Технологическая карта урока по литературному чтению "Ребёнок на войне" по произведению В.П. Катаева "Сын полка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению "Ребёнок на войне"  по произведению В.П. Катаева "Сын полка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_rebenok_na_voyne.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ребенок на войне»

УМК: «Начальная школа 21 века»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тип урока: структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель: выявление черт характера главного героя, через анализ глав произведения В.П. Катаева «Сын полка»

Задачи:

-продолжить знакомство с отдельными главами произведения В.П. Катаева «Сын полка»;

-формировать умение анализировать текст, находить ответ в тексте (прогнозировать содержание, отвечать на вопросы по содержанию);

-учить представлять и интерпретировать образ и поступки героев, выделять черты их характера:

-учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении;

-совершенствовать навык осознанного и выразительного чтения вслух и про себя;

-способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

-понимать главную мысль (тему) произведения и сюжет в целом;

-представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст;

-развивать учебные и читательские умения;

-отрабатывать навык чтения вслух, молча и по ролям.

Метапредметные:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной целью;

-уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний;

-осуществлять анализ объектов;

-находить ответы на вопросы в тексте;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Личностные:

-проявлять познавательный интерес и творческую активность.

Методы и приемы: буктрейлер, письмо от героя, работа в группах, графический кластер.

Средства: текст художественного произведения В.П. Катаева «Сын Полка».

Ресурсы

Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия в 2 ч. Ч.2/ авт.-сост. Л.А. Ефросинина, презентация, выставка книг.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята!

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

Приветствуют учителя, друг друга.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

-Ребята, вашим домашним заданием было подготовить краткий пересказ глав повести с применением цифровых образовательных ресурсов, а так же рисунки по теме «Дети войны» и «Великая победа».

Оформлена выставка рисунков по темам задания.

Просмотр буктрейлера по произведению В.П. Катаева «Сын полка».

Звучит музыка, дети импровизируют мирную жизнь, затем раздается вой сирены, взрывы, начинается паника, звучит голос Левитана о начале Великой Отечественной войны, девочки становятся по краям, мальчики выстраиваются в 2 шеренги, надев пилотки, уходят на войну и все садятся на места. Дети, заранее подготовленные читают стихи о войне – 4 учащихся.

-Какому событию посвящена данная постановка?

-О ком говорится в стихотворениях?

-На прошлых занятиях мы познакомились с творчеством В.П. Катаева и прочитали его произведение «Сын полка». Как же связано данное произведение с мальчиками – солдатами?

Предположите.

-Скажите, ребята, а как мы с вами, нынешнее поколение, узнаем о событиях той страшной войны.

Представлена выставка книг, посвященная детям, участникам Великой Отечественной войны.

-Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сел. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Мальчишки и девчонки… На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями.

И ни на миг не дрогнули юные сердца! Детям войны, их мужеству и героизму, посвящены многие замечательные книги.

Представляют домашнее задание.

Читают стихи.

1 ученик:

-Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами...

2 ученик:

-Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести...

3 ученик:

-Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики – стиснув автоматы.

4 ученик:

-Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.

Великой Отечественной войне.

О мальчиках – воинах.

Высказывают предположения.

Из воспоминаний ветеранов, песен, книг.

Смотрят на выставку книг, посвященную детям, участникам Великой Отечественной войны.

Постановка цели урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

Прием «Письмо от героя».

-Как вы думаете, о судьбе какого мальчика хочет узнать автор письма?

-Сегодня на уроке мы поговорим о нем.

-Какова тема урока? Слайд №1

-Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Они воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы, что закалило их характер. Слайд №2

-В произведении В.П. Катаева «Сын полка» скрыто много черт характера главного героя, которые помогли ему пройти все испытания, приподнесенные войной. Скажите, какую цель мы можем поставить перед собой на данный урок? Слайд №3

Физкульминутка.

Читает письмо. (1 учащийся)

На дорогах войны, однажды, у меня произошла встреча с одним мальчиком, лет 11-12 на вид. Это было у штаба, в лесу. Сначала мне он показался довольно подозрительным гражданином, уж очень много вопросов задавал. А когда узнал, что я солдат гвардейской кавалерии (хотя мне в ту пору было всего 14 лет), очень расстроился, потому что его артиллерийские разведчики не оставили у себя, а отправили в тыл. Как звали его, не успел спросить, но очень хочу узнать, что с ним произошло потом, и как сложилась его судьба.

Ефрейтор гвардейской кавалерии Вознесенский

-О Ване Солнцеве.

-«Ребенок на войне».

-Выявление черт характера главного героя, через анализ глав произведения В.П. Катаева «Сын полка»

Выполняют движения под песню «Журавли».

Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые), в измененной ситуации (конструктивные)

-Вспомнив, краткое содержание произведения через просмотр буктрейлера, предлагаю вам отправиться в разведку группами с определенными заданиями, чтобы собрать необходимые сведения о характере и образе Вани Солнцева. При этом у каждой группы своё задание. Слайд №4

-При выполнении заданий вы можете пользоваться карточкой-помощницей «Качества характера». Слайд №5

1 группа – Портрет. Карточка №1

2 группа – Речь и внутреннее состояние героя. Карточка №2

3 группа – Взаимоотношения с окружающими. Карточка №3

4 группа – Поступки и действия героя. Карточка №4

Карточки представлены в приложении.

Работа в группах.

Старшие групп докладывают о выполнении заданий.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

При организации защиты работы групп, в ходе обсуждения составляется кластер «Ваня Солнцев» графически в виде солнца, каждый луч – это черта характера главного героя.

Выходят к доске, составляют солнце.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его проведении

-Да, Ване Солнцеву посчастливилось остаться в живых. И у нас есть с вами возможность написать либо письмо, либо поздравительную открытку, но с поправкой, что сейчас это ветеран Великой Отечественной войны Иван Иванович Солнцев. В своем письме выразите свои чувства от прочитанной повести, поделитесь с пожилым человеком своими переживаниями, которые вы испытывали во время чтения произведения, задайте главному герою вопросы, которые вас интересуют. Не забудьте про цитаты. Объем работы- 1 лист.

-Те, кто будут писать поздравительную открытку, найдите теплые слова - поздравления и пожелания.

Слушают.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

-В наше время проходят боевые действия, в которых задействованы солдаты Российской армии – отцы, старшие братья, дяди, защищающие рубежи нашей Родины, проявляющие героизм на полях сражений. Некоторые из них погибают, выполняя свой долг.

-А сейчас я предлагаю вам продолжить предложения:

-Солдат России - это…

-Я понял, чтобы быть солдатом России…

-Я уважаю солдат России, потому что… Слайд №6

-Давайте же почтим минутой молчания всех солдат, которые воевали за светлое будущее своих потомков, чтобы мы с вами могли жить под мирным небом над головой. Слайд №7

Высказывают свои предположения.

Минута молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведение.

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс  К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».  Музыкальное сопровождение произведение....

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "В.П.Катаев «Сын полка»".

Цель урока: создать условия для ознакомления с отдельными главами произведения В.П. Катаева "Сын полка".Задачи: 1.Совершенствовать умение анализировать художественное произведение с цел...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс. "Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе."

Технологическая карта урока по литературному чтению. Программа "Перспектива", 3 класс. Тема: "Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе."...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Ночные» произведения. С.Г. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды»

Учить детей анализировать произведение, делать выводы, давать характеристику героев; развивать умение устно и письменно выражать отношение к прочитанному; развивать речь детей, мыслительную деятельнос...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...

Приложение к технологической карте урока по литературному чтению "Ребёнок на войне" по произведению В.П. Катаева "Сын полка"

Приложение к технологической карте урока по литературному чтению "Ребёнок на войне" по произведению В.П. Катаева "Сын полка"...

Презентация к технологической карте урока по литературному чтению "Ребёнок на войне" по произведению В.П. Катаева "Сын полка"

Презентация к технологической карте урока по литературному чтению "Ребёнок на войне" по произведению В.П. Катаева "Сын полка"...