Технологическая карта урока по литературному чтению: "Сохраним историю родного края", 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гаврилина Ольга Владимировна

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Сохраним историю родного края". 3 класс. Проектная технология. Создание детского журнала Хакасии. Цели: формирование у детей ответственного отношения к природе, культурному наследию...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока:

«Сохраним историю родного края».

Авторы: Гаврилина Ольга Владимировна, Трачук Ольга Валерьевна (учителя начальных классов)

Класс - 3

Тема: «Сохраним историю родного края»

Тип занятия: открытий новых знаний.

Технология занятия: проектная технология

Форма занятия: групповая.

Цели: формирование у детей ответственного отношения к природе, культурному наследию Хакасии, осознания необходимости сохранения родного края.

Задачи: формировать представление о специфике своего родного края как «малой родины»; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии;

воспитывать чувство уважения к традиционной культуре, эстетический вкус, любовь к родному краю и формировать этническое самосознание учащихся;

развивать исследовательские навыки и коммуникативные способности детей.

Личностные результаты:

- умение определять своё отношение к миру;  формирование чувства любви к родному краю,  интереса к его природе, культурному наследию, сопричастности к его истории;

- воспитание ответственного отношения к природе, культурному наследию Хакасии, осознание необходимости сохранения родного края;

- формирование мотивации дальнейшего изучения хакасской культуры.

Метапредметные результаты:

-самостоятельно определять цель деятельности и совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем;

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

- объяснять, что такое общество, государство, история;

- узнавать современные герб, флаг, гимн России, республики Хакасия;

- понимать роль и значение родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни; 

- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Ресурсы урока: мультимедиа-проектор; ноутбуки, планшеты, электронные и печатные версии Красной книги Хакасии; чатхан; мультимедийная презентация;макет журнала и раздаточный материал для работы над  проектом, фонограммы хакасской музыки.

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

УУД

1.Мотивационный этап.

- Изенер, ребята! На каком языке я с вами поздоровалась?

- Ответьте и вы мне на хакасском языке.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача. Сегодня у нас два класса и два учителя – О.В. и О.В.

Учащиеся слушают

Фронтальная работа

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.Этап актуализации знаний и постановка учебной проблемы.

Прослушивание притчи

Жил был Человек. Была у него семья, друзья, работа. Но вдруг всё у него стало плохо. Обиделся Человек на свою страну, собрал вещи и уехал в другую страну. Там – красота. Только на душе тяжесть, грусть.

- Что случилось с Человеком? (тоскует по Родине, по друзьям, семье)

- Что такое Родина для каждого человека? (место, где родился; место откуда его корни)

- Как называется наша Родина, страна, в которой мы живём? (Россия)

- Но есть у  человека уголок, который кажется ему особенно близким – это край, где он родился, где его отчий дом. Как называется это место? (малая Родина)

- Как называется ваша малая Родина? (Хакасия)

- Наша с вами малая Родина – удивительно красивая республика Хакасия.

- В течение нескольких недель мы с вами готовились к нашему занятию. Ходили в библиотеку, рисовали рисунки, участвовали в конкурсе чтецов. Исходя из проделанной работы, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

- Какие цели поставим?

Познакомиться- ….

Вспомнить - …

Работать - …..

- Посмотрите на «лесенку знаний». Вот здесь мы с вами сейчас находимся. В конце занятий посмотрим, как далеко мы с вами продвинулись.

Учащиеся слушают и смотрят презентацию.

Ответы учащихся: о Хакасии, о малой родине.

Цель- узнать о природе Хакасии, её праздниках.

Учащиеся  решают викторину.

Учащиеся  отвечают.

        

Фронтальная работа

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « родина», «малая родина». Уважение к своей родине, ее традициям, природе, с радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

3. Совместное открытие новых знаний.

Поиск решения проблемы.

Физкульт

пауза.

1 обложка

- На одном из занятий вы должны были придумать название своему журналу и объяснить, почему именно так вы его назвали. А дома должны были доделать обложку вашего журнала.

- 1гр., 2 гр., 3гр., 4гр.

Выходят представители групп с защитой своей обложки.

Групповая работа

Оформление первой странички журнала: наклеивают символику республики Хакасия

2 стр. «С чего начинается Родина?»

- Откройте первую страничку журнала. Как вы думаете, о чём она будет?

-У каждого государства, республики есть свои знаки, символы, которыми они отличаются от других государств и республик. Какие это символы?

- У нашей республики тоже есть свой флаг, герб. Как вы думаете, зачем республике нужна такая символика? - У вас на столах в конвертах №1 символика разных республик. Выберите флаг и герб нашей республики и разместите их в ваших журналах на 1 стр.

- Представитель от каждой группы со своим журналом выйдите к доске, посмотрим, что у вас получилось.

- Что  символизирует зелёный цвет на флаге?

  - Как называется знак, изображённый  на символах?

- Что обозначает Солярный знак? - Какое животное изображено на гербе? (Снежный барс – ирбис)

Отвечают: герб, флаг. Они говорят о независимости, самостоятельности республики.

Ответы детей: Зеленый цвет символизирует вечность жизни, возрождение, дружбу и братство народов Хакасии.

Солярный знак

 Солярный знак символизирует вечную жизнь на земле, единство истории и культуры современных и древних хакасов, мудрость предков.

Выбирают нужную символику и вклеивают в журнал.

Групповая работа

Личностные УУД: Уважение к своей малой родине, её природе и традициям, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,самоконтроль, самооценка.

Слушание чтения стихотворений

3стр. – «Поэтическая».

- О чувстве любви к Родине можно говорить много. Но есть люди, которые говорили об этом стихами – это наши Хакасские писатели.

- Следующая страничка «Поэтическая».

-  Попробуйте вспомнить писателей и если получится соединить стрелкой портрет и фамилию.

- Каждая группа должна была выучить стихотворение.

- 1гр., 2 гр., 3гр., 4гр.

Соединяют портреты поэтов с ФИО.

Чтение наизусть стихотворений:

В.А. Кобяков «Песня о степи»

М.С. Коков «Родная земля»

Парная работа

Разгадывание загадки

Прослушивание игры на чатхане

4стр. – «Музыкальная».

- Откройте следующую страничку. Как она называется? («Музыкальная»)

- Прочитайте стихотворение и отгадайте о каком хакасском национальном инструменте идёт речь? (чатхан)

- Чатхан –  струнно-щипковый инструмент. Это длинный ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне инструмента натянуты 7 или 9 струн из проволоки или бараньих кишок.

- А сейчас послушайте, как звучит чатхан.

Дети рассматривают и слушают игру на чатхане в исполнении ученицы 5 класса

Дописывают слово «чатхан»

Фронтальная работа

Участвуют в игре.

Страничка  «Игровая» слайд №

Давайте отдохнем и поиграем.

Национальная хакасская ИГРА «МЕЛЕЙ – ТАСТАЗАХ»

(что в переводе означает: подкидывать рукавицу)

Выбор водящего.  

Даша К. произносит считалочку:

Эй, ребята, быстро в круг,

Аты-баты бурундук.

Кто не пляшет, выйди вон,

Целый кон считай ворон

Дети играют.

4. Самостоятельное применение знаний

Разгадывание ребуса

-Откройте журнал, прочитайте название следующей странички.  О чем пойдет речь?

Страничка Реки и озера Хакасии

По территории республики протекает более 320 рек. Общая длина их составляет 8 500 км. На территории Республики Хакасия насчитывается около 1300 разнообразных по размерам и солёности озёр.

На страничке есть фотографии озер и рек Используйте свой багаж знаний  разгадайте кроссворд.

Кроссворд:

По горизонтали:

1. Озеро с самой чистой  пресной водой. (Иткуль)

2. Река, в названии,  которой прячется животное.

3. Горько-соленое озеро, в котором лежа можно читать газету. Тус — по-тюркски «соль». Вода в озере настолько соленая и плотная, что здесь действительно можно лежать на воде и читать газету. Это озеро славится целебными грязами. (Тус)

4. Река, на которой стоят СШГЭ и Майнская ГЭ

По вертикали:

  1. Озера, где летом не тает снег.  (Ивановские)
  2. Озеро-жемчужина Хакасии. (Шира)
  3. Самое большое минеральное озеро в республике Хакасия. (Беле)

(ДЕТИ разгадывают, идет презентация озер на слайдах)

ПРОВЕРКА: Сравните свои ответы, если ошиблись – отредактируйте. Какая группа разгадала весь кроссворд? (дети поднимают руки всей группой) А кто знает как переводится название реки Абакан?

Ученики заполняют кроссворд, сравнивают с образцом, отвечают на вопрос.

Абакан -«аба»-медведь, «Хай»-кровь, медвежья кровь.

Групповая работа

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Работа с информацией, представленной в тексте и иллюстрациях

Перелистните, какая тематика представлена на этой странице? А на следующей?

Странички  «Красная книга Республики Хакасии: животные»

«Красная книга Республики Хакасии: растения»

Наша Хакасия – это огромное  разнообразие растительного и животного мира!

- Но не все люди бережно относятся к дарам и красотам природы. На протяжении веков люди брали у нее все, что хотели, ничего и никогда не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из- за этого уже исчезло с лица Земли, а многие вот-вот исчезнут.

В ваших журналах на этих страничках фотографии, рисунки животных и растений, охраняемые государством.

Соедините изображение и названия простым карандашом. Используйте ресурсы интернета, электронную Красную книгу РХ, она есть в папке в ноутбуке на рабочем столе внизу справа, Красную книгу на столе.

Проверка. Сравните свои ответы с образцами.

- Да, ребята, каждый человек должен понимать, что природе тоже бывает плохо и обязательно помочь ей.

- Что мы с вами можем сделать, чтобы природа Хакасии оставалось красивой и не исчезали ни насекомые, ни птицы, ни звери? (ответы учащихся)

Находят в электронной и печатной версиях Красной книги РХ нужную информацию, используя ноутбуки, гаджеты, ресурсы интернета. Соединяют фотографии животных и растений с названиями.

Ответы: беречь и охранять природу, сохранить красоту для потомков.

Групповая работа

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Ориентироваться в книге.

3. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Создание национального костюма

Просмотр музыкального фильма

Страничка«Художественная»

Многие из вас уже знакомы с модницей Тариной. Я предлагаю вам  из конверта №2 выбрать одежду для девочки, раскрасить и наклеить. Обсудите вначале в группе, что из одежды и украшений вы выберите, какие цвета будете использовать. Можно включить фильм: демонстрация национальных костюмов под музыку.

Проверка: давай полюбуемся вашим творчеством. Выходите к доске. Какие Тарины все разные, красивые и стильные. В наше время модно использовать элементы национальных костюмов.

Раскрашивают и наклеивают одежду.

Групповая работа

5.Итог урока. Рефлексия.

Рефлексия.   Давайте посмотрим на нашу лесенку Знаний. На сколько ступенек мы с вами поднялись сегодня? (учитель ставит Тарину на 4 ступеньку)

Почему?

Можем мы сегодня поставить нас на верхнюю ступень?

-А какой цветок является символом Хакасии и украшает герб города Абакана? (жарок, сибирский огонек, купальница), этот цветок занесен в Красную книгу РФ.

Возьмите конверт №3. Достаньте рисунок жарка(нарисовал Лёва) и раскрасьте: оранжевым – вы довольны собой, вам понравилось, все удалось; желтым – надо над чем-то подумать.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся  раскрашивают жарки вывешивают на доску.

Фронтальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению Н.Носов "Затейники" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению Н.Носов "Затейники" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Твой родной край» УМК "Школа России"

Тема урока: «Твой родной край» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления учащихся о родном крае, изучение географического положения Челяб...

Технологическая карта урока по литературному чтению "«Читаем о родной природе. Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь»" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирование умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема:А.П. Платонов «Цветок на земле»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением А.П. Платонова «Цветок на земле».Дидактические:1.Формировать понимание жизни и творчества А.П. Пл...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактические:1.Формировать навыки беглого чтения и правил...

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»

Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урока Дидактические:1.Углубление представлений о жизни и творчестве М.М. Зощенко;2.Расширен...