Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
методическая разработка по чтению (4 класс)
Представлена методическая разработка по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemysh.docx | 53.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема урока: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш».
Класс: 4.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении произведения Д.М Мамина-Сибиряка «Приёмыш».
Задачи: | Планируемые результаты: |
Дидактические: 1. Формировать представление о жизни и творчестве писателя. 2. Формировать умение: читать выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения после предварительной подготовки. 3. Формировать умение: анализировать текст. | Предметные. Уч-ся научатся: - воспринимать факты биографии автора, соотносить их с общей идеей текста; -читать выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения после предварительной подготовки. Уч-ся получат возможность научиться: - использовать простейшие приёмы анализа текстов. |
Развивающие: 1.Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль, коррекцию деятельности; осуществлять самооценку деятельности. 2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; синтез как составление целого из частей; осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков; осуществлять обобщение изученного. 3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью. | 1.Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся: - осуществлять волевую саморегуляцию; - принимать и сохранять учебную задачу. Уч-ся получат возможность научиться: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия. -осуществлять контроль, коррекцию деятельности. -осуществлять самооценку деятельности. 2. Познавательные: - Учащиеся научатся: - синтез как составление целого из частей; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Уч-ся получат возможность научиться: - осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков; - осуществлять обобщение изученного. 3.Коммуникативные: Учащиеся научатся: - слушать и понимать речь других. Уч-ся получат возможность научиться: - владеть диалогической речью. |
Воспитательные: -вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,парная.
Дидактические средства: учебник.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | |||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должен лежать учебник. – Девизом нашего урока я хотела взять пословицу. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать. Для этого поработайте в паре. День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку. – Какую пословицу собрали? -Какое слово в этой пословице является важным? -Т.е. мудрый - это тот, кто обладает большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом. - Подберите к слову Мудрый синонимы. – Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Почему? -Как вы понимаете эту пословицу? - Итак, девизом нашего урока пусть будут слова пословицы: «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости». – К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. | Приветствуют учителя. -Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. -Мудрость. -Обладающий большим умом. Основанный на больших знаниях, опыте. -Умный, разумный, толковый, здравомыслящий. -Нельзя, для того чтобы стать мудрым, нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом. -Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт | Р: осуществлять волевую саморегуляцию К: владеть диалогической речью | |||||
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | - Чему мы учимся на уроках чтения? - Поэтому на первое место ставится умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика. Давайте сделаем упражнение на развитие дыхания«Проколотый мяч». - Представьте, что у вас на уровне груди большой мяч. Он проколот. Если на него нажимать, слышно как выходит воздух – ссссссс. Будем нажимать на мяч легко без усилий. (3-4р.). -Посмотрите на портрет писателя. Каким он вам представляется по характеру? - Теперь мы с вами ближе познакомимся с этим писателем. Сейчас я буду рассказывать вам биографию автора, а вы внимательно слушайте. - Написал это произведение (Портрет М.- Сибиряка с датой рождения) Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - русский писатель, который родился в 1852 году, в одном из рабочих посёлков на Урале. В своих произведениях, а он их написал более 150, он с любовью описывал простой народ и красоту уральской природы. Первые свои рассказы он подписывал именем Дмитрий Сибиряк - это его псевдоним - литературное имя, так делали и делают многие писатели, а затем к нему присоединилась и настоящая фамилия автора Мамин. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг, поэтому и любовь к чтению и к литературе появилась уже в детстве. -Где родился писатель? -Что описывал в своих произведениях писатель? -Какой псевдоним у писателя? -Настоящая фамилия писателя? | - На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать. Вместе с учителем выполняют упражнение -Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Внимательно слушают. -На Урале -Простой народ и красоту уральской природы -Сибиряк -Мамин | Воспринимать факты биографии автора, соотносить их с общей идеей текста. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической речью К: слушать и понимать речь других. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | |||
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Но для того чтобы узнать название произведения, которое мы будем изучать, я предлагаю Вам разгадать шараду. Зачеркните в ряду буквы а/у. у п а р и а у ё м у а ы у ш а Что за слово получилось? Как вы думаете, что обозначает это слово? Какие чувства вызывает у вас это слово? Ребята, можете вы по названию, определить, о чём пойдет речь в этом произведении? Какова же будет цель нашего сегодняшнего урока? - А как мы будем знакомиться? | Отвечают «Приёмыш». Отвечают Познакомиться с произведениемД.М Мамина-Сибиряка«Приёмыш». | К: владеть диалогической речью Р: принимать и сохранять учебную задачу. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | ||||
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесный(беседа) | А теперь давайте определим задачи нашего урока. 1. Познакомимся с биографией автора. 2. Прочитаем произведение. 3. Проанализируем отрывки рассказа. | Определяют задачи | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | ||||
5.Реализация построенного проекта | Словесный(беседа) Практический (упражнение) | Перед прочтением произведения давайте разберем трудные, непонятные слова и выражения, которые могут нам встретиться в тексте. Как думаете, что означает слово: Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания. А слово: Бобылём - в одиночестве. А что означает слово: Увечить - физически расправляться, калечить. А слово Хиреет - болеет, чахнет. Как думаете, что значит слово Божья тварь – всё живое, созданное Богом. А теперь давайте я прочитаю вам первую часть произведения. Понравился ли вам отрывок? Какое настроение он вызвал? Можно уже по первой части определить, о ком или о чём это произведение? - Почему автор назвал его Приёмышем? - Можно по первой части определить, к какому жанру мы отнесём это произведение? - Почему? - А какова его тема? А сейчас я прочитаю вам вторую часть произведения. | Слушают учителя. -О лебеде. -Еще не понятно. -Рассказ. -Описаны события, которые могли происходить в реальной жизни. -О животных Слушают и следят по тексту. | Читать выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения после предварительной подготовки. | К: владеть диалогической речью К: слушать и понимать речь других. П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |||
6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи | Словесный (беседа) Частично- поисковый (анализ текста) | Физминутка Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. -Где происходят события? -Назовите героев рассказа? Кто такой Приёмыш? -Как лебедь оказался у Тараса?(выборочное чтение) -Какие отношения сложились между героями?(выборочное чтение) - Каким вы представляете себе Тараса? - Какие средства литературной выразительности использовал автор, вкладывая в уста Тараса красивые слова? -Для чего он это делал? А вот как Камиль Сен-Санс показал красоту лебедя с помощью музыки. - Что вы представляли во время прослушивания композиции? -Можно ли не восхищаться такой красотой? Один мыслитель сказал, что к красоте можно прикоснуться только сердцем. Относится ли это к взаимоотношениям Тараса и Приемыша? -Можно ли сказать, что дедушка считал лебедя и пса своей семьей? Почему? - Какова основная мысль отрывков? Что нам хотел сказать автор? Чему научить? | -Светлое озеро (на Урале), рыбачья сторожка. Автор, Тарас, Соболько, приёмыш. Зачитывают Зачитывают -Эпитеты -Показать красоту лебедя, доказать сильную привязанность Тараса Слушают композицию Ответы детей Да Относится -Разговаривает с ними, сравнивает с человеком, наделяет человеческими качествами | Использовать простейшие приёмы анализа текстов. | К: владеть диалогической речью П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | |||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) | - Сейчас нашей задачей будет составить синквейн на тему: «Приёмыш» Синквейн– это не простое стихотворение, а пятистишие, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Я приведу вам пример синквейна на тему «Солнце» Солнце. Яркое, теплое. Согревает, освещает, привлекает. Украшает небесное пространство. Звезда. | Составляют синквейн. | П: синтез как составление целого из частей. Р: осуществлять контроль, коррекцию деятельности. | |||||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный (беседа) | - Я предлагаю высказать своё отношение (закончите понравившееся предложение): 1.На уроке мы познакомились … 2. Первая и вторая часть произведения вызвали у меня чувства… 3. Хочу поблагодарить… 4. Что мы узнали из отрывка произведения? - Проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока. Закончите фразу: «Сострадание к животным так тесно связано с _______ характера». | Ответы обучающихся. -Добротой | К: владеть диалогической речью П:осуществлять обобщение изученного | |||||
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Вот и подходит к концу наш урок. – Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. – Стали вы мудрее? В чем? - Чтение произведений Д.М Мамина-Сибиряка обогащает нас знанием жизни, родного языка. Произведения учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новым произведением, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Достигли ли мы своей цели? Все ли задачи решены? Ребята, а сейчас поднимите руки те, кто - отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! А теперь те, кто - недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз обязательно добьётся успеха! | «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости». Ответы обучающихся. Оценивают свою деятельность на уроке. | Анализировать текст. | К: владеть диалогической речью Р: осуществлять самооценку деятельности | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.
Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого Трубочиска Яшу» 3 класс "Перспектива".
Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого Трубочиска Яшу»....
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" 3 класс "Перспектива"
"Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу"...
Урок по литературному чтению по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»Урок – дискуссияЦель: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.Задачи урока:Учебные: сформировать...
Методическая разработка. Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов " Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс
Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс...