Раздел | Картины русской природы. |
Тема | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. |
Цели | Формировать умение читать лирические произведения, определять их настроение, слова, создающие настроение; формировать умение работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом; формировать умение анализировать произведение с помощью средств художественной выразительности. |
Термины и понятия | Лирическое произведение, стихотворение, автор, иллюстрация, художник-иллюстратор, научно-познавательные тексты, художественные тексты, средства художественное выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты. |
Планируемый результат |
Личностные УУД | Метапредметные УУД | Предметные УУД |
- Формирование интереса к такому виду литературного произведения, как стихотворение.
- Формировать мотивированный интерес к книге и чтению.
- Формирование желания читать стихотворения русских поэтов о природе.
- Формирование нравственное-этической ориентации с помощью рассмотрения стихотворений о природе в системе «Человек-природа».
| Познавательные: - Определять главную мысль и тему стихотворения и обосновывать своё мнение.
- Определять признаки научного и художественного текста.
- Определять признаки средств художественной выразительности их особенности и обосновывать своё мнение.
Регулятивные: - Выполнять учебное действие в соответствии с целью.
- Выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку.
- Ориентироваться в разных способах выполнения задания.
- Выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.
Коммуникативные: - Формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога;
- Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;
- Договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
| - Осмыслять лирические тексты, произведения и живописи.
- Находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, узнавать книги по обложке, сравнивать разные книги, классифицировать их.
- Проводить исследование содержания стихотворения и записывать результаты исследования в таблицу.
- Отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного стихотворения.
|
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Изобразительное искусство – образы природы, пейзаж. Русский язык – имя прилагательное. Окружающий мир – природа и человек. | Информационный материал: Учебник, ч. 1, с. 143-149. Демонстрационный материал: книги стихов русских поэтов по теме урока для выставки книг, рисунки обучающихся. Интерактивный материал: листы со стихотворением «Метель» Т.Коти, листы с таблицами для анализа стихотворения, презентация. | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Ход урока
|
I этап. Организационный момент 2 минуты |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Проверка готовности обучающихся к уроку.
- Создание психологического и эмоциональное комфорта в классе.
- Настроить обучающихся на занятие.
| - Ребята, прошу проверить готовность к уроку. На парте должен лежать учебник, дневник, тетрадь и пенал. - Вижу, что сегодня у вас замечательное настроение, прошу поделиться им с одноклассниками, мной и гостями. Улыбнитесь друг другу. Спасибо! - Мы начинаем наш урок, присаживайтесь. | Личностные умения: - Умение организовать своё рабочее место.
|
II этап. Речевая разминка 5 минут |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Разминка речевого аппарата.
- Формирование умения анализировать произведение.
| - Посмотрите на электронную доску, перед вами стихотворение Я́кова Ла́заревича Аки́ма. Я прочту его, а вы послушайте.
Он кружится, Легкий, новый, У ребят над головой. Он успел платок пуховый Расстелить над мостовой. Я. Аким - О чём это стихотворение? Как бы вы его назвали? (О первом снеге. Можно так и назвать «Первый снег».) - С чем сравнивает поэт снег? (С пуховым платком.) - Каким представляет автор снег? (Oн называет его новым, легким, потому что он первый.) - Давайте прочитаем это стихотворение шёпотом. Теперь давайте прочтём сначала шёпотом, потом усиливая голос к последним строкам и наоборот. - Попрошу желающих прочитать стихотворение выразительно. Молодцы!
| Познавательные умения: - Определять главную мысль стихотворения и обосновывать своё мнение.
- Определить особенности стихотворения, видение автора.
Коммуникативные умения: - Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные умения: - Работать с содержанием произведения.
|
III этап. Открытие темы и постановка целей урока. 3 минуты. |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Самостоятельное формулирование цели и темы урока.
| - Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня мы отправимся в нашу классную мини библиотеку. Перед вами выставка книг, журналов, сборников. Что объединяет все книги? Как можно назвать нашу выставку? («Произведения о природе», «Наше богатство» и др.). - Отлично. Можете ли назвать нашу цель урока? О чём мы сегодня будем говорит? Что вы узнаете? (Мы поговорим о поэтах, которые описывали природу, узнаем новые произведения о природе). | Коммуникативные умения: - Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные умения: - Проводить анализ объектов, выделять общие черты.
|
IV этап. Работа по теме урока. 5 минут. |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Актуализация знаний по разделу.
- Формирование умения анализировать произведение.
| - Давайте откроем учебник на стр. 149 и убедимся, были ли вы правы или нет. Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем? (Картины русской природы). Предлагаю вам полистать учебник с самого начала раздела и вспомнить произведения, которые мы прошли. (Стр. 144 – 148). Коротко формулируем тему каждого произведения из раздела. | Предметные умения: - Работа с книгой, поиск информации в учебнике.
- Работать со стихотворением.
- Читать стихотворение, определять главную мысль.
Коммуникативные умения: - Согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания;
- Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
|
Физкультминутка для глаз
|
IV этап. Работа по теме урока. 10 минут. |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Проводить анализ книг по внешним признакам и содержанию.
- Формирование умений выразительного чтения и чтения наизусть.
| - Можете закрыть и отложить учебники. Еще раз рассмотрите книги, представленные на выставке в нашей библиотеке. Что их объединяет? Чем они различаются? (Размер, объём, иллюстрации, авторы и др.) - Какие из них научно-познавательные, а какие художественные? Как это можно доказать? - По каким произведениям поставлены театральные спектакли, какие книги экранизированы? - Расскажите о своей книге. (Учащиеся представляют любимые книги.) - А сейчас настало время послушать стихи, которые вы приготовили к уроку и рисунки. (Выступления детей.)
- Я тоже приготовила к уроку стихотворение. Оно мне очень понравилось. Послушайте его.
Распахну окно навстречу свету! Тишь какая! Будто на века! Нету, нету, понимаешь, нету На земле красивей уголка, Чем вот этот, сотни раз воспетый Сотнями поэтов и певцов, Где зимой — зима, а лето — летом, А весна — так в щебете скворцов! Если осень — ах, какая осень! Тишь какая! Будто на века! Все спалит и лишь не тронет сосен Да седин у мамы на висках... М. Зайцев — Чем восхищается поэт? (Временами года.) Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть свое любимое. | Коммуникативные умения: - Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
- Внимательно слушать своих одноклассников.
Предметные умения: - Выразительное чтение стихотворения.
- Чтение стихотворения наизусть.
Личностные умения: - Проявление интереса к поэтически произведениям о природе.
|
Физкультминутка для тела
|
IV этап. Работа по теме урока. 10 минут. |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Формирование умения анализировать стихотворение.
- Заполнение таблицы.
| - Ребята, сейчас мы выполним анализ стихотворения. Для начала откроем тетради для творческих работ, запишем число, классная работа и тему урока. - У каждого на парте лежит стихотворение Т. Коти «Метель» и две таблицы. Работать вы будете в паре со своим соседом. Вам нужно будет прочесть стихотворение и заполнить таблицу. Таблицу нужно будет сохранить и приклеить дома. Приступим.
- Сначала выразительно прочтём стихотворение. (Один ученик читает, другие следят). Ах, какая снежная, белая метель, Крутится, вертится, словно карусель. Заметает улицу, как лиса хвостом, Не найти прохожим даже нужный дом. В кружевные сети ловит нас зима, Заметает ветер целые дома. Не боюсь метели, санки подхвачу И с высокой горки с вихрем покачу. Пусть снежинки колкие пляшут и звенят, Снова жду на горке я школьников-ребят. Вместе будем весело в саночках летать, Под метель задорные песни распевать!
- Спасибо. Ребята, какое у вас было настроение, когда вы слушали? О чём стихотворение? Какие картины представили?
- Молодцы. Теперь заполним таблицу. Вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем. Что такое сравнение, олицетворение и эпитеты? - Хорошо, посмотрите на доску. Верно ли вы ответили? - Ребята, теперь вы работаете с таблицей, заполняете её. На эту работу у вас есть 5 минут. Позже мы проверим. «Метель» Татьяна Коти | Эпитеты | Олицетворения | Сравнения |
|
|
|
- Проверяем заполнение таблицы с эталоном на доске. - Отлично, рада, что многие справились с заданием! | Регулятивные умения: - Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
- Контроля и коррекции своих действий.
Коммуникативные умения: - Работа в паре, управление собственным поведением: контроль, коррекция.
Предметные умения: - Проводить исследование содержания стихотворения и записывать результаты исследования в таблицу.
|
V этап. Рефлексия учебной деятельности. 2 минуты. |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Проведения анализа своей деятельности на уроке.
- Подведение итогов урока, формулирование выводов занятия.
| - Давайте подведём итоги нашего урока. Что вы узнали на сегодняшнем уроке? - С какими произведениями мы познакомились? Сравните их. - Достигли ли мы цели урока? - На какие вопросы вы получили ответы? - За что бы вы себя похвалили? Молодцы, я очень рада! | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
|
VI этап. Домашнее задание. 2 минуты. |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- Запись домашнего задания.
| Откройте дневники и запишите домашнее задание. Задание на выбор: - Попробовать сочинить небольшое стихотворение про природу. (4-8 строк)
- Подготовить презентацию про своё любимое произведение о природе.
| Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью
|