Педагог: Толстенкова Светлана Владимировна
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создание условий для формирования умения осознанно, грамотно,
выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».
Задачи:
- развитие умения анализировать произведение;
- учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в произведении;
- учить детей видеть красоту русской природы;
- развивать наблюдательность, речь учащихся;
- развитие навыков сотрудничества.
Планируемый результат: выразительное, чувственное прочтение произведения.
Предметный результат: использование различных методов и форм работы для формирования осознанного, выразительного, грамотного чтения.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
- формировать положительное отношение к уроку;
- формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека;
- формировать проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищу;
- проявление самостоятельности в учебной деятельности.
Коммуникативные:
- уметь аргументировать своё мнение;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме и понимать речь других;
- уметь взаимодействовать в малых группах (включение в беседу, умение слушать и слышать других).
Познавательные:
- добывать новые знания;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ;
- уметь использовать полученную информацию;
- использовать необходимую терминологию;
- находить и выбирать правильные пути решения проблемы.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цели урока;
- уметь высказывать своё предположение;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;
- умение соотносить свои знания и определять проблему;
- уметь оценивать свою деятельность на уроке.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Рабочие материалы для обучающихся: учебники, конверты с заданием, ручки, дневники, сердечки, клей, простые карандаши.
Рабочие материалы для учителя: учебник, словарь, конверты с заданием, картинки для кластера, пословицы.
Автор учебника: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2, - М., «Вентана-Граф, 2019.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель деятельности | Действия учителя | Действия обучающихся | Примечание |
1. Мотивация к учебной деятельности
| Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания позитивного эмоционального настроя | Приветствует обучающихся. - Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я. - Какие чувства у вас возникли, прослушав это стихотворение?
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. | Слайд 1 |
2. Выход на тему. Подготовка к усвоению новых знаний. Целеполагание
| Организовать постановку цели и темы урока. Подготовить к усвоению новых знаний | - Кто помогает нам почувствовать все эти эмоции, чувства на уроках литературного чтения? - С творчеством одного из них мы сегодня познакомимся. А с каким, вы узнаете, разгадав головоломку.
|
А | П | Р | Д | З | И | Я | Р | У | Г | Э | Д | О | Ш | А | Б | Л | Д | Х | О | Ц | Ш | Г | Н | Ж | В | Е | Р | Л | Ю | Н | А | С | Л | Й | Ч |
|
- Все верно, сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Михайловича Рубцова.
- Николай Михайлович Рубцов за свою недолгую жизнь написал огромное количество стихотворений. Сегодня мы остановимся на одном из них. Чтобы узнать на каком именно, я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах конверты. Откройте их. Перед вами буквы, которые нужно наклеить в пустые клеточки. Но не просто так, а в определенном порядке. Каждая буква соответствует определенному номеру клетки. - Что у вас получилось?
- Какую цель мы поставим перед собой?
| - Писатели и поэты
- Рубцов Выступление обучающегося «Биография Н.М. Рубцова».
- «Тихая моя Родина» - Познакомиться со стихотворением Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина» |
Слайд 2
Слайд 3 Слайды 4-9 |
3. Открытие нового знания | Создать условия для овладения учащимися умения осознанного, грамотного, выразительного чтения | - Предположите, о чем стихотворение? - Прослушайте, сравните со своими предположениями. Чтение стихотворения учителем. - Ваши предположения подтвердились? - А что же такое «Родина»? - Обратимся к Большой Советской энциклопедии: «Родина 1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов (см. также Патриотизм). 2) Более узко — чьё-либо место рождения. 3) Переносное значение — место возникновения, открытия или изобретения чего-либо». - Как вы думаете, какое определение подходит в нашем случае? - Какой эпитет употребляет автор в обращении к своей родине? - Слово встречается в тексте 5 раз (тихая, тихо, тихо, тихо, тихая). Почему оно необходимо поэту? - В минуты, когда тихо, когда кругом тишина, автор задумывается о своей родине, о себе. - Стихотворение имеет посвящение: В. Белову. Василий Белов – известный русский писатель. В одном из своих рассказов именно он употребил эти слова «тихая моя родина». Николая Рубцов специально обратился к нему с просьбой разрешить использовать их в стихотворении. - Прочитайте стихотворение шепотом, для себя. Делайте заметки на полях, обращайте внимание на слова, которые вам непонятны. - Какие слова непонятны? - Обратимся к словарю. Погост – кладбище Обоз – телега Сеновал – сарай для складывания сена Церковная обитель – здание церкви Ку́пол — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкой к полусфере Канал — это длинное, неширокое искусственное русло, вырытое для судоходной связи между реками, озёрами и морями, а также для снабжения водой отдельных территорий. | - О Родине
Ответы детей
- Второе
- Тихая
- В деревне тихо. Людей мало. Кругом тишина
Читают стихотворение шепотом, делают заметки на полях
|
Слайд 10
Слайд 11
|
| Физкультминутка Цель: Поддерживать активную работоспособность | Физкультминутка. - Ребята, мы с вами уже многое сделали на уроке, настало время отдохнуть. Но отдыхать мы будем немного в необычной форме. В разных местах нашего класса развешены белые листы, на которых напечатаны пословицы. Вам нужно, не отходя от своего места (можно наклоняться, поворачиваться, приседать), найти и прочитать пословицы. Родина краше солнца, дороже золота. Родина – мать, умей за нее постоять. Любовь к Родине сильнее смерти. Жить – Родине служить. Если дружба велика, будет Родина сильна. Человек без Родины – что птица без гнезда. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. - Молодцы, садитесь! - Существует очень много пословиц о Родине. И все они призывают нас защищать нашу Родину, потому что дороже ее, краше ее, нет для нас страны. - Как вы думаете, можем ли мы показать всю нашу любовь к Родине, если прочитаем это стихотворение монотонно, безучастно? - Конечно, нет. Наша задача прочитать это стихотворение с выражением. Какие же главные правила выразительного чтения? 1. Читать, вдумываясь в то, что читаешь. 2. Выделять голосом слова, несущие смысловую нагрузку. 3. Останавливаться на знаках препинания. | Выполняют задание
Повторяют правила выразительного чтения
|
Слайд 12
|
4. Первичная проверка понимания | Установить правильность и осознанность изученных действий. | Чтение и анализ стихотворения. Чтение 1 и 2 четверостишия. -Где прошли детские годы поэта? -Почему вы так решили? -Куда в первую очередь направляется автор? -Вчитайтесь в строки первого четверостишия, было ли детство автора счастливым? Почему?
- Давно ли он не навещал родину? Докажите.
Чтение 3 и 4 четверостишия.
-Как жители встретили односельчанина? - Какие строки показывают нам, что в деревне нелюдно? -Какие изменения произошли на малой Родине Рубцова за долгие годы его отсутствия?
Чтение 5 и 6 четверостишия. - Какие еще изменения произошли на Родине автора? - А что осталось без изменения? -При чтении каких строк захотелось улыбнуться? Прочитайте. О чём они вам говорят?
Чтение 7 и 8 четверостишия. -Навсегда ли он приехал в родные места? -Как понимаете выражение «речка за мною туманная будет бежать и бежать» -В этой фразе понятие «бежать» использовано в переносном смысле. -Что ещё он пронесёт в своих воспоминаниях по жизни кроме речки? Как вы понимаете 2 последние строки? Поэт всегда и везде чувствует свою сопричастность к родным местам. И эта связь бессмертна, т.к. это память сердца, память его души. |
- В деревне
- На кладбище - И да нет. Здесь красота природы, но рано умерла мама - Да, не может найти кладбище Читают, отвечают на вопросы. - Тихо и сдержанно. - Купол травою зарос. - Вырыли канал. - Новый забор - Тот же зеленый простор.
- На протяжении стихотворения герой проходит через реку памяти, продолжая узнавать или нет своё село. - Нет.
|
|
5. Первичное закрепление | Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | - Для того, чтобы в нашей памяти остался поэт Николай Михайлович Рубцов, для того, чтобы мы помнили его стихотворение, его любовь к Родине, я предлагаю вам поработать в группах. Раздаются конверты. - Достаньте содержимое конверта. Вам необходимо на чистом листе с помощью клея и подготовленных картинок создать кластер. - Картинку с каким названием мы поместим в середину? - Что у вас получилось? Создание кластера на доске. Родина – ивы, река, соловьи, крест, обоз, купол церковный, сеновал, болото, деревянная школа с забором, зеленый простор, изба, туча, гром, сердце. - Почему мы прикрепили сердце? |
Работа в группе, составление кластера.
- Родина
- Потому что автор любит свою Родину, этой любовью пронизано все стихотворение. |
|
6. Рефлексия
| Самоконтроль. Самооценка. | - У вас на партах тоже есть сердечки, на которых написаны незаконченные фразы. Я попрошу вас закончить их и прикрепить на доску. - Глядя на нашу доску, мне хочется вам пожелать чистой любви к нашей Родине, к нашей стране, к городу, к своей семье. Ведь им так нужна наша любовь и защита. - Откройте дневники, запишите домашнее задание: 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Задание по выбору: нарисовать рисунок на тему «Моя Родина». - Всем спасибо за урок. | Выполняют задание.
Оценивают свою работу с помощью жестов.
Записывают домашнее задание. |
Слайд 13 |