урок литературного чтения "Поэтический и живописный образы "малой родины", з класс (система Л.В.Занкова)
презентация к уроку чтения (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Поэтический и живописный образы «малой родины».
Тип: урок изучения нового материала.
Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель: формирование понятия «малая родина».
Задачи:
- Проанализировать стихотворение Н.И.Рыленкова « К Родине»; рассмотреть в «Картинной галерее» работу Марка Шагала «Окно на даче».
- Развивать внимание к образным средствам языка.
- Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: портрет Рыленкова Н.И, толковый словарь Ожегова С.И., слайды, карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
– Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, давайте поприветствуем друг друга улыбкой и начнем наш урок.
II. Мотивация урока.
На доске слова:
Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?
- Хочу начать наш урок со слов японского поэта. Еса Бусон- автор этих строк.
- Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задаёт японский поэт? (ответы детей )
- О каких тропинках говорит японский поэт?
1)показ слайдов ( приложение).
- Какие памятники изображены на слайдах?
Древнегреческий храм.
Древнерусский храм.
Японская гора Фудзи.
Биг-Бен.
- Почему все эти памятники объединены? Можно обратиться к названию нашей главы.
Д.У каждого человека, где бы он ни жил, есть памятные места, связывающие его с родиной. Каждый японец знает о горе Фудзи, россияне – о православном храме, человек, живущий в Великобритании – о Биг-Бене, греки – о древнегреческом храме и т. д.
III. Сообщение темы урока.
У. Тропинки бывают разными – это не только железнодорожные или воздушные пути. Сегодня в течение урока мы попробуем отыскать, обозначить так называемые тропинки, ведущие в родные края. Итак, мы сегодня попытаемся отдать частичку душевной теплоты русской природе, родной сторонушке.
Показ портрета Н. И. Рыленкова.
- Какие сведения вы нашли об этом поэте? (ответы детей).
-Я рада, что вам удалось к сегодняшнему уроку собрать столько информации о Н.И.Рыленкове.
IV. Работа с текстом стихотворения Н.И.Рыленкова «К Родине»
1)чтение учителем стихотворения;
- Поделитесь своими чувствами, мыслями о прочитанном.
2) повторное чтение стихотворения про себя;
- Какие картины природы вы увидели?
- Как вы понимаете строчки «и всё ускользнёт от беглого взора»?
- Объясняет ли это сам поэт?
На доске:
смотреть слушать
всматриваться вслушиваться
1)чтение слов;
-Чем отличаются действия?
- Давайте, ребята, обратимся к толковому словарю.
Д. Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору.
Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие.
- То же самое можно сказать о следующей паре слов. Вы были правы!
- Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (ответы детей).
У.Такая красота медленно проникает в душу человека, постепенно наполняет сердце. И не каждому человеку дано увидеть эту застенчивую красоту.
2) работа в группах по карточкам;
- Выберите те глаголы, которые более точно выражают впечатление от картины природы, созданной поэтом?
поражает
ослепляет
завораживает
проникает
захватывает
околдовывает
очаровывает
удивляет
потрясает
- Вдумайтесь в смысл каждого глагола перед тем, как дать ответ.
- Что нужно человеку, чтобы понять прелесть русской природы?
Д.Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в её неброских признаках.
-Что является тропинкой, ведущей в родные края, для поэта Рыленкова Н. И.?
- Что означает понятие «малая родина»?
Д. Это конкретное место, где человек родился и жил, где прошло его детство, школьные годы.
V. Физминутка.
VI. Творческая работа. (индивидуально )
- Перед вами текст о вашей « малой родине». Мне бы хотелось, чтобы вы вставили в него подходящие по смыслу слова:
Я живу в посёлке __________ на улице __________. Наш ________ район славится лесами, в которых водятся _____, _____,_____ . На территории нашего района есть большое озеро, которое называют жемчужиной Сибири. Это озеро _____. Летом там отдыхают туристы из разных уголков______ области. Я горжусь своей малой родиной!
VII .Проверка.
-Кто из вас, ребята, желает прочитать текст?
- А можно этот текст дополнить ещё сведениями о нашем районе? Вот это и будет домашним заданием!
V III .Работа над живописным образом «малой родины».
- Не каждый из нас может написать стихотворение, рассказ об увиденных картинах природы. Ведь так? А как оставить память об этом в своей душе?
1)показ слайдов.
- Посмотрите несколько фотографий, которые сделал ученик 10 «Б» класса нашей школы Вьюнов Михаил. Бывая в разных уголках нашего района, он не остаётся равнодушным и таким образом старается сохранить красоту родного края в сердце.
- Что для него является тропинкой? (ответы детей )
2)работа с учебником.
- А как думаете, можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?
- Мы отправляемся в картинную галерею. Зал 7, картина М. Шагала «Окно на даче».
– Что заметили необычного?
Д. Много места занимает окно.
- Нравится ли вам пейзаж за окном? Чем?
- Не кажется вам странным, что такой замечательный пейзаж художник пишет сквозь переплёт оконной рамы? Ведь получается, что пейзаж перечёркнут и вертикально, и горизонтально. Зачем М.Шагал так усложняет?
-Если трудно, то прочитайте ещё раз название картины.
- Какова цель художника?
Д.Не уголок леса изобразить, а окно. Окно- это прозрачная стена, которая отделяет тесную комнатку от чудес.
- Где же происходят чудеса?
Д. За окном, в природе.
- Видно ли, что комната тесная?
Д. Да, предметы на окне расположены в один ряд.
- В углу художник изобразил себя и свою жену. Какие лица у них при этом?
Д. Лица похожи на театральные маски. Люди словно застыли, они заворожено всматриваются в прекрасный пейзаж за окном.
- Мы доказали, что можно питать нежность к дачному уголку.
_Что же для М.Шагала является тропинкой, которая ведет к его любимому уголку?
Д. Картина, произведение искусства.
IX. Итог.
-Так сколько же тропинок, ведущих в родные края? Давайте перечислим:
Д. железнодорожные, воздушные пути;
-мысли, чувства;
-фотографии;
-картины (произведения искусства);
-здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране;
-духовно близкие люди;
-письма;
-воспоминания;
- книги.
X. Рефлексия.
-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока. Высказываемся, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде:
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-мне захотелось…
-урок дал мне для жизни…
-я смог (смогла )…
- Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.
Тезисы:
Открытый урок литературного чтения в 3 классе по теме: « Поэтический и живописный образы « малой родины» ( по системе РО Л.В.Занкова )
Акимова Н.М.
Разделы: Преподавание в начальной школе.
Очень важно на уроках литературного чтения, используя особенности детского возраста, особую восприимчивость к искусству, воспитать у детей потребность в общении с искусством. На протяжении урока ученики в совместном поиске с учителем решают поставленную задачу.
Используются разнообразные формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная. Эти формы побуждают учащихся к продуктивной исследовательской деятельности. Присутствует творческая работа, направленная на развитие осознанности чтения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поэтический и живописный образы «малой родины»
Еса Бусон 1716 -1783 Сколько же их, тропинок, ведущих в родные края?
Памятники архитектуры
Рыленков Н.И Годы жизни: 1909 -1969. Родился в крестьянской семье. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945.
Обратимся к словарю Смотреть – направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – глазами преодолевать какое – то препятствие. Ожегов С.И
Марк Шагал (1887 – 1985) Портрет Ю.Пэна фото 1941 г.
Тропинки, ведущие в родные края железнодорожные, воздушные пути; мысли, чувства; фотографии; картины (произведения искусства); здания архитектуры, которые тоже напоминают о родной стране; духовно близкие люди; письма; воспоминания; книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению и русскому языку для 2 класса. Система Л.В.Занкова
В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке....
План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
Урок плановый. Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Планеты" 2 класс Система Л.В.Занкова
Урок изучения и первичного закрепления знаний. В структуре урока реализован принцип обучения на высоком , но доступном уровне. На уроке создаётся ситуация успеха....
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова
Урок окружающего мира "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс система Л.В. Занкова. Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.Цели урока: Формировать первоначальные представления о ком...
Презентация к уроку литературное чтение М.Пришвин "Моя Родина", 3 класс
Презентация содержит необходимый материал для урока....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет, воздушная перспектива" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: знакомить с изобразительными и выразительными возможностями цвета в изображении пейзажа.Задачи урокаДидактические:1. Знакомить с изобра...