Проект урока по литературному чтению " Н.М. Рубцов " Тихая моя Родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Наталия Александровна Лаврентьева

Проект урока по литературному чтению " Н.М. Рубцов " Тихая моя Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_rubtsov.docx44.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по теме:                                                                            
«Николай Михайлович Рубцов «Тихая моя родина»

   

Цели: 

  1. Продолжить знакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова, с литературоведческими терминами;
  2. Учить читать выразительно и понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла;
  3. Развивать и воспитывать эмоционально-чувствительное отношение к родной природе, родным местам, родным людям.

Оборудование: 

  • портрет писателя;
  • интерактивная доска;
  • учебники;
  • тетради.

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Постановка проблемного вопроса.
  4. Работа по теме урока.
  5.  Работа с каждой строфой.
  6. Выразительное чтение вслух всего стихотворения.
  7. Сравнение стихотворений Н.М.Рубцова “Тихая моя родина” и “Березы” 
  8. Работа в печатных тетрадях.
  9. Рефлексия.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Улыбнитесь друг другу. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Литературное чтение сейчас.

Проверяют готовность  к уроку.

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школьника;

Проверка домашнего задания

- Стихотворение какого поэта мы читали на прошлом уроке?

- Вспомним это стихотворение. (Дети выразительно читают стихотворение Н.М.Рубцова наизусть или с листа).

- Мы читали стихотворение Николая Михайловича Рубцова “Береза”.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Постановка проблемного вопроса

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Н.М.Рубцова. Как вы думаете, почему авторы учебника нас снова обращают к поэзии Н.М.Рубцова?

(На доске запись: Каким был поэт Н.М.Рубцов?)

- Чтобы узнать, что любил поэт, чем восхищался. Каким он был.

Регулятивные:

самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Работа по теме урока

– Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию и выскажите свое предположение, на какую тему будет произведение.

– Что же такое Родина? Отечество? Отчизна? Как связаны эти слова?
На доске:
Родина – род, родной, родственник.
Родина – мать.
Отечество – отец.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
– Какое место вызывает у вас приятные воспоминания, где вы стремитесь бывать как можно чаще? Это и есть наша маленькая родина.
– Бывает ли человек без Родины?
– Как вы думаете, а поэт Н.М.Рубцова, что считает своей родиной?
 (Слайд 1).  

Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Главное в его стихах – родная природа, которую он ощущал как тайну. Несмотря на то, что поэт уехал в город, стал городским жителем, его родина – это деревня, и его стихи – это повествование о глухом, нетронутом уголке России, это рассказ о земле с ее деревенскими жителями, о широком, необъятном просторе.

(Учащиеся читают стихотворение молча)

Опрос после чтения.
– С каким чувством поэт говорит о своей “тихой родине”?
– О чем он вспоминает с грустью, с тоской?
– Что вспоминает с улыбкой?
– Как бы вы прочитали это стихотворение? (
Чтение вслух)
– Какова главная мысль этого стихотворения? (Ответы ребят)
– Разгадайте ребус и вы узнаете, какая народная половица выражает главную мысль и настроение стихотворения? 
(Слайд 2)

http://festival.1september.ru/articles/563388/img1.gif

Справка: Каждому числу соответствует буква в той же ячейке.

Ответ: “Нет земли краше, чем Родина наша”.

- Стихотворение Н.М.Рубцова будет о Родине.

- ответы детей

- Свою деревню

- ответы детей

Работа с каждой строфой

Алгоритм:

  1. Чтение строфы, словарная работа.
  2. Наблюдение за ритмом, рифмой.
  3. Выделение выразительных средств. (Эпитетов: тихая родина, жгучая связь; 
    сравнений: “ Словно ворона веселая, Сяду опять на забор!”).
  4. Тренировочные упражнения в выразительном чтении молча и вслух.

Регулятивные:

 работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя.

Выразительное чтение вслух всего стихотворения

Сначала дети пробуют читать выразительно, затем свой вариант выразительного чтения предлагает учитель.

Сравнение стихотворений Н.М.Рубцова “Тихая моя родина”
и “Березы”

 (Слайд 3).

Фамилия автора

Заголовок

Тема

Рифма

Строфа

Чувства

Н.М.Рубцов

“Тихая моя родина”

Детство
родина

перекрестные

четверостишие

Печаль
радость

Н.М.Рубцов

“Березы”

Родина
Природа

перекрестные

четверостишие

Грусть
Любовь

Регулятивные:

 работают по плану; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Работа в печатных тетрадях

Поиск ответа на проблемный вопрос.
Текст с пробелами:

Н.М.Рубцов был _______________ и _____________ человеком.

Он ____________природу, __________ и _______________. В его стихах слышится __________.____________.__________________.

Слова для справок (слайд 4):
(Эмоциональный, творческий, злым, любящий, активный, знающий, любил, ненавидел, уважал, понимал, ценил, животные, люди, цветы, призыв, уверенность, любовь, щедрость души, восторг, восхищение, радость, гордость).

Учащиеся зачитывают свои выводы.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

Рефлексия

– Хорошим ли был человеком поэт Н.М.Рубцов? Почему?
– Хотели бы вы иметь такого друга?

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.

Записывают задание в дневник

Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Н.М.Рубцов "Березы"

Работа по произведениям Н.М.Рубцова помогает создать условия для развития личного видения окружающего мира, речи, навыков выразительного чтения, творческих способностей учащихся , Содействовать воспит...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Пришвин "Моя Родина".

Урок по программе Климановой расчитан на детей с ОВЗ 7 вида....

Конспект урока по литературному чтению. Н.м. Рубцов " Тихая моя Родина"

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по стихотворению Николая Михайловича Рубцова " Тихая моя Родина" На уроке конкретно рассмотрели понятие "РОДИНА", " МАЛАЯ РОДИНА"....

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Поэтические картины о Родине. Н.И. Рыленков "К Родине"

                           Открытый урок литературного чтения в 4 классепо теме: Поэтические картины о Родине.  Никола...

Конспект урока по литературному чтению Н.М.Рубцов "Сентябрь"

Конспект урока по литературному чтению Н.М.Рубцов "Сентябрь"...

Конспект урока по литературному чтению "Н. М. Рубцов «Сентябрь»" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению "Н. М. Рубцов «Сентябрь»" 4 класс...