Технологическая карта урока литературного чтения "Слепая лошадь" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»: выделять главную мысль произведения, составлять характеристику героев
Задачи урока |
Дидактические: 1. Учить анализировать, выявлять главную мысль произведения. 2. Формировать умение составлять характеристику героев. 3. Расширять и активизировать словарный запас учащихся. |
Развивающие: 1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 2. Развивать умение работать в парах. |
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к чтению. 2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературного чтения "Слепая лошадь" 2 класс | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: 28.04.2023 Школа: МАОУ МЛ №148 Класс: 2 Б Урок: 2 Время: 13:00-13:40 Кабинет: 204 | Студент: Долгушева Анна Владимировна Группа: 35 Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока: «Слепая лошадь»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»: выделять главную мысль произведения, составлять характеристику героев
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Учить анализировать, выявлять главную мысль произведения. 2. Формировать умение составлять характеристику героев. 3. Расширять и активизировать словарный запас учащихся. | Предметные: 1. Учиться анализировать и выделять главную мысль произведения. 2. Учиться составлять характеристику героев произведения. 3. Учиться способам определения значений новых слов. |
Развивающие: 1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя. 2. Развивать умение работать в парах. | Личностные: 1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей. 2. Формирование заинтересованности при выполнении заданий. |
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к чтению. 2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам |
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | 1.Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Посмотрите внимательно на свои парты, надо, чтобы у вас не лежало ничего лишнего. 2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. - Давайте посмотрим какой ряд сядет тише остальных. Как мышки садится первый ряд. Еще тише должен сесть второй ряд. И тихо садится третий. | Приветствуют учителя - Здравствуйте Организуют рабочее место | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. К: отвечать за себя и за других участников учебного процесса. Р: выработать учебную мотивацию между целью учебной деятельности и её мотивом | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный, индивидуальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: взаимоконтроль | 1.Мотивирование обучающихся к учебному процессу. «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» К.Д. Ушинский - Скажите как вы понимаете эти слова Ушинского. - Посмотрите внимательно на экран. Чьи портреты вы видите? - Правильно. А с каким автором из этого списка вы работали на прошлом уроке? А что вы читали? - Кто может вспомнить и рассказать о чем произведение? |
«Два плуга» | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: отвечать за себя и других участников учебного процесса. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Формы организации: фронтальный Наглядный метод: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | 1. Создает условия для определения учащимися темы и цели урока. - О ком в ней пойдет речь, догадайтесь: Чей там хвост и чья там грива, Словно по ветру летят? Под копытами игриво Искры яркие блестят… Проскакал и тут же скрылся! Как сквозь землю провалился! Кто же это! Вот загадка… Это – резвая … - Дети, а лошадка какое животное? - Произведение, которое мы сегодня прочитаем – это рассказ К.Д Ушинского «Слепая лошадь». - Какие задачи мы поставим на урок? Прочитать… Узнать… Поразмышлять… - Верно. - Я желаю вам успешной работы на уроке. | Лошадка
Узнать об историческом прошлом Поразмышлять над произведением | К: - участие в учебном диалоге; формулирование ответов; - построение речевых высказываний. П: осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация, аудиоматериал Форма контроля: внешний контроль | 1.Организовывает «открытие» новых знаний. - Посмотрите на фотографию Константина Дмитриевича Ушинского. Каким он вам показался? Друзья и знакомые отмечали необыкновенную доброту Ушинского, его умение задавать точные вопросы, благожелательное отношение как к детям, так и к их учителям. Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Учился в Московском университете и стал учителем. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, загадки.
Ушинский учил детей: "Не шали!", "Не шали и не шути!", "Не хвались!", "Не бранись!", "Не хвастай силой, не хвались и умом!". "Уметь читать, писать и считать - большое счастье". В наше время, в прописях есть разные интересные задания по раскраске, обводке рисунков по точкам. Эти задания предназначены для укрепления пальцев рук для письма. А впервые предложил такие задания К. Д. Ушинский. Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и труде крестьян, которые отличаются простотой. Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2-3 строки на какую-либо нравственную тему. Широко использованы пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Ушинский часто писал о крестьянских детях. Его произведения. Сейчас я буду показывать вам иллюстрации и название рассказа, а вы должны предположить о чём это произведение. «Дети в роще», «Дедушка», «Гуси», «Учёный медведь». - Ребята, в тексте нам встретятся новые, незнакомые вам слова. Возможно некоторые слова вы сможете мне объяснить. (на доске – правильно написанные слова с поставленным ударением: парчА, уздА) - Давайте прочитаем слова. -Узда – состоит из ремней, служит для управления лошадью. Хворать – болеть. Князь – правитель города. Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях. Три меры – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел. - Парча - тяжелая ткань из шелка с узорами, выполненными металлическими нитями с золотом, серебром. Рогатина – большая палка с развилиной на конце. Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного. Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная. - Теперь вам все слова понятны? | Ответы детей Предполагают по иллюстрации и по названию содержание рассказа. 5 На слайде картинный словарь | Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К: формулировать собственное мнение и позицию. | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация Форма контроля: внешний контроль | 1.Повторение материала. - Сейчас мы будем слушать этот рассказ. Текста у вас нет, поэтому внимательно следите за тем, где читают. - Итак, кто главный герой этого произведения? - Какая основная мысль этого рассказа? - О ком эта сказка? - Объясните имена героев. - Кем был для Уседома Догони – Ветер? - Что однажды приключилось купцом? - Кто спас Уседома? - Что обещал хозяин своему коню? - Сдержал Уседом свое слово? - Как получилось, что Догони - Ветер остался слепой? - Как чувствовал себя Догони - Ветер? - Как вы понимаете слово «одиночество»? - Чем закончился рассказ? - Чему учит рассказ? - Какова главная мысль рассказа? | одиночество Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь Главная мысль рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» в том, что никогда нельзя предавать и забывать тех, кто помог вам в трудную минуту, и слово свое надо всегда держать. | К: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | |
Физкультминутка (1 мин) | - Ребята, вы слушали, читали, отвечали мне на вопросы. Давайте отдохнём. Встаньте. Выйдите из-за парт так, чтобы вам не мешали стулья. | Выполняют движения | ||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | 1. Повторение изученного материала - Что вы узнали из истории нашего народа? - Какой закон был в городе? - Что такое вече? - Кто и когда мог звонить в вечевой колокол? | (Ответы по иллюстрациям) Нужно уметь быть благодарным и выполнять свои обещания. Даже по отношению к животным. Поэтому справедливость восторжествовала. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется. | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: фронтальная беседа Наглядный: учебная презентация Форма контроля: взаимоконтроль | 1.Проверка готовности - Теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать то, чем, по вашему мнению, закончился рассказ. - Кто хочет рассказать о своём рисунке? (спрашиваю нескольких учеников) |
| П: ориентироваться на разнообразие способов задач. К: формулировать собственное мнение и позицию. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Форма организации: фронтальная | 1.Организует подведение итогов урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Какая тема нашего урока? - Давайте вспомним наши задачи на урок. Все ли задачи мы выполнили? - С произведением какого автора мы сегодня познакомились? - Как называется рассказ? - Чему учит нас этот рассказ? - Ребята, пока вы работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!» | Прочитать рассказ и выделить главную мысль. Узнать об историческом прошлом Поразмышлять о прочитанном. | Р: - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - анализировать и осмысливать свои достижения на занятии. П: работать по предложенному плану. К: формулировать собственное мнение и позицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс
Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс "Как Незнайка сочинял стихи"
Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе по повести Н.Носова "Как Незнайка сочинял стихи"...
Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс
Технологическая карта урока литерное чтение 4 класс. Программа Школа России. Анализ стихотворения И.Бунина "Листопад"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...