КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Епифанова Татьяна Анатольевна

Тема: «Е.Пермяк «Торопливый ножик».

 

Цель урока: формировать положительную мотивацию к предмету, организовать деятельность обучающегося по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков, формировать у ребёнка позитивного отношения к слушанию и чтению рассказа.

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_toroplivyy_nozhik.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО  УРОКА  ПО  ЧТЕНИЮ

ВО  2  КЛАССЕ  НА  ТЕМУ

«Рассказ Е. Пермяка «Торопливый ножик».

                                                   

Учитель надомного обучения

                                                               Епифанова Т.А.

Смоленск

2020 го

Урок чтения во 2 классе

Тема: «Е.Пермяк «Торопливый ножик».

Цель урока: формировать положительную мотивацию к предмету, организовать деятельность обучающегося по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков, формировать у ребёнка позитивного отношения к слушанию и чтению рассказа.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

Задачи формирования УУД.

Личностные: развитие учебно-познавательного интереса, желания учиться, формирование элементарного умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование нравственно - этических ориентиров; принимать и выполнять поставленную задачу, осознание значимости рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик», его поучительного смысла.

Регулятивные: умение применять учебную задачу; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение ясно и понятно выражать свои мысли, развивать речь; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; аргументировать высказывания.

Познавательные: формирование умения прогнозировать, анализировать текст для выявления простейших причинно- следственных связей; ориентироваться в тексте, на основе анализа объектов делать элементарные выводы; определять главное.

Планируемые результаты:

Знать: текст произведения;

Уметь: определять эмоциональный характер произведения, мотивацию персонажей. Иллюстрировать словесно прочитанное, выполнять навыки элементарного анализа произведения.

Материально-техническое оснащение урока:

выставка книг Е. Пермяка, текст рассказа «Торопливый ножик», карточки с текстами пословиц, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Посмотри внимательно, что мы сегодня приготовили к уроку?

2. Выставка книг.

- Посмотри, какие книги я принесла сегодня на урок. Это произведения автора, рассказ которого мы будем сегодня читать. Почти все книги - о людях- тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Писателю очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека «не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке», а в том, что руки эти делать могут.

3. Введение в тему урока. Целеполагание урока.

- Давай прочитаем фамилию автора на обложках книг. Слышал ли ты        когда-нибудь эту фамилию?  Теперь попробуем сформулировать тему нашего урока. Что мы должны будем узнать? Чему должны будем научиться?

  4. Словарная работа

- Прежде чем мы прочитаем рассказ, мы посмотрим на некоторые слова и объясним их значение, чтобы текст был нам понятен: «строгал,  косая, торопливый, вкривь, вкось, вильнуть».

5. Работа над рассказом.

-  Давай прочитаем заглавие текста.

Как ты понимаешь выражение «торопливый»? Кто у нас может торопиться? Человек или животное – живое существо, а как же тогда может торопиться неживой предмет - ножик?

- А теперь я буду читать текст, а ты внимательно слушать.

- Скажи, произошло с ножиком что-то волшебное?  Может быть, это сказка? А почему ты думаешь, что это рассказ? Так ножик сам строгал?

Попробуй ответить на некоторые вопросы по тексту:

- Почему Митя бросил работу?

- Какой совет дал отец сыну?

- Что значит терпению учить?

- Как ты думаешь, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда?

Какие качества, какие черты характера хотел воспитать отец у сына?

- Я буду сейчас перечислять качества человека, а ты будешь отвечать, правильно или нет: аккуратность, терпение, лень, небрежность, старание, поспешность, усидчивость.

                 

4. Физминутка зрительная.

5. Продолжение работы над рассказом. Пословицы.

- Скажи, а как строгал ножик, когда был торопливым? (То вкривь, то вкось).

- А как ножик стал строгать, когда стал терпеливым? (Потихонечку, полегонечку, осторожно, ровно, красиво, послушно).

- Скажи, пожалуйста, чему нас учит этот рассказ?

- А теперь давай прочитаем пословицы:

«Ученье – путь к уменью».

«К большому терпению придёт и умение»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Поспешишь – людей насмешишь»

«Семь раз отмерь, один – отрежь».

- Какая из  пословиц подходит к нашему рассказу?

6. Физминутка (двигательная).

7. Закрепление изученного материала.

-  Сейчас я хочу предложить небольшой тест-опрос по нашему рассказу. Я буду задавать вопросы по тексту, а ты слушай внимательно, если услышишь ошибку, то обязательно исправь меня.

  • Митя строгал палочку да бросил?
  • Палочка получилась ровная, красивая?
  • Митя сказал, что палочка получилась косая, потому что ножик плохой?
  • Папа посоветовал Мите заточить ножик?
  • Папа строгал палочку потихонечку, помаленечку, осторожно?
  • Митя понял, как нужно ножик терпению учить?
  • Быстро Митя научил ножик слушаться?
  • Ножик сначала торопился, спешил?
  • Митя заставил ножик терпеливым быть?
  • Это ножик научился терпению?

8. Итог урока.

- Мы сегодня хорошо поработали на уроке? Что на уроке запомнилось? Чему научились?

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

9. Рефлексия.

- Оцени свою работу с помощью смайлика. Улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустный – мне было грустно на уроке, мне нужна помощь.

Самоанализ урока чтения во 2 классе

Данный урок был проведён согласно планированию уроков чтения на второе полугодие в условиях надомного обучения.

Самоанализ начинаю с характеристики интеллектуальных и психологических особенностей обучающегося. Ребёнок воспринимает учебный материал, но не всегда может работать без помощи учителя, часто отвлекается, но контролирует  свое поведение. Не умеет абстрагироваться, анализ нового материала вызывает затруднение. Плохо развиты такие психические процессы, как долговременная память и абстрактное мышление. Упражнения выполняет по образцу, с творческими заданиями самостоятельно не справляется, мотивация на среднем уровне, но на уроках старается, хорошо идёт на контакт. В связи с этим мною был осуществлён индивидуально-дифференцированный подход к обучению на всех этапах урока.

Урок чтения был дан на тему: «Рассказ Е. Пермяка «Торопливый ножик»». Перед учителем и обучающимся стояла цель: познакомиться с произведением Е. Пермяка. Поставленной цели соответствовал тип урока - изучение нового материала.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

 1. Организационный момент. (Цель: коррекция эмоционального настроя обучающегося). 

2. Определение темы и цели урока (Цель: заинтересовать обучающегося предстоящей работой, создать условия для восприятия текста, мотивировать обучающегося на изучение новой темы).

3. Открытие новых знаний. (Цель: изучить новый материал, определить важность изучаемого произведения для жизни ребёнка). 

  • Знакомство с текстом, словарная работа (Цель: способствовать эмоциональному восприятию текста)
  • Физкультминутка (Цель: способствовать сбережению здоровья обучающегося).
  • Работа с иллюстрацией (Цель: обобщить знания о содержании текста, его идее).

4. Закрепление изученного (Цель: скорректировать полученные знания о содержании текста).

5. Подведение итогов.

 6. Рефлексия.

         Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника. Приёмы обучения  соответствуют  образовательной цели. Урок достиг цели и решил основную дидактическую задачу: сделав анализ произведения, учащийся понял тему и  идею рассказа.

          При первоначальном знакомстве учащегося с художественным произведением использовались текст и иллюстрации к нему; для быстрого прочтения и понимания значения слов и выражений в читаемом тексте была проведена словарная работа; для лучшего усвоения текста и более глубокого восприятия его в целом текст был прочитан учителем.

         Вопросы при анализе произведения были построены в виде беседы на выявление  отчётливого, глубокого понимания ребёнком авторского замысла, отношения автора к описываемым событиям и героям произведения, для анализа ситуации, в центре беседы было выявление идейного содержания рассказа и формирование его главной мысли. 

         Чтение на уроке было организовано в виде громкого чтения текста учителем, выборочного чтения учеником по вопросам, так как, следуя за ходом развёртывания сюжета, ребёнок осваивал логику произведения в целом.

         Читательский опыт учащегося на уроке анализировался с помощью наблюдения за окружающей действительностью. Знания расширялись с помощью работы с иллюстрациями к тексту.

На уроке были использованы методы:

  • словесные (беседа на всех этапах: при подготовке к активизации познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, рассказ учителя);
  • наглядные (демонстрация иллюстраций при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение);
  • практические (чтение, работа  с книгой, игра);
  • проблемно – поисковый (работа по выявлению идейного содержания рассказа и формированию его главной мысли). 

На уроке были задействованы наглядные, дидактические средства обучения. Учитывая психологические и возрастные особенности обучающегося, в основной этап урока были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурная пауза, снятие напряжения с глаз. Применение дидактической игры на уроке способствовало развитию у учащегося интереса к обучению, повышению внимания, более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала, формированию коммуникативных умений. Задачи воспитания осуществлялись через создание дружеской, творческой атмосферы на уроке, доброжелательные отношения учителя и ученика.

Продуктивность занятия оценивалась совместно с ребёнком.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у ребёнка интереса к чтению произведения, положительному отношению к окружающему миру. Считаю, что на уроке были созданы благоприятные социально-психологические, эстетические условия для обучения. Урок поставленных задач достиг, о чём говорят показатели степени обученности:

  • на уровне запоминания: учащийся может пересказать содержание, отвечает на вопросы репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности;
  • на уровне понимания: учащийся не только воспроизводит, но может объяснить, привести пример. Сущность вопроса им понимается, а не просто формально закрепляется в сознании;
  • на уровне применения: ученик может применить на практике теоретические знания в простейших заданиях. Простейшие умения в процессе их применения переходят в простейшие навыки.

Рациональность и эффективность использования времени урока рассчитаны в соответствии с намеченными целями и имеющимися возможностями, чередования и смены видов деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...