План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glebova_s.v.rar | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок»
(урок №3 по произведению)
1. Глебова Светлана Викторовна
2. Брянская область г. Карачев МБОУ СОШ №4
3. Учитель начальных классов
4. Литературное чтение
5. 2 класс
6. «Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок»», урок 9,
урок №3 по произведению
7. Базовый учебник «Литературное чтение. 2 класс ( «Маленькая дверь в большой мир» )» Бунеев Р. Н.,Бунеева Е.В., Баласс, 2012 год
8. Цели урока: создание условий для выявления детьми примет волшебной сказки на основе целостного анализа текста.
9. Задачи:
1) обучающие:
-учить читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы;
- учить находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- учить относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи );
- продолжить работу по совершенствованию коммуникативно-речевых умений учащихся;
- познакомить с творческой биографией П.Ершова, с работами художников-иллюстраторов сказки «Конек-горбунок»;
воспитательные:
- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать поступки, в том числе речевые;
- содействие воспитанию в детях чувства патриотизма;
- показать нравственную ценность сказки и эстетическую ценность иллюстрации;
- воспитывать интерес к чтению и творческому осмыслению прочитанного;
развивающие:
- развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, классификации, обобщения в процессе анализа произведения;
- способствовать дальнейшему формированию личностного отношения к прочитанному.
10. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
10. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая.
11. Необходимое оборудование: компьютер , проектор, презентация к уроку, панно с изображением поляны, изображение горы, ручья, корыта
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятель-ность ученика | Вре-мя (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент | Долгожданный дан звонок, начинается урок | Эмоциональный настрой. Проверяют свою готовность к уроку | 1 | |
2 | Проверка домашнего задания. Выразитель-ное чтение отрывков наизусть Коллективное составление панно | Проверка домашнего задания - Сейчас мы попробуем создать сказочную поляну (вывешивает большой рисунок-изображение поляны). - Найдите в тексте описание поляны. (Учитель прикрепляет «гору», «ручей», «корыто») -Все вы дома нарисовали Жар-птицу. Сейчас ваши птицы оживят картину. - Как вы думаете, чью Жар-птицу поймает Иван? - Молодцы! Только все вместе вы смогли «оживить» и увидеть кусочек сказки Ершова. | Чтение отрывков наизусть, слушание Выборочное чтение -Самую красивую. Ее нарисовал … | 12 | |
3 | Обсуждение задачи сказки | ЭОР №1 «Герои сказки «Конек-горбунок» | - Вспомните, задача любой сказки - раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека (что хорошо, что плохо). А какова задача волшебной сказки? - Перечислите героев сказки. Кого вы назовете главным героем сказки? -Выберите положительных героев сказки. -Выберите отрицательных героев, героев-помощников, нейтральных героев - Теперь попробуйте рассказать о каждом из героев (кроме нейтральных) и сделать вывод, что хорошего или ,что плохого вы заметили в их поступках. |
- Вызвать восхищение добрым и смелым, осудить злодея, выразить уверенность в победе добра. Выполняют упражнение, называют положительных героев сказки, отрицатель- ных, нейтральных героев - помошников,рассказывают о героях. | 5 |
4 | Обсуждение содержания сказки |
П. Ершова?
| -Волшебные -Рассказ о жизни семьи Ивана | 3 | |
5 | Физкультминутка | Скачем к морю, к морю мчимся За царевою женой. Ты лети, ушастый, птицей, А рысцой пойдем домой. Ты с ума не сходи, сова, Не клони на плечо чело: Ведь мои права - На ладони держать перо.
| 2 | ||
6 | Обсуждение структуры сказки | - Вспомните, волшебная сказка строится чаще всего таким образом: наказ герою - нарушение наказа - испытание - награда. Мы прочитали только отрывки из сказки, но все-таки можем сказать есть ли в ней обязательные для сказки события. - Есть ли в сказке зачин? Концовка? Присказки? Найдите и прочитайте. | -Да. Наказ - не брать перо Жар-Птицы - Иван нарушил. За это его ждали разные испытания. В конце сказки героя ждет награда — женитьба на Царь-девице, а вот злой царь будет наказан - не выдержит купания в котлах с кипятком и со студеной водой | 5 | |
7 | Наблюдение над особенностями языка сказки | Откройте текст на с. 26-27 (со слов «Ну, так видите ль, миряне...» )Найдите: - повторяющиеся из сказки в сказку выражения, которые подчеркивают трудности, ожидающие героя; - постоянные особые слова-эпитеты (Как описываются молодец? Светлица? Беда? Вино?) | «Это - службишка, не служба. | 4 | |
8 | Наблюдение над формой речи | - Еще до чтения сказки мы заметили, что она написана стихами. Какую сказку легче читать - написанную прозой или стихами? Почему? -Попробуем простучать ( прохлопать) ритм первых двух строчек зачина: За горами, за лесами, За широкими морями (простукиваются только ударные слоги). - Складной сказку делают и рифмующиеся слова (слова, которые одинаково заканчиваются). Найдите рифмующиеся слова в первой строфе на с. 20. Прочитайте их парами. - Поиграем и заодно проверим, хорошо ли вы сказку помните. Я называю слово, а вы вспоминаете рифму: дозор - (топор), пшено- (вино), порой- (горой), дружочек- ( Горбуночек ), клевать- (кричать) и т. д. | - Любая сказка складная. Но сказка в стихах обладает особым стихотворным ритмом, рифмой. Работа в парах. | 5 | |
9 | Выполнение итогового задания 5 на с. 3 в тетради | Контролирование работы | Подчеркивают сказочные приметы, добавляют | 3 | |
10 | Рассказ об авторе | Слайд №2,3 Слайд №4 | - Итак, мы убедились, что сказка «Конек-Горбунок» написана по законам волшебной сказки. - Понравилась сказка? А захотелось вам узнать об авторе, человеке, написавшем ее, Петре Павловиче Ершове? - Петр Ершов родился в сибирском городе Тобольске. Его семья часто переезжала с места на место. Маленький Петя очень любил слушать сказки. Он их буквально впитывал в себя и жил в своем волшебном мире. Окончена гимназия, и вот он студент Петербургского университета. В 18 лет Ершов написал свою знаменитую сказку «Конек-Горбунок», сказывают, что А.С. Пушкин, прочитав сказку, сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Позднее Ершов вернулся в Тобольск, работал учителем, директором гимназии, выпускник которой, выдающийся химик Д.И. Менделеев, впоследствии не раз тепло вспоминал своего директора. В родном своем городе Тобольске Ершов и умер. На его памятнике написано «...Автор народной сказки «Конек-Горбунок». Сам же он свой главный труд оценивал скромно, говоря: «Вся моя слуга тут, что мне удалось попасть в народную жилу».
| 2 | |
11 | Итог урока. Домашнее задание | Слайд №5-17 | - Посмотрите, как выглядят разные издания книг. Обратите внимание на их оформление в работах В. Милашевского и Н. Кочергина. - Подготовьте свою иллюстрацию к сказке
| 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
«Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек- горбунок»»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Что за чудо, эти сказки!" (урок-игра).
В ходе проведения этого урока используется игровая технология (модель игры "Умники и умницы"). В конспекте представлены задания отборочных туров и задания для участников 1,2 и 3 агонов, а затем и фина...
План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовкимладшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, способствует общемуразвитию и воспитанию ребенка. Главной задачей курс...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Кому счастье помогает? Дагестанская сказка "Богатырь Назнай"
Урок литературного чтения во 2 классе. Программа "Литературное чтение". Образовательная система "Школа 2100". Технология работы с текстом на уроке....
Урок по литературному чтению в 4 классе на тему «Творчество Г.-Х. Андерсена. Сказки «Дикие лебеди».
конспект урока...
Проект урока по литературному чтению в 4 классе с применением технологии: создание учебных ситуаций
презентация...
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе».
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»....
План-конспект урока по литературному чтению для 1 класса «Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок».
Тема урока: «Русская народная сказка «Курочка Ряба». Е. Чарушин «Теремок».Класс: 1Цель урока: формирование первичного представления и образов действий по сказкам «К...