Татьяна Владимировна
Класс: 4
Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»)
Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Цель урока: расширить читательский кругозор на примере жизни и творчества П.П. Бажова; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой и рассказом. | ||
Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие, необыкновенность, красоту его сказов; создать условия для формирования нравственных позиций на основе чтения высокохудожественных текстов; способствовать развитию умений работать с прозаическим текстом (определять основные сюжетные линии, главную мысль произведения, характеризовать героя); отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся: с понятием «сказ», с биографией и творчеством П. П. Бажова, с содержанием произведения «Серебряное копытце»; научатся: воспринимать на слух художественное произведение, понимать содержание литературного произведения, выделять в нем основную мысль; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. | Метапредметные: Познавательные: работать с текстом: осмысливать структурные особенности рассказа, характеризовать героев, понимать главную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в книге; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и группе (распределять обязанности, составлять план совместных действий, уметь договариваться о совместных действиях) | Личностные: осмысливать базовые ценности: благородство, забота, понимание, сочувствие; проявление интереса к чтению и изучению творчества Бажова. |
Образовательные технология (формы работы) | Фронтальная, групповая, самостоятельная работа; элементы ИКТ-технологии. | |
Образовательные ресурсы | Учебник «Литературное чтение 4 класс. Часть 1», выставка книг по теме урока, портрет П.П. Бажова. | |
Средства ИКТ | Проектор, компьютер, экран, презентация к уроку. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося |
I. Организационное начало урока. Мотивация к деятельности | Здравствуйте ребята! Я рада всех вас приветствовать на уроке. Проверьте свою готовность к уроку. -Начинаем наш урок с речевой разминки. Речевая разминка. Сказка по свету идёт – Всех нас за руку ведёт. Сказка – умница и прелесть, С нами рядышком живёт… - Прочитайте громко, (медленно, скороговоркой. весело, грустно). | Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Читают с разными интонациями, в разном ритме. |
II. Целеполагание | - Как речевая разминка связана с темой изучаемого нами раздела в учебнике? - Как называется наш раздел? – Какие сказки называют литературными? -Книги какого автора вы принесли сегодня на урок? -Какое произведение Бажова мы будем читать на уроке? - И, значит, тема нашего урока…(познакомится с произведением П.П. Бажова «Серебряное копытце»). -Какие еще произведения Бажова вы знаете? -А к какому жанру относятся произведения Бажова? -А чем сказы отличаются от сказки? -И, значит, перед нами стоит задача: …(выяснить особенности литературного жанра «сказ») -Мы с вами неоднократно убеждались, что познакомившись с биографией автора, начинаешь лучше понимать его произведение. Следовательно, еще одной задачей нашего урока будет…(познакомиться с биографией Бажова) | Учащиеся отвечают на вопросы, определяют цель урока (познакомиться со сказом Бажова «Серебряное копытце», определяют задачи урока (выяснить особенности литературного жанра «сказ» познакомиться с биографией Бажова ). |
III. Актуализация знаний. | 1.Проверка домашнего задания. -У вас было домашнее задание найти информацию о жизни и творчестве П.П. Бажова. Что интересного вы узнали? - Давайте соберем воедино всю информацию. 2.Просмотр презентации 3.Вопросы на восприятие информации -Где жил Бажов? -Зачем в течении всей жизни Павел Петрович собирал и записывал рассказы, сказания, побывальщины уральских рабочих? -О чем хотел рассказать своим читателям автор сказов? - Действительно, Бажов очень хотел, чтобы его читатели узнали и полюбили его родной Урал, с его красотой и богатством. А главным богатством Урала писатель считал людей, которые добывают подземные богатства, умеют видеть красоту и ценят доброту, дружбу, любовь выше всякого богатства. - Известно людям с давних пор, Так нужно ль сомневаться? Что в глубине Уральских гор Сокровища таятся. Но самоцветных всех камней, Как радуга горящих, Сказанья древние ценней О людях настоящих. | Ученики рассказывают о том, что они узнали о жизни автора. Смотрят презентацию.
Отвечают на вопросы. |
Физкультминутка | Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. | Дети выполняют: прыжки на двух ногах, затем на правой, на левой ноге, затем кружатся. |
IV. Работа по теме урока | - Давайте начнем читать сказ Бажова «Серебряное копытце», а группа «экспертов» сегодняшнего урока будет помогать нам, поясняя незнакомые слова. 1.Первичное восприятие первой половины текста. (Учитель и хорошо читающие учащиеся читают часть сказа до слов: «Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться». (стр186) 2.Первичная проверка усвоения текста. – Где происходят события? -Верно. Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало. -Верно. После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому 3.Продолжение работы с текстом. (Чтение учителем и детьми текста от стр. 186 и до конца). 4.Первичная проверка усвоения второй части текста. – Почему Кокованя решил взять Дарёнку с собой в лес? – Какое чудо увидела Даренка? – Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце? -Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей? -Верно. Герои были вознаграждены -Сформулируйте главную мысль сказки. (Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены. - Действительно, герои сказки заслужили чудо. Я думаю, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, в которой мы живем. 5.Работа с понятием «сказ» Итак, мы с вами познакомились с одним из сказов Бажова. -«Серебряное копытце» - это сказ. Подберите однокоренные слова. (сказ — рассказ – сказка –рассказывать, сказывать) - Что такое сказка? (Сказка — это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.) - Что такое рассказ? (Рассказ — это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, где происходят реальные события.) -Что же такое сказ? В нем сочетаются элементы сказки и рассказа. -Сказ – это произведение, в котором присутствуют и реальные события, и вымысел. (учитель записывает определение на доске, а ученики в своих рабочих тетрадях) - Докажите, что «Серебряное копытце» - это сказ. -Все верно. «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. -Как вы думаете, почему П.П. Бажов выбрал именно этот жанр для своей книги «Малахитовая шкатулка»? | Читают произведение. Отвечают на вопросы учителя. Группа учеников («экспертов»), получивших к уроку групповое задание: выяснить значение слов и словосочетаний, объясняет значение слов: Барская рукодельня – ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье). Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Голбчик – приступка для выхода на печь. Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи. Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. Несподручно – неудобно, неловко. Пособник – помощник в делах. Покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой. Статочное ли дело (устар.) – хорошее ли дело. Приказчик – управляющий имением помещика Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня. Горюн – горевать. Балаган – временная легкая деревянная Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет. Душной – запах, идущий от животного. Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег. Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы, записывают определение в рабочую тетрадь. |
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. | -Вспомните цель и задачи нашего урока. Удалось ли их достичь? – Чем вам запомнился урок? – Что было непонятно, сложно? – Какие открытия сделали? - За что бы вы себя похвалили сегодня? -С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? | Оценивают степень достижения цели и реализации задач, оценивают результат деятельности. Высказывают впечатления об уроке. |
VI. Домашнее задание | Рекомендую вам ребята рассмотреть книги нашей выставки. Возможно, вы захотите самостоятельно прочесть другие, еще незнакомые вам, сказы. Домашнее задание: Перечитать сказ. Выписать в тетрадь по чтению слова и выражения, характеризующие Дарёнку и Кокованю (в 2 столбика). Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. | Записывают задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Технологическая карта урока разработана в рамках ФГОС.Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; разви...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»
Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказа,...
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема:А.П. Платонов «Цветок на земле»
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением А.П. Платонова «Цветок на земле».Дидактические:1.Формировать понимание жизни и творчества А.П. Пл...
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактические:1.Формировать навыки беглого чтения и правил...
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»
Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урока Дидактические:1.Углубление представлений о жизни и творчестве М.М. Зощенко;2.Расширен...
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: А.П. Платонов «Ещё мама»
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением А.П. Платонова «Ещё мама».Задачи урокаДидактические:1.Формировать умение находить слова и выражен...
Технологическая карта урока по литературному чтению, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "М.Зощенко "Золотые слова" "
Цель урока: формирование читательской компетенции обучающихся в процессе изучения литературного произведения М.Зощенко "Золотые слова"Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться с жизнь...