Конспект урока литературного чтения в 4 классе .Тема урока:" А.С. Пушкин «Зимнее утро"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Черменская Наталья Владимировна

урок по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Цели:

•        продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;

•        формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения)

•        развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом.

•        учить чувствовать учащимся душевное состояние, настроение поэта.

•        раскрывать его мысли, чувства в момент написания стихотворения.

•        воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С, Пушкина, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: свеча в подсвечнике, чернильница, перо, презентация.

Ход урока:

  1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Рассмотрим

художественно-изобразительные средства литературного произведения и мастерство автора при создании картин зимней природы. Постараемся проанализировать стихотворение и определить роль поэтического мастерства поэта.

  1. Как я уже сказала стихотворение «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике.

Что такое пейзаж?  (Это картина природы/ французское/)

Пейзажи могут создавать художники на полотне, а поэты и писатели с помощью художественного слова.

  1. Попробуем создать эмоциональное настроение и отправимся в небольшое путешествие по залам музея, где расположена выставка художников – пейзажистов.
  2. С детства мы читаем стихи Пушкина о зимней, весенней, осенней природе и  уже никогда их не забываем. Поэт словно открывает нам книгу природы, и мы вместе с ним любуемся багряными красками осени, таинственным лесом, уснувшим «в зимнем серебре», ощущаем свежий осенний холодок, вдыхаем колючий воздух, настоянный на крепком морозе. Вместе с Пушкиным живем мы в мире природы, и она живет вместе с нами.
  3. Излюбленным временем года Пушкина была осень. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень». В своём имении Болдино осенью 1830 года за два с половиной месяца он написал около сорока  произведений. Так он писал об осени:

              Унылая пора! Очей очарованье!

             Приятна мне твоя прощальная краса

             Люблю я пышное природы увяданье,

             В багрец и в золото одетые леса.

            Одним из нелюбимых времен года для  Пушкина было лето. Вот он как писал об этом в       отрывке из стихотворения «Осень».

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь...как поля, мы страждем от засухи.

А вот что пишет Пушкин о весне

…я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Много стихотворений он так же посвятил зиме.  Автор любил зиму и написал много стихотворений о зиме.

Сама идет красавица Зима.

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов:

  1. Замечательно то, что  в пушкинских стихах человек, живущий в мире природы, никогда не бывает равнодушен к ней. Она всегда вызывает у человека живые отклики, глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом. У нас возникают те же чувства, когда мы читаем стихи Пушкина о природе.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Понравилось вам стихотворение?

О чем в нем говорится? Какова тема?

Тема – это рассказ поэта о зиме, идея – восхищение красотой зимнего утра.

Какое настроение вызывает у вас это произведение?

( Радости.  Хочется очутиться среди сверкающего снега. Увидеть зимний лес, сесть в сани и прокатиться по снежной дорожке.)

Меняется ли настроение?  (Да, утро – вечер- утро; веселое – грустное – вновь веселое)

Но если стихотворение посвящено чудесному утру, зачем Пушкин вспоминает о вечере, когда «вьюга злилась». Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть красоту наступившего утра.

  1. Прежде чем анализировать стихотворение, обратимся к незнакомым словам.

Открой сомкнуты негой взоры (образное выражение ) – проснись.

Аврора - здесь: утренняя заря.

Вечор ( разговорное) – вчера вечером.

Предадимся бегу нетерпеливого коня – прокатимся быстро, не сдерживая коня.

Дремать – спать.

Мгла – непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма или сгущающихся сумерек)

Мутное небо – непрозрачное небо ( от набежавших или скрывших солнце туч)

Мрачные тучи ( переносный смысл ) – темные тучи

Лежанка  - кровать.

Кобылка – самка лошади

  1. Работа над содержанием стихотворения.

Из скольких частей состоит стихотворение.

Какими языковыми средствами пользуется автор? (олицетворение, сравнение, эпитеты)

В произведении два героя: сам автор – лирический герой и та красавица «друг милый» «друг прелестный»

Зачитаем первые строчки.

( Ясное  солнечное утро.  Снег ослепляет глаза. Мороз. )

Для передачи радостного настроения автор использует эпитеты – чудесный день, друг  прелестный, восклицательные предложения, устаревшие слова)

Вторая часть.

Что усиливает радость? Вчерашняя непогода.

(Представим картину – ветер шуршал по крыше, выла вьюга, мрачные тучи неслись по небу, мелкала луна)

Автор уточняет это словами  … И ты печальная сидела

Третья часть.

Опять рождается радость.

Описание зимнего пейзажа. Что описывает автор? (небо ,снег, лес …)

Какое художественное средство делает картину зимнего утра выразительным, ярким?

Эпитеты. Найдите их. (чудесное утро, голубые небеса)

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении предметов и явлений.

Оно помогает нам представить снег мягким и пушистым, как ковер. Мы видим ,как он искрится и сверкает.

Почему снег, как ковер? / вечером была метель, снег еще не примялся, он пушистый и мягкий/

Представим картину.

                4-я строфа.

 Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

/ встречаются повторения веселым треском трещит затопленная печь – аллитерия/

Обращение.

5 строфа

Настроение у автора улучшается. Ему становится тесно в комнате. Его куда то  тянет, на простор.

Чувства его переполняют. Он хочет увидеть поля, леса. Ему все дорого, что его окружает в тот момент /и берег милый/

Представим картину.

/Из окна виден деревенский двор, покрытый пушистым снегом. Снег сверкает, искрится. За забором тянется поле, за ним лес. Деревья стоят в пушистых шубках. Сверкает речка подо льдом, небо голубое. Морозно, но очень  радостно./

  1. Ребята, поистине чудесное утро описал нам Пушкин. Вот, что делает с человеком зимний пейзаж. Сегодня пасмурно, н я думаю, что ваше настроение улучшилось после знакомства с этим произведением.

  1. Попробуем передать все перемены настроения автора в выразительном стихотворении.

Постараемся читать его так, чтобы глаза слепило от яркого солнца и блеска снега, чтобы мороз пощипывал и румянил щеки, чтобы радость звенела в каждом слове.

  1. Домашнее задание.

(выучить стихотворение наизусть )

  1. Итог урока.

      Оценка работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

Интегрированный урок "А.С. Пушкин. Зимнее утро"

Красота зимней природы в поэзии, музыке, живописи. ЦЕЛИ: Расширить представления о творчестве поэта. Продолжить знакомства с художественными средствами, используемыми поэтом на примере сравнений. ...

Урок по литературному чтению в разделе "Русские поэты". Тема урока: А.С. Пушкин "Зимний вечер"". 3 класс

Исторический экскурс в жизнь и творчество Александра Сергеевича пушкина. На уроке углубленная работа над художественными средствами, расширение словарного запаса, умение чувствовать и понимать строй с...

Конспект урока чтения 3 класс Тема урока: И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь» школа 8 вида

Урок чтение 3 классТема урока:  И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»     Цель:     формирование навыка осознанного, правильного чтенияЗадачи: ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...

Презентация к уроку А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Презентация к уроку А.С.Пушкин "Зимнее утро"...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....