Урок литературного чтения во 2 классе на тему: "В. Осеева "Почему?""
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сивирина Юлия Вячеславовна

Открытый урок лиетратурного чтения во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I.Организационный этап

Приветствие, представление

Почему туман сегодня всё укрыл вокруг?

Почему луна исчезла ранним утром вдруг?

Почему всегда с улыбкой в школу мы идём?

Почему друзей в дороге за руку берём?

- В каких случаях задают вопрос « Почему»?

- Когда хотим узнать причину чего-то.

Когда нам непонятно.

II.Актуализация знаний

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Кто догадался, почему я начала урок именно с этого вопросительного слова? (Какое произведение вы прочитали к этому уроку? Кто его автор?)

При первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Настоящие читатели часто возвращаются к прочитанному, анализируют и обсуждают произведение!

Кто догадался, какая тема урока?

Какие задачи мы сегодня поставим?

Продолжить знакомство………

Учиться…..

Анализировать….

Всё это поможет нам выявить замысел автора и воспитательную ценность произведения.

- Рассказ Валентины Осеевой «Почему?»

- Продолжить знакомство с рассказом В. Осеевой «Почему?»

Учиться выразительно читать произведение и отвечать на вопросы

Анализировать действия героев произведения

II. Первичное закрепление:

- в знакомой ситуации (типовые)

- в изменённой ситуации (конструктивные)

1. Работа в парах

- Сейчас узнаем, насколько внимательно вы дома прочитали рассказ В. Осеевой «Почему?».

-Возьмите планшет и в приложении «Сканер» отсканируйте кюар код, перейдите по ссылке.

Вам надо: восстановить последовательность событий в рассказе – расположить картинки в правильном порядке.

-Сравните порядок картинок с эталоном на экране. Давайте вместе назовем события, изображенные на картинках.

План правильный.

  1. Чашка разбилась.
  2. Это … Бум!
  3. Бум наказан.
  4. Стыдно.
  5. Признание
  6.  Все дома!

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

- Оцените свою работу. Если вы выполнили задание безошибочно –закрасьте звездочку на листе достижений зеленым цветом, если допустили ошибки – желтым, не справились – красным.

III. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1. Беседа по содержанию

2. Работа в группах

      1.- Какая неприятность случилась с мальчиком во время ужина? (стр. 96-97)

  1. Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.

Зачитайте слова мамы (стр.97)

  1.  Зачитайте, как выглядел в этот момент мальчик

 (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели)

  1. - Почему мальчик не признался маме сразу? Почему чашка была так дорога?

(Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).

  1. - Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
  2. Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

Найдите и зачитайте подтверждение в тексте, начиная со слов

« Не пускай…..» (стр.98)

6.– Что испытывал мальчик? (Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести)

Работа в группах. 

Повернитесь друг к другу.

Обратите внимание на правила поведения при работе в группе( прочитать)

Деформированный текст.

Первый текст: 

Прочитайте отрывок из рассказа на карточке, сравните его с текстом в учебнике. Исправьте то, что я изменила.

Второй текст:

-Выбрать и отметить в списке фразы, которые передают состояния мальчика и встречаются в тексте рассказа.

Третий текст:

-Заполните пропуски в тексте, пользуясь учебником. Приготовьтесь прочитать фрагмент выразительно.

Если все готовы послушать, что у вас получилось, сядьте правильно.

Проверка

Первый текст

Сделайте вывод, как изменился текст, после замены или пропуска слов?

Вывод:  для понимания качеств личности героя, его состояния важно каждое слово в рассказе.

Второй текст

О чем свидетельствует такое поведение?

Вывод: Поведение человека всегда выдает его внутреннее состояние. Действия мальчика показывают, что на его душе неспокойно. 

Третий текст

Вывод: - Как вы думаете, почему автор приводит описание природы? Обратите внимание на вставленные вами слова. Какие краски использовала  Валентина Осеева  для изображения душевного состояния главного героя?

После ужина небо вдруг

потемнело, откуда-то выплыли тучи  и остановились над нашим домом.

 За окном было черно.

 Ветер качал деревья.

 Всё самое страшное, тоскливое  и пугающее  собралось для меня за этим ночным окном.

Вывод: Изображение природы соответствует внутреннему  состоянию мальчика. Помогает сильнее почувствовать переживания героя.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

- Оцените свою работу. Если вы выполнили задание полностью –закрасьте звездочку на листе достижений зеленым цветом, если допустили ошибки – желтым, не справились – красным.

-А сейчас встаньте со своих мест. Приготовьтесь активно двигаться.

Физминутка

-Повторяйте внимательно за героями на экране.

-Сядьте правильно, продолжаем работу.

- Он разбил чашку и обманул маму, чтобы избежать наказание

- Очень расстроилась

- Рассеянно, испуганно, очень боялся

- Испугался наказания и обиды мамы

- Конечно, она задавала мальчику вопросы, чтобы он признался

- Его мучала совесть

- Текст передает состояние мальчика, слова текста очень важны для представления всей карты событий

- Поведение человека всегда выдает его внутреннее состояние. Действия мальчика показывают, что на его душе неспокойно.

- Состояние природы соответствует внутреннему состоянию мальчика

-Темные, черные краски.

Страшное, тоскливое небо.

IV. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1. Составление кластера

Признался ли мальчик, что это он разбил чашку? Что его подтолкнуло сказать правду маме?

Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу,  начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум.

Совесть не давала ему покоя. (на слайд)

Как вы понимаете эти слова?

Что такое совесть? Где можно найти ответ? (в словаре)

Школьники наиболее часто пользуются словарем Сергея Ожегова.

Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и как правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

Обратите внимание на солнышко на слайде. Для того, чтобы оно стало еще ярче нам необходимо выполнить задания.

Давайте прочитаем выражения со словом совесть и попробуем объяснить их значение.

Слайд солнце

(Если один ребенок не справляется, дети помогают)

Вывод: Молодцы, дети! Надеюсь, что ваша совесть будет чистой и спокойной.

Индивидуальная работа – составление кластера.

У каждого из вас есть схема с «окошками», которые необходимо заполнить предложенными словами и словосочетаниями: разбитая чашка, легко на душе, обман, признание и мучает совесть. Подумайте, как связаны эти понятия. Впишите слова в пустые прямоугольники и приготовьтесь объяснить свой выбор.

Если вдруг затрудняетесь, подумайте, что явилось проблемой. Как сначала поступил герой? К чему это привело? Что он сделал потом? Как изменилось его состояние?

(Заполняют, сравнивают с эталоном, объясняют)

Верно, эта схема демонстрирует жизненное правило: если ты кого-то обманул, то тебя будет мучить совесть и только признание может принести облегчение.

Оценка

-А теперь я хочу, чтобы вы снова поработали в  парах. На столах у вас лежат картинки к произведению. Выберите одну из них и раскрасьте, передавая цветом настроение героя.

В. Осеева заканчивает свой рассказ тремя «Почему?». Как вы думаете, кто задавал эти вопросы?

На слайде

Найдите, какой вопрос задавал каждый из героев?

На слайде появляются вопросы

На какой из этих вопросов вы хотели бы ответить?

Мне кажется, что писательница, прежде всего, хотела бы ответить на вопрос юных читателей и главного героя. Если вы поняли идею произведения, то без труда ответите на вопрос мальчика.

-Мальчик признался посреди ночи, потому что его грызла совесть и он слышал лай Бума.

- Мысли не выходили из его головы, он чувствовал свою вину и не мог с эти смириться

Объясняют значение каждого слова

- Да, эта схема верно передает последовательность состояний при обмане и при признании

-Мама, мальчик, Бум

- Она верила

V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Поставьте себя на место персонажей произведения и постарайтесь дать ответ сыну.

Какой урок вынес мальчик из этого случая? А вы?

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

Если вы сегодня были честны сами с собой, честно трудились, закрасьте звездочку в листе достижений зеленым цветом, если работали не в полную силу – желтым, не старались – красным.

Посмотрите на свой лист достижений и посчитайте, каких звездочек у вас больше.

Встаньте те ребята, у которых больше всего зеленых звездочек.

Поднимите руку те, у кото больше желтых звездочек.

Я рада вашей честности и старанию.

Если среди ваших звездочек оказались красные, значит, вам нужно быть внимательнее.

Обратите внимание на выставку книг В. Осеевой. Какие из этих книг вы читали?

Сегодня вы хорошо работали, нам удалось вывести один из важных законов жизни, а если вы хотите, вырасти хорошими, честными, порядочными людьми, советую Вам прочитать и другие рассказы Валентины Осеевой, которые послужат уроками добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....