Технологическая карта урока по литературному чтению: "Сохраним историю родного края", 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: "Сохраним историю родного края". 3 класс. Проектная технология. Создание детского журнала Хакасии. Цели: формирование у детей ответственного отношения к природе, культурному наследию...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока:
«Сохраним историю родного края».
Авторы: Гаврилина Ольга Владимировна, Трачук Ольга Валерьевна (учителя начальных классов) | ||
Класс - 3 | ||
Тема: «Сохраним историю родного края» | ||
Тип занятия: открытий новых знаний. | ||
Технология занятия: проектная технология | ||
Форма занятия: групповая. | ||
Цели: формирование у детей ответственного отношения к природе, культурному наследию Хакасии, осознания необходимости сохранения родного края. | ||
Задачи: формировать представление о специфике своего родного края как «малой родины»; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии; воспитывать чувство уважения к традиционной культуре, эстетический вкус, любовь к родному краю и формировать этническое самосознание учащихся; развивать исследовательские навыки и коммуникативные способности детей. | ||
Личностные результаты: - умение определять своё отношение к миру; формирование чувства любви к родному краю, интереса к его природе, культурному наследию, сопричастности к его истории; - воспитание ответственного отношения к природе, культурному наследию Хакасии, осознание необходимости сохранения родного края; - формирование мотивации дальнейшего изучения хакасской культуры. | Метапредметные результаты: -самостоятельно определять цель деятельности и совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация и др.); - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; -договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Предметные результаты: - объяснять, что такое общество, государство, история; - узнавать современные герб, флаг, гимн России, республики Хакасия; - понимать роль и значение родного края в историко-культурном наследии России, в её современной жизни; - учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. |
Ресурсы урока: мультимедиа-проектор; ноутбуки, планшеты, электронные и печатные версии Красной книги Хакасии; чатхан; мультимедийная презентация;макет журнала и раздаточный материал для работы над проектом, фонограммы хакасской музыки. |
Ход урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | УУД |
1.Мотивационный этап. | - Изенер, ребята! На каком языке я с вами поздоровалась? - Ответьте и вы мне на хакасском языке. - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача. Сегодня у нас два класса и два учителя – О.В. и О.В. | Учащиеся слушают | Фронтальная работа | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. | |
2.Этап актуализации знаний и постановка учебной проблемы. | Прослушивание притчи | Жил был Человек. Была у него семья, друзья, работа. Но вдруг всё у него стало плохо. Обиделся Человек на свою страну, собрал вещи и уехал в другую страну. Там – красота. Только на душе тяжесть, грусть. - Что случилось с Человеком? (тоскует по Родине, по друзьям, семье) - Что такое Родина для каждого человека? (место, где родился; место откуда его корни) - Как называется наша Родина, страна, в которой мы живём? (Россия) - Но есть у человека уголок, который кажется ему особенно близким – это край, где он родился, где его отчий дом. Как называется это место? (малая Родина) - Как называется ваша малая Родина? (Хакасия) - Наша с вами малая Родина – удивительно красивая республика Хакасия. - В течение нескольких недель мы с вами готовились к нашему занятию. Ходили в библиотеку, рисовали рисунки, участвовали в конкурсе чтецов. Исходя из проделанной работы, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. - Какие цели поставим? Познакомиться- …. Вспомнить - … Работать - ….. - Посмотрите на «лесенку знаний». Вот здесь мы с вами сейчас находимся. В конце занятий посмотрим, как далеко мы с вами продвинулись. | Учащиеся слушают и смотрят презентацию. Ответы учащихся: о Хакасии, о малой родине. Цель- узнать о природе Хакасии, её праздниках. Учащиеся решают викторину. Учащиеся отвечают.
| Фронтальная работа | Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « родина», «малая родина». Уважение к своей родине, ее традициям, природе, с радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. |
3. Совместное открытие новых знаний. Поиск решения проблемы. Физкульт пауза. | 1 обложка - На одном из занятий вы должны были придумать название своему журналу и объяснить, почему именно так вы его назвали. А дома должны были доделать обложку вашего журнала. - 1гр., 2 гр., 3гр., 4гр. | Выходят представители групп с защитой своей обложки. | Групповая работа | ||
Оформление первой странички журнала: наклеивают символику республики Хакасия | 2 стр. «С чего начинается Родина?» - Откройте первую страничку журнала. Как вы думаете, о чём она будет? -У каждого государства, республики есть свои знаки, символы, которыми они отличаются от других государств и республик. Какие это символы? - У нашей республики тоже есть свой флаг, герб. Как вы думаете, зачем республике нужна такая символика? - У вас на столах в конвертах №1 символика разных республик. Выберите флаг и герб нашей республики и разместите их в ваших журналах на 1 стр. - Представитель от каждой группы со своим журналом выйдите к доске, посмотрим, что у вас получилось. - Что символизирует зелёный цвет на флаге? - Как называется знак, изображённый на символах? - Что обозначает Солярный знак? - Какое животное изображено на гербе? (Снежный барс – ирбис) | Отвечают: герб, флаг. Они говорят о независимости, самостоятельности республики. Ответы детей: Зеленый цвет символизирует вечность жизни, возрождение, дружбу и братство народов Хакасии. Солярный знак Солярный знак символизирует вечную жизнь на земле, единство истории и культуры современных и древних хакасов, мудрость предков. Выбирают нужную символику и вклеивают в журнал. | Групповая работа | Личностные УУД: Уважение к своей малой родине, её природе и традициям, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,самоконтроль, самооценка. | |
Слушание чтения стихотворений | 3стр. – «Поэтическая». - О чувстве любви к Родине можно говорить много. Но есть люди, которые говорили об этом стихами – это наши Хакасские писатели. - Следующая страничка «Поэтическая». - Попробуйте вспомнить писателей и если получится соединить стрелкой портрет и фамилию. - Каждая группа должна была выучить стихотворение. - 1гр., 2 гр., 3гр., 4гр. | Соединяют портреты поэтов с ФИО. Чтение наизусть стихотворений: В.А. Кобяков «Песня о степи» М.С. Коков «Родная земля» | Парная работа | ||
Разгадывание загадки Прослушивание игры на чатхане | 4стр. – «Музыкальная». - Откройте следующую страничку. Как она называется? («Музыкальная») - Прочитайте стихотворение и отгадайте о каком хакасском национальном инструменте идёт речь? (чатхан) - Чатхан – струнно-щипковый инструмент. Это длинный ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне инструмента натянуты 7 или 9 струн из проволоки или бараньих кишок. - А сейчас послушайте, как звучит чатхан. | Дети рассматривают и слушают игру на чатхане в исполнении ученицы 5 класса Дописывают слово «чатхан» | Фронтальная работа | ||
Участвуют в игре. | Страничка «Игровая» слайд № Давайте отдохнем и поиграем. Национальная хакасская ИГРА «МЕЛЕЙ – ТАСТАЗАХ» (что в переводе означает: подкидывать рукавицу) | Выбор водящего. Даша К. произносит считалочку: Эй, ребята, быстро в круг, Аты-баты бурундук. Кто не пляшет, выйди вон, Целый кон считай ворон Дети играют. | |||
4. Самостоятельное применение знаний | Разгадывание ребуса | -Откройте журнал, прочитайте название следующей странички. О чем пойдет речь? Страничка Реки и озера Хакасии По территории республики протекает более 320 рек. Общая длина их составляет 8 500 км. На территории Республики Хакасия насчитывается около 1300 разнообразных по размерам и солёности озёр. На страничке есть фотографии озер и рек Используйте свой багаж знаний разгадайте кроссворд. Кроссворд: По горизонтали: 1. Озеро с самой чистой пресной водой. (Иткуль) 2. Река, в названии, которой прячется животное. 3. Горько-соленое озеро, в котором лежа можно читать газету. Тус — по-тюркски «соль». Вода в озере настолько соленая и плотная, что здесь действительно можно лежать на воде и читать газету. Это озеро славится целебными грязами. (Тус) 4. Река, на которой стоят СШГЭ и Майнская ГЭ По вертикали:
(ДЕТИ разгадывают, идет презентация озер на слайдах) ПРОВЕРКА: Сравните свои ответы, если ошиблись – отредактируйте. Какая группа разгадала весь кроссворд? (дети поднимают руки всей группой) А кто знает как переводится название реки Абакан? | Ученики заполняют кроссворд, сравнивают с образцом, отвечают на вопрос. Абакан -«аба»-медведь, «Хай»-кровь, медвежья кровь. | Групповая работа | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. |
Работа с информацией, представленной в тексте и иллюстрациях | Перелистните, какая тематика представлена на этой странице? А на следующей? Странички «Красная книга Республики Хакасии: животные» «Красная книга Республики Хакасии: растения» Наша Хакасия – это огромное разнообразие растительного и животного мира! - Но не все люди бережно относятся к дарам и красотам природы. На протяжении веков люди брали у нее все, что хотели, ничего и никогда не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из- за этого уже исчезло с лица Земли, а многие вот-вот исчезнут. В ваших журналах на этих страничках фотографии, рисунки животных и растений, охраняемые государством. Соедините изображение и названия простым карандашом. Используйте ресурсы интернета, электронную Красную книгу РХ, она есть в папке в ноутбуке на рабочем столе внизу справа, Красную книгу на столе. Проверка. Сравните свои ответы с образцами. - Да, ребята, каждый человек должен понимать, что природе тоже бывает плохо и обязательно помочь ей. - Что мы с вами можем сделать, чтобы природа Хакасии оставалось красивой и не исчезали ни насекомые, ни птицы, ни звери? (ответы учащихся) | Находят в электронной и печатной версиях Красной книги РХ нужную информацию, используя ноутбуки, гаджеты, ресурсы интернета. Соединяют фотографии животных и растений с названиями. Ответы: беречь и охранять природу, сохранить красоту для потомков. | Групповая работа | Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 2. Ориентироваться в книге. 3. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. | |
Создание национального костюма Просмотр музыкального фильма | Страничка«Художественная» Многие из вас уже знакомы с модницей Тариной. Я предлагаю вам из конверта №2 выбрать одежду для девочки, раскрасить и наклеить. Обсудите вначале в группе, что из одежды и украшений вы выберите, какие цвета будете использовать. Можно включить фильм: демонстрация национальных костюмов под музыку. Проверка: давай полюбуемся вашим творчеством. Выходите к доске. Какие Тарины все разные, красивые и стильные. В наше время модно использовать элементы национальных костюмов. | Раскрашивают и наклеивают одежду. | Групповая работа | ||
5.Итог урока. Рефлексия. | Рефлексия. Давайте посмотрим на нашу лесенку Знаний. На сколько ступенек мы с вами поднялись сегодня? (учитель ставит Тарину на 4 ступеньку) Почему? Можем мы сегодня поставить нас на верхнюю ступень? -А какой цветок является символом Хакасии и украшает герб города Абакана? (жарок, сибирский огонек, купальница), этот цветок занесен в Красную книгу РФ. Возьмите конверт №3. Достаньте рисунок жарка(нарисовал Лёва) и раскрасьте: оранжевым – вы довольны собой, вам понравилось, все удалось; желтым – надо над чем-то подумать. | Отвечают на вопросы. Учащиеся раскрашивают жарки вывешивают на доску. | Фронтальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению "Буква М,м" 1 класс
Знакомство со звуками, и с новой буквой...
Технологическая карта урока по литературному чтению Н.Носов "Затейники" 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению Н.Носов "Затейники" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Твой родной край» УМК "Школа России"
Тема урока: «Твой родной край» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления учащихся о родном крае, изучение географического положения Челяб...
Технологическая карта урока по литературному чтению "«Читаем о родной природе. Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь»" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирование умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема:А.П. Платонов «Цветок на земле»
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением А.П. Платонова «Цветок на земле».Дидактические:1.Формировать понимание жизни и творчества А.П. Пл...
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с произведением М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактические:1.Формировать навыки беглого чтения и правил...
Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс Тема: М. Зощенко «Золотые слова»
Цель урока: Обобщение знаний обучающихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урока Дидактические:1.Углубление представлений о жизни и творчестве М.М. Зощенко;2.Расширен...