Технологическая карта урока. Литературное чтение 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Технологическая карта урока литерное чтение 4 класс. Программа Школа России. Анализ стихотворения И.Бунина "Листопад"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologich_karta_liter_4_klass.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения 4класс УМК «Школа России»
Учитель: Белова Валентина Владимировна ГБОУ школа № 605
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: Ознакомление
Технологическая карта изучения темы: Анализ отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад».
Тема | Анализ стихотворения И. А. Бунина «Листопад» |
Задачи |
|
Планируемый результат | Предметные: Совершенствование умения анализировать лирическое стихотворение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас. Личностные: Проявлять интерес к поэзии. Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Метапредметные: Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Планировать деятельность на уроке под руководством учителя. Работать в паре и оценивать товарища. Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме. |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Ресурсы | Литературное чтение 4класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, аудио проигрыватель, пьеса П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года», Ожегов Толковый словарь, изображение терема |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Ход урока | |||||
Технология проведения | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Оргмомент | Проверяет готовность учащихся к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой. | ||||
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Определение темы урока. | Представляют осенний лес, называют краски, которые должен взять художник, чтобы нарисовать картину и назвать её осенний лес. Вспоминают стихотворение А.С. Пушкина «Осень», подбирают синонимы к слову багрец. Формулируют тему урока. Слушают пьесу «Октябрь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Высказывают свои впечатления, чувства от прослушанной музыки. | Предлагает вспомнить осенний лес и назвать краски, которые художник должен взять, чтобы написать картину и назвать её осенний лес. Просит вспомнить стихотворение А.С.Пушкина « Осень» и подобрать синонимы к слову багрец. Задаёт вопросы , помогает сформулировать тему урока. Перед знакомством с произведением И.Бунина «Листопад» предлагает послушать пьесу П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Просит поделиться своими чувствами после прослушивания. | Все вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своём прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину и назвать её осенний лес? Вспомните стихотворение А.С. Пушкина «Осень», в котором он пишет: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса». Подберите синонимы к слову багрец. Этими словами называют густой тёмный оттенок красного. А вы видели багряные листья? Художники и поэты не только более наблюдательны, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать стихотворение? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Но перед тем как познакомиться с его стихотворением «Листопад», послушайте, пожалуйста, произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Что вы услышали в музыке? -Что почувствовали? -Что представили себе, пока слушали музыку? Как вы думаете, как называется эта пьеса? Это «Октябрь». | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные УУД). высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, (Познавательные УУД) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) Преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других. (Коммуникативные УУД) умение совместно работать с одноклассниками(Коммуникативные УУД) | |
3.Знакомство с произведением. Постановка учебной задачи. | Слушают стихотворение с предварительно поставленной целью, обращают внимание на краски, которые использует поэт. Высказывают своё впечатление: понравилось ли стихотворение, отвечают на вопросы учителя. Определяют учебную задачу. | Читает стихотворение (или хорошо читающий ученик), ставит перед учащимися задачу обратить внимание на краски, которые использует поэт. Просит высказать соё впечатление после прочтения стихотворения. Задаёт вопросы на первичное восприятие. Предлагает определить учебную задачу. | Давайте прочитаем стихотворение и обратим внимание на то, какие краски использует поэт. Откройте учебники на стр.152 -Понравилось ли вам это стихотворение? - Какое время года описывает поэт? Докажите. С каким чувством поэт описывает лес? Вы прослушали стихотворение И.Бунина «Листопад». Как вы думаете, какую работу можно провести по его содержанию? | Осознанное чтение | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя(Регулятивные УУД) Осуществлять взаимоконтроль(Регулятивные УУД) высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, (Познавательные УУД) |
4. Словарная работа. Постановка проблемы. | Самостоятельно читают произведение, отмечают, если есть непонятные слова. Затем в словаре Ожегова находят определение непонятных слов. | Предлагает прочитать ещё раз самостоятельно, отметив непонятные слова и затем найти их значение в словаре Ожегова. | Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно и отметьте непонятные слова. Заворожённый Лиловый Лазурь Найдём значение этих слов в словаре Ожегова. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные УУД). корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения(Регулятивные УУД) высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, (Познавательные УУД) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) | |
5.Анализ стихотворения. | Читают первые 4 строчки стихотворения. Называют краски, которые поэт использует, чтобы передать восхищение осенним лесом. Если встретились незнакомые цвета, называют. Высказывают мнения о том какой цвет оказался неожиданным. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Объясняют понятие терем. Рассказывают, что знают о теремах и слушают рассказ учителя. Читают следующие 10 строк. Отвечают на вопросы учителя по содержанию. Находят в тексте сравнения. Высказывают мнение почему поэт написал слово Осень с заглавной буквы. Вспоминают прием олицетворение. Характеризуют Бунинскую Осень. Дочитывают стихотворение да конца. Отвечают на вопросы. Готовятся к выразительному чтению, читают отрывок так, чтобы было слышно как листики зашуршали. Читают последнюю строчку так, чтобы обозначить аллитерацию. Находят в стихотворении предложения со словом сегодня, рассуждают, почему Бунин употребил это слово трижды . Делятся своими чувствами, которые пробуждает в душе это стихотворение. | Предлагает прочитать первые 4 строчки стихотворения. Назвать краски, цвета, которые поэт использует, чтобы передать восхищение осенним лесом. Спрашивает, какие цвета незнакомы и какой цвет в описании оказался неожиданным. Задает вопросы по содержанию, уточняет определение слова терем и рассказывает о теремах в Древней Руси. Предлагает прочитать следующие 10 строк. Задает вопросы по содержанию. Просит найти в тексте сравнения. Уточняет понимание того, почему слово Осень написано с заглавной буквы, подводя к понятию олицетворение. Просит охарактеризовать Бунинскую Осень. Предлагает дочитать стихотворение до конца. Задает вопросы по содержанию. Просит прочитать строки стихотворения так, чтобы слышно было как зашуршали листики. Предлагает прочитать последнюю строчку так, чтобы обозначить аллитерацию. Обращает внимание на то, что поэт трижды употребил слово сегодня. Просит найти эти предложения в тексте и подумать почему Бунин подчеркнул это слово. Предлагает поделиться своими чувствами от стихотворения. | Прочитайте первые 4 строчки стихотворения. Какие цвета, краски называет поэт , чтобы передать восхищение красотой осеннего леса? Какие цвета не знакомы вам и не можете их представить? Какой цвет оказался для вас неожиданным? Что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его? Найдите и прочитайте отрывок. Видели ли вы терем? Терема строили в Древней Руси. Кто жил в теремах? Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. В селе Коломенское был построен деревянный теремной дворец для царя. Он был богато украшен резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема. Прочитайте следующие 10строк. Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? Какие деревья напоминали ему вышки? Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов? Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем же там пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении. Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения. Найдите их в стихотворении. Почему слово Осень поэт пишет с заглавной буквы? Какой поэтический прием использует Бунин , рассказывая об Осени? Какова Осень в представлении поэта – веселая или грустная? Как вы догадались? Кого называют вдовой? Грустят вдовы, грустит и Осень Как вы думаете, о чем она грустит? Дочитайте стихотворение до конца. Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? Почему стало так тихо в лесу осенью? Бунин восхищается красотой осеннего леса. Почему же он не выразил это восклицательной интонацией? Какие слова помогают представить лесную тишину? Что нарушает тишину? Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Какие звуки будем выделять? А читать как будем громко или тихо? А теперь прочитаем последнюю строчку так, чтобы обозначить аллитерацию. Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово сегодня. Прочитайте все предложения, в которых есть слово сегодня. Как вам кажется, почему поэт подчеркнул это слово? Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение? Стихотворение начинается и заканчивается сравнением. Это сравнение, как рама, обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса. | Знание понятий олицетворение, аллитерация | Уметь делать выводы в результате совместной работы(Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других. (Коммуникативные УУД). воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся(Личностные УУД) |
6.Физкультминутка. | Под руководством учителя выполняют зарядку для глаз и правильной осанки. | Организует выполнение зарядки для глаз и правильной осанки. |
| ||
7. Самостоятельное применений открытых знаний. Работа в парах. | Вспоминают на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают в каком темпе и как тихо или громко надо читать. Читают вполголоса. Затем читают друг другу в парах. Потом несколько учеников читают вслух. Оценивают свою работу. | Предлагает вспомнить, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Спрашивает в каком темпе надо читать стихотворение. Почему. Громко или тихо будем читать. Почему. Предлагает прочитать вполголоса. Затем прочитать друг другу в парах. Потом несколько учеников читают вслух. Предлагает оценить свою работу. | На что надо обращать внимание при подготовке к выразительному чтению? Как мы будем читать стихотворение быстро или медленно? Почему не следует торопливо читать стихотворение? Какую половину стихотворения будем читать громче, какую тише? Почему вторую половину следует читать тише? Будем читать вторую половину так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса. Прочитайте вполголоса. Теперь прочитайте в парах друг другу. Затем прочитаем вслух. Оцените свою работу. | Выразительное чтение | воспроизводить по памяти информацию,необходимую для решения учебной задачи (Познавательные УУД) Уметь делать выводы в результате совместной работы(Познавательные УУД) оценивать уровень владения тем или иным учебным действием Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;(Регулятивные УУД) Учиться выполнять различные роли в группе. (Коммуникативные УУД). |
8. Итог. Рефлексия. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение о поэте, как о человеке. Размышляют удалось ли нам понять чувства поэта. С помощью учителя делают вывод. Оценивают свою работу на уроке с помощью желтых и зеленых листочков. Пытаются поразмышлять, что самому в себе понравилось на уроке. | Подводит итог, спрашивая, о чем же это стихотворение, что вдохновило Бунина написать его, для чего он написал. Предлагает высказать свое мнение о поэте, как о человеке. Помогает сделать вывод. Предлагает оценить свою работу с помощью желтых и зеленых листочков. Спрашивает, что самому ученику понравилось в себе на этом уроке. Благодарит за работу. | О чем же это стихотворение? Что вдохновило Бунина написать его? А как вы думаете, для чего поэт написал его? Что вы можете сказать о поэте как о человеке? Удалось ли нам понять его чувства? Да, написать такое произведение может только человек, который очень любит свою Родину, умеет чувствовать ее и быть в гармонии с ней. Оцените свою работу на уроке. Поднимите желтый листочек, если вам все было понятно и работа была интересной, и зеленый, если вы испытывали какие – то затруднения. Что тебе понравилось в себе на этом уроке? Мне тоже очень понравилась ваша работа. Спасибо за урок. | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. (Личностные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;(Личностные УУД) анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека(Регулятивные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...