Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Бовкун Елизавета Дмитриевна

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemysh.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш».

Класс: 4.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении произведения Д.М Мамина-Сибиряка
 «Приёмыш».

Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

1.        Формировать представление о жизни и творчестве писателя.

2.         Формировать умение: читать выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения после предварительной подготовки.

3.        Формировать умение: анализировать текст.

Предметные.

Уч-ся научатся:

- воспринимать факты биографии автора, соотносить их с общей идеей текста;

-читать выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения после предварительной подготовки.

Уч-ся получат возможность научиться:

- использовать простейшие приёмы анализа текстов.

Развивающие:

1.Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль, коррекцию деятельности; осуществлять самооценку деятельности.

2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий; синтез как составление целого из частей; осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков; осуществлять обобщение изученного.

3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью.

1.Метапредметные:

Регулятивные: Учащиеся научатся:

- осуществлять волевую саморегуляцию;

- принимать и сохранять учебную задачу.

Уч-ся получат возможность научиться:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

-осуществлять контроль, коррекцию деятельности.

-осуществлять самооценку деятельности.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся:

- синтез как составление целого из частей;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Уч-ся получат возможность научиться:

- осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять обобщение изученного.

3.Коммуникативные: Учащиеся научатся:

- слушать и понимать речь других.

Уч-ся получат возможность научиться:

- владеть диалогической речью.

Воспитательные:
-воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,парная.

Дидактические средства: учебник.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должен лежать учебник.

– Девизом нашего урока я хотела взять пословицу. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать. Для этого поработайте в паре. 

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

-Какое слово в этой пословице является важным?

-Т.е. мудрый - это тот, кто обладает большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом.

- Подберите к слову Мудрый синонимы.

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Почему?

-Как вы понимаете эту пословицу?

- Итак, девизом нашего урока пусть будут слова пословицы: «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости».  

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. 

Приветствуют учителя.

-Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

-Мудрость.

-Обладающий большим умом. Основанный на больших знаниях, опыте.

-Умный, разумный, толковый, здравомыслящий.

-Нельзя, для того чтобы стать мудрым, нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом.

-Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт

Р: осуществлять волевую саморегуляцию

К: владеть диалогической речью

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

- Чему мы учимся на уроках чтения?

- Поэтому на первое место ставится умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика. Давайте сделаем упражнение на развитие дыхания«Проколотый мяч».

- Представьте, что у вас на уровне груди большой мяч. Он проколот. Если на него нажимать, слышно как выходит воздух – ссссссс. Будем нажимать на мяч легко без усилий. (3-4р.).

-Посмотрите на портрет писателя. Каким он вам представляется по характеру? 

- Теперь мы с вами ближе познакомимся с этим писателем.  Сейчас я буду рассказывать вам биографию автора, а вы внимательно слушайте.

 - Написал это произведение (Портрет М.- Сибиряка с датой рождения)

           Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - русский писатель, который родился в 1852 году, в одном из рабочих посёлков на Урале. В своих произведениях, а он их написал более 150, он с любовью описывал простой народ и красоту уральской природы. Первые свои рассказы он подписывал именем Дмитрий Сибиряк - это его псевдоним - литературное имя, так делали и делают многие писатели, а затем к нему присоединилась и настоящая фамилия автора Мамин. Семья Маминых жила небогато, но в их доме было всегда много книг, поэтому и любовь к чтению и к литературе появилась уже в детстве.

-Где родился писатель?

-Что описывал в своих произведениях писатель?

-Какой псевдоним у писателя?

-Настоящая фамилия писателя?

- На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.

Вместе с учителем выполняют упражнение

-Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

Внимательно слушают.

-На Урале

-Простой народ и красоту уральской природы

-Сибиряк

-Мамин

Воспринимать факты биографии автора, соотносить их с общей идеей текста.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: владеть диалогической речью

К: слушать и понимать речь других.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Но для того чтобы узнать название произведения, которое мы будем изучать, я предлагаю Вам разгадать шараду.

Зачеркните в ряду буквы а/у.

у п а р и а у ё м у а ы у ш а

Что за слово получилось?

Как вы думаете, что обозначает это слово?

Какие чувства вызывает у вас это слово?

Ребята, можете вы по названию, определить, о чём пойдет речь в этом произведении?

Какова же будет цель нашего сегодняшнего урока?

- А как мы будем знакомиться?

Отвечают «Приёмыш».

Отвечают

Познакомиться с произведениемД.М Мамина-Сибиряка«Приёмыш».

К: владеть диалогической речью

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный(беседа)

А теперь давайте определим задачи нашего урока.

1. Познакомимся с биографией автора.

2. Прочитаем произведение.

3. Проанализируем отрывки рассказа.

Определяют задачи

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

5.Реализация построенного проекта

Словесный(беседа)

Практический (упражнение)

Перед прочтением произведения давайте разберем трудные, непонятные слова и выражения, которые могут нам встретиться в тексте.

Как думаете, что означает слово:

Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.

А слово:

Бобылём - в одиночестве.

А что означает слово:

Увечить - физически расправляться, калечить.

А слово

Хиреет - болеет, чахнет.

Как думаете, что значит слово

Божья тварь – всё живое, созданное Богом. 

А теперь давайте я прочитаю вам первую часть произведения.

Понравился ли вам отрывок? Какое настроение он вызвал?

Можно уже по первой части определить, о ком или о чём это произведение? 

- Почему автор назвал его Приёмышем? 

- Можно по первой части определить, к  какому жанру мы отнесём это произведение?  

- Почему? 

- А какова его тема?

А сейчас я прочитаю вам вторую часть произведения.

Слушают учителя.

-О лебеде.

-Еще не понятно.

-Рассказ.

-Описаны события, которые могли происходить в реальной жизни.

-О животных

Слушают и следят по тексту.

Читать выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения после предварительной подготовки.

К: владеть диалогической речью

К: слушать и понимать речь других.

П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи

Словесный (беседа)

Частично- поисковый (анализ текста)

Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

-Где происходят события?

-Назовите героев рассказа?   Кто такой Приёмыш?  

-Как лебедь оказался у Тараса?(выборочное чтение)

-Какие отношения сложились между героями?(выборочное чтение)

- Каким вы представляете себе Тараса?

- Какие средства литературной выразительности использовал автор, вкладывая в уста Тараса красивые слова?  

-Для чего он это делал?

А вот как Камиль Сен-Санс показал красоту лебедя с помощью музыки.

- Что вы представляли во время прослушивания композиции?

-Можно ли не восхищаться такой красотой?

Один мыслитель сказал, что к красоте можно прикоснуться только сердцем. Относится ли это к   взаимоотношениям Тараса и Приемыша?

-Можно ли сказать, что дедушка считал лебедя и пса своей семьей? Почему?

- Какова основная мысль отрывков? Что нам хотел сказать автор? Чему научить?

-Светлое озеро (на Урале), рыбачья сторожка.

Автор, Тарас, Соболько, приёмыш.

Зачитывают

Зачитывают

-Эпитеты

-Показать красоту лебедя, доказать сильную привязанность Тараса

Слушают композицию

Ответы детей

Да

Относится

-Разговаривает с ними, сравнивает с человеком, наделяет человеческими качествами

Использовать простейшие приёмы анализа текстов.

К: владеть диалогической речью

П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)

- Сейчас нашей задачей будет составить синквейн на тему: «Приёмыш»

Синквейн– это не простое стихотворение, а пятистишие, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Я приведу вам пример синквейна на тему «Солнце»

Солнце.

Яркое, теплое.

Согревает, освещает, привлекает.

Украшает небесное пространство.

Звезда.

Составляют синквейн.

П: синтез как составление целого из частей.

Р: осуществлять контроль, коррекцию деятельности.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Словесный

(беседа)

- Я предлагаю высказать своё отношение (закончите понравившееся предложение):

1.На уроке мы познакомились …

2. Первая и вторая часть произведения вызвали у меня чувства…

3. Хочу поблагодарить…

4. Что мы узнали из отрывка произведения?

- Проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока.

Закончите фразу: «Сострадание к животным так тесно связано с _______ характера».  

Ответы обучающихся.

-Добротой

К: владеть диалогической речью

П:осуществлять обобщение изученного

9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

- Вот и подходит к концу наш урок.

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. 

– Стали вы мудрее? В чем?

- Чтение произведений Д.М Мамина-Сибиряка обогащает нас знанием жизни, родного языка. Произведения учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новым произведением, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях.

Достигли ли мы своей цели? Все ли задачи решены?

Ребята, а сейчас поднимите руки те, кто

- отлично работал на уроке и получил от него удовольствие!

А теперь те, кто

- недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз обязательно добьётся успеха!

«Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости».

Ответы обучающихся.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Анализировать текст.

К: владеть диалогической речью

Р: осуществлять самооценку деятельности

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.

Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...

Урок по литературному чтению по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»Урок – дискуссияЦель: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.Задачи урока:Учебные: сформировать...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов " Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс

Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс...