План конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс)
для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_po_litereturnomu_chteniyu_3_klass.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стихотворения М.Ю.Лермонтова
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Тихо садитесь за своё рабочее место.
- Речевая разминка.
( Учитель читает текст на интерактивной доске).
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
- Ребята, что я сейчас вам прочитала? (Скороговорку).
- А как вы, узнали? (Вы произнесли её быстро ритмично).
- Прочитайте медленно. Выговаривая каждое слово четко; прохлопайте
ритм.
- О чем, эта скороговорка? (Скороговорка о том, как нужно правильно говорить).
- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.
(разговаривать – выговаривать; внятно-понятно)
(Расстановка логических ударений).
- Прочитайте в разговорном темпе. Выделяя слова.
- Прочитайте в ускоренном темпе. Выделяя слова.
- Проверка домашнего задания.
(Выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко» по цепочке).
- На прошлом уроке я давала задание нарисовать иллюстрации к стихам. Покажите и расскажите, что вы на них изобразили.
IV. Введение в тему. Работа с репродукцией.
- Откройте учебник на стр.146 и рассмотрите репродукцию картины Архипа Ивановича Куинджи.
А.И.Куинджи (1841-1910)- живописей, передвижник. Для его пейзажей характерны приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита. Близкие к натуре эффекты освещения.
- Расскажите. Что вы видите и как понимаете эту картину? Что хотел показать нам художник? (ответы детей)
- Определите тему и цель урока.
(Интерактивная доска)
(Сегодня на уроке мы будем выразительно читать стихотворение, следить за словом, его красотой, многозначностью, незаменимостью, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать её).
V. Работа по теме урока.
1. Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс».
- Сегодня мы ознакомимся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс».
- (Чтение стихотворения учителем).
- Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес». А вы попытайтесь ощутить его настроение.
- Вам понравилось стихотворение?
- Что нужно для того чтобы прочитать стихотворение выразительно?
(Понять картину рисуемую автором. Понять о чём нам хочет сказать автор.
2. Анализ стихотворения:
- Прочитайте стихотворение про себя. (3 мин)
а) Какое настроение вызывает у вас стихотворение?
(Мне стало грустно, печально. Утес стоит одиноко и плачет).
- Как вы думаете, когда, где и почему могла возникнуть идея этого стихотворения у поэта?
(Находясь на Кавказе, М.Ю. Лермонтову одиноко вдали от родины ).
б) Словарная работа.
3. Анализ лексического значения слов.
(Интерактивная доска)
- Ребята, какое непонятное слово встретилось вам?
- Лазурь- (это слово пришло к нам из греческого языка).
- это светло-синий цвет, синева.
- Утес - т.е., то что стесано. Высокая отвесная скала.
в) – А теперь давайте посмотрим, какое богатство художественного слова спрятано в этом стихотворении.
- Отметьте выражение или слово, которое особенно понравилось.
- Какие литературные приемы использовал автор в своем произведении?
(Интерактивная доска)
Олицетворение- это литературный прием, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.
(Дети вычитывают из стихотворения)
Приведите пример: (тучка ночевала, умчалась, весело играя, утес стоит, «задумался глубоко», «плачет», «в морщинке старого утеса»).
Эпитеты – это средства речевой выразительности главное назначение которого: описать значимые свойства объекта, дать ему образную характеристику.
(пример – тучка золотая).
г) На сколько частей можно разделить стихотворение?
(На два)
- Какое настроение передает автор в каждой части?
1 часть.
- Начинается весело: тучка золотая, весело играя, движение. Свобода, синева, ясное небо! Весело! Вот он образ тучки - олицетворение
2 часть.
- Противительный союз «но», говорит нам, что не все так весело.
Образ утеса. Какой он? (старый, одинокий, в морщинках, много повидал, стоит один и плачет – олицетворение).
4. Работа в группах.
- А сейчас вы поработаете в группах.
Проанализируйте, дайте словесную характеристику и нарисуйте образ литературного героя.
- Какие два образа предстали перед вами? (Тучка и Утес).
1-я группа «Тучка»
2-я группа «Утес».
(дети совещаются между собой)
1-я группа читает 1 часть.
(Тучка веселая молодая, легкомысленная, золотая, шаловливая, игривая, свободная).
5. Физминутка для глаз «Облака, белогривые лошадки».
2-я группа читают 2 часть.
- А теперь найдите слова, которые помогают нам представить утес.
(Старый, большой, неподвижный, мрачный, задумчивый, )
- Образный язык стихотворения помогает нам представить этот старый, изрезанный расщелинами утес, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое небо. Почувствовать порывы утреннего ветра.
- Что передал автор этим стихотворением?
(Передал настроение грусти и одиночества).
- Ребята, скажите мне, разве только об этом стихотворение?
- А если закрыть слова тучка и утес то, прочитав оставшиеся строки, можно ли этими словами рассказать о людях?
- Так о чем же это стихотворение? (О молодости и старости).
- О том, как юные легкомысленны, подвижны. А старые люди мудры, но порой одиноки, неподвижны.
Это подтверждает то, что слова в поэзии живут двойной жизнью
(На интерактивной доске текст).
У поэзии есть важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут сразу и одновременно двойной жизнью. Например, мы видим и пейзажную зарисовку, и…
Одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях.
Вывод:
Образный язык стихотворения помогает нам представить этот старый изрезанный разломами утес, лучи золотистого солнца. Маленькую тучку, сверкающее голубое небо, почувствовать порывы утреннего ветра.
6. Дебаты.
(Дети 1 и 2 группы задают друг другу вопросы).
- Почему тучка золотая? (Утренние лучи солнца ее освещают)
- Почему тучка бросила, покинула утес и умчалась далеко?
- Что за морщинки у утеса? (Вековые разломы)
- Почему тихонько плакал одинокий утес? (Потому что он снова одинок)
- Вы согласны с мнением второй группы?
- Как же взаимодействуют СЛОВО, ЦВЕТ, МЕЛОДИЯ?
( Сначала появляется слово, потом настроение, все это сливается в определенную мелодию.)
VI. Продолжение работы по теме урока.
(На интерактивной доске картина осени)
- А сейчас мы познакомимся с еще одним стихотворением Лермонтова «Осень».
(Читает выразительно учитель).
- Что описывает, Лермонтов в этом стихотворении? (Природу)
- Ребята, назовите мне калмыцких поэтов, которые пишут стихи о природе. (Григорий Кукарека, Вера Шуграева, Алексей Балакаев, Егор Буджалов.)
- К вашему сведению хочу сказать о том , что Григорий Кукарека и Егор Буджалов наши земляки Яшалтинцы.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какие строчки помогают вам представить осеннюю картину? (Дети зачитывают строки).
- Каким вам представляется бор, где поникшие ели зелень мрачную хранят?
- Почему поэт называет зелень мрачной?
(Может потому, что она уже немолодая, темная. А лиственные деревья стоят голые.)
Работа в группах.
- На столе у вас план работы по пунктам. Вы должны посовещаться и заполнить таблицу.
1. Настроение – (восхищение, грусти)
2. Действующие лица – (пахарь, зверь, месяц, листья)
3. Какие цвета использует поэт? (желтый, зеленый)
4. Языковые средства используемые поэтом в стихотворении
Эпитет – (зелень мрачная, зверь отважный, полуденные труды)
Олицетворение – (зелень хранят, месяц серебрит, листья летят)
- Какие картины возникают в вашем воображении?
(Листопад сопоставляется с зеленью елей: частое явление осени это туманы)
- Почему пахарю не лежится в поле? (много работы - уборка урожая)
- Что происходит в жизни животных? (Подготовка к зиме, стремление укрыться)
- Назовите, какие строки стихотворения читаем с восхищением, а какие с грустью?
- Первые 4 строки (с восхищением - листопад)
- Следующие - спокойно (пахарю тяжело, нет времени на отдых)
- Следующие строки с грустью.
VII. Рефлексия.
- Выполнили мы поставленные задачи на уроке?
- Исследовали замысел поэта?
- В каких ситуациях вы испытывали чувство одиночества?
- Интересно ли вам было на уроке?
-У вас на столах лежат грустные тучки и веселые. Если вы считаете что мы сегодня плодотворно поработали, и вы все поняли, то повесьте свою веселую тучку на самую верхушку утеса, а если вы так не считаете, то приклейте свою грустную тучку у подножия утеса.
VIII. Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе
План урока по литературному чтению в 4 классе ("Начальная школа XXI века") по теме "Поэзия Бальмонта"...
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"
План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой 2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям вспомнить первые стихи своего детства....
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...
План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"
На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...